С днем учителя!

Методические указания по выполнению лабораторных занятий по химии

0
0
Материал опубликован 13 March


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ
ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А.ЗЛОБИНА»

(ГБПОУ ПК № 50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А. ЗЛОБИНА)








Методические указания

по выполнению лабораторных занятий к рабочей программе общеобразовательной дисциплины ОУД.12 Химия

по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

профиль обучения: технологический

(базовая подготовка)

(на базе основного общего образования)






















2022г.


ОДОБРЕНЫ

предметной (цикловой) комиссией

преподавателей общеобразовательных, гуманитарных, естественнонаучных учебных дисциплин, физического воспитания и обеспечения безопасности жизнедеятельности





РАЗРАБОТАНЫ

на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по профессии

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей







Составитель:

Н.Г. Федоровых, преподаватель высшей квалификационной категории, ГБПОУ ПК

50 имени дважды Героя Социалистического Труда Н.А. Злобина.










Оглавление



стр.

1.

Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО

4

2.

Критерии оценки лабораторных занятий

7

3.

Порядок работы

9

4.

Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать

во время проведения лабораторных занятий

10

5.

Простейшие правила первой помощи при несчастных случаях в лаборатории

11

6.

Методики лабораторных занятий

12


Лабораторное занятие № 1 «Химические свойства неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации»

12

Лабораторное занятие  № 2 «Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы» и «Неметаллы»».

15

Лабораторное занятие  № 3 «Карбоновые кислоты. Жиры. Мыла»

18

Лабораторное занятие  № 4 «Углеводы».

22

Лабораторное занятие  № 5 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон».

25


Список литературы

34




















1.Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО

Содержание общеобразовательной дисциплины Химия (базовый уровень) направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и предметных (далее – ПР) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).

Личностные результаты отражают:

ЛР 07. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

ЛР 11. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

ЛР 12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

ЛР 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Метапредметные результаты отражают:

МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

МР 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

МР 03. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

МР 04. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

МР 05. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

МР 08. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Предметные результаты на базовом уровне отражают:

ПРб.02 Владение основами понятийного аппарата и символического языка химии для составления формул неорганических веществ, уравнений химических реакций; владение основами химической номенклатуры (IUPAC и тривиальной) и умение использовать ее для решения учебно-познавательных задач; умение использовать модели для объяснения строения атомов и молекул.

ПРб.03 Владение системой химических знаний и умение применять систему химических знаний, которая включает:

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, вещество, простое и сложное вещество, однородная и неоднородная смесь, относительные атомная и молекулярная массы, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, оксид, кислота, основание, соль (средняя), химическая реакция, реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, тепловой эффект реакции, экзо- и эндотермические реакции, раствор, массовая доля химического элемента в соединении, массовая доля и процентная концентрация вещества в растворе, ядро атома, электрический слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, валентность, степень окисления, химическая связь, электроотрицательность, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, металлическая связь, кристаллическая решетка (атомная, ионная, металлическая, молекулярная), ион, катион, анион, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, скорость химической реакции, катализатор, предельно допустимая концентрация (ПДК), коррозия металлов, сплавы;

основополагающие законы химии: закон сохранения массы, периодический закон Д.И. Менделеева, закон постоянства состава, закон Авогадро;

теории химии: атомно-молекулярная теория, теория электролитической диссоциации, представления о научных методах познания, в том числе экспериментальных и теоретических методах исследования веществ и изучения химических реакций.

ПРб.05 Умение классифицировать химические элементы, неорганические вещества и химические реакции; определять валентность и степень окисления химических элементов, вид химической связи и тип кристаллической структуры в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах веществ (кислот, оснований), окислитель и восстановитель.

ПРб.06 Умение характеризовать физические и химические свойства простых веществ (кислород, озон, водород, графит, алмаз, кремний, азот, фосфор, сера, хлор, натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо) и сложных веществ, в том числе их водных растворов (вода, аммиак, хлороводород, сероводород, оксиды и гидроксиды металлов I - IIА групп, алюминия, меди (II), цинка, железа (II и III), оксиды углерода (II и IV), кремния (IV), азота и фосфора (III и V), серы (IV и VI), сернистая, серная, азотистая, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая кислота и их соли); умение прогнозировать и характеризовать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, применение веществ в зависимости от их свойств, возможность протекания химических превращений в различных условиях, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду.

ПРб.07 Умение составлять молекулярные и ионные уравнения реакций (в том числе реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций), иллюстрирующих химические свойства изученных классов/групп неорганических веществ, в том числе подтверждающих генетическую взаимосвязь между ними.

ПРб.08 Умение вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента в соединении, массовую долю вещества в растворе, количество вещества и его массу, объем газов; умение проводить расчеты по уравнениям химических реакций и находить количество вещества, объем и массу реагентов или продуктов реакции.

ПРб.09 Владение основными методами научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) при изучении веществ и химических явлений; умение сформулировать проблему и предложить пути ее решения; знание основ безопасной работы с химическими веществами, химической посудой и лабораторным оборудованием.

ПРб.10 Наличие практических навыков планирования и осуществления следующих химических экспериментов:

изучение и описание физических свойств веществ;

ознакомление с физическими и химическими явлениями;

опыты, иллюстрирующие признаки протекания химических реакций;

изучение способов разделения смесей;

получение кислорода и изучение его свойств;

получение водорода и изучение его свойств;

получение углекислого газа и изучение его свойств;

получение аммиака и изучение его свойств;

приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества;

исследование и описание свойств неорганических веществ различных классов;

применение индикаторов (лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина) для определения характера среды в растворах кислот и щелочей;

изучение взаимодействия кислот с металлами, оксидами металлов, растворимыми и нерастворимыми основаниями, солями;

получение нерастворимых оснований;

вытеснение одного металла другим из раствора соли;

исследование амфотерных свойств гидроксидов алюминия и цинка;

решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»;

решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»;

решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения»;

решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения»;

химические эксперименты, иллюстрирующие признаки протекания реакций ионного обмена;

качественные реакции на присутствующие в водных растворах ионы: хлорид-,

бромид-, иодид-, сульфат-, фосфат-, карбонат-, силикат-анионы, гидроксид-ионы, катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа (2+) и железа (3+), меди (2+), цинка;

умение представлять результаты эксперимента в форме выводов, доказательств, графиков и таблиц и выявлять эмпирические закономерности.

ПРб.11 Владение правилами безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, правилами поведения в целях сбережения здоровья и окружающей природной среды; понимание вреда (опасности) воздействия на живые организмы определенных веществ, способов уменьшения и предотвращения их вредного воздействия; понимание значения жиров, белков, углеводов для организма человека.

ПРб.13 Умение устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в макро- и микромире, объяснять причины многообразия веществ; умение интегрировать химические знания со знаниями других учебных предметов.

ПРб.14 Представление о сферах профессиональной деятельности, связанных с химией и современными технологиями, основанными на достижениях химической науки, что позволит обучающимся рассматривать химию как сферу своей будущей профессиональной деятельности и сделать осознанный выбор химии как профильного предмета при переходе на уровень среднего общего образования.

ПРб.15Наличие опыта работы с различными источниками информации по химии (научная и научно-популярная литература, словари, справочники, интернет-ресурсы); умение объективно оценивать информацию о веществах, их превращениях и практическом применении.

Методические указания по выполнению лабораторных занятий направленны на контроль качества и управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования ОК. Методические указания разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Химия» и профессиональной направленности образовательной программы по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.



2. Критерии оценки лабораторных занятий.

Оценка «отлично» ставится, если обучающийся:

правильно определил цель опыта;

выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, схемы, вычисления и сделал выводы;

проявлял организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использовал расходные материалы).

эксперимент осуществлял по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке «5», но:

опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

или было допущено два-три недочета;

или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

или эксперимент проведен не полностью;

или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся:

правильно определил цель опыта; работу выполнил правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью преподавателя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;

допустил грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся:

не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

допущены две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.




3. Порядок работы.


Лабораторные занятия по химии проводятся в специально оборудованном химическом кабинете. Выполнение работ связано с использованием оборудования, химической посуды и реактивов, способных нанести травмы при неумелом обращении. Поэтому обучающиеся должны с первых дней приучаться к аккуратной и внимательной работе, строгому соблюдению правил техники безопасности.

При работе в химическом кабинете необходимо придерживаться следующих правил:

1. Работы проводить индивидуально, соблюдать тишину.

2. Предварительно повторить теоретический материал соответствующей главы и ознакомиться с содержанием лабораторного занятия.

3. Проверить наличие необходимого оборудования и реактивов для данного занятия.

4. Уяснить и точно соблюдать порядок и последовательность операций, указанных в руководстве.

5. Соблюдать все меры предосторожности, указанные в инструкции или сообщенные предварительно устно.

6. Внимательно следить за порядком выполнения лабораторного занятия и ходом опыта. В случае неудачной постановки опыта, прежде чем его повторить, следует установить причину; в сомнительных случаях обращаться к преподавателю.

7. Все записи наблюдений делать сразу же после окончания опыта.

8. После окончания работы привести рабочее место в порядок.

9. Сдать реактивы преподавателю.


Отчет должен содержать следующие сведения:

1. Номер занятия.

2. Название занятия.

3. Название опыта. Схема опыта.

4. Наблюдения.

5. Уравнения протекающих реакций.

6. Выводы.

Отчет о проделанной работе проверяет преподаватель.














4. Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать во время проведения лабораторных занятий.


1. Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность. Помнить, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и свойствами химических веществ может повлечь за собой несчастный случай.

2. Приступать к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.

3. Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и приборах, как это указано в соответствующем разделе руководства.

4. Производить опыты в чистой посуде.

5. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

6. Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ (например, выпаривание, кипячение растворов кислот, а также растворов, содержащих галогены, аммиак, сероводород и т. п.), проводить только в вытяжном шкафу.

6. Выполняя опыты с легковоспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами, помимо соблюдения всех других мер предосторожности, работать стоя. Поджигать газы и пары можно только после предварительной проверки их на чистоту, так как смесь горючего газа с воздухом взрывается.

7. Наливая или нагревая реактивы, не наклоняться над сосудом, так как возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, колбы, стаканы, не держать их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.

8. Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.

9. Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них в той или иной мере ядовиты.

10. Держать дальше от огня легковоспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др. Если воспламенится бензин, спирт или эфир, надо немедленно накрыть пламя асбестом или засыпать песком.

12. Осторожно пользоваться спиртовками. Спиртовку не зажигать, наклоняя ее к другой горящей спиртовке: гасить спиртовку, накрывая ее сверху колпачком.

11. В случае возникновения пожара в лаборатории немедленно позвонить в пожарную охрану. До прибытия пожарных гасить огонь песком, огнетушителем и водой.

12. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему первую помощь.









5. Простейшие правила первой помощи при несчастных случаях в лаборатории.


1. При ранении стеклом убедиться в том, что в ранке не осталось стекла, быстро протереть ранку ваткой, смоченной спиртом, смазать йодом и забинтовать.

2. При горячих (термических) ожогах на обожженное место наложить компресс (без бумаги) из концентрированного раствора перманганата или смазать это место мазью от ожогов. Если под рукой нет перманганата и мази, рекомендуется присыпать обожженное место двууглекислой (питьевой) содой и приложить бинт, смоченный холодной водой.

3. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью немедленно обмыть пораженное место большим количеством воды (мыть под краном минут пять), а затем:

при ожоге кислотами обмыть 2%-ным раствором питьевой соды или слабым раствором нашатырного спирта;

при ожоге щелочами обмыть 1 % -ным раствором уксусной или лимонной кислоты. В обоих случаях после наложить компресс из бинта, смоченного спиртом.

4. При попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим количеством воды, а затем:

при попадании кислоты промыть разбавленным раствором питьевой соды;

при попадании щелочи промыть 1% раствором борной кислоты.

5. Если необходимо, то пострадавшего после оказания первой помощи немедленно доставить в медпункт или в поликлинику.


После ознакомления с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории каждый обучающийся должен расписаться в журнале по технике безопасности.

Перед проведением очередного занятия в лаборатории преподаватель должен повторить указания о мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при использовании в данных опытах тех или иных реактивов (концентрированных серной

и азотной кислот, хлора, фенола, едких щелочей и др.).

















6. Методики лабораторных занятий.

Лабораторное занятие № 1 «Химические свойства неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации».

Задание 1. Изучение свойств кислот в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД).

Цель: изучить общие свойства кислот на примере соляной кислоты в свете ТЭД..

С правилами охраны труда ознакомлен (на)______ (Подпись)

Оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка.

Реактивы: стружка магния, цинк, оксид меди (II) (оксид кальция), порошка гидроксида меди (II), соляная кислота, нитрат серебра, гидроксид натрия, индикаторы – лакмус. фенолфталеин, метиловый оранжевый.

Порядок выполнения:

Опыт 1. Изменение цвета индикаторов.

В три пробирки налейте соляную (хлороводородную) кислоту. В одну пробирку с кислотой налейте одну-две капли индикатора метиловый оранжевый, в другую – одну-две капли индикатора лакмус, в третью – одну-две капли индикатора фенолфталеин. Что наблюдали? Запишите уравнение диссоциации соляной кислоты.

Опыт 2. Взаимодействие с металлами.

В первую пробирку прилейте 1 мл соляной кислоты, добавьте несколько капель лакмуса, затем добавьте немного стружки магния. Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Во вторую пробирку прилейте 1 мл соляной кислоты, добавьте несколько капель лакмуса, затем добавьте гранулу цинка, нагрейте на пламени спиртовки. Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сравните скорости этих реакций.

Опыт 3. Взаимодействие с основными оксидами.

В пустую пробирку поместите 0,5 г порошка оксид меди (II) (или оксид кальция). Прилейте 2 мл соляной кислоты и осторожно нагрейте! Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 4. Взаимодействие с гидроксидами.                            

В пробирку прилейте 2 мл гидроксида натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем прилейте в эту пробирку 2 мл соляной кислоты. Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 5. Взаимодействие с солями.         

В пробирку налейте 1 мл соляной кислоты, добавьте несколько капель нитрата серебра. Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

По итогам проведенных опытов заполните таблицу:

 

Название опыта

Что делаю?

Внешний эффект

(наблюдения)

Уравнения реакции

Выводы

(что доказывает данная реакция)



Схема опыта.

 




 Сделайте вывод о проделанной работе, ответив на вопросы:

1) Какие вещества называются кислотами?

2) Чем определяется общность свойств кислот?

 

Задание 2. Изучение свойств оснований в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД).

Цель: получить нерастворимое основание и изучить общие свойства растворимых и нерастворимых оснований в свете ТЭД.

С правилами охраны труда ознакомлен (на)______ (Подпись)

Оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, спички, стеклянная палочка, «соломинка» для коктейлей.

Реактивы: гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид аммония, сульфат меди (II), хлорид никеля (II), соляная кислота, нитрат серебра, индикаторы – лакмус. фенолфталеин, метиловый оранжевый.

Порядок выполнения:

Опыт 1. Отношение щелочей к индикаторам.

В три пробирки налейте раствор гидроксида натрия:

а) в одну пробирку с щелочью налейте одну-две капли индикатора метиловый оранжевый,

б) в другую – одну-две капли индикатора лакмус,

в) в третью – одну-две капли индикатора фенолфталеин. Что наблюдали? Запишите уравнение диссоциации гидроксида натрия.

Опыт 2. Получение нерастворимого основания.

а) К 1 мл раствора гидроксида натрия прибавьте несколько капель сульфата меди (II). Свои наблюдения внесите в таблицу. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

б) Осадок разделите на две части, перелив половину содержимого в другую пробирку. Обе пробирки поставьте в штатив.

Свойства растворимых и нерастворимых оснований.

Опыт 3. Взаимодействие с кислотами.

а) Опыт проводит преподаватель.

Стеклянную палочку необходимо обмакнуть в раствор гидроксида аммония и поднести ее к емкости с концентрированной соляной кислотой. Результат опыта – белый дым – кристаллики образующегося хлорида аммония белого цвета парят на летучих кислотах HCl и HNO3. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

б) В пустую пробирку поместите 0,5 г порошка гидроксида меди (II). Прилейте 2 мл соляной кислоты и осторожно нагрейте! Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 4. Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами.

В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида кальция (известковой воды) – Са(ОН)2, поместите в раствор «соломинку» для коктейлей и подуйте. Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.


Опыт 5. Взаимодействие щелочей с солями с образованием нерастворимого основания.

В пробирку прилейте 1 мл гидроксидом натрия, затем добавьте несколько капель хлорида никеля (II). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 6. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Немного нагрейте пробирку (из опыта 2) со второй порцией гидроксида меди (II). Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции.

По итогам проведенных опытов заполните таблицу:

 

Название опыта

Что делаю?

Внешний эффект

(наблюдения)

Уравнения реакции

Выводы

(что доказывает данная реакция)



Схема опыта.

 




Сделайте вывод о проделанной работе, ответив на вопросы:

1) Какие вещества называются основаниями?

2) Какие основания называются щелочами?

3) Чем определяется общность свойств оснований?


Задание 3. Изучение свойств солей в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД).

Цель: исследовать свойства солей в свете ТЭД.

С правилами охраны труда ознакомлен (на)______ (Подпись)

Оборудование: штатив с пробирками, пробиркодержатель, спиртовка, спички.

Реактивы: железо, сульфат меди (II), хлорид бария, хлорид железа (III), нитрат серебра, иодид калия, гидроксид натрия, серная кислота.

Порядок выполнения:

Опыт 1. Взаимодействие с металлами.

В пробирку поместите канцелярскую скрепку, залейте еѐ раствором сульфата меди(II). Пробирку осторожно нагрейте, поместив ее в пробиркодержатель. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 2. Взаимодействие с кислотами.

В пробирку с 1 мл хлоридом бария налейте несколько капель серной кислоты. Каков результат химической реакции? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 3. Взаимодействие с щелочами.

В пробирку с 1 мл гидроксидом натрия налейте несколько капель хлорида железа(III). Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 4. Взаимодействие с солями.

В пробирку налейте 1 мл иодида калия, добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. Свои наблюдения внесите в таблицу.

По итогам проведенных опытов заполните таблицу:

 

Название опыта

Что делаю?

Внешний эффект

(наблюдения)

Уравнения реакции

Выводы

(что доказывает данная реакция)



Схема опыта.

 




Сделайте вывод о проделанной работе, ответив на вопросы:

1) Какие вещества с точки зрения ТЭД называются солями?

2) Укажите условия, при которых протекают химические реакции с участием солей?



Лабораторное занятие  № 2 «Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы» и «Неметаллы»».

Задание 1.

Цель: научиться получать газообразные вещества, собирать и распознавать с помощью характерных признаков.

С правилами охраны труда ознакомлен (на)______ (Подпись)

Оборудование: пробирки, спиртовка, спички, прибор для получения газов, штатив, газоотводная трубка, лучинка, лакмусовая бумажка, кусочек ваты.

Реактивы: цинк, соляная кислота, карбонат кальция, известковая вода, пробирка с реакционной смесью.

Порядок выполнения.

Опыт 1. Получение, собирание и распознавание водорода.

1.Опустите 1 гранулу цинка в пробирку и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

2.Накройте пробирку другой пробиркой, расположив ее вверх дном. Через 1-2 минуты поднимите верхнюю пробирку вверх и, не переворачивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдаете? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода?

Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.

Название опыта

Что делаю?

Внешний эффект

(наблюдения)

Уравнения реакции



Схема опыта.




Вывод. Водород – газ ________________________________________________________, который можно получить при __________________________________________________ и собрать ___________________________________________________________________.


Опыт 2. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

1.Закрепите пробирку с карбонатом кальция в штативе, добавьте в нее раствор соляной кислоты и быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

2.Соберите газ в сухую пробирку и внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучинку. Что наблюдаете?

3.В пробирку налейте 1-2 мл прозрачного раствора известковой воды и опустите туда газоотводную трубку. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.

Название опыта

Что делаю?

Внешний эффект

(наблюдения)

Уравнения реакции



Схема опыта.




Вывод. Оксид углерода (IV) – газ _______________________________________________ , который можно получить ______________________________________________________ , распознать при помощи ________________________________________________________.


Опыт. Получение, собирание и распознавание аммиака.

1.Получите у учителя пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция, закрепите данную пробирку в штативе в горизонтальном положении. Нагревайте дно пробирки в пламени спиртовки.

2.Кончик газоотводной трубки поместите в пустую сухую пробирку, перевернутую вверх дном. Отверстие пробирки закройте кусочком ваты.

3.Поднесите к отверстию пустой пробирки влажную красную лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Осторожно понюхайте выделяющийся газ.

Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.

Название опыта

Что делаю?

Внешний эффект

(наблюдения)

Уравнения реакции



Схема опыта.




Вывод. Аммиак – газ __________________________________________________________, который можно получить ______________________________________________________ , распознать при помощи _______________________________________________________ .



Задание 2. Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы».

Цель: закрепление знаний по теме: «Металлы».

С правилами охраны труда ознакомлен (на)______ (Подпись)

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.

Реактивы: железо, растворы азотной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата никеля (II), нитрата серебра, хлорида железа (III), роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка, красная кровяная соль, желтая кровяная соль.

Порядок выполнения. Опыт 1. Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения:

FeCl3 → Fe(OH)3 → FeCl3 → Fe(CNS)3

Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 2. Даны реактивы: железо, раствор соляной кислоты, красная кровяная соль K3[Fe(CN)6].

Из предложенных вам реактивов получите хлорид железа (II) и докажите наличие

иона Fe2+ в полученном растворе. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 3. докажите наличие иона Fe3+ в растворе хлорида железа (III). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 4. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: Na3PO4, FeCl3, ZnSO4.Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 5. Приготовьте гидроксид никеля (II) и исследуйте его свойства. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.

Название опыта

Что делаю?

Внешний эффект

(наблюдения)

Уравнения реакции



Схема опыта.



Вывод:


Задание 3. Решение экспериментальных задач по теме: «Неметаллы».

Цель: закрепление знаний по теме «Неметаллы».

С правилами охраны труда ознакомлен (на)______ (Подпись)

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки.

Реактивы: железо, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, сульфата аммония, сульфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, фосфата натрия, нитрата серебра, лакмуса, фенолфталеина.
Порядок выполнения.

Опыт 1. Докажите опытным путем, что в состав серной кислоты входят  ионы водорода и сульфат ионы, а в состав соляной кислоты  - ионы водорода и хлорид - ионы. Составьте план эксперимента и уравнения реакций.

Опыт 2. В трех пробирках находятся растворы:
а) карбонат натрия, силикат натрия, хлорид натрия;
б) сульфат натрия, фосфат натрия, хлорид аммония.
Используя необходимые реактивы, распознайте каждый из растворов.

Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 3.

а) Проведите качественную реакцию на фосфат-ион.
б) Проведите качественную реакцию на сульфат-ион.
Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 4. Используя необходимые реактивы, осуществите реакции по схемам:
а) Ca2+ + CO3 2- = CaCO3
б) 2H+ + SiO3 2- = H2SiО3

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 5. Проведите реакцию между растворами:

а) сульфата натрия и нитрата бария;

б) хлорида натрия и нитрата серебра(I).

Опишите признаки реакций. Укажите анионы, входящие в состав полученных осадков.

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 6. Определите с помощью качественных реакций выданные вам в пронумерованных пробирках растворы:

а) фосфата калия и карбоната калия;

б) силиката натрия и сульфата натрия.

Оформите отчет о выполнении в виде таблицы.

Название опыта

Что делаю?

Внешний эффект

(наблюдения)

Уравнения реакции



Схема опыта.



Вывод:



Лабораторное занятие  № 3 «Карбоновые кислоты. Жиры. Мыла».   

Задание 1.

Цель: опытным путем изу­чить химические свойства карбоновых кислот на примере уксусной кислоты.

С правилами охраны труда ознакомлен (на)______ (Подпись)

Оборудование: спиртовка, спички, пробиркодержатель, штатив с пробирками, стеклянная палочка, ложечка.

Реактивы: магний в стружках, цинк в гранулах, оксид меди (II) (оксид кальция), карбонат натрия (гидрокарбонат натрия, карбонат кальция), 9-% раствор уксусной кислоты, 10-% раствор гидроксида натрия, растворы: лакмуса, фенолфталеина,

Порядок выполнения:

Уксусная кислота (этановая кислота) относится к слабым кислотам и в ионных реакциях на ионы не диссоциирует, поэтому записывается в молекулярном виде.

Опыт 1. Растворимость уксусной кислоты.                                                       

В пустую пробирку прилейте 1 мл 9% раствора уксусной кислоты. Прилейте 1 мл воды и осторожно перемешайте. Отметьте наблюдаемое явление. Сделайте вывод о растворимости уксусной кислоты в воде.

 Опыт 2. Изменение цвета лакмуса в растворе уксусной кислоты.                 

В пробирку с кислотой из первого опыта добавьте несколько капель лакмуса. Отметьте изменение цвета раствора. Сделайте вывод об изменении цвета лакмуса в любых кислотах.

Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

В первую пробирку прилейте 1 мл 9% раствора уксусной кислоты, добавьте несколько капель лакмуса, затем добавьте немного стружки магния. Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Во вторую пробирку прилейте 1 мл 9% раствора уксусной кислоты, добавьте несколько капель лакмуса, затем добавьте гранулу цинка, нагрейте на пламени спиртовки. Сравните скорости этих реакций.

Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с оксидом металла (или оксид кальция).                     

В пустую пробирку поместите 0,5 г порошка оксида меди. Прилейте 2 мл 9% раствора уксусной кислоты и осторожно нагрейте! Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о том, с какими оксидами (металлов или неметаллов) могут реагировать кислоты.

Опыт 5. Взаимодействие уксусной кислоты с гидроксидами.                            

1 способ.

Получите свежеосажденный гидроксид меди (II) взаимодействием гидроксида натрия 2 мл и 0,5 мл сульфата меди. Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

К свежеосажденному гидроксиду меди (II) осторожно прилейте 2 мл 9% раствора уксусной кислоты. Аккуратно встряхивая полученную смесь, добейтесь полного растворения осадка. Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о том, с какими гидроксидами (кислотами или основаниями) могут реагировать кислоты.

2 способ.

В пробирку прилейте 2 мл гидроксида натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем прилейте в эту пробирку 2 мл 9% раствора уксусной кислоты. Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 6. Взаимодействие уксусной кислоты с солью (карбонат натрия, гидрокарбонат натрия, карбонат кальция).          

В пустую пробирку прилейте 2 мл 9% раствора уксусной кислоты, добавьте несколько капель лакмуса, затем поместите 0,5 г порошка любой соли (из перечисленного списка). Отметьте наблюдаемое явление. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод о том, когда возможна реакция кислоты с солью.

По итогам проведенных опытов заполните таблицу:

 

Название опыта

Что делаю?

Внешний эффект

(наблюдения)

Уравнения реакции

Выводы

(что доказывает данная реакция)



Схема опыта.

 




 Общий вывод должен содержать информацию о физических и химических свойствах уксусной кислоты, изученных в ходе лабораторного занятия.                                     

 

Задание 2.

Цель: опытным путем изу­чить свойства жиров и мыла.

С правилами охраны труда ознакомлен (на)______ (Подпись)

Оборудование: спиртовка, спички, пробиркодержатель, штатив с пробирками, стеклянная палочка, пипетка, ложечка.

Реактивы: растительное масло, свиное сало, коровье масло, вода, этиловый спирт (C2H5OH), бензин, раствор перманганата калия (KMnO4), раствор фенолфталеина, стружка мыла, раствор стирального порошка, жидкий СМС.

Порядок выполнения:

Опыт 1. Наблюдение различной растворимости жиров в воде и органических растворителях.

К 1-2 мл растворов мыла и стирального порошка в отдельных пробирках добавьте по 2-3 капли раствора фенолфталеина. Отметьте окраску раствора. Сделайте вывод, какое из моющих средств лучше использовать для стирки тканей, чувствительных к щелочи (например, шерстяных). 

Приготовьте 4 пробирки: в первую налейте 1 мл воды, во вторую 1 мл горячей воды, в третью – этиловый спирт, в четвертую – бензин. Добавьте в каждую из них пипеткой 2-3- капли растительного масла. Закройте пробирки пробкой, встряхните каждую. Что наблюдаете? Запишите вывод.

Опыт 2. Сравнение степени ненасыщенности твёрдого и жидкого жиров.

В непредельных углеводородных радикалах жиров может содержаться различное количество двойных связей. О степени непредельности жиров можно судить по количеству обесцвечиваемого раствора перманганата калия.

В пробирки поместите по 2-3 капли различных жиров (твердые жиры предварительно растапливают): свиного сала, коровьего масла, подсолнечного масла и др. Затем добавьте в пробирки по 1-2 мл раствора перманганата калия. Ваши наблюдения. Вспомните характер карбоновых кислот, входящих в состав жидких жиров. Будут ли такими же признаки химической реакции, если взять расплавленный животный жир? Ответ мотивируйте. Запишите вывод.

Сравните степень обесцвечивания раствора перманганата калия, пошедшей на реакцию с разными жирами, и расположите жиры в ряд возрастающей степени непредельности.

Опыт 6. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде.

В каждую из 3-х пробирок поместите стружку мыла, стиральный порошок, жидкий СМС. Добавьте по 4 -5 мл воды. Закройте пробками и энергично встряхните. Сделайте вывод: какое из веществ обладает большей мылкостью, образует больше пены, лучше моет?

Разлейте каждый раствор 2 пробы (в 2 чистых пробирки каждый).

В первую пробу добавьте по 3-4 мл жесткой воды (раствора солей кальция и магния, например СаСl2 и MgCl2). После внесения каждой капли содержимое пробирок взбалтывайте. Сделайте вывод о преимуществах использования различных моющих средств в жесткой воде.

Во вторую пробу добавьте по 1 мл растительного масла. Встряхните пробирки. Что наблюдаете? Каким моющим средством легче смыть жиры? Запишите вывод.

По итогам проведенных опытов заполните таблицу:

 

Название опыта

Что делаю?

Внешний эффект

(наблюдения)

Уравнения реакции

Выводы

(что доказывает данная реакция)



Схема опыта.

 




 

Общий вывод должен содержать информацию о свойствах жиров и мыла, изученных в ходе лабораторного занятия.                                     



Ситуационные вопросы:

1.Какую кислоту используют для консервирования и маринования?

2. Какую кислоту используют для приготовления компотов и напитков?

3. Какую кислоту содержат молочнокислые продукты?

4. Об образовании какой кислоты свидетельствуют прогорклый вкус и специфический запах масла?

5. Какая кислота необходима для повышения набухаемости белков при приготовлении слоеного теста?

6. Что за кислота ежедневно образуется в организме человека в количестве 400 г? Она может содержаться в моче, поте, коже.

7. Почему болят икры ног после продолжительного бега? Ответ. В мышцах образуется молочная кислота.

8.Какие кислоты содержатся в табачном дыме?

9.Какую кислоту используют при производстве акриловых эмульсий для лакокрасочных материалов, пропитки тканей и кожи, в качестве сырья для полиакрилонитрильных волокон и каучуков, строительных смесей и клеев?

10.Какая кислота находится в выделениях желез муравьев, в иглах ели, в ворсинках жгучей крапивы и в поте животных?

11.Как можно почистить засаленные манжеты и воротнички курток, пальто, пиджаков?

12.Как можно вывести свежие и застарелые жировые пятна с различных видов тканей?

13.В качестве пищевых добавок используются соли уксусной кислоты – ацетат калия и ацетат натрия, они обозначаются соответственно Е 461 и Е 462.

14.Для удаления пятен ржавчины можно использовать раствор уксусной кислоты. Составьте молекулярные и ионные уравнения происходящих при этом реакций, учитывая, что ржавчина содержит оксид и гидроксид железа (III) – Fe2O3 и Fe(OH)3.


Контрольные вопросы:

1.Какие свойства уксусной кислоты сходны со свойствами минеральных кислот?

2. Какие вещества образуются при взаимодействии уксусной кислоты с основаниями, со спиртами?

3. Какие вещества относятся к жирам?

4. Какой процесс называется прогорканием?

5. Сравните растительные масла и животные жиры по составу, свойствам и

применению.

6. Что такое ПАВ?

7. На какие типы делятся ПАВ по характеру гидрофильных и гидрофобных групп?

8. Что такое жидкое мыло (моющие средства), твердое мыло (косметические и хозяйственные мыла)?

9. Напишите уравнения реакций синтеза жиров из: а) пальмитиновой кислоты и глицерина; б) линолевой кислоты и глицерина. Назовите полученные жиры.

10. Составьте уравнения реакций получения: а) олеолинолеопальмитина; б) триглицерида масляной кислоты; в) диолеостеарина.

Лабораторное занятие  № 4 «Углеводы».

Цель: исследовать химические свойства углеводов и объяснить причины, обуславливающие эти свойства.

С правилами охраны труда ознакомлен (на)______ (Подпись)

Оборудование: спиртовка, спички, пробиркодержатель, штатив с пробирками, ложечка, пипетка, фарфоровые чашки, чашки Петри.

Реактивы: гидрокарбонатом натрия, растворы: глюкозы, фруктозы, сахарозы, крахмала; 10-% раствор гидроксида натрия, 5-% раствор сульфата меди, аммиачный раствор оксида серебра, этиловый спирт, серная кислота, 5-% и 15-% растворы (спиртового) альфа-нафтола, 5-% раствор сульфата кобальта, 5-% раствор сульфата никеля, раствор йода.

Продукты питания: мед, хлеб, йогурт, маргарин, макаронные изделия, крупа горох (рис).

Порядок выполнения:

Опыт 1. Обнаружение гидроксильных групп в углеводах.

           В три пробирки наливают по 1,5 мл растворов: глюкозы, фруктозы, сахарозы. В каждую пробирку добавляют по 1 мл 10-% раствора NaOH, а затем по каплям приливают 5-% раствор CuSO4. Образующийся вначале осадок Cu(OH)2  при встряхивании растворяется, получается ярко-синий раствор алкоголятов меди. Что наблюдаете? Запишите вывод.

Опыт 2. Обнаружение альдегидной группы в моносахаридах.

           а) Окисление гидроксидом меди (II) - реакция «хамелеон».

В две пробирки наливают по 2 мл растворов глюкозы и фруктозы, добавляют 1 мл

10-% раствора NaOH и по каплям (до появления голубого осадка Cu(OH)2 )

5-% раствор CuSO4. Содержимое пробирок осторожно нагревают и наблюдают изменение голубой окраски осадка на красный. Объясните, почему реакция идет только с раствором глюкозы.

           б) Окисление аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»). В две пробирки наливают по 1 мл растворов глюкозы и фруктозы, добавляют по 4-5 капель аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагревают. Объясните наблюдаемые явления.

Опыт 3. Восстанавливающие свойства дисахаридов.

           В три пробирки наливают по 1,5 мл растворов сахарозы, мальтозы и лактозы (или молока), добавляют по 1 мл 10-% раствора NaOH и по каплям 5-% раствор CuSO4. Содержимое пробирок нагревают (не допуская кипения) и наблюдают проявления реакции «хамелеон». Какие из предложенных дисахаридов проявляют восстанавливающие свойства?

Опыт 4. Реакция Панова на кетогексозы.

          В две пробирки наливают по 1 мл растворов фруктозы и глюкозы, добавляют по 2 мл смеси этанола с  концентрированной серной кислотой, а затем - 2-3 капли

5-% раствора (спиртового) альфа-нафтола. Содержимое встряхивают и осторожно нагревают 3 мин. В какой пробирке появляется интенсивное  фиолетовое окрашивание?

Опыт 5. Гидролиз сахарозы.

           В пробирку наливают 3 мл 1-% раствора сахарозы и прибавляют 5 капель 1М

раствора серной кислоты. Смесь нагревают 3-5 мин, охлаждают и делят на две части.

Одну часть раствора нейтрализуют сухим гидрокарбонатом натрия до прекращения выделения углекислого газа, добавляют равный объем свежеприготовленного гидроксида меди (II) и повторно нагревают.

Вторую половину гидролизата используют для обнаружения фруктозы реакцией Панова (см. опыт № 4). Сравнивают окраску растворов в двух пробирках. Какие продукты гидролиза сахарозы вами обнаружены проведенными реакциями?

Опыт 6. Цветные реакции на сахарозу.

            В две пробирки наливают по 2 мл 10-% раствора сахарозы и по 1 мл 5-% раствора NaOH. Затем в одну пробирку добавляют несколько капель 5-% раствора сульфата кобальта, а в другую - столько же сульфата никеля. В пробирке с солью кобальта появляется фиолетовое окрашивание, а с солью никеля - зеленое.

Опыт 7. Качественные реакции на углеводы.

           а) Реакция Милоша на углеводы.

В две пробирки наливают по 1 мл воды и вносят небольшое количество углеводов: в одну - сахарозу (или глюкозу), в другую - крахмал. Затем в каждую пробирку вносят 1-2 капли 15-% (спиртового) раствора альфа-нафтола и, наклонив пробирку, по стенкам из пипетки осторожно приливают по 1 мл концентрированной серной кислоты. Появляется окрашенное кольцо, сначала зеленоватого цвета, потом фиолетовое.

             б) Качественная реакция на крахмал (йодная проба).

К 1-1,5 мл раствора крахмала добавьте 1 каплю раствора йода. Что наблюдается?

Появление сине-фиолетового окрашивания при добавлении раствора йода – качественная реакция на крахмал.

Проверьте наличие крахмала в продуктах питания:

1. Разотрите мёд в фарфоровой чашке. Накапайте на него раствор йода. Наблюдайте за изменением цвета.

2. Возьмите маленький кусочек белого хлеба, поместите в чашку Петри и накапайте на него раствор йода. Что Вы наблюдаете?

3. Разотрите в фарфоровой чашке горох (зерна риса). Добавьте немного воды и перемешайте. Накапайте йод. Что Вы наблюдаете?

4. Возьмите ложку йогурта, поместите в фарфоровую чашу прилейте 1-2 мл раствора йода. Наблюдайте за изменением цвета.

5. Поместите кусочек маргарина на чашку Петри. Нанесите на свежий разрез маргарина каплю раствора йода. При наличии крахмала поверхность маргарина на разрезе окрашивается в синий цвет.

6. На свежеприготовленные отварные макаронины в чашке Петри капните раствором йода. Наблюдайте за изменением цвета.

Заполните таблицу

Исследуемый продукт

Реакция с йодом

(+ или –)

Заключение

(присутствует ли в пробе крахмал?)

Мед



Хлеб



Йогурт



Маргарин



Макаронные изделия



Крупа горох (рис)




Опыт 5. Гидролиз крахмала.

К 1-1,5 мл раствора крахмала добавьте 1 каплю раствора йода, затем добавьте 1-3 капли серной кислоты. Прокипятить раствор до исчезновения синей окраски. Почему исчезла синяя окраска? Что произошло с крахмалом? Какое вещество образовалось в результате реакции? Напишите уравнение реакции. Сделайте вывод.


По итогам проведенных опытов заполните таблицу:

 

Название опыта

Что делаю?

Внешний эффект

(наблюдения)

Уравнения реакции

Выводы

(что доказывает данная реакция)



Схема опыта.

 




 Общий вывод должен содержать информацию о свойствах жиров и мыла, изученных в ходе лабораторного занятия.    


Ситуационные вопросы:


1.Всем известен способ заготовки капусты на зиму заквашиванием. Таким способом можно заготовить и арбузы. Но почему этот способ не подходит для огурцов?

2.Есть ли разница в содержание питательных веществ в листьях салата, связанных утром и вечером? В какое время суток их лучше срезать?


Самостоятельная  работа  по вариантам:


Задание № 1: осуществить превращения с помощью химических уравнений реакций, указать условия их протекания, дать названия продуктам реакций.

                                                                                                                      Ag2O

1-ый вариант: (C6H10O5)—› C6H12O6 —› C2H5OH —› CO2 —› C6H12O6 ——› A 

                                                                                                                   H+,нагрев.

2-ой вариант: C2H2 —› CH3COH—› C2H5OH—› CO2 —› (C6H10O5)n ———› A

                                                                                                            мол-кисл брож.

3-ий вариант: C2H6 —› C2H5CI—› C4H10 —› CO2 —› C6H12O6 —————› A

                                                                                                            Cu(OH)2,встрях

4-ый вариант:  СH4 —› СH3CI —› CH3OH —› HCOH—› C6H12O6   —————›  A

                                                                                                                            Cu(OH)2 , t

5-ый вариант: С6H—› CO2 —› C6H12O6 —› (C6H10O5)n —› C12H22O11 —————› A



Задание № 2: решить задачу.

При гидролизе древесных опилок  массой  m кг получена глюкоза. Массовая доля целлюлозы в опилках составляет  w - % . Вычислите массу спирта, образовавшуюся при ее брожении, если выход спирта составляет ? - %.


Параметры

1

2

3

4

5

m, кг

300

450

500

200

380

w, %

50

45

49

40

47

?, %

60

80

70

85

70




Лабораторное занятие  № 5 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон».

Задание 1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Цель: закрепить знания по идентификации органических соединений.

С правилами охраны труда ознакомлен (на)______ (Подпись)

Оборудование: спиртовка, спички, пробиркодержатель, штатив с пробирками, ложечка, стеклянная палочка.

Реактивы: магний в стружках, цинк в гранулах, оксид меди (II) (оксид кальция), карбонат натрия (гидрокарбонат натрия, карбонат кальция), 9-% раствор уксусной кислоты, 10-% раствор гидроксида натрия, 5-% раствор сульфата меди, глицерин, аммиачный раствор оксида серебра, растворы: лакмуса, фенолфталеина, глюкозы, фруктозы, сахарозы, крахмала, фенола, раствор йода, белок, желток куриного яйца, раствор перманганата калия.

Порядок выполнения:

Задание № 1 выполняется по вариантам.

Вариант 1.

1.Проведите реакции характерные для глюкозы. Опишите условия проведения и признаки реакций, составьте их. Сделайте вывод.

2.Используя один и тот же реактив, экспериментально распознайте выданные вам в пронумерованных пробирках без этикеток растворы фенола и глицерина. Опишите условия проведения и признаки реакций, составьте их. Сделайте вывод.

Вариант 2.

1.Проведите реакции характерные для белков. Опишите условия проведения и признаки реакций, составьте их. Сделайте вывод.

2.Используя один и тот же реактив, экспериментально распознайте выданные вам в пронумерованных пробирках без этикеток растворы глюкозы и сахарозы. Опишите условия проведения и признаки реакций, составьте их. Сделайте вывод.

Вариант 3.

1.Проведите реакции, характеризующие химические свойства уксусной кислоты. Опишите условия проведения и признаки реакций, составьте их. Сделайте вывод.

2.Используя один и тот же реактив, экспериментально распознайте выданные вам в пронумерованных пробирках без этикеток растворы крахмальный клейстер и глицерина. Опишите условия проведения и признаки реакций, составьте их. Сделайте вывод.

Вариант 4.

1.Предложите и экспериментально подтвердите способы распознавания степени спелости яблок. Предложите как созревает яблоко: от центра к краю или наоборот. Докажите свое предположение экспериментально.

2.Используя один и тот же реактив, экспериментально распознайте выданные вам в пронумерованных пробирках без этикеток растительное и машинное масла. Опишите условия проведения и признаки реакций, составьте их. Сделайте вывод.

По итогам проведенных опытов заполните таблицу:

 

Название опыта

Что делаю?

Внешний эффект

(наблюдения)

Уравнения реакции

Выводы

(что доказывает данная реакция)



Схема опыта.

 




Задание 2. Анализ пищевых продуктов.

Цель: выделить и обнаружить из предложенных пищевых продуктов углеводы и жиры с помощью характерных реакций.

С правилами охраны труда ознакомлен (на)______ (Подпись)

Оборудование: штатив с пробирками, нож, держатель для пробирок, пипетка, полоски фильтровальной бумаги, фарфоровая ступка с пестиком, шпатель, стеклянная палочка, пинцет, кусочки марли, спиртовка, спички.

Реактивы: 0,1%-ный раствор йода, 10%-ные растворы гидроксида натрия, сульфата меди(II), очищенный бензин, вода.

Пищевые продукты: пшеничная мука, ломтики белого хлеба, клубни картофеля, йогурт, грибы, мясной бульон, виноград (виноградный сок), семена подсолнечника (орехи).

Порядок выполнения:

Опыт 1. Выделение и обнаружение крахмала.

1.Зажав пинцетом, мешочек из марли с мукой, поместите его в стакан с водой, поболтайте в течение нескольких минут. Вода стала мутной из-за отмываемого крахмала, а в марлевом мешочке остаѐтся белковая масса (клейковина).

2. Налейте несколько капель йода в стакан с водой. Что наблюдаете?

3. Установите наличие крахмала в клубне картофеля и хлебе. Что наблюдаете?

Опыт 2. Обнаружение белка.

1.В чистую пробирку налейте 1мл раствора йогурта, разбавьте равным объемом щелочи, затем прибавьте несколько капель раствора медного купороса.

2. То же самое проделайте с мясным бульоном.

3. В чистую пробирку положите растертые в фарфоровой ступке грибы, прибавьте

1 мл щелочи, затем несколько капель раствора медного купороса. Что наблюдаете? Как называется эта качественная реакция на белок?

Опыт 3. Обнаружение глюкозы в винограде (виноградном соке).

Приготовьте свежеосажденный осадок гидроксида меди(II) (NaOH + CuSO4).

В пробирку с осадком прибавьте виноградный сок. Нагрейте содержимое пробирки и наблюдайте за происходящими в ней изменениями. Напишите уравнение реакций.

Опыт 4. Экстрагирование жира из пищевых продуктов.

1. В пробирку поместите немного пшеничной муки, прибавьте 1 мл очищенного бензина, хорошо размешайте смесь стеклянной палочкой. Что произошло с бензином в результате растворения (экстракции) находящегося в муке жира. Наблюдения запишите в таблицу.

2.На салфетку или фильтровальную бумагу разместите семена подсолнечника или орехи, раздавите их. Что наблюдаете на салфетке?

Сделайте вывод по работе, ответив на вопросы:

1) Какие вещества входят в состав продуктов?

2) Что такое денатурация белка?

По итогам проведенных опытов заполните таблицу:

 

Название опыта

Что делаю?

Внешний эффект

(наблюдения)

Уравнения реакции

Выводы

(что доказывает данная реакция)



Схема опыта.

 




Контрольные вопросы:

Какие реакции называются качественными?

Что называется функциональной группой?

Какие функциональные группы у спиртов, альдегидов, кислот?

Задание 3. Распознавание волокон.

Цель: научиться распознавать волокна химическим методом.

С правилами охраны труда ознакомлен (на)______ (Подпись)

Оборудование: спиртовки, тигельные щипцы, стеклянная палочка, фарфоровые чашечки, спички, пробирки.

Реактивы: волокна (в пакетах под номерами), азотная кислота, серная кислота, гидроксид натрия, ацетон.

Порядок выполнения.

Название опыта

Что делаем?

Что наблюдаем?

Уравнение реакции

Вывод

Распознавание волокон





1

Горение



1 -


+ НNO3





+ H2SO4





+ NaOH





+ Ацетон




2

Горение



2 -


+ НNO3





+ H2SO4





+ NaOH





+ Ацетон




3

Горение



3 -


+ НNO3





+ H2SO4





+ NaOH





+ Ацетон




Вывод:


Задание 4. «Распознавание пластмасс».

Цель: научиться распознавать пластмассы химическим методом.

Оборудование: спиртовки, тигельные щипцы, стеклянная палочка, фарфоровые чашечки, спички, пробирки, металлический лист.

Реактивы: пластмассы (в пробирках под номерами), ацетон.

Порядок выполнения.

Название опыта

Что делаем?

Что наблюдаем?

Уравнение реакции

Вывод

Распознавание пластмасс





1

Внешние признаки



1 -


Горение





+ Ацетон




2

Внешние признаки



2 -


Горение





+Ацетон




3

Внешние признаки



3 -


Горение





+ Ацетон




Вывод:

Приложение 1 лист самоконтроля «Распознавание волокон».

1 Хлопок

2 Шерсть

3 Капрон

Приложение 2 лист самоконтроля «Распознавание пластмасс».

1 Полиэтилен

2 Поливинилхлорид

3 Полистирол

Сверьте выводы с Приложениями 1,2.


Контрольные вопросы:

1.Какие вещества называются высокомолекулярными соединениями?

2.Чему равна молекулярная масса полимера?

3.Каковы особые свойства ВМС и чем они обусловлены?

4.Как классифицируются волокна?

5.Почему полистирол называется заменителем хрусталя? Какие достоинства и недостатки у изделия из этой пластмассы по сравнению с хрусталём?

6.Что такое пенопласт? Где он применяется?

7.Ткани, каких волокон легко прилипают к горячему утюгу и чем это можно объяснить?

8.В чем преимущество натуральной шерсти по сравнению с синтетической, полученной из нитрона?

9.С каких тканей можно вывести масляное пятно бензином или ацетоном, а каких нельзя? Почему?









Приложение 3

Таблица № 1 «Распознавание волокон».


Волокно

Формула

Сжигание

Реакции на продукты разложения

+

HNO3

+

H2SO4

+

NaOH

+

Ацетон

Хлопок

(С6Н10О5)n

Горит быстро с запахом жжёной бумаги. Остаётся чёрный пепел

Окрашивает

лакмусовую

бумажку в красный цвет

Растворяется, образуя бесцветный раствор

Растворяется

Набухает,

но не растворяется

Не растворяется

Шерсть

-

Горит медленно с запахом жжёных волос, образуя шарик чёрного цвета, который растирается в порошок

Окрашивает лакмусовую бумажку в синий цвет

Набухает и окрашивается в жёлтый цвет

Разрушается

Растворяется

Не растворяется

Вискозное волокно

(C6H10O5)n

Горит быстро с запахом жжёной бумаги. Остаются следы золы

Окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет

Растворяется, образуя бесцветный раствор

Растворяется, образуя красно-коричневый раствор

Сильно набухает и растворяется

Не растворяется

Ацетатное волокно

[ (C6H7O2)-

(OCOCH3)3]n

Горит быстро, образуя шарик тёмно-бурого цвета. Вне пламени не горит

Окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет

Растворяется, образуя бесцветный раствор

Растворяется

Образуется желтоватый раствор

Растворяется

Нитрон

(-CH2-CH-)n

t1710331941aa.gifC = N

Горит, образуя тёмный не блестящий рыхлый шарик

Окрашивает лакмусовую бумажку в синий цвет

Не растворяется

Растворяется

Не растворяется

(при кипячении краснеет)

Не растворяется

Хлорин

(-CH2-CHCI-

-CHCI-CHCI-)n


Горит небольшим коптящим пламенем, образуя чёрный хрупкий шарик. Вне пламени не горит. При горении распространяет острый запах

Окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет, даёт осадок с AgNO3

Не растворяется

Не растворяется

Не растворяется

Растворяет

ся

Лавсан

O O

t1710331941aa.gift1710331941aa.gift1710331941aa.gift1710331941aa.gif

[-C-C6H5-C-O-

-CH2-CH2-O-]n


Горит коптящим пламенем и образует твёрдый блестящий шарик тёмного цвета

На стенках пробирки образуется жёлтое кольцо

Не растворяется

Растворяется

Не растворяется

Не растворяется

Капрон

H O

t1710331941aa.gift1710331941aa.gift1710331941aa.gif

(-N-(CH2)5-C-)n

Плавится, образуя твёрдый блестящий шарик тёмного цвета. Чувствуется неприятный запах

Окрашивает лакмусовую бумажку в синий цвет

Растворяется,

образуя бесцветный раствор

Растворяется,

образуя бесцветный раствор

Не растворяется

Не растворяется




Приложение 3

Таблица № 2 «Распознавание пластмасс».


Пластмасса

Формула

Внешние признаки

Отношение к нагреванию, горению

Реакции на продукты разложения

+

Ацетон

Полиэтилен

(-CH2-CH2-)n

Сходен с парафином. Относительно мягкий и эластичный материал. Тонкие плёнки прозрачные. Цвет различный

При нагревании размягчается - можно вытянуть нити. Горит синим пламенем, плавится и образует капли

Не обесцвечивает растворы KMnO4 и Br2

Не растворяется

Поливинилхлорид

(-CH2-CH-)n

|

Cl

Относительно мягкий материал. При пониженной температуре становится твёрдым и хрупким. Цвет различный

При нагревании размягчается. Горит небольшим пламенем, образуя чёрный хрупкий шарик. Вне пламени гаснет. При горении чувствуется резкий запах

Выделяющийся хлороводород окрашивает лакмусовую бумажку в красный цвет, с раствором AgNO3 образует осадок белого цвета

Не растворяется

Полистирол

(-CH2-CH-)n

|

C6H5

Твёрдый, хрупкий, почти прозрачный или непрозрачный материал. Может быть разногоt1710331941ab.gift1710331941ac.gif цвета

При нагревании размягчается,

Легко вытягивается в нити

Обесцвечивает растворы KMO4 и Br2

Набухает

Фt1710331941ad.gift1710331941ae.gift1710331941af.gif енолформальдегидные (фенопласты)

t1710331941ag.gift1710331941ah.gifС - ОН

/ \ \

- С С-СН2-

| | |

НС СН

\ / /

СН n

Твёрдые, хрупкие материалы тёмного цвета с блестящей поверхностью


При сильном нагревании разлагаются. Горят, распространяя резкий запах фенола, вне пламени постепенно гаснут

-

Не растворяются


Список литературы.


О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2018.

Ю.М. Ерохин, И.Б. Ковалева Химия для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2018.

И.В. Раздобреева Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных учебных действий. В сборнике: Современные подходы к преподаванию предметов естественнонаучного цикла в процессе реализации ФГОС ООО сборник научных статей. - Комсомольск-на-Амуре., 2017.

Н.В. Жулькова Сборник ситуационных задач по химии. Методические рекомендации по применению ситуационных задач на уроках химии. -М., 2014.

Г.В. Пичугина Химия и повседневная жизнь человека. – Дрофа, М., 2006.



Интернет - источники:

Образовательный сайт - сайт «Издательский дом «Первое сентября» [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http: //www. 1september.ru

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http: //www. school-collection.edu.ru

Информационный портал [Электронный ресурс URL]. – Режим доступа: http://www.xumuk.ru;

Информационный портал [Электронный ресурс URL]. – Режим доступа: http://www.alhimikov.net;

Информационный портал [Электронный ресурс URL].Режим доступа: http://www.chemport.ru;

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс URL].Режим доступа: www.rsl.ru;

Информационно-справочный портал [Электронный ресурс URL].Режим доступа: www.librari.ru;

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Учебно-методические материалы [Электронный ресурс URL]. – Режим доступа: www.fcior.edu.ru























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации