12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мальцева Светлана257 |
«О сколько нам открытий чудных…»: 1 сентября – День знаний
Классный час в 8 классе
С. С. Мальцева
учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии №49, к.п.н.
Тема:
«О сколько нам открытий чудных…». 1 сентября – День знаний
Цель:
способствовать формированию у учащихся мотивации к учебе в новом учебном году.
Задачи:
- Образовательные:
развивать умение формулировать понятия;
развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся
- Развивающие:
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
развитие умения формулировать выводы, ответы на проблемные вопросы;
- Воспитательные:
позитивно настроить учащихся на учебу в новом учебному году
развивать у учащихся желание и стремление учиться больше знать;
создать благоприятную атмосферу в классе.
воспитание интереса и уважения к русской литературе;
воспитание ценностного отношения к слову и традициям народов России;
развитие коммуникативных УУД:
Форма организации деятельности:
беседа, игры.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
фотовыставка «Школа в живописи русских художников»
Этапы классного часа
Обоснование темы, психологический настрой на восприятие урока, мотивация.
Вступительное слово учителя и короткая беседа с учащимися по вопросам.
- В чём схожи и чем отличаются понятия «знания» и «информация»?
Формулирование цели урока.
Учитель подводит учащихся к самостоятельной формулировке цели занятия.
Обращение к эпиграфу (учащиеся читают, комментируют)
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]
А. С. Пушкин
Вопросы и задания.
- Опираясь на звучание темы, имени урока, на поэтический текст А. С. Пушкина, используемую в качестве эпиграфа этого урока, на прозвучавшие ответы учащихся сформулируйте цель сегодняшнего урока.
- Почему именно 1 сентября выбран как День знания.
- Что вы знаете об истории праздника?
Устный обмен фактами, обсуждение материалов презентации и устных сообщений по школьным годам известных русских литераторов, материалов фотовыставки.
(для подготовки устных сообщений использовались материалы портала Культура. РФ)
Русские литераторы в школьные годы
Николай Гоголь
Н.В. Гоголь в детстве
В 1822 году тринадцатилетний
Особенно тяжело будущему классику давались иностранные языки. Преподаватель латыни Иван Кулжинский говорил, что ставил мальчику «единицу или даже нуль в учении и пять в поведении». Гоголь не любил иностранные языки и даже шутил, что вряд ли Шиллер и Гете творили на немецком.
У будущего классика в гимназии было прозвище — Таинственный Карла. Вероятно, гимназисты были знакомы с одноименной повестью Вальтера Скотта — герой в ней характером походил на юного Гоголя. Он относился к другим ученикам саркастически и смеялся над ними: юноши жаловались, что Гоголь многих копировал и передразнивал. Его товарищ по гимназии Василий Любич-Романовский писал, что дети Гоголя в школе не принимали: «во всем находили у него недостатки и отрицали в нем всякое дарование».
В гимназии Гоголь полюбил театр — он играл почти в каждой школьной постановке. Его одноклассник, литератор Нестор Кукольник, отзывался об этом опыте: «в русских пьесах Гоголь был неподражаем, особенно в
Антон Чехов
А.П. Чехов-гимназист
Детские годы будущий писатель провел в Таганроге, там же он посещал уроки в греческой школе при церкви Святых Константина и Елены. Его отец хотел, чтобы сыновья стали маклерами торговой компании — для этого и было необходимо изучение греческого. В приходской школе язык преподавали, но уровень образования был крайне низким. Антону вручили много листов с оценками «прилежный» и «благочестивый», однако знал он только алфавит. К тому же в школе действовала «палочная дисциплина»: учитель Николай Вучин бил детей линейкой, ставил на колени на крупную соль, запирал в классе до вечера.
В 1868 году
В гимназии Чехову плохо давались языки, зато он прекрасно знал Закон Божий, за что получил прозвище Благочестивый Антон. В школе ему прочили сан священника и карьеру церковника.
Юный Чехов уважал и любил преподавателя Федора Покровского, поддерживал с ним отношения до самой смерти учителя. Биограф писателя Дональд Рейфилд писал, что «Покровский иной раз забывал о церковной науке и беседовал с гимназистами о войне, о Гете,
В школьные годы Чехов стал страстным поклонником театра и даже принимал участие в любительских спектаклях. В одном из них —
Два последних года обучения в Таганрогской гимназии юноша жил отдельно от семьи. Родители, спасаясь от долгов, перебрались в
Анна Ахматова
А.А. Ахматова в гимназии
«Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно», — писала поэтесса о своих школьных годах.
Ее знали как Аню Горенко: псевдоним
Мариинская Царскосельская гимназия считалась престижным учебным заведением для девушек. Но, несмотря на это, Ахматова гимназию невзлюбила. Лидия Чуковская в своей книге «Записки об Ахматовой» сохранила несколько воспоминаний. «Гимназия в Царском, где я училась, была настоящая бурса», — считала повзрослевшая Ахматова. О себе она отзывалась скромно: «Я была самая заурядная, тихая, обыкновенная гимназистка».
Поэзией Ахматова увлекалась с детства и однажды принесла одноклассницам
У нас были богатые девочки, которым в двенадцать часов лакеи из дому приносили на серебряном подносе завтраки, и бедные, дочери портных или сироты. Но стихов не любили и не знали ни те ни другие.
В Царском Селе Ахматова встретилась с
В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашей встречи, мальчик мой веселый…
Марина Цветаева
М.И. Цветаева в школьные годы
Поэтесса
Школьная подруга Софья Леперовская вспоминала Цветаеву такой: «Очень живая, экспансивная девочка с пытливым взглядом серых глаз и насмешливой улыбкой тонких губ. Причесана под мальчика, с челкой, закрывающей высокий лоб. Смотрела на всех дерзко, вызывающе, не только на старших по классу, но и на учителей и классных дам».
В гимназии Марина Цветаева училась хорошо, не прилагая особых усилий. «Оставаться долго в одной гимназии ей казалось скучным, и она вела себя так, что педагоги старались от нее избавиться, спешили перевести в другое учебное заведение», — писала Леперовская.
Поэтесса приносила в школу и давала читать девушкам запрещенную литературу — книги
Марина была бунтарь. Начальство боялось ее влияния на соучениц, так как все считали ее выдающейся. Она была в гимназии нежелательна из-за своей революционности. Она просто дышала революцией. Начальство очень обрадовалось, когда от нее отделалось.
Одноклассница Ирина Ляхова
Однажды юную Цветаеву вызвали к директору и попросили одуматься. В ответ она заявила: «Горбатого могила исправит! Не пытайтесь меня уговорить. Не боюсь ваших предупреждений и никаких угроз. Вы хотите меня исключить — исключайте. Пойду в другую гимназию — ничего не потеряю. Уже привыкла кочевать. Это даже интересно».
Цветаеву отчислили за свободомыслие, чуть позже из гимназии Александры Самсоновны Алфёровой ее тоже исключили. В 1908 году она стала ученицей частной женской гимназии Марии Густавовны Брюхоненко и там получила аттестат. Будучи гимназисткой, Цветаева уже писала стихи. В 1910 году опубликовала первый сборник «Вечерний альбом», состоявший из школьных произведений.
Владимир Маяковский
В.В. Маяковский - гимназист
С 1902 года
Но уже через три года многое изменилось. В разгар первой русской революции 1905 года будущий поэт писал: «Не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый только потому, что мне расшибли голову камнем, на переэкзаменовках пожалели».
После переезда в Москву Маяковский поступил в пятую классическую гимназию. В то время она была видным учебным заведением столицы. В разные годы там учились литератор
Вскоре будущего классика отчислили: семья не могла платить за учебу. Да и Маяковский вступил в социал-демократический кружок и стал участвовать в мятежах. Его даже несколько раз арестовывали. В тюрьмах он занимался самообразованием — читал Байрона, Шекспира,
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б еще напечатал!
Владимир Маяковский, желая получить образование, он поступил в Строгановское училище, откуда его также исключили за политическую деятельность. В итоге он стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества — единственного места, где не требовали документ о политической благонадежности.
4. Вывод по уроку.
- Сформулируйте письменно ответ на вопрос «В чём смысл образования и знаний?»
- Формулирование вывода по теме занятия, рефлексия.
5. Домашнее задание
Составить предметный кроссворд (предмет по выбору)
6. Приложение
Материалы фотовыставки «Школа в живописи русских художников»
«В сельской школе». Владимир Маковский
«Первое сентября». Александр Кречетов
«Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского».
«Опять двойка».