12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Парфенова С.Ю.49

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку 2022-2023 уч. год
4 класс

В каких словах количество букв и звуков совпадает? Выпиши ниже эти слова.

Звёздный,песня, польют, лазурь, яблоко, стая, якорь.


___________________________________________________________________


Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141. Напиши имя мальчика.


___________________________________________________________________

Слово лёгкий многозначно, поэтому имеет несколько антонимов. Подбери

существительное, в сочетании с которым антонимом к слову лёгкий будетслово серьёзный, подчеркни его.

 (А) чемодан  (Б) облако  (В) музыка  (Г) день 

Прочитай слова: Носок, блюдце,яблоня, плечо,помидор

Поставь данные слова в родительный падеж множественного числа и запиши.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского 

языка:

Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.

Употреби слова почивать и потчевать правильно. Вставь их в предложение.


Лиса ____________________________ журавля, размазав кашу по тарелке.

Бабушка устала и отправилась ____________________________________.


Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, заполни таблицу.


А

Б

В

Г

Д







А

Лясы точить.

Б

Держать ухо востро.

В

Сидеть сложа руки.

Г

От рук отбиться.

Д

На чужой шее сидеть.



1

Не покладая рук.

2

Держать язык за зубами.

3

Ворон считать.

4

Своим горбом жить.

5

Держать в ежовых рукавицах.



Прочитайте пары слов: кабан-банка, парк-карп, лыжи-жилы.

На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином

онаобозначается? Запиши, если знаешь:


_____________________________________

Используя данный приём игры, запишите соответствующую пару для

каждого слова ниже:



Каприз –

Корма –

Коршун –

Росинка –

Ромашка –

Составь пословицы:

а) Монастырь,не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

б) Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

в) Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Как ты понимаешь эти пословицы? Объясни значение одной из них и запиши

ниже.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


Критерии оценивания выполнения олимпиадных заданий и ответы


Максимальное количество – 40 баллов


1.

В каких словах количество букв и звуков совпадает? Выпиши ниже эти слова.

Звёздный,песня, польют, лазурь, яблоко, стая, якорь.


Ответ: песня, польют, якорь


За каждый правильный ответ - 1 б.



Всего: 3 б.

2.

Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141. Напиши имя мальчика.


Ответ:Дима


За правильный ответ -2 б.

3.

Слово лёгкий многозначно, поэтому имеет несколько антонимов. Подбери существительное, в сочетании с 

которым антонимом к слову лёгкий будетсерьёзный, подчеркни его.

 (А) чемодан   (Б) облако  (В) музыка  (Г) день 


Ответ: (В) музыка


За правильный ответ -2 б.

4.

Прочитай слова: Носок, блюдце, яблоня, плечо, помидор.Поставь данные слова в родительный падеж множественного числа и запиши их ниже.


Ответ: Носков, блюдец, яблонь, плеч, помидоров.


За каждый правильный ответ- 1 балл.


Всего 5 б.

5.

Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.

 Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись,

 балованный, ломота, искра.

Ответ: жалюзи́, краси́вее, позвоня́т, то́рты, 

и́конопись,бало́ванный, ломо́та, и́скра.


За каждый правильный ответ - 1 б.




Всего: 8 б.


6.

Употреби слова почивать и потчевать правильно. Вставь их в предложение.

Лиса __________________ журавля, размазав кашу по тарелке.

Бабушка устала и отправилась __________________.

Ответ:

Лиса потчевала журавля, размазав кашу по тарелке.

Бабушка устала и отправилась почивать.


За каждый правильный ответ- 1 балл.


Всего:2 б.

7.

Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.

А

Лясы точить.

Б

Держать ухо востро.

В

Сидеть сложа руки.

Г

От рук отбиться.

Д

На чужой шее сидеть.

1

Не покладая рук.

2

Держать язык за зубами.

3

Ворон считать.

4

Своим горбом жить.

5

Держать в ежовых рукавицах.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

2

3

1

5

4


За каждый правильный ответ – 1 б.


Всего: 5 б.

8.

Прочитайте пары слов: кабан-банка, парк-карп, лыжи-жилы.

На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином она обозначается? Запиши, если знаешь ________________________________

Используя данный приём игры, запишите соответствующую пару для каждогослова ниже:

Каприз –

Корма –

Коршун –

Росинка –

Ромашка -


Ответ: приказ, комар, шнурок, соринка, мошкара.


Слово, образованное путём перестановки букв, называется АНАГРАММА.


За каждое правильное слово – 1 б.

Всего: 5 б.


За знание термина дополнительно - 2 б.


За всё задание: 7 б.

69.

Составь пословицы.  Как ты понимаешь эти пословицы? Объясни смысл одной из них и запиши ниже.

а) Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.

б) Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.

в) Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.

Ответ:

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Дарёному коню в зубы не смотрят.

Как волка не корми, он всё в лес смотрит.

Предполагаемые ответы:

В другом коллективе (городе, стране и т.д.) нужно жить по законам и правилам этого коллектива (города, страны и т.д.).

Человек должен быть благодарен за любой подарок, нельзя обижаться на полученные подарки. Это оскорбляет людей.

Может иметь два значения (можно принять любое из них):

а) каждый стремится в свою среду, туда, где привык находиться, где ему удобно.

б) так говорят о неблагодарном человеке, который оставит и предаст при первой возможности.

За каждую правильно составленную пословицу - 1 балл.

Всего: 3 б.

Смысл пословицы понятен – 2 б;


Орфографическая зоркость (объяснение написано без орфогр.ошибок)-1б.


Всего: 6 б.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.