Материал на проверке

Конспект занятия с мультимедийным сопровождением на тему «Народный костюм»

2
2
Материал опубликован 18 September 2015

Тема занятия: Народный костюм.

Цель занятия – исследование истории и разнообразия костюма марийцев.

Задачи:

1.       Закрепить знания о традиционном народном костюме;

2.       Выявить особенности костюмов марийцев разных этнических групп;

3.       Проанализировать женские головные уборы и украшения;

4.       Развивать фантазию, творческую активность детей.

 

Тип занятия: закрепление знаний, умений и навыков.

Вид занятия: занятие - эврика.

Методы: эвристическая беседа, самостоятельная практическая работа, выставка.

 

Оборудование:

·           сундук;

·           марийская национальная одежда;

·           презентация «О чём рассказала кукла»;

·           куклы в национальных костюмах;

·           рисунки с изображением орнаментов;

 

Раздаточный материал:

·           листы миллиметровой бумаги по количеству детей,

·           цветные карандаши;

  

Межпредметные связи: история и культура народов, окружающий мир, музыка, ИЗО.

Ход занятия:

 

1. Организационный момент. Активизация внимания.

- Ребята, перед вами сундук моей бабушки. Когда я была маленькой, очень любила заглядывать в этот сундук.  Он казался мне таким таинственным, загадочным. Бабушки моей давно нет, но её сундук хранит в себе много интересных старых вещей. Сегодня я открою этот сундук для вас.

2. Подготовительный момент.

- Тема нашего сегодняшнего занятия «Народный костюм». Бабушкин сундук поможет нам сегодня познакомиться с традиционным народным костюмом,

выявить особенности костюмов марийцев разных этнических групп и проанализировать женские головные уборы и украшения.

(Просмотр вещей из бабушкиного сундука).

- Вы уже заметили, что каждая из этих вещей украшена очень красивой вышивкой. Вышивка служила не только для украшения одежды, она служила оберегом. А ещё марийскую вышивку можно читать. Ведь у наших предков не было своей письменности. Свои чувства марийские женщины передавали через своё искусство вышивания.

3. Основной этап. Усвоение нового материала.

1)    Показ слайдов.

(1 слайд) В марийской вышивке выделяют узоры растительного, зооморфного и геометрического происхождения. Солнце, деревья, птицы, животные – всё имело магический смысл в древнейших языческих верованиях. Птица является воплощением света и жизни. Изображение дерева, двух птиц или двух животных, стоящих перед деревом, служило знаком семьи, рода. Утка является образом женщины, семьи, плодородия. Изображение лебедей выдаёт мечты о красоте, любви и верности. Баран считается одним из святых животных. Вышивая бараньи рога, мастерица желала для себя и для того, кому предназначалась её работа, защиты от зла, нечисти и болезней.

(2 слайд) Народный костюм со стороны исполнявших требовал огромных затрат времени и высокого уровня мастерства. На одну рубаху требовалось 2-3 месяца. Он был как бы критерием оценки трудолюбия и художественного вкуса  марийской  женщины. Поэтому в  марийской  вышивке нельзя найти точных повторений узоров, выполнялось очень аккуратно, ни одного узелка или открытого шва. Вышивали без предварительного нанесения рисунка, при работе нужно было быть очень точным. Требовалось знание математики.

(3 слайд) Олыкмарий – наиболее многочисленная этническая группа. Отличительным элементом является головной убор. Луговые марийцы делятся на три группы: Шымакшан марий (северо – восточная группа ), Сорокан марий (центральная группа ),  Шарпанан – нашмакан марий (приволжская группа)

(4 слайд) Головной убор шымакш  наиболее самобытный головной убор мариек.  Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову.  Традиционная марийская религия почитает духов природы. Древние марийцы знали о существовании природных сил воды, земли, солнца, которые давали энергию человеку. Через произносимые слова молитвы наши предки умело пользовались такими силами. Именно этот  конусообразный головной убор с небольшой кисточкой на конце является каналом притока энергии в человеческое тело.

(5 слайд) Луговые марийцы, расселённые вокруг Йошкар – Олы, в Медведевском  и Оршанском районах, носили сорока. Этот головной убор они  заимствовали у русских, богато украсив его вышивкой. Сорока состоит из нескольких деталей: шапочки, налобника и позатыльня. Поверх сороки надевался платок. Этот головной убор, как и другие, служит оберегом. Защищают женщину от негативных воздействий, направленных на неё, от недобрых взглядов и сглаза.

(6 слайд) Головной убор показывал социальный статус. Девочки одевали вышитый ободок из холста, а замужняя женщина имела особый головной убор. Вид убора отличался от территории проживания. Головной убор марийцев Моркинского, Звениговского, Волжского районов состоит из шарпана- узкого прямоугольного холста, вертикальные стороны которого вышиты и нашмака – налобной повязки. Эту группу марийцев называют «Шарпанан – нашмакан марий»

(7 слайд) А эта кукла демонстрирует ещё один головной убор – шурка. ШУРКА – самый старинный из дошедших до нас головных уборов. Изготовлялся на твёрдой основе из дерева, бересты, украшался монетами, вышивкой, бусами, бисером, кистями.

(8 слайд) О том, что мастерство в народе ценилось очень высоко, говорит общественный показ вышитых изделий на национальных праздниках и на свадьбах. Подарки на свадьбе невеста вручала в присутствии всех жителей деревни.

Головной убор является символом семейного положения женщины. Костюм девушки отличался от костюма замужней женщины прежде всего головным убором. Если девушка могла ходить с непокрытой головой, то женщина должна была покрывать голову. Головной убор женщины закрывал волосы и указывал на то, что она состоит в браке. Покрытие головы замужних женщин головным убором являлось неписаным законом, несоблюдение которого влекло за собой наказание.  Во время свадебного обряда происходила смена девичьего головного убора на  головной убор замужней женщины.

(9 слайд) Основным украшением костюма была вышивка, необычная техника вышивка. Вышивка по счету нитей, с изнаночной стороны холста. Сейчас вышивают с лицевой стороны.

Народный костюм  требовал огромных затрат времени и высокого уровня мастерства.  Он был как бы критерием оценки трудолюбия и художественного вкуса марийской женщины. Поэтому в марийской вышивке нельзя найти точных повторений узоров. Выполнялось очень аккуратно, ни одного узелка или открытого шва… Вышивали без предварительного рисунка, при работе нужно было быть очень точным.

(10 слайд) Цвет в одежде - символ, через который человек выражал свои чувства, эмоции, мысли. В марийской традиционной вышивке чаще всего использовался красный цвет – цвет солнца, огня, тепла, любви, красоты.  Цветовое решение, а именно красно – бордовые тона говорят о жизнелюбии, о стремлении к красоте, теплу семейному, любви.

2)    Физминутка.

Упражнение «Земля, вода, воздух, огонь (четыре стихии)»

«Земля» - опустить руки.

«Вода» - вытянуть вперед.

«Воздух» - поднять вверх.

«Огонь! – вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

3)    Практическая часть.

 

1. Закрепление пройденного.

- Ребята, посмотрите на наряды наших кукол. Какой ещё цвет выделяется в марийской вышивке?

(Ответы детей).

- Правильно, это чёрный, жёлтый и зелёный.

- Посмотрите внимательно ещё раз на наших красавиц и скажите, какого элемента костюма недостает у нашей куклы Айвика?

- Верно, у неё нет фартука. Сегодня на нашем занятии мы с вами сделаем эскиз фартука для нашей куклы. Для этого нам понадобятся миллиметровая бумага, цветные карандаши чёрного, красного, зелёного, жёлтого цвета, ну, и, конечно же ваше творчество и фантазия.

 

2. Самостоятельная работа.

(Под звучание марийской мелодии дети делают зарисовки)

5.     Итоговый момент.

1. Выставка работ.

- Ребята сегодня мы узнали, какую одежду носили наши бабушки и прабабушки. Познакомились с орнаментами, с цветовой гаммой национального узора. Увидели, какое разнообразие костюмов в нашей казалось небольшой, но такой многогранной республике Марий Эл.

2. Обучающийся читает стихотворение.


Родной узор
Неповторим и вечен,
И дороги сегодня нам вдвойне
Наплечники червленые,
Как венчики,
Два солнца - на груди и на спине.

Любой стежок здесь к месту,
Все так точно,
Деталь и совершенна, и мудра.
От вышивки такой
Светло и ночью.
Да, голь на выдумки была хитра.


О женщины марийские!
Как славно
Расшито вами жизни полотно.
Писать мы научились
Так недавно,
А вышивать умели так давно.

6.     Информационный момент.

- На следующем занятии будем дальше раскрывать секреты марийской вышивки.

Каждый из вас будем вышивать фартук для нашей куклы по своему эскизу. Поэтому нам понадобятся кусок канвы или двунитки, иголка с широким ушком, нитки – мулине чёрного, красного, зелёного и желтого цвета. До свидания. И как говорят марийцы: Чеверын! Сай кодса!

Комментарии

Я тоже преподаю краеведение. Ваш урок очень понравился, много интересной и полезной информации о марийском народе. И ещё вопрос, а где можно посмотреть слайды из вашей работы?

19 September 2015

Спасибо за конспект. Очень хотелось бы просмотреть презентацию?

24 November 2015

Простите, но я не очень поняла, что должны содержать фотографии? Это должен быть какой-либо объект, который объясняется детям или сам процесс объяснения чего-либо учителем? Просто очень хочется принять участие в таком необычном конкурсе......Спасибо.

11 January 2018

Добрый день, Елена Владимировна Это должен быть кадр, который объясняет детям какую-то тему. Например, фото кактуса, фото памятника, фото заката, фото горы и т.д. Образовательная фотография, которую педагог использует в процессе обучения. С уважением, Айгуль.

12 January 2018

Скажите, пожалуйста, можно ли заявить на конкурс фотографию ранее опубликованную в нашем сообществе в группе "ЗаКАДРенная жизнь? Фотография полностью соответствует требованиям конкурса.

13 January 2018

Доброе утро, Наталья Борисовна. Да, можно, но вам необходимо дополнить материал описанием согласно регламенту. Написала вам в личном сообщении. Работу повторно загружать не надо. С уважением, Айгуль.

15 January 2018

Уважаемые участники! Команда жюри сформирована. Продолжается регистрация участников.

16 January 2018

Уважаемые педагоги! Обращаем ваше внимание на регламент проекта: Загрузить фотографию или серию фотографий научно-образовательного характера. Внимание! Не фотоотчет мероприятия! Внимание! Конкурсная работа должна состоять из: • фотографии (серии фоторабот на одну тему); • пояснительной записки с указанием автора и названия работы, описанием запечатлённого на снимке объекта, явления или процесса. Также необходимо указать, в рамках каких предметов, при изучении каких разделов и тем могут быть использованы данные фотографии. Категории для фоторабот: школьные науки (гуманитарные, естественнонаучные, математические и т.д.) Формат фотоизображений: JPG / PNG / GIF. Не меньше 1000 пикселей по меньшей стороне. Загружаемые на данный момент работы не соответствуют регламенту и тематике конкурса. В качестве примера приводим работы победителей предыдущего конкурса: 1. https://урок.рф/library/poluostrov_kamchatka_vostochnaya_okraina_strani_193706.html 2. https://урок.рф/library/tvorcheskaya_rabota_postupajte_lyudi_tak_chtobi_k_v_232908.html 3. https://урок.рф/library/kletochnoe_i_tkanevoe_stroenie_visshih_rastenij_133443.html 4. https://урок.рф/library/seriya_fotorobot_na_temu_razmnozhenie_topolya_192635.html

24 January 2018

Серия фоторабот: Название работы «Далеко, далеко, на далёких лугах…» Пояснительная записка: Автор: Кириллова Мария Владимировна, учитель – логопед, МБДОУ «Детский сад № 169» г. Чебоксары Описание работы: на снимке запечатлена мама лошадь со своим жеребенком, они пасутся на лагу, едят траву, и жеребенок пьет материнское молоко. Данные фотографии можно использовать в рамках следующих предметов: - окружающий мир; - развитие речи; - изобразительная деятельность; Можно использовать эти фотографии, чтобы: - Закрепление представлений о домашних животных. - Уточнение и расширение словарного запаса по теме «Домашние животные». - Развитие связной речи через использование компонентов театрализованной деятельности в сочетании с показом (сказка «Спор животных»); - Совершенствование грамматического строя речи: образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражательных имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; множественного числа существительных и глаголов; согласование имен существительных с числительными два и пять; развитие функции словообразования: образование названий детенышей домашних животных. - Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления. - Воспитание любви к домашним животным.

24 February 2018

Добрый день, Мария Владимировна. Конкурсную работу необходимо оформить материалом и прикрепить к конкурсу. Комментарии в качестве конкурсной работы не принимаются. Вот инструкция по работе с сайтом: https://урок.рф/faq.html С уважением, Айгуль.

26 February 2018

Поясните, пожалуйста, почему внеклассное мероприятие не является частью образовательного процесса? Я с дисквалификацией не согласна! Условия конкурса прописаны не корректно! Моя работа представила мероприятие, которое было проведена в рамках классного часа на тему "Защита окружающего мира", который в дальнейшем перерос в общее мероприятие по колледжу.

22 March 2018

Добрый день, Татьяна Андреевна. Вы представили фотоотчёт мероприятия. Требования к конкурсным работам другие: Загрузить фотографию или серию фотографий научно-образовательного характера. Пример: урок.рф/library/seriya_fotorobot_na_temu_razmnozhenie_topolya_192635.html Внимание! Конкурсная работа должна состоять из: • фотографии (серии фоторабот на одну тему); • пояснительной записки с указанием автора и названия работы, описанием запечатлённого на снимке объекта, явления или процесса. Также необходимо указать, в рамках каких предметов, при изучении каких разделов и тем могут быть использованы данные фотографии. С уважением, администрация.

26 March 2018