Обобщение педагогического опыта по теме «Родительский клуб — эффективная форма повышения педагогической компетенции родителей в условиях логопункта»

0
0
Материал опубликован 7 December 2023

 

 

 

 

Обобщение педагогического опыта

по теме: «Родительский клуб - эффективная форма повышения педагогической компетенции родителей в условиях логопункта».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Лаптева Е.Л. учитель-логопед

МКДОУ «Белозерский ДС №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белозерское 2023

 

 

 

 Коррекция речевых дефектов относится к числу наиболее сложных видов оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям.

 Сложность эта обусловлена, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе» (Л. С. Выготский)

 Нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи, с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой.

Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума; сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

В своей работе для теоретического осмысления работы логопеда с родителями детей с ОНР мы использовали труды : Шашкиной Г.Р, Бачиной О.В., Самородовой Л.Н., Овчинниковой Е.В. Волковой Л.С. Волосовец Т.В. Для нашего исследования большое значение имели работы, посвященные проблемам семейного воспитания Мастюковой Е. М., Московкиной А. Г.

Этим проблемам посвятила свои исследования Л.Ф. Островская, которая

традиционные формы работы детского сада с семьей посещение семьи,

консультации, беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда

дополнила деловыми играми.

Н.Ф.Виноградова, Г.Н. Година и др. известные педагоги-ученые

настаивали на разнообразии форм и методов работы детского сада с

родителями. Ведущая роль в этом деле отводилась заведующему детским

садом, т.к. в его обязанности входит создание условий для развития всех

форм работы с семьей.

Несомненно, овладение коммуникативными умениями должно стать для

педагогических коллективов дошкольных учреждений предметом столь же

серьезных забот, как и совершенствование методов учебно-воспитательной

работы с детьми.

Опубликованная в 1989г. «Концепция дошкольного воспитания»

(В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) положили начало реформе

дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский

сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так

важно для успешного воспитания установление доверительного делового

контакта между ДОУ и родителями.

Проблема организации коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста остается актуальной и недостаточно разработанной. Исключение не составляет и наш детский сад. Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Белозерский детский сад №1» посещает 135 детей, он шести групповой из которых одна 2 младшая группа, средняя, две старших и две подготовительных группы.  Если в 2007 году количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, составляет 63 человека, то в 2023 уже 83. Все данные говорят о том, что детей с речевыми проблемами меньше не становится. Речевые диагнозы тоже усложняются, в основном это ФФНР и ОНР -2 и 3 уровня, отягощенные медицинскими диагнозами.

В наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов  только лишь  4% детей того же возраста. К факторам риска речевых нарушений относятся состояния, обусловленные нарушенным онтогенезом, мозговой недостаточностью, неблагоприятной экологией.

 

Актуальность

Раскрывая концепцию, содержание и задачи индивидуального сопровождения ребенка с речевыми нарушениями, нельзя не учитывать, что одним из субъектов сопровождения развития ребенка является его семья. Достижение целей обучения, воспитания и коррекции личности воспитанников ДОУ предполагает самое активное участие их родителей, которые должны не только знать и понимать содержание работы,

 но и продолжать, дополнять его усилия в домашних условиях.

Перед логопедом встает вопрос, как и по каким направлениям можно

организовать эту работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. Создание единого пространства развития ребенка затруднительно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя-логопеда с

родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. С каждым годом увеличивается число детей 2-5 лет нуждающихся в ранней логопедической помощи и дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи I-III уровня, ринолалия, дизартрия и т.д.), принятые в логопедическую группу требуют

разносторонней и продолжительной логопедической работы. Всё это побуждает учителя - логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям.

Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда  в нашем образовательном учреждении регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, регионального, локального. В работе клуба родителей на отдельных заседаниях я знакомлю их с нормативными документами.

Федерального уровня:

1. Конституция Российской Федерации.

2.Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Конвенция о правах ребенка

4.Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Локального: Уставом ДОУ, должностной инструкцией логопеда.

Опираясь в своей деятельности на нормативные документы, освоила  и продолжаю осваивать новые педагогические технологии:

технология организации логопедического обследования;

технология дифференцированного и развивающего обучения;

игровые технологии;

здоровье сберегающие технологии;

информационно-коммуникативные технологии;

технология консультативного сопровождения.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных и важных сторон деятельности логопеда.

Изучая опыт коллег, анализируя результаты работы с детьми по коррекции речи. Пришла к выводу, что одной из основных целей моей работы является активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании системы логопедического и психолого-педагогического консультирования родителей по вопросам предупреждения, диагностики и коррекции проблем речевого развития с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.



Объектом исследования является процесс развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является коррекция речевого развития дошкольников в условиях, обеспечивающих преемственность между работой логопеда и семьи.

Гипотезой исследования является предположение о том, что работа по развитию и коррекции речи будет более эффективной при условии использования различных форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены

 

Следующие задачи:
 


Проанализировать литературу по данному вопросу.


 

Выявить наиболее эффективные формы работы с родителями.


Разработать методические рекомендации для логопедов и родителей.


Повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, логопедии, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми дома, научить простым, эффективным методам домашней коррекции речи.


В процессе работы использовались следующие методы научно-педагогического исследования: анализ литературы и опыта коллег по исследуемому вопросу, беседы, наблюдение, анкетирование, качественный и количественный анализ полученных данных.

 

Содержание работы

 

 Наш детский сад имеет логопункт, который оказывает логопедическую помощь достаточно большому количеству воспитанников. Несмотря на это остается большая часть детей нуждающихся в речевой коррекции. Поэтому возможность выхода из сложившейся ситуации мы увидели в грамотной и организационной работе по профилактике речевых нарушений. В связи с этим повышается значимость поиска новых форм оказания логопедической помощи детям и их родителям. Проблему взаимодействия детского сада и семьи, общественного и семейного воспитания на сегодняшний момент мы считаем одной из актуальных. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Вопрос повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, является одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного образовательного учреждения. Под психолого-педагогической компетентностью родителей мы понимаем определенный уровень знаний о психофизических особенностях развития детей определенного возраста и мерах педагогического воздействия с целью преодоления тех или иных нарушений. Многие родители, благодаря разнообразию специальной литературы, ресурсам Интернет, пытаются самостоятельно повысить свою психолого-педагогическую компетентность. Однако отметим, что далеко не вся печатная продукция, а так же  материалы, размещенные на различных сайтах Интернет, соответствуют стандартам образования и носят действительно развивающий характер. А значит, специалисты ДОУ должны установить непосредственный контакт с семьей, в основе которого лежат интересы ребенка. Коррекционная работа в нашем детском саду включает в себя традиционные формы, но практика показывает, что этого недостаточно, так как оказывается она только родителям, чьи воспитанники посещают  логопункт. Возникла необходимость в поиске такой формы работы с родителями, чтобы логопедическую помощь смогли получить все желающие. На базе детского сада был проведен мониторинг с целью выявления наиболее удобной формы объединения родителей. Учитывая результаты, мы выбрали инновационную форму вовлечения родителей в образовательный процесс. В 2011 году на базе детского сада начал свою работу родительский клуб “Педагогика для всех”. Это объединение родителей, нуждающихся в квалифицированной логопедической помощи.

Много лет функционирует клуб для родителей , сейчас он называется «Мудрых родителей» 2023г.

Клуб родителейповышение эффективности взаимодействия учителя – логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

          -   вооружить родителей необходимыми  знаниями;

          -  сформировать умения для оказания помощи детям в исправлении          речевых недостатков;

          - формировать у родителей правильное отношение к речевому недостатку ребенка, логопедическим занятиям;

          -  оказать практическую помощь в правильной организации    логопедических занятий дома. 

Участники родительского Клуба:

  • родители;
  • учитель-логопед;
  • воспитатели старших групп;
  • Специалисты.

Сначала моя работа клуба возникла на одной группе старшего возраста, так как в этой группе больше всего было детей с разными и тяжелыми нарушениями речи. Затем помере увеличения старших групп и подготовительных работа клуба была организована и на этих группах.  А так как дети раннего возраста еще не охватываются логопунктом, то возникла проблема практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений, в том числе и детей раннего возраста.

 Проанализировав ответы родителей, я выяснила, что многие из них не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.

 В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь всего 2 - 3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений

Клуб является дополнительным компонентом воспитательно – образовательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения. Клуб посещают родители, желающие повысить свой уровень в вопросах воспитания и образования детей, которые будут заниматься с ребенком дома.  Состав родителей – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности и интересов.

Разработала перспективный план работы с родителями на учебный год.

 Тематика заседаний должна касаться детей и их проблем. Заседания проводятся 6 раза в год в вечернее время. Данная форма работы интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от проблемы и запросов родителей. Некоторые заседания имеют определенную направленность на конкретный возраст.

Каждое заседание включает в себя теоретическую и практическую часть. Нами используются разные эффективные формы работы такие как:  “Круглый стол, тематические беседы, консультации, тренинги, диалоги, семинары, лекции, показ открытых мероприятий с детьми, выполнение домашних заданий с применением анкетирования, тестирования, анализа детских высказываний, опрос. Применяем такие наглядные формы работы, которые дадут родителям полное представление о данной теме: папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей, выставки книг, пособий, настольных игр, развивающих компьютерных игр, фотовыставки.

 

 Наиболее актуальные темы заседаний —

  1. “Профилактика нарушений у детей раннего возраста”
    1.  «Развитие мелкой моторики и речевого дыхания»
    2. «Основы правильного произношения»
    3. «Автоматизация поставленных звуков»
    4. «Развитие фонематического восприятия»
    5. «Речевая готовность ребенка к школе»
  2. Практическая помощь
    1. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук и речевого дыхания
    2. Выполнение логопедического массажа
    3. Выполнение артикуляционной гимнастик
    4.  Автоматизации звуков дома
    5. Приемы развития фонематических процессов
    6. Показ индивидуальных коррекционных занятий с детьми

Результатом работы считаю:

- достижение значительных положительных результатов в коррекции речевых нарушений у детей;

создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование детско-родительских отношений;

повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей;

установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса.

Родители и дети клуба «Педагогика для всех» участвовали в районном конкурсе фестивале клубов и объединении молодых семей «Окно  в маленький мир»  и заняли первое место.

По результатам диагностики  у детей наблюдается положительная динамика в речевом развитии.

Взаимодействие всего коллектива детского сада, специалистов, родителей приводят к отличному результату. Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Таким образом,  сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться. Каждая форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству.

Список литературы
 


  1. Бабина Е.С. Помогаем детям вместе : [коррекционная работа логопеда зависит от условий речевого развития ребенка в семье] // Дошкольное воспитание, 2005, № 12. С. 57-59.

  2. Бабина Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе.// Логопед, 2005, № 5. С. 57 – 61.

  3. Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.

  4. Богомолкина Л. В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями / Л. В. Богомолкина, Т. В. Масленникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2006, № 2. С. 54-56.

  5. Вренева Е. 16 вопросов логопеду : [логопед и родители] // Здоровье детей, 2008, № 1. С. 35-41.

  6. Давидович Л. Р. Родители и логопед - партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 6. С. 47-50.

  7. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? – М.: Гном и Д, 2005. 85 с.

  8. Заваденко Н.Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. 42 с.

  9. Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С.54 – 58.

  10. Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание, 2005, № 3. С. 45-46.

  11. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 115 с.

  12. Мамаева В. В. Организация совместного занятия родителей и детей в подготовительной группе: вместо традиционного открытого занятия // Дошкольная педагогика, 2006, № 4. С. 48-50.

  13. Михнева Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.// Логопед в детском саду, 2006, № 4. С. 56 – 60.

  14. Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С. 74-78.

  15. Романович О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи.// Логопед, 2009, № 3. С. 86 – 89.

  16. Тихомирова Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме развития речи детей раннего возраста / Н. И. Тихомирова, Н. А. Якушина // Самые маленькие в детском саду : приложение к журналу «Обруч». – М., 2005. – С. 46-49.

  17. Шкурат В. В. Детско-родительский проект как средство развития речи и познавательных способностей дошкольников // Логопед, 2007, № 6. С. 80-83.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации