Научно-исследовательская работа на тему «Обогащение и активизация словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в игровой и театрализованной деятельности»
Введение
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям, начиная с раннего возраста. Неуклонно растет объем знаний, который нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидаемыми и сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.
Речь развивается стремительными темпами, и в норме уже к 5 годам правильно произносить все звуки родного языка; владеть значительным словарным запасом; освоить основы грамматического строя речи; владеть начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения и т. д. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога), стремится освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности в целом.
Когда я взяла детей из младшей группы, то оказалось, что у детей есть проблемы с речью, в основном со словарным запасом. Подтверждением тому является проведенная мною диагностика – из 22 детей с высоким уровнем развития словарного запаса – 0 детей, со средним - 5 детей, с низким уровнем – 17 чел.
На основании диагностики речевого развития детей мы выбрали конкретное направление работы в средней группе - расширение и активизация словарного запаса детей, что должно сказаться и на развитии связной речи. По нашему убеждению, и длительному опыту работы с детьми в условиях детского сада мы уверены, что наиболее эффективными методами повышения речевой активности детей являются игровая и театрализованная деятельность.
Игровая деятельность используются для решения всех задач речевого развития. В играх пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается активный словарь и связная речь.
Театральная деятельность так же очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Исполнение роли, особенно вступление в диалог с другими персонажами, ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию речи.
Актуальность данного опыта заключается в решении речевых задач, касающихся как формирования активного словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста, так и непосредственно связанных с речевым развитием задач художественно-эстетического и коммуникативного развития.
Цель работы – обобщить через применение на практике особенности формирования словарного запаса детей в игровой и театрализованной деятельности.
Цель работы определила основные задачи:
1. Изучить теоретические основы словарной работы с детьми среднего дошкольного возраста.
2. Отобрать и систематизировать наиболее эффективные методы словарной работы в игровой и театрализованной деятельности.
3. Проанализировать эффективность организации работы по обогащению и активизации с детьми среднего дошкольного возраста.
Ожидаемым результатом данного опыта будет являться освоение детьми всех параметров развития словарного запаса, которые являются характерными для среднего дошкольного возраста.
Глава 1. Особенности развития словарного запаса детей 4-5 лет.
Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения. Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми.
У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем - перенести как можно больше пассивных слов в актив.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; лишь бы были развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: внимание, память, мышление, и физическое состояние было бы хорошим.
Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи.
Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов.
На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнком очень искажённо. Правильным произношением ребёнок овладевает постепенно.
Постепенно развивается пассивный и активный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов. В то же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется.
Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения.
Речь - сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения. Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур, каждая из которых выполняет свою специфическую операцию.
Несомненно, речь развивается комплексно: активная речь ребёнка и понимание им речи взрослых развивается одновременно.
а) 0 - 3 лет
- С 3 до 9 месяцев ребёнок просто лепечет; как бы играет звуками и слогами; подражает звукам речи окружающих и в результате получаются первые слова. Слоги для ребёнка становятся целым словом - мама, папа, дада, дай, кс-кс, ав-ав, ам-ам и др.
- От 9 мес. до 1 года словарь увеличивается и включает названия предметов, животных, игрушек; имена взрослых и детей. Ребёнок живо реагирует на обращённую к нему речь.
А к 1,5 годам ребёнок говорит фразы из двух-трёх слов. Активный словарь включает около 250 слов.
б) 3 - 4 года
На протяжении 3-го года жизни в развитии ребёнка происходят значительные изменения. Очень увеличивается роль речи в поведении ребёнка. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью.
Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает. Быстро растёт словарь, он достигает 1000 слов.
Ребёнок употребляет почти все части речи: существительные (кто? что?), глаголы (что делает?), прилагательные (какой?). Употребляет предлоги - за, под, перед, в, на, у, с, к, и др. (с папой; на стул; у яблочка) Ребёнок 3 лет начинает говорить распространёнными предложениями. Например, ребёнок 3-х лет говорит: «Договорились, сначала я морковку съем, а потом пойдём с тобой гулять». Или: «Мамочка, посмотри, какие красивые цветы тётя несёт!» Меняется характер общения со взрослыми и детьми: общение становится речевым! Ребёнок начинает мыслить: сравнивать (снег белый, как сахар); обобщать (яблоко красное и флажок красный); делать умозаключения (мальчики мамы не бывают...) Дети этого возраста становятся почемучками, то есть задают много вопросов (как, где, когда, а куда). Умеют пересказывать (по вопросам) сказку или рассказик. Ребёнок использует суффиксальное словообразование: кошка - кошечка; заяц - зайчик, зайка и т.д.
3 года - момент интенсивного развития связной речи. Переход от ситуативной к контекстной требует большой согласованности в работе центральной нервной системы, речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и др.
Наблюдается упрямство, негативизм. Это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникнуть заикание, мутизм, отставание речевого развития.
У детей 4-го года жизни широко используется разговорная форма речи. Увеличивается словарь, изложение связное. Предметы объединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, т.д.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синее платье; синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, один шарик); правильно употребляются падежные окончания. Дети хорошо рассказывают или пересказывают.
На первое место в словарной работе выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работ над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.
Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение.
Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу. Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка незнакомых слов, встречающихся в рассказах, сказках, инсценировках.
Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т.п.: или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).
Работа над антонимами (словами с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетания и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках.
В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.
Реализация задач по словарной работе с детьми среднего дошкольного возраста эффективно осуществляется через: игровые занятия, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями), - театрализованные занятия, решающие задачи словарной работы в процессе работы над образом сказочного героя.
-
- Обогащение словарного запаса детей среднего дошкольного возраста на игровых занятиях.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры.
Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. В данной работе охарактеризуем дидактические игры, словесные игры и хороводные игры, которые, на мой взгляд, положительно влияют на развитие словаря детей дошкольного возраста.
Нужно отметить, что в процессе занятий по развитию словарного запаса посредством вышеуказанных игр дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения.
Дидактические игры.
Одним из наиболее продуктивных способов расширения лексикона детей и закрепления их речевых навыков являются дидактические игры. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается активный словарь и связная речь. Дидактическая игра должна содержать образец речевого поведения, способность формированию внимания к речи, а также актуализировала имеющиеся у детей речевые средства. Важно создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрой. Использование дидактических игр в работе воспитателя, способствуют развитию речевой активности детей.
Особенностью дидактических игр является то, что процесс их направлен на достижение определенных, четко поставленных целей и задач. А процесс самой игры контролируется взрослым от начала и до конца.
Наиболее сложными дидактическими играми для дошкольников являются те, в которых нужно оперировать не отдельными словами и названиями предметов, а целыми понятиями. В таких играх развивается умение мыслить, строить сложные словесные конструкции, отстаивать собственную точку зрения, объяснять и описывать определенные явления или предметы.
К таким играм относятся, к примеру, описание предметов. Суть игры в том, что воспитатель может попросить ребенка описать некий предмет. При этом он должен описывать его с как можно больших аспектов: какого он цвета, какой он формы, на что он больше всего похож, для чего он применяется и т.д. Одной из наиболее известных игр для развития словарного запаса и понимания определенных категорий слов это «съедобное-несъедобное».
По такому же принципу можно придумать огромное количество аналогичных игр, которые будут направлены на закрепление понятия отдельных лексических категорий. Например, можно поиграть с детьми в «живое-неживое», «твердое-мягкое», «зверь-птица» и так далее.
Вариантов подобных игр, развивающих словарный запас детей дошкольного возраста, на самом деле, можно найти и придумать огромное количество.
Словесные игры
Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Могут, например, объединить в одну группу различные овощи, цветы, деревья, одежду, посуду, игрушки и т. п. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказывать им о знакомых предметах и явлениях. Воспитатель развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы; побуждает к попытке самостоятельно находить ответ, наблюдая явления и производя действия с различными предметами. Он учит малышей сравнивать предметы по цвету, величине, форме, правильно называть их признаки; во всех видах игр поощряет активное речевое общение детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь.
Воспитатель проводит словесные игры, основываясь на накопленных у детей представлениях об окружающем. И в средней группе он продолжает руководить игрой, или лично участвуя, или наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре все чаще поручается то одному, то другому ребенку.
Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием.
Хороводные игры
В теории и практике дошкольного воспитания утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, её культуре, даёт верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей, развитию речи.
Какое значение имеют хороводные игры в речевом развитии детей?
Они способствуют развитию связной, диалогической речи, учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами, обогащают словарный запас детей. Устное народное творчество представляет собой ценнейший литературный материал, повышающий речевую активность детей. Это тот материал, который воспитывает художественный вкус, развивает связную речь, учит детей лучше понимать окружающий мир. В настоящее время речь детей – дошкольников уже «засорена» словами – паразитами, дети не умеют общаться при помощи речи (правильно выстроенных предложений). Хороводные игры почти забыты, однако они актуальны и интересны в настоящее время, не смотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.
Хороводные игры – часть национальной культуры, которая сконцентрировала в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка, и является действенным фактором всестороннего речевого развития современных детей.
-
- Обогащение словарного запаса детей на театрализованных занятиях
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность в группе организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занимательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, я имею в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
В своей работе, решая задачу развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста через театральную деятельность, мы использовали сказки. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображением». Д. Родари.
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, однажды прядя к малышу, она остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Русская народная сказка невольно обогащает словарный запас детей через ознакомление с предметами старины и явлениями окружающей действительности. Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».
Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты – «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребёнок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи. В сказках действие происходит в основном в избе. Откуда произошло название «Русская изба»? Слово «Изба» произошло от слова «истьба» - «истопка» - «топить»- «отапливать». Ориентиром для выбора места для избы служили домашние животные. Где животное ляжет отдыхать, там самое благоприятное место для постройки. Главным украшением избы были окна, поэтому ставни на окнах делали резными, расписными. Они служили не только украшением, но и защитой от солнца, ветра, воров. В избе была одна комната – горница, она была и кухней и спальней. В избе находились деревянные предметы быта – лавки, колыбель, сундук. В печи готовили еду в чугунах – специальная, прочная посуда. Кочерга – предмет народного быта. Ухват использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Воду для чаепития кипятили в самоваре. Для глажки использовали чугунный утюг.
Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы. Также сказочные герои, например. Медведь – батюшка. Истолковывая образ медведя, следует учитывать его двойственную природу. С одной стороны, медведя считают неуклюжим, неповоротливым, тяжелым существом, с другой – медведь необычайно ловок и быстр. Медведь представляет жестокость, грубость, злую силу, и одновременно его образ связывают с добродушием и защитой. Колобок. Сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж олицетворяет трепетное отношение славянского народа к хлебу, и его сакральное значение. А именно круглая форма Колобка, который к тому же катится, что отсылает нас – культу солнца. Царевна – лягушка. Земноводная лягушка и Василиса Прекрасная – одно и тоже существо: животная и земная силы слиты воедино. В каждом человеке таятся невероятные и чудесные возможности. Сливаясь с образом Василисы прекрасной, ощущаешь себя всемогущим, гармоничным и радостным. Лягушка превращается в красавицу, реализует свои потенциальные возможности, данные от рождения.
Итак, художественная литература и фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача – заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.
Вывод по первой главе:
Обогащение и активизация словарного запаса детей 4-5 лет наиболее эффективно происходит в игровой и театрализованной деятельности, специально организованной воспитателем. Роль педагога при этом состоит в создании условий для игры и театрализованной деятельности, обеспечение процесса обучения игровым материалом, необходимыми театральными атрибутами и в систематической кропотливой словарной работе со сказкой.
Глава 2. Опыт обогащения и активизации словарного запаса детей 4-5 лет в игровой и театрализованной деятельности.
Работу над словарным запасом детей я начала с младшей группы, используя в своей работе следующие методы и приемы, характерные для малышей: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) через
непосредственное ознакомление с окружающим и называние предметов, явлений, действий: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии
опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря:
рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение
художественных произведений, показ диа-, кино-, видеофильмов, просмотр телепередач.
2.1. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны: рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, словарные упражнения.
В младшей группе игра является основным видом деятельности. Ребенку трех лет доступен образный язык произведений и даже действия в плане образа. Этому способствует также и развивающаяся ролевая игра, которая становится ведущим видом деятельности. Ребенку нравятся не только ритм, рифма, игровые приемы потешек, песенок, сказок. Его увлекает содержание художественного произведения, направленность и результат событий, т.е. он может сказать, чем все закончится, дать оценку - хорошо это или плохо, провести сравнения - а как я делаю.
К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное и зарождается образное мышление, которое позволяет полнее понимать речь окружающих людей. В этом возрасте интересно я проводила игровые занятия с опорой на картинки к потешкам: например «Сорока – белобока».
Сорока белобока
Кашу варила, деток кормила
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала
Ты в лес не ходил
Дрова не рубил
Воды не носил
Кашу не варил
Тебе каши нет
Мы с ребятами рассматривали иллюстрации и описывали сороку, какая она – большая, с белыми боками, поэтому ее называют белобокой. Она варила кашу, поэтому у нее в лапах ложка и чашка. Затем мы работали с ладонью, закрывая каждый палец, кого сорока угостила кашей, а кому не дала. Работая с иллюстрацией, пальцами на руке я обогащала словарь детей новыми словами. Это способствует быстрому запоминанию потешки и активизирует в речи детей новые слова.
Ребенка интересует результат действия героев произведения и, как правило, волнует собственная причастность к происходящему, например, он может попросить попробовать кашу, которую «сварила» сорока - белобока. Вместе с тем ребенок трех лет уже понимает сказочность сюжетов, их забавность, пополняется словарь новыми словами.
Характерной чертой восприятия литературы детьми дошкольного возраста является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно.
Произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, расширять кругозор. После потешек я перешла к сказкам. Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Однако для детей необходимо неоднократное повторение, чтобы они смогли усвоить содержание сказки. Для усвоения сказок мне помогали мнемотаблицы. В наше время первыми начали разрабатывать их и применять в работе Петербургские педагоги и новаторы во главе с А.А. Венгер. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно- следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
*кодирование в образы
*запоминание (соединение двух образов)
*пересказ информации с опорой на символы
*воспроизведение мнемосхемы
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей, удается достичь следующих результатов:
*У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
*Появляется желание пересказывать тексты
*Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек
*Словарный запас выходит на более высокий уровень
В качестве доказательства приведем пример применения мнемотаблицы к сказке «Петушок и бобовое зернышко»
Пользуясь этой таблицей, дети начинают активно использовать в речи такие слова как: петушок, зернышки, рассыпались, клевал, коса.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по обогащению словарного запаса у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, которая началась в младшей группе, и будет продолжаться в средней, а именно, в сказках. «Играя» литературное произведение, дети, прежде всего устанавливают и облекают в словесную форму наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.
Вывод: к среднему возрасту вследствие вышеприведенной проделанной работы словарный запас детей пополнился многими новыми словами, но как показала диагностика (Приложение 1), проведенная в начале средней группы, работу над словарным запасом детей необходимо продолжить. Из 22 детей с высоким уровнем развития словарного запаса не оказалось ни одного человека, со средним – 5 детей, с низким -17детей.
Диагностика развития словарного запаса детей
Параметры развития словарного запаса:
- Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова
- Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов
- Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда)
- Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине
Как видно из таблицы все параметры развития словарного запаса детей в начале учебного года находятся на довольно низком уровне. Руководствуясь результатами диагностики развития детей, я составила перспективный план по обогащению и активизации словарного запаса детей средней группы в игровой и театрализованной деятельности.
Организация словарной работы в игровой деятельности.
В моей группе очень много дидактических игр, и дети с желанием в них играли, но ввиду возрастных особенностей не все дети говорят, или говорят плохо и стесняются называть слова, а некоторые не знают названий, не могут назвать то, что изображено, а значит, не все дети выполняли правила игры. Играя, ведущий мог картинку показывать, но не называть, что изображено. Чтобы развить и пополнить словарный запас у детей, я стала уточнять правила игр, согласно задачам, которые я поставила перед собой. Например, в игре «Лото» ведущий должен назвать, что нарисовано, а потом показать эту картинку, а тот игрок, у кого есть эта картинка должен назвать, что изображено, какого размера или величины, и только тогда закрыть карточку картинкой. В игре «Из чего сделано» (пазлы) я просила не только подобрать, например, резиновые предметы, но и назвать, что изображено, и действия с ними. Вначале роль ведущей я брала на себя. Несомненно, над этим работать можно только утром, когда ребят мало или вечером, после полдника. Бывало даже так, что родители приходили за детьми и ждали окончания игры в приемной, или садились и играли вместе с нами, учась, как можно играть дома. Играть в одну и ту же игру всегда надоедает, поэтому я игры разбила по месяцам. В течение месяца я старалась охватить игрой всех детей. Сейчас с ролью ведущего может справиться Валерия Г, Арсений, Максим Т, Вика, Василиса, Вадим, Евгения К, Алексей. Не говорящие дети Саша Х, Артем, Овсей с удовольствием играют, но правила для них щадящие.
Со словесными играми я играла с ребятами в любую свободную минутку, ведь эти игры организовывают, дисциплинируют, активизируют словарь детей. А вообще удобно играть на прогулке, в период после прогулки до обеда в группе, если погода не позволяла гулять зимой, то играли в группе. Например, играя в игру «Слово на ладошке» дети произносят слова: « Я найду слова везде и на небе, и в воде, на носу, на потолке и на руке». Ведущий просит называть сладкие слова, определяя форму и цвет. Одним из условий игры является то, что повторять одни и те же слова нельзя. Если ребенок затрудняется, то может «сходить» в уголки, где находятся сюжетно-ролевые игры «Дом», «Кафе» и найти эти слова в названиях угощений. Дети называют, например, торт - круглый, черный, потому что шоколадный, или мармеладка - овальная, зеленая. Игра «Сколько» предполагает точно назвать количество, о котором говорится в стихе (Приложение ). Я расширила задачу в игре и работала над разным значением многозначных слов. Например, слово нога. У человека 2 ноги, он ходит, у стула 4 ножки, он стоит, у кровати 4 ножки, на ней спят. С ролью ведущего может пока справиться только Арсений, так как он умеет читать.
Хороводные игры – важная составляющая часть словарной работы, потому что в них ребенок и выполняет действие, и поддерживает речевое общение. Например, игра «Колпачок и палочка». Идя по кругу, дети проговаривают слова: Колпачок, колпачок, тоненькие ножки на ногах сапожки. Останавливаясь, подбрасывают ведущего и продолжают говорить – мы тебя кормили, мы тебя поили. Ставя на ноги, продолжают говорить – на ноги поставили, танцевать заставили. Хлопая в ладоши, продолжают говорить – танцуй - сколько хочешь, выбирай, кого захочешь, а ведущий тем временем поворачивается вокруг себя и с окончанием слов, показывает палочкой на того, кто стоит напротив. Таким образом, меняется ведущий.
Так постепенно, но систематически работая над словарным запасом детей в игровой деятельности, мне удалось значительно обогатить и активизировать словарный запас: у основной массы детей (14 человек из 22) параметры развития словарного запаса оказались на среднем уровне.
Организация словарной работы в театрализованной деятельности.
Слушать и смотреть сказки дети очень любят. Со сказками мы знакомились и на занятиях, и в свободной деятельности, когда позволяло время. Интересная история была со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». После того, как я прочитала эту сказку, многие дети захотели ее сыграть и стали самостоятельно распределять роли. От желающих сыграть курочку, такую заботливую хлопотунью, не было отбоя, но досталась эта роль Валерии Г., так как ее стремлению всем угождать не было предела, к тому же словарный запас у девочки стал шире. Зато на роль петушка единодушно высказались за Константина Д.- он в нашей группе по возрасту, но очень неловок и делает много ошибок. Овсей Г. изъявил желание на роль кузнеца, хотя речь у него невнятная (заболевание), зато профессию кузнеца он показал отлично, пришлось поработать над моторикой. С остальными персонажами необходимо было беседовать, учить передавать настроение и характер, например, хозяина и хозяйки, мимикой и движениями, повторять несколько раз, чтобы персонажи вжились в эту роль, почувствовали значимость исполнения своей роли, точность в передаче текста. Ведь исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами, ставит перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Большая работа была проделана с ролью коровушки, которую сыграла Вика Ч. Корову – настоящее животное, Вика вживую не видела, за исключением картинок, и характерные особенности этого персонажа пришлось поэтапно пробовать вместе со словами. Остальные дети с понравившимися ролями пробуют себя в театральном уголке, работая с разными театрами - настольным, сказка «Репка», пальчиковым, есть все персонажи к сказкам, с которыми мы работали, варежка «Теремок», «Лисичка со скалочкой». Работа над персонажами в основном проводится вечером, диалоги вначале каждым героем проговариваются со мной, затем с партнером, сказочным героем. Работа над ролью предполагает совместное и самостоятельное заучивание текстов, многочисленное повторение незнакомых и трудных слов, объяснение смысла некоторых устаревших слов, интонирование и четкое проговаривание всех звуков в словах.
Заключение.
Проводя словарную работу в игровой и театрализованной деятельности детей в системе, мы добились неплохих результатов, и это видно из диагностики на конец года. Особенно эффективно в игровой деятельности решались задачи: понимать слова, близкие и противоположные по смыслу; понимать и употреблять обобщающие слова; сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине (из 22 детей 14 человек к концу года имеют средний уровень развития названных речевых параметров).
В театрализованной деятельности наиболее удачно решалась задача - подбирать признаки, качества и действия к названию предметов (из 22 детей 16 человек к концу года имеют средний уровень развития данного параметра).
В конце средней группы большинство детей (19 человек из 22; сравните: в начале года было 5 человек из 22) могут самостоятельно брать дидактические игры и играть в них, соблюдая правила. На прогулках умеют организовывать и самостоятельно играть в хороводные игры. В режимных моментах, например, перед обедом самостоятельно проводят словесные игры. Вышеназванное говорит о том, что у детей к пяти годам сформировался достаточный словарный запас, который и позволяет проявлять речевую и коммуникативную активность.
Результат диагностики речевого развития на конец года
- Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда)
- Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов
- Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине
- Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова
Таких результатов мы не добилась бы, если бы не было помощи со стороны родителей. В семьях помимо игр шла подготовка к выступлениям, а это и костюмы, и атрибуты, и просмотры по ТВ сказок - все для того, чтобы ребенок «вжился» в свой образ, услышал речь и увидел повадки своего героя. В стенах детского сада дети показали две сказки: «Зимовье» Соколова – Микитова и «Петушок и бобовое зернышко», малышам - «Репку», на родительском собрании – русскую народную сказку «Лисичка со скалочкой».
В успехах своих детей я увидела результат своего труда и еще раз убедилась в эффективности выбранных мною методов для обогащения и активизации словарной работы в средней группе.