Модель программы коррекционно-развивающей работы с обучающимися дошкольниками с ЗПР
МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР
Модель программы коррекционно-развивающей работы предусмотрена для старших дошкольников с парциально – когнитивной недостаточностью в соответствии с требованиями стандарта ФГОС ДО.
Трехчастная модель при неравномерно задержанном типе развития (парциально – когнитивная недостаточность)
Каузальный уровень
(первичный дефект)
Нейробиологическая (органическая) составляющая развития:
• Парциальные органические нарушения ЦНС.
• Выраженная недостаточность ментальных структур как одного из базовых компонентов познавательной деятельности и психического развития в целом.
Пространственно-функциональная организация мозговых систем:
• У ребенка наблюдаются признаки незрелости нервной системы.
• Темповые показатели деятельности ребенка могут быть снижены, в особенности при работе с вербальными заданиями. А на фоне утомления может появляться как негрубая импульсивность, так и выраженная вялость, потеря интереса к предлагаемым заданиям.
• Чаще всего встречается смешанная или не устоявшаяся латерализация..
Социальные условия развития:
• Воспитывается в полной семье, детско-родительские отношения хорошие. Ребенку своевременно оказывается коррекционно-развивающая помощь: формирование и развитие предметно – практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, познавательной сферы - коррекционная программа ФПР Н.Я. Семаго
• Медицинская помощь: наблюдение врача – невролога и психиатра.
Уровень базовой структурной организации
(вторичный дефект)
Пространственно-временные репрезентации (представления): Произвольная регуляция психической активности: Аффективная организация
p1 представления о пространстве собственного тела:
• Испытывают трудности в формировании умении ориентироваться в сторонах собственного тела (лево, право).
• Задерживается в развитии зрительно-моторная координация.
• Испытывает трудности в оценке взаиморасположения отдельных частей лица и тела.
r1 регуляция двигательной активности:
• Наблюдается недостаточная координация движений, нечеткость выполнения упражнений, нарушения равновесия, недиференцированность движений пальцев рук.
• Характерна двигательная расторможенность.
• Ребенок неусидчив. На фоне утомления может появиться недостаточность регулятивных функций, и контроль за собственными действиями снижается более заметно.
a1 уровень аффективной пластичности:
• Ребенок не испытывает дискомфорта при интенсивных изменениях во время взаимодействия и общения с другими — не боится прикосновений чужих людей, тяга по долгу находиться среди чужих людей, в толпе, нечувствительность к изменению дистанции общения, нечувствителен к отрицательной эмоциональной оценке; отсутствие чувствительности к интенсивности сенсорных впечатлений — устойчивость к холоду, голоду, боли, неразборчивость в еде, к неприятным запахам, отсутствие выраженных сенсорных привычек;
• отсутствие чувствительности к интенсивному изменению объектов в окружающем во время освоения пространства — не боится высоты (ловко карабкается, залезает на высоко расположенные предметы, любит смотреть вниз с высоты), не испытывает страха в просторном помещении или тесном;
• особенности поведения — любовь к частым переменам обстановки, не боится оказаться на новом месте, склонность к бродяжничеству, неадекватность оценки своих возможностей, некритичность, «повышенное» настроение.
p2 представления о внешнем физическом пространстве:
• Нарушены представления о том, где находится
тот или иной предмет);
• Несформированные координатные представления: о нахождении предметов сиспользованием сочетания «верх-низ», с понятием «с какой стороны» (от тела), т.е. сторонность;
• Нарушены метрические представления (представления, насколько далеко находится предмет).
• Нарушены представления о разновидностях каждого свойства предмета (форма, цвет, и т.д).
r2 регуляция психических процессов и функций:
• Снижен объем памяти и концентрация внимания.
• Испытывает трудности при выражении своих мыслей, трудности понимания и актуализации предлогов и слов, определяющих пространственные отношения между предметами, трудности понимания читаемого текста, проблемы слияния букв с различными типами слогов, что приводит к замедлению скорости чтения, перестановки букв, слогов.
a2 уровень аффективных стереотипов:
• Проявляет ряд особенностей в поведении: гиперфункцию всей системы аффективной организации (определенная бесшабашность, активность, стремление «влезть» в разговоры взрослых и т. п.).
p3 пространство речи и языка (квазипространственные):
• Наблюдается нарушение звукопроизношения.
• Отмечаются недостатки во всех видах речевой деятельности: говорении, чтении и письме.
r3 рефлекторно-волевая регуляция:
• Отсутствует умения сосредоточиться на задании, ориентироваться в нем, анализировать задание.
• Отсутствует умения планировать свои действия и выполнять их в определенной последовательности;
• Не замечает ошибки, исправляет лишь некоторые.
• Учебная деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, мальчик легко отвлекается, быстро утомляется, истощается. a3 уровень аффективной экспансии:
• Не испытывает затруднения в решении проблемных ситуаций. Социальная перцепция не нарушена, но беден социальный опыт. Взаимоотношения с детьми и взрослыми сдержанные, устойчивые, спокойные.
• Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Хочет быть ведущим, но не всегда получается.
Феноменологический уровень
(третичный дефект)
Когнитивная сфера Регуляторно-волевая сфера Аффективно-эмоциональная сфера
Когнитивная дезадаптация
• Система нравственных норм сформирована. У ребёнка не достаточно сформированы навыки учебной деятельности.
• Отстаёт от сверстников во многих видах продуктивной деятельности: рисовании, лепке, конструировании.
• Уровень психического развития не соответствует возрастной норме. Поведенческая дезадаптация
• Доступны самые простые роли бытового содержания. Предпочитает игры подвижные, сюжетно-ролевые с простой инструкцией. Хорошие отношения с воспитателем предпочитает крутиться возле нее, нежели играть с детьми.
• Интерес к игрушкам чаще обусловлен их новизной, яркостью и привлекательностью.
• Темп деятельности и работоспособность ниже возрастной нормы.
• Уровень обучаемости снижен. Эмоциональная дезадаптация
• Незрелость эмоционально-волевой деятельности.
• Наблюдается пониженный фон настроения, низкая эмоциональная компетентность.
• Испытывает трудности в коммуникации и чрезмерную зависимость от эмоциональной оценки других людей:
• В деятельности больше ориентируется не на результаты труда, а на их внешнюю оценку;
• Внушаем, легко отказывается от своего мнения в пользу мнения значимого человека.
• Правила эмоционального поведения усвоены в пределах возрастной нормы.