Методика организации и проведения культурно-познавательных маршрутов и краеведческих маршей
Тема: «Методика организации и проведения культурно-познавательных маршрутов и краеведческих маршей»
Аннотация: данная работа будет интересна краеведам, педагогам дополнительного образования туристско-краеведческого направления, так как в ней рассматриваются вопросы по организации и проведению культурно-познавательных маршрутов и краеведческих маршей.
«Методика организации и проведения культурно-познавательных маршрутов и краеведческих маршей» - это обобщение опыта проведения такой работы с воспитанниками объединения дополнительного образования туристско-краеведческого направления.
Цель работы: оказание помощи краеведам и педагогам дополнительного при организации и проведения краевед маршей и культурно-познавательных маршрутов.
Задачи:
- обобщить опыта работы проведения культурно-познавательных маршрутов;
- показать, как составить, организовать и провести краевед марш;
- оказать методическую помощь молодым краеведам и педагогам дополнительного образования в организации, проведении культурно-познавательных маршрутов и краевед маршей, и оформлении их итогов.
Культурно-познавательный маршрут и краеведческий марш призваны открыть новые туристические маршруты с акцентом на региональный уровень.
Туризм, как известно, один из самых массовых и доступных форм занятия физической культурой, активного отдыха и оздоровления. В то же время краевед марши и культурно-познавательные маршруты призваны формировать патриотические чувства у школьников и воспитанников, дать им представление о культурных, исторических памятниках данной местности, познакомить с природными объектами. Кроме того, при прохождении этих маршрутов у учащихся формируются и углубляются знания о родном крае, вырабатываются практические навыки поведения в природе.
Основная проблема, возникающая перед организатором краеведческого марша или культурно-познавательного маршрута, заключается в выборе маршрута, объектов изучения и какой тип марша выбрать. Наиболее подходящим типом является автомобильно-пеший маршрут, который позволяет быстрее достигнуть объекта, провести более его детальное исследование.
Есть ли отличие между краеведческим маршем и культурно-познавательным маршрутом. Коренного отличия между ними нет, если объектом изучения является отдельно взятая территория, населенный пункт или природные объекты. Но, при глобальном рассмотрении, все же отличия между краеведческим маршем и культурно-познавательным маршрутом существует.
Под краеведческим маршем понимается организация и проведения исследовательской работы по изучению историко-культурных, природных объектов в отдельно взятой территории. Им могут отдельное село и его окрестности (в нашем случае, это Нижний Таканыш Мамадышского района Республики Татарстан), город, республика, край.
Культурно-познавательный маршрут предполагает (наряду с отдельной территорией) изучение других территорий вне зависимости от того, в каком месте находится изучающий, крупных музеев и других объектов с использованием интернета. Благо, сегодня такая возможность существует. Например, можно организовать культурно-познавательный маршрут по Государственному Эрмитажу. И для этого нет никакой необходимости побывать в самом музее. На официальном сайте музея есть страница «Виртуальный тур», который позволяет в 3D формате пройтись по его залам, познакомиться с шедеврами мирового искусства, собранных в его коллекциях. Тем самым, культурно-познавательный маршрут можно провести, не выходя из кабинета. Для этого достаточно иметь доступ в интернет, заранее разработанный маршрут по музею.
|
Таким образом, в глобальном отношении краеведческий марш отличается от культурно-познавательного маршрута своими более широкими возможностями и расширенной географией, расплывчатыми территориальными рамками.
Но данная работа – это методика разработки и проведения культурно-познавательного маршрута по отдельной территории и краеведческого марша.
Перейдем к рассмотрению того, как организовать и провести культурно-познавательный маршрут и краеведческий марш. В качестве примера приведу культурно-познавательный маршрут «По следам истории села Нижний Таканыш», проведенный в рамках изучения истории и природы родного края с воспитанниками объединения дополнительного образования «Исследователь-краевед» туристско-краеведческого направления МБОУДО «Дом детства и юношества» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
| Организация и проведение культурно-познавательного маршрута или краевед марша требует тщательной подготовки. На подготовительном этапе происходит выбор маршрута, участников, определяется тип маршрута, время проведения, предварительное ознакомление с объектами, которые предстоит изучить. Подготовительный этап также включает в себя составление карты предстоящего маршрута. В нашем случае объектами изучения стали: 1. Школьный музей. 2. Спортивный комплекс. 3. Памятник учителям и ученикам Таканышской школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. 4. Два родника. 5. Сельская мечеть. 6. Мемориал землякам – участникам войны. 7. Спортивная площадка. 8. Сельский краеведческий музей. |
|
Для прохождения маршрута был выбран автомобильно-пеший поход. Во время прохождения маршрута, его участники вели дневник, который затем был оформлен на отдельных страниц с фотографиями объектов. Дневник является основным документом, в котором отражается история объекта, место его положения. Если это касается музеев, то указываются основные экспозиции, наиболее ценные экспонаты. |
|
|
|
|
По итогам прохождения маршрута делаются выводы, в которых отражаются его значение, полезность, объекты, оставшиеся не изученными.
Таким образом, культурно-познавательный маршрут, краевед марш концептуально является открытием новых туристических маршрутов, формой активизации краеведческой работы в образовательном учреждении, методом изучения истории и природы родного края.
При проведении культурно-познавательного маршрута или краеведческого марша необходимыми документами являются:
Инструкция по технике безопасности при проведении культурно-познавательного маршрута или краевед марша;
Согласие родителей на участие ребенка в культурно познавательном марше;
Согласие родителей на проведение фото видео съемки.
Дневник краевед марша или культурно-познавательного маршрута может быть оформлен в тетради или же на отдельных листах в форме таблицы, в которой указаны название объекта, место нахождения, дата создания или открытия (хотя бы примерная), описание объекта.
Страница дневника краевед марша, культурно-познавательного маршрута.
№ п/п | Название объекта | Время создания или открытия | Место нахождения | Описание объекта |
Подробнее остановимся на описании объекта, которая вызывает наибольшую трудность при заполнении Дневника краевед марша.
Описание объекта – это основная часть дневника, по которому представляется сам объект. Поэтому описание должно быть кратким, но емким. Для примера приведу описание мемориального памятника села Нижний Таканыш землякам – участникам Великой Отечественной войны.
|
«Мемориал «Великой Отечественной войны» посвящен нашим землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Мемориал открыт 7 мая 2015 года. Возведен на добровольные пожертвования жителей Нижнетаканышского сельского поселения Мамадышского района Республики Татарстан. Мемориал представляет собой краснокирпичную стену высотой 2,5 и длиной 5,5 метров. На стене гравировки с именами и фамилиями участников Великой Отечественной войны—жителей села Нижний Таканыш. У мемориала находится Вечный Огонь. У мемориала проходят парады школьников, с возложением венков и цветов, торжественные встречи, всероссийские патриотические мероприятия: «День Неизвестного Солдата», «День Памяти и скорби», классные часы и др.».
Таким образом, краевед марш, культурно-познавательный маршрут стимулируют учащихся к познаванию родного края, его истории, природных объектов, служат основой для проведения краеведческих учебно-исследовательских и проектных работ.
Кияйкина Наталья Федоровна
Галина Владимировна
Рамиль Марсович Нигматуллин
Рамиль Марсович Нигматуллин