Творческая мастерская - МКУ ДО Оричевского Дома творчества
НОВОГОДНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОМПОЗИЦИИ
История новогодних и рождественских композиций.
Все композиции подразделяются на адвентные (предрождественские) и рождественские. Они тесно связаны с народными обычаями и традиционными церковными канонами. Так, католическая церковь, очистившаяся от инквизиции после церковных крестовых походов, допускает оформление помещений для праздников цветами в соответствии с церковными канонами. В православной церкви канонов оформления нет или они не совпадают с католической церковью.
Рождественские праздники православной церкви.
Адвент начинается за 40 дней до Рождества (7 января) и одновременное начало Поста
в церкви нет праздников.
4 декабря - явление Богородицы - украшают по этому случаю алтарь.
12 декабря - праздник святого Николая-Чудотворца, Никола-Угодник.
3 Г декабря - 1 января Новый год - не религиозный праздник. 31 декабря день
святых людей - мучеников алкоголя.
6-7 января - Рождество.
8 января - собор пречистой девы Марии.
19 января - Крещение. С рождества до Крещения - Святки.
Символика праздников
ЦВЕТ- Традиционные цвета Рождества - красный - жизнь, любовь, кровь.
Белый - свет, духовность. Зелёный - надежда и возрождение.
Сини - вера и небо, фиолетовый - благочестие, духовность.
Жёлтый, золотой, серебряный - символика золота волхвов.
Цветовые тона традиционной флористики:
красный, белый, зелёный, золотой - чаще используются для оформления детских праздников и витрин.
Флористика конца горения - синий, фиолетовый, чёрный, серебристый
это мистика, изотерия, сказочная романтика
СВЕЧИ - символ духовного горения, солнечного света и зависимой от него жизни.
В христианстве свечи напоминают о звезде Вифлеемской, сообщившей о рождении Христа, о значении самого Христа как надежде на спасение и мир. Форма свечей - простые цилиндры, на адвент - белые, на Рождество - красные. Другие цвета - в зависимости от желания создать определённое настроение.
ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЕ РАСТЕНИЯ - это символ жизненной силы и защиты от зла, защита от колдовских сил зимы (в ладане), используются чаще в Рождественских композициях. Используются для композиций самшит, тис, можжевельник, ель, пихта, кипарис, сосна, ель, вереск, омела, падуб. Омелу англичане вывешивают на 1 адвент и последующие и выбрасывают после праздников, веря, что она втягивает в себя нечистую силу.
ВЕТКИ БЕЗ ЛИСТЬВ - с листьями в виде выгонки берёзы, вишни, черёмухи. Олицетворяют жизненную силу и плодородие, защита от колдовских сил. В Европе 12 декабря на день святого Николая ставят розги и прутья, имеющие колдовское значения. Голые ветки используются чаще в адвентных аранжировках.
СОЛОМА - символ соломы, на которой родился Иисус, используется в композициях в виде пучочков с бантами.
ФРУКТЫ, ПЕЧЕНЬЕ, ЗАСАХАРЕННЫЕ ФРУКТЫ - жертвоприношение духам, благодарность добрым духам и смягчение злых духов. Форма лакомств - звезда, круг, сердце.
ЗЛАКИ, ОРЕХИ, ШИШКИ - символ новой жизни и обновления.
ЗВЕЗДА, АНГЕЛ, КОЛОКОЛЬЧИК - символы вести о рождении младенца - Христа, христианские знаки предрождественского периода. Звёзды выполняют из соломы, дерева, теста, бумаги, фольги, стекла и пр. Ангел стилизованный, выполняется из разнообразного материала.
ЦВЕТЫ - геллеборус - цветок Христа (похож на анемон). Используются так же луковичные - тюльпаны, нарциссы, гиацинты. Амариллис .(выгонка).
СОЧНЫЕ ПЛОДЫ - яблоки, груши, семена, колосья - символ возрождения новой жизни.
СИМВОЛИКА ФОРМЫ КОМПОЗИЦИЙ -
Колесо - круг обязательно с пересечениями, символ солнечного колеса или движения солнца. Европейское рождество празднуют в день зимнегосолнцестояния.
Венок - символ вечности и бесконечности жизни. Они могут быть оченьразнообразными, украшаются традиционно - свечами, коричными палочками,
хвоей и звёздами.
Конус (или пирамида) - символ райского дерева.
Рождественское полено - символ возрождения.
Основные принципы установки новогодних композиций
Выбор средств аранжировки и их установка как мерило настроения и силы звучания новогодней композиции.
При этом рекомендуются следующие методы:
объединение однородностей (по форме, цвету, ассортименту и пр.);
выявление наиболее важной характерной однородности;
включение контрастов, которые создают напряжение и дают тем самым жизнь, аранжировке.
Соблюдение закона ограничения
Он заключается в таком выборе материала и деталей, которые, соединяясь в однородности, создают оптически законченные группы. Пример цветовых групп - красные свечи, перцы, окрашенные в красный цвет соцветия ахиллеи. Количество частей композиции или ассортимента растений не имеет значения, но не следует, например, использовать шишки шести разных форм, а лучше взять две - три контрастные формы. С ассортиментом аранжировочной зелени и другими группами материала руководствуются теми же правилами.
Основа новогодней композиции - неравносторонний треугольник. Однородность может соединяться глазами. Соединение равного и похожего означает повторение однородного материала в композиции. Поэтому повторение можно рассматривать как фактор соединения. Имеющиеся в новогодней композиции группировки одного рода должны повторяться три раза. Например, в крупной аранжировке в витрине магазинацветовые концентрации (пятна) красного цвета встречаются только трижды или только три группы из стеклянных сосудов даются в контрасте с гремя изделиями из глазурованной керамики. Причём из всех трёхкратных повторений однородного в - пространственном расположении всегда одно из наиболее значительных геометрических построений фигура неравностороннего треугольника, которая помогает найти в композиции объединение этого однородного. Наиболее эффектных предмета всегда три. Например, три группы красок - красная, зелёная и коричневая. Каждой краской окрашено 3 формы. В рождественских украшениях как правило, объединяются 3 краски - зелёная до сине-зелёного, красная, и серо-коричневая. Зелёный цвет даёт сосна, ель, пихта, эвкалипт. Красный цвет- свечи, декоративный перец, ленты, бечёвки, шнуры; коричневый цвет- плоды лотоса, шишки кипариса и других хвойных, своеобразно изогнутые ветки и плоды необычной формы.
Достижение декоративного эффекта и порядка с помощью членения. Выбранный материал устанавливают не единично и не смешанно, а объединив в так называемые группировки.
Свободное пространство между группировками.
В плотной новогодней композиции теряется красота её отдельных частей. Поэтому между группировками следует оставить свободное пространство, чтобы взгляд, фиксируя отдельные детали, мог более объёмно охватить аранжировку.
Подчёркивание субординаций между группировками.
Отдельные группировки должны быть различны по своему значению. При одинаковом значении между ними началась бы конкуренция. В новогодних композициях ведущую роль играют, как правило, свечи. Поэтому они получают наиболее почётное место в таких аранжировках - на главной оси. Все другие элементы новогодней композиции дополняют свечи и имеют в свою очередь различную значимость относительно друг друга. Благодаря этому можно направить взгляд зрителя от первостепенных элементов к менее ценным, предусмотрев по пути гармоничные включения.
Пространственное оформление, объёмность.
Обозревая новогоднюю композицию, взгляд не должен наталкиваться на «заднюю стену». Пространство должно быть целиком использовано. Группировки располагают вперёд и назад, влево и вправо, вверх и вниз. При размещении композиции на плоских .основаниях (стеклянных пластинах, деревянных планках, керамических и плетёных тарелках ) можно сделать её выше за счёт приспособлений для крепления ( пиафлор для сухоцветов, пенопласт и пр.). Увеличение высоты новогодних композиций позволит устанавливать в них ниспадающие, свисающие вправо и влево ветки, что в свою очередь создаст объёмность аранжировки.
Соблюдение оптического равновесия.
Новогодняя композиция должна выглядеть со всех сторон уравновешенной. Одна из её сторон не должна выглядеть более сильно нагруженной, чем другие.
Следование движению естественного роста.
Следует принимать во внимание направление естественного роста используемого в композициях материала. Поэтому ветки, цветы, плоды по возможности должны быть установлены так, как они росли бы в природе.
Синтез рациональности, чувства, опыта и радости экспериментирования - залог успеха!
Выбор средств, вида установки, проработка деталей только тогда позволяют создать незабываемую новогоднюю композицию, когда они рациональны (сознательны, осмысленны). Каждая законченная успешно аранжировка - это результат умственного труда, так как только чувств, опыта и радости экспериментирования недостаточно!
Приложение № 12
Образцы рождественских композиций
(работы выполнены воспитанниками объединения «Природа и фантазия»)