12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рамиль Марсович Нигматуллин155
Педагог-организатор МБОУДО "Дом детства и юношества" Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Россия, Татарстан респ., село Нижний Таканыш

Тема: «Методика организации и проведения культурно-познавательных маршрутов и краеведческих маршей»

Аннотация: данная работа будет интересна краеведам, педагогам дополнительного образования туристско-краеведческого направления, так как в ней рассматриваются вопросы по организации и проведению культурно-познавательных маршрутов и краеведческих маршей.

«Методика организации и проведения культурно-познавательных маршрутов и краеведческих маршей» - это обобщение опыта проведения такой работы с воспитанниками объединения дополнительного образования туристско-краеведческого направления.

Цель работы: оказание помощи краеведам и педагогам дополнительного при организации и проведения краевед маршей и культурно-познавательных маршрутов.

Задачи:

  • обобщить опыта работы проведения культурно-познавательных маршрутов;
  • показать, как составить, организовать и провести краевед марш;
  • оказать методическую помощь молодым краеведам и педагогам дополнительного образования в организации, проведении культурно-познавательных маршрутов и краевед маршей, и оформлении их итогов.t1697732032aa.gif

Культурно-познавательный маршрут и краеведческий марш призваны открыть новые туристические маршруты с акцентом на региональный уровень.

Туризм, как известно, один из самых массовых и доступных форм занятия физической культурой, активного отдыха и оздоровления. В то же время краевед марши и культурно-познавательные маршруты призваны формировать патриотические чувства у школьников и воспитанников, дать им представление о культурных, исторических памятниках данной местности, познакомить с природными объектами. Кроме того, при прохождении этих маршрутов у учащихся формируются и углубляются знания о родном крае, вырабатываются практические навыки поведения в природе.

Основная проблема, возникающая перед организатором краеведческого марша или культурно-познавательного маршрута, заключается в выборе маршрута, объектов изучения и какой тип марша выбрать. Наиболее подходящим типом является автомобильно-пеший маршрут, который позволяет быстрее достигнуть объекта, провести более его детальное исследование.

Есть ли отличие между краеведческим маршем и культурно-познавательным маршрутом. Коренного отличия между ними нет, если объектом изучения является отдельно взятая территория, населенный пункт или природные объекты. Но, при глобальном рассмотрении, все же отличия между краеведческим маршем и культурно-познавательным маршрутом существует.

Под краеведческим маршем понимается организация и проведения исследовательской работы по изучению историко-культурных, природных объектов в отдельно взятой территории. Им могут отдельное село и его окрестности (в нашем случае, это Нижний Таканыш Мамадышского района Республики Татарстан), город, республика, край.

Культурно-познавательный маршрут предполагает (наряду с отдельной территорией) изучение других территорий вне зависимости от того, в каком месте находится изучающий, крупных музеев и других объектов с использованием интернета. Благо, сегодня такая возможность существует. Например, можно организовать культурно-познавательный маршрут по Государственному Эрмитажу. И для этого нет никакой необходимости побывать в самом музее. На официальном сайте музея есть страница «Виртуальный тур», который позволяет в 3D формате пройтись по его залам, познакомиться с шедеврами мирового искусства, собранных в его коллекциях. Тем самым, культурно-познавательный маршрут можно провести, не выходя из кабинета. Для этого достаточно иметь доступ в интернет, заранее разработанный маршрут по музею.

t1697732032ab.jpg

Таким образом, в глобальном отношении краеведческий марш отличается от культурно-познавательного маршрута своими более широкими возможностями и расширенной географией, расплывчатыми территориальными рамками.

Но данная работа – это методика разработки и проведения культурно-познавательного маршрута по отдельной территории и краеведческого марша.

Перейдем к рассмотрению того, как организовать и провести культурно-познавательный маршрут и краеведческий марш. В качестве примера приведу культурно-познавательный маршрут «По следам истории села Нижний Таканыш», проведенный в рамках изучения истории и природы родного края с воспитанниками объединения дополнительного образования «Исследователь-краевед» туристско-краеведческого направления МБОУДО «Дом детства и юношества» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

t1697732032ac.jpg

Организация и проведение культурно-познавательного маршрута или краевед марша требует тщательной подготовки. На подготовительном этапе происходит выбор маршрута, участников, определяется тип маршрута, время проведения, предварительное ознакомление с объектами, которые предстоит изучить. Подготовительный этап также включает в себя составление карты предстоящего маршрута. В нашем случае объектами изучения стали:

1. Школьный музей.

2. Спортивный комплекс.

3. Памятник учителям и ученикам Таканышской школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

4. Два родника.

5. Сельская мечеть.

6. Мемориал землякам – участникам войны.

7. Спортивная площадка.

8. Сельский краеведческий музей.

t1697732032ad.jpg


Для прохождения маршрута был выбран автомобильно-пеший поход. Во время прохождения маршрута, его участники вели дневник, который затем был оформлен на отдельных страниц с фотографиями объектов. Дневник является основным документом, в котором отражается история объекта, место его положения. Если это касается музеев, то указываются основные экспозиции, наиболее ценные экспонаты.

t1697732032af.jpg

t1697732032ag.jpg

t1697732032ah.jpg

t1697732032ai.jpg

По итогам прохождения маршрута делаются выводы, в которых отражаются его значение, полезность, объекты, оставшиеся не изученными.

Таким образом, культурно-познавательный маршрут, краевед марш концептуально является открытием новых туристических маршрутов, формой активизации краеведческой работы в образовательном учреждении, методом изучения истории и природы родного края.

При проведении культурно-познавательного маршрута или краеведческого марша необходимыми документами являются:

Инструкция по технике безопасности при проведении культурно-познавательного маршрута или краевед марша;

Согласие родителей на участие ребенка в культурно познавательном марше;

Согласие родителей на проведение фото видео съемки.

Дневник краевед марша или культурно-познавательного маршрута может быть оформлен в тетради или же на отдельных листах в форме таблицы, в которой указаны название объекта, место нахождения, дата создания или открытия (хотя бы примерная), описание объекта.

Страница дневника краевед марша, культурно-познавательного маршрута.

п/п

Название объекта

Время создания или открытия

Место нахождения

Описание объекта

Подробнее остановимся на описании объекта, которая вызывает наибольшую трудность при заполнении Дневника краевед марша.

Описание объекта – это основная часть дневника, по которому представляется сам объект. Поэтому описание должно быть кратким, но емким. Для примера приведу описание мемориального памятника села Нижний Таканыш землякам – участникам Великой Отечественной войны.

t1697732032al.jpg

«Мемориал «Великой Отечественной войны» посвящен нашим землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Мемориал открыт 7 мая 2015 года. Возведен на добровольные пожертвования жителей Нижнетаканышского сельского поселения Мамадышского района Республики Татарстан. Мемориал представляет собой краснокирпичную стену высотой 2,5 и длиной 5,5 метров. На стене гравировки с именами и фамилиями участников Великой Отечественной войны—жителей села Нижний Таканыш. У мемориала находится Вечный Огонь. У мемориала проходят парады школьников, с возложением венков и цветов, торжественные встречи, всероссийские патриотические мероприятия: «День Неизвестного Солдата», «День Памяти и скорби», классные часы и др.».

Таким образом, краевед марш, культурно-познавательный маршрут стимулируют учащихся к познаванию родного края, его истории, природных объектов, служат основой для проведения краеведческих учебно-исследовательских и проектных работ.

Опубликовано


Комментарии (4)

Кияйкина Наталья Федоровна, 19.10.23 в 19:35 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и полезный ресурс!
Галина Владимировна, 19.10.23 в 21:20 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересно!
Рамиль Марсович Нигматуллин, 20.10.23 в 14:38 0Ответить Пожаловаться
Уважаемые коллеги. Спасибо большое за ваши комментарии и за интерес, проявленный к моим публикациям.
Рамиль Марсович Нигматуллин, 03.11.23 в 18:30 0Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное, уважаемые коллеги за ваши теплые слова в мой адрес.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.