Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования Токаревой Анастасии Александровны на тему «Успех каждого ребенка: первые результаты и перспективы».
Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования Токаревой Анастасии Александровны на тему «Успех каждого ребенка: первые результаты и перспективы».
Путь к успеху у каждого свой, но главное — это путь, дорога, по которой необходимо пройти. Пройти — значит двигаться к своей цели. Ничего не произойдет: ни победы, ни поражения, если ребенок не начнет сам пробовать еще и еще. Очень полезно развивать в детях способность к созиданию, особенно в игре. Тогда у ребенка возникают радостное настроение и желание творить. И вы увидите, как ребенок сам будет двигаться в нужном направлении.
Я бы хотела разделить два вида успеха или, вернее, представление о них. Это успешность в личных победах ребенка: спорте, творчестве, проектах, в активной жизни, в способности достигать желаемого. Это то, что мы делаем в жизни. И успешность отличника в школе. Это совершенно разные пути, и, как доказывает жизнь, великолепная успешность в школе не гарантирует успеха в жизни. А вот активная жизненная позиция ребенка в школе, внеучебная деятельность все в той же школе приведут к хорошим результатам и успеху в будущей жизни ребенка. Такие дети и в жизни взрослой активны и деятельны. И добиваются, как правило, больших высот. Но опять-таки в школах существует крен: в активисты выдвигают, как правило, только отличников и хорошистов. А отнюдь не тех, кто мог бы повести за собой. Лидеров пытаются вырастить из послушных учеников.
Поражает другое: в жизни учителя в большинстве своем нормальные люди. Мыслят конструктивно и читают современные книги про воспитание и образование детей, а воспитывают и образовывают детей в школе по-старому. И только когда речь заходит об их собственных детях, учителя возмущены образованием, которое, оказывается, совсем не приспособлено к жизни! Вот такой замкнутый круг.
Моя дополнительная образовательная программа художественной направленности «Студия рисования» решает основную идею комплексного гармоничного развития детей младшего школьного возраста. Актуальность программы обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте закладываются культурологические основы нравственного, эстетического и художественного воспитания. А от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит дальнейшее развитие и будущее как отдельно взятой личности ребёнка, так и подрастающего поколения в целом.Знакомство с разнообразием художественных материалов, умение их использовать и применять, дает полное восприятие окружающего мира для начинающего художника. Графика и живопись дают полет фантазии, расширяет кругозор. Пленэр дает детям не только общение с природой, но и работает на сплочение детского коллектива. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности школьников, раскрыть для них новый чудесный мир изобразительного искусства, почувствовать себя художником, творцом.
Разноуровневое обучение.
У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять больше внимания сильном, у способных обучающихся реализуется желание быстрее и глубже продвигаться в изучении новых техник и новых художественных приемов. Более способные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Этот метод особенно актуален в изобразительном искусстве. Коллектив наполняется разными детьми с разными способностями и физическими возможностями и поэтому необходимо осуществлять дифференцированный подход к обучению. Предъявлять требования к ученику по его возможностям. На занятиях объединения «Лукошко» более способные обучающиеся выполняют более сложные задания, например, выполнение росписи с соблюдением всех художественных канонов и народных традиций, а менее способные выполняют более простые элементы росписи.
Игровые технологии.
Игры – расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность, формируют определенные навыки необходимые для практической деятельности.
В составе объединения «Лукошко» имеются дети не только младшего школьного возраста, но и дошкольники. Беря во внимание то, что для детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, многие занятия проводятся в виде игр. Речь идет не только об использовании игры для зарядки и отдыха, а и о том, что сделать ее ограниченным компонентом занятия, средством достижения намеченной педагогом цели.
Для занятий с группами дошкольного возраста я использую игровую методику. Научить маленьких художников рисовать по памяти, выражать свои мысли с помощью художественных средств.
На занятиях использую различные игры. Среди них:
- «Вспомни сказку» (упражнения на тренировку художественной памяти);
- «Синяя птица» (упражнение на тренировку художественной памяти);
- «Моя улица» (упражнение на тренировку глазомера);
- «Заколдованный лес» (тренировка воображения);
- «Поможем художнику» (развитие образного мышления). (Приложение 3.4).
Художественные способности детей такие, как хорошая визуальная память, отличный глазомер, пространственное видение, воображение и фантазия, с помощью игр и упражнений развиваются гораздо лучше, быстрее, с интересом и удовольствием.
Групповой и командный методы обучения
На своих занятиях я периодически включаю индивидуально-групповую и командно-игровую работу с детьми. В первом случае обучающиеся разбиваются на группы по несколько человек для выполнения одного и того же задания в разных техниках изобразительного искусства, либо разными художественными материалами. Командная методика обучения предусматривает индивидуальные задания для членов команды, где ребята стараются помочь друг другу, указывают на ошибки.
В результате прохождения курса программы «Студии рисования» ребенок получит приобретенные в процессе рисования навыки, которые могут пригодиться ему во взрослой жизни:
-точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
-без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
-развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.
Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.
Если взять статистику достижений моих учащихся объединения «Лукошко» за два учебных года, то получается следующая статистика:
Учебный год | Уровень конкурсов | участие | 1 место | 2 место | 3 место |
2017-2018 | Районные и межрайонные | | 1 | | 1 |
2017-2018 | Краевые | 2 | | | |
2017-2018 | Всероссийские и международные | 2 | | | |
2018-2019 | Районные и Межрайонные | 5 | 2 | 1 | 5 |
2018-2019 | Краевые | 12 | 3 1 дипломант 1 лауреат 1 степени 1 призер | | 2 1 дипломант 3 степени |
2018-2019 | Всероссийские и международные | 3 | 5 | 9 | 13 |
Кроме того наш коллектив «Лукошко» за три учебных ода имеет три особенно приятных награды, нас отметили дипломом и назвали призером открытого краевого конкурса «Мир в котором мы живем», дипломом 3 степени за победу в Международном конкурсе «Пейзажные зарисовки». Живопись» и в 2020 году мы стали победителями районной военно-спортивной игры посвященной 75 –й годовщине в Великой отечественной войне.
Хотелось бы заострить внимание на отдельных обучающихся которые особенно за три учебных года достигли особенно высоких достижений в изобразительном искусстве и декоративно-прикладном творчестве.
2017год | 2018 год | 2019 год | |
Хватик Анфиса | Участие в краевом конкурсе детского декоратовно-прикладного творчества "Чародейка зима" | Учатие в краевом конкурсе изобразительного искуссства "Мир на ладонях" | Лауреат 1 степени в III открытом краевом конкурсе "Талантливые дети" |
Полякова Ангелина | Участие в краевом конкурсе детского декоратовно-прикладного творчества "Чародейка зима" | Диплом I степени в краевом конкурсе детского декоратовно-прикладного творчества "Чародейка зима" | Дипломант III степени в III открытом краевом конкурсе "Талантливые дети" |