Мини сборник дидактических игр (для учащихся с нарушением интеллекта)

1
0
Материал опубликован 1 April

Дидактические игры, направленные на развитие наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости


1. Игры, направленные на выделение разнообразных свойств, качеств, функций объектов

1. «Собери елочку»

Цель: формирование умения делить целое на части, устанавливать между ними связь, соединять в единое целое части предмета, закреплять сенсорные эталоны формы, цвета и величины у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости

Оборудование: разрезанная картинка с неровными краями с изображением елочки из 5-6 деталей.

Ход игры: перед ребенком на столе лежит разрезная картинка с изображением елочки. Ребенку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое.

2.«Любимая еда»

Цель: развитие способности анализа и синтеза, умения обобщать и делать умозаключения у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.

Ход игры: подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед школьниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Усложнение: подобрать картинки с изображением домов этих животных.

3. «Сюжетные картинки»

Цель: формирование умения делить целое на части, устанавливать между ними связь, соединять в единое целое части предмета у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости

Ход игры: используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. школьникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

Усложнение: предложить детям для просмотра первую и последнюю картинки, дети должны придумать рассказ, что случилось в середине.

2. Игры, направленные на развитие операций сравнения и обобщения объектов по существенным признакам

1.«Что лишнее»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости

Ход игры: подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т. п., а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

Усложнение: предложить детям картинки из 6-8 предметов.

2.«Сделаем книжку»

Цель: формирование умения у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости объединять предметы в группу по их свойствам, представлять ситуацию, описанную в рассказе, умения делать ее с помощью раскладывания готовых плоскостных форм.

Ход игры:

Вариант 1.Воспитатель говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги (страницы в книге, элементы изображения на подносиках и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После этого воспитатель спрашивает, о ком этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций. Воспитатель спрашивает: «Что было сначала? – и читает первую фразу: - Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить его на свои листы бумаги. Напоминает, что дерево стоит внизу. Помогает правильно расположить его на листе бумаги. Затем говорит: «Около дерева сидела птичка». Дети находят птичку и выкладывают ее около дерева и т. д.

Вариант 2. Игра проводится на следующий день. Участвуют 6 детей. Воспитатель напоминает им рассказ и говорит, что для общей книги каждый будет делать свою страницу. Столы устанавливают в один ряд так, чтобы сидящие за ними дети действовали по ходу рассказа слева направо. Ребенку, сидящему первому, воспитатель предлагает делать первую страницу, следующему – вторую и т. д. Дети последовательно выкладывают картинки, иллюстрирующие содержание рассказа: первая страница – «Во дворе росло дерево»; вторая – «Около дерева сидела птичка» и т. д. После того, как весь рассказ будет выложен, воспитатель раздает детям клей, кисточки и тряпочки, и дети наклеивают изображения на листы бумаги. Воспитатель сшивает листы и рассматривает с детьми новую книжку.

3. «Кто больше заметит небылиц»

Цель: формирование умения выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам, умения объединять предметы в группу по их свойствам, развития способности логически рассуждать у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости

Игровые правила: кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Игровое действие: использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл) .

Ход игры: дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:

- Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

3. Игры, способствующие развитию способности к классификации

1. «Кто где живет?»

Цель: формирование умения у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости выполнять классификацию с опорой на образец и пользоваться обобщающим словом.

Оборудование: Большие карточки с изображением леса и двора около дома, маленькие карточки с изображением диких и домашних животных.

Ход игры: Дети получают по большой карте. Взрослый показывает одну из маленьких карточек и спрашивает: «Кто это? Где живёт?». Ребенок, которому подходит это животное, называет его, и говорит, где оно живёт. При правильном ответе ребёнок получает карточку. После того, как большие карты будут заполнены, взрослый обговаривает с детьми, что на карте с изображением леса лежат маленькие карточки, на которых нарисованы дикие животные, на карте с изображением дома и двора – маленькие карточки, на которых нарисованы домашние животные.

2.«Расставь чашки»

Цель: формирование умения классифицировать предметы по признакам у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости

Оборудование: набор, состоящий из: карточки с четырьмя нарисованными полками и 16 предметных картинок (четыре больших и четыре маленьких чашек разного цвета, четыре красные чашки и четыре синие чашки одного размера). Количество наборов рассчитывается по количеству детей.

Ход игры: дети должны расставить чашки на стеллаже из 4-х полок (по величине, цвету).

3. «Собери бусы для куклы»

Цель: формирование умения у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости устанавливать соотношение предметов по существенным признакам.

Оборудование: картинка с изображением бус (по количеству детей, разноцветные кружки (по 15 шт.) на каждого ребенка. Взрослый раздает детям нарисованные образцы бус, разноцветные кружки (по 15 шт.) на каждого ребенка. Ребенок должен составить под образцом из данного ему комплекта «бусинок» свою нить такой же длины.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации