Проект «Музеи моего родного города»
Главная достопримечательность моего родного города – ратуша, в которой расположился музей истории Могилева. Здание, в котором находится музей, совсем еще юное, но за его плечами невероятно длинная и увлекательная история. В январе 1577 года Могилев получил магдебургское право. А это значит, что жители города были освобождены от феодальных повинностей, власти и судов королевских чиновников. Но это вовсе не означало отсутствие власти как таковой. . Бразды правления переходили в руки магистрата. Король в свою очередь назначал главу городского управления – войта. Должность была пожизненной
Через год после получения права на самоуправление в Могилеве начали строить первую деревянную ратушу. В будущем постройка не раз сгорала дотла, поэтому ее местоположение изменялось. К концу 17 века ратуша уже представляла собой каменное сооружение с пятиярусной башней. Во время Северной войны здание было разрушено, но после быстро восстановлено. Однако уже к 1773 году ратуша нуждалась в срочном ремонте. Фасад отреставрированного здания прекрасно вписался в стилистику других построек, располагающихся на площади. Вероятно, самым трагическим периодом для могилевской ратуши стала Великая Отечественная война. Как и множество памятников архитектуры, она была разрушена. В 1952 году на совещании архитекторов БССР по охране памятников архитектуры ратушу было решено «воскресить». Но восстанавливать это величественное здание не стали, вместо этого решив уничтожить то, что уцелело после войны. Двухэтажное основание подорвали, а башню просто повалили. Открытие нового здания ратуши прошло только в 2008 году.
За внушительной деревянной дверью ратуши – полоса небольшого коврового покрытия, издали напоминающая траву. Еще один дверной проем, и мы попадаем на дно своеобразного белого колодца винтовой лестницы. Черные витиеватые перила украшены золотистыми металлическими цветками, а каждый из стыков овивает лиана.
Слева – величественный конференц-зал, заставленный ровными рядами кресел. Отделка помещения, конечно же, современная, но даже несмотря на это, здесь чувствуется невероятная атмосфера былых времен. В центре зала располагается внушительный стол, дополнением картины служит гобелен, работы могилевской художницы Марины Нестерук. На нем изображен рисунок привелея, который в 1776 году получил Могилев от короля Речи Посполитой Яна III Собеского. На стенах главного зала располагаются портреты могилевчан: первого автора Могилевской хроники Трофима Сурты и печатника Спиридона Соболя. Продолжают ряд портретов изображения архиепископа Могилевского Георгия Конисского, первого католического архиепископа Могилевского Станислав Богуш-Сестренцевич, могилевского губернатора Александра Дембовецкого, а также этнографа и археолога Евдокима Романова. Все эти люди внесли необыкновенный вклад в историю города Могилева.
Заходя во второй зал могилевской ратуши, мы оказываемся под пристальным взглядом королей Речи Посполитой. В центре второго зала ратуши стоит длинный стол, за которым восседают войт и его секретарь. Справа с пером в руке расположился писарь. Подобные заседания проходили раз в неделю, однако на самом деле войт на них не присутствовал, так как все время проводил в Вильне. В шкафах этого зала хранилось небывалое количество документов. Над столом войта висят знамена различных объединений ремесленников – цехов.
В этом же зале располагается гобелен с изображением Могилева, автором которого является один путешественник из Германии. город на нем изображен со стороны реки Дубровенки. Об этом можно судить по расположению ратуши – слева около самой рамы, в которую заключен гобелен. Однако он не совсем соответствует реалиям того времени. Одной из таких «ошибок» можно считать наличие холмов на изображении.Город располагается на равнинной территории, поэтому возвышенностей, отраженных на гобелене здесь быть не может. Между проемов окон – копия иконы, изображающая рождение девы Марии. Особенностью этого полотна является отображение средневекового интерьера, в то время, когда мать Христа родилась до нашей эры.
Спускаемся в зал археологии. Это большая светлая комната с расписанными стенами. На окнах – полотна с копиями гравюр. Здесь располагаются украшения 10-12 столетия, найденные в курганном могильнике: это и бусы, и браслеты и даже небольшие кулоны. За переливами внушительного слоя стекла находятся крестики, в том числе и энколпион – нательный полый крест, в который помещали мощи святых, либо освященную просфору. Здесь же находятся наконечники стрел и перстень, внутри которого выгравировано слово «Земля». Все эти предметы нашли на замковой горе города Могилева.
Под стеклянными колпаками ловят солнечные лучи восстановленные глиняные горшки, в которых некогда хранили провизию наши предки.
В центре зала находится внушительный макет города Могилева второй половины 17 века.
В следующем зале музея истории Могилева можно рассмотреть торговую площадь (современную площадь Славы). Именно здесь когда-то «получали по заслугам» пьяницы, сквернословы и прочие неблагочестивые личности. Самым тяжелым преступлением считалось экономическое. В качестве наказания преступник должен был прийти на площадь, заковать себя в колодку и простоять так около 12 часов. Прохожие избивали его, а дети бросали в заключенного камни. Чтобы избежать позора, после подобного дня отмщения виновный мог уехать в другой город. Но для такого бегства он должен был предоставить справку о том, что является рожденным в официальном браке. Помимо этого, провинившийся обязан был доказать, что у него есть достаточно финансов, чтобы построить дом в другом городе и профессия, чтобы прокормить себя в будущем. Если горожанин не предоставлял сведения хотя бы об одном из этих условий, он должен был оставаться в Могилеве.
В следующей витрине под теплыми лучами света расположились кожаные ножны, ремень и плетка. Немного дальше – рыбацкие приспособления и торговые гири.
Здесь же кафель и кирпичи, которые использовались в 18 веке. Чтобы приступить к строительству здания, партию кирпича проверяли на наличие брака. Для этого брали кирпич и швыряли о землю. Если он выдерживал, начинали строить. Если нет, то били кирпичи до тех пор, пока один из них не выдерживал удара.
В следующей витрине размещено оружие и одна из самых известных и важных книг, в свое время ставшая настоящим открытием – «Великое искусство артиллерии» под авторством Каземира Семеновича. Единственное старинное оружие здесь – темный наконечник копья, остальное – копии. Немецкое издание «Великого искусства артиллерии» музей выкупил два года назад. С тех пор она заняла почетное место на витрине.
В аптекарском шкафу располагаются всевозможные колбы и ампулы, в которых ранее продавали лекарства. Но не только фармацевтическими препаратами лечили хвори. Панацеей если не от всех, то от многих болезней считались лечебные травы. Здесь же находятся и металлические изделия 13-18 веков. Это и наконечники стрел, и подковы для обуви, и топоры, и даже мушкетная картечь.
Немногим далее можно увидеть множество ключей и замков. Говорят, что современные технологии не могут сравнится с мастерами того времени. Под стеклянным колпаком находится статут 1588 года. Его выкупили в 2012 году за 45 тысяч долларов. Находился сборник законов Великого княжества Литовского у одного из московских коллекционеров. Написанный на старобелорусском языке, статут стал прототипом конституции. Законы, обозначенные в издании действовали около 3 веков - вплоть до 1840 года.
На последней витрине располагаются горшки, детские глиняные игрушки, и трубки. Чтобы защитить детей от оспы, чумы и холеры их окуривали табаком, считая, что подобные тяжелые хвори передаются через запах. Вряд ли хоть кто-то, побывавший в Могилеве, не видел совсем еще юное здание музея истории Могилева. Так почему же не зайти в ратушу и не узнать о Могилеве намного больше, чем вы могли прочитать в школьных учебниках? Изучайте историю своего родного города и любите его так, как люблю его я!