Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку 2022-2023 уч. год
4 класс
В каких словах количество букв и звуков совпадает? Выпиши ниже эти слова.
Звёздный,песня, польют, лазурь, яблоко, стая, якорь.
___________________________________________________________________
Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141. Напиши имя мальчика.
___________________________________________________________________
Слово лёгкий многозначно, поэтому имеет несколько антонимов. Подбери
существительное, в сочетании с которым антонимом к слову лёгкий будетслово серьёзный, подчеркни его.
(А) чемодан (Б) облако (В) музыка (Г) день
Прочитай слова: Носок, блюдце,яблоня, плечо,помидор
Поставь данные слова в родительный падеж множественного числа и запиши.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского
языка:
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.
Употреби слова почивать и потчевать правильно. Вставь их в предложение.
Лиса ____________________________ журавля, размазав кашу по тарелке.
Бабушка устала и отправилась ____________________________________.
Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, заполни таблицу.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
А |
Лясы точить. |
Б |
Держать ухо востро. |
В |
Сидеть сложа руки. |
Г |
От рук отбиться. |
Д |
На чужой шее сидеть. |
1 |
Не покладая рук. |
2 |
Держать язык за зубами. |
3 |
Ворон считать. |
4 |
Своим горбом жить. |
5 |
Держать в ежовых рукавицах. |
Прочитайте пары слов: кабан-банка, парк-карп, лыжи-жилы.
На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином
онаобозначается? Запиши, если знаешь:
_____________________________________
Используя данный приём игры, запишите соответствующую пару для
каждого слова ниже:
Каприз –
Корма –
Коршун –
Росинка –
Ромашка –
Составь пословицы:
а) Монастырь,не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
б) Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
в) Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Как ты понимаешь эти пословицы? Объясни значение одной из них и запиши
ниже.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Критерии оценивания выполнения олимпиадных заданий и ответы
Максимальное количество – 40 баллов
1. |
В каких словах количество букв и звуков совпадает? Выпиши ниже эти слова. Звёздный,песня, польют, лазурь, яблоко, стая, якорь.
Ответ: песня, польют, якорь
|
За каждый правильный ответ - 1 б.
Всего: 3 б. |
||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141. Напиши имя мальчика.
Ответ:Дима
|
За правильный ответ -2 б. |
||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Слово лёгкий многозначно, поэтому имеет несколько антонимов. Подбери существительное, в сочетании с которым антонимом к слову лёгкий будетсерьёзный, подчеркни его. (А) чемодан (Б) облако (В) музыка (Г) день
Ответ: (В) музыка
|
За правильный ответ -2 б. |
||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Прочитай слова: Носок, блюдце, яблоня, плечо, помидор.Поставь данные слова в родительный падеж множественного числа и запиши их ниже.
Ответ: Носков, блюдец, яблонь, плеч, помидоров.
|
За каждый правильный ответ- 1 балл.
Всего 5 б. |
||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка. Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра. Ответ: жалюзи́, краси́вее, позвоня́т, то́рты, и́конопись,бало́ванный, ломо́та, и́скра.
|
За каждый правильный ответ - 1 б.
Всего: 8 б.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Употреби слова почивать и потчевать правильно. Вставь их в предложение. Лиса __________________ журавля, размазав кашу по тарелке. Бабушка устала и отправилась __________________. Ответ: Лиса потчевала журавля, размазав кашу по тарелке. Бабушка устала и отправилась почивать.
|
За каждый правильный ответ- 1 балл.
Всего:2 б. |
||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Найди к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини линией.
Ответ:
|
За каждый правильный ответ – 1 б.
Всего: 5 б. |
||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Прочитайте пары слов: кабан-банка, парк-карп, лыжи-жилы. На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином она обозначается? Запиши, если знаешь ________________________________ Используя данный приём игры, запишите соответствующую пару для каждогослова ниже: Каприз – Корма – Коршун – Росинка – Ромашка -
Ответ: приказ, комар, шнурок, соринка, мошкара.
Слово, образованное путём перестановки букв, называется АНАГРАММА.
|
За каждое правильное слово – 1 б. Всего: 5 б.
За знание термина дополнительно - 2 б.
За всё задание: 7 б. |
||||||||||||||||||||||||||||||
69. |
Составь пословицы. Как ты понимаешь эти пословицы? Объясни смысл одной из них и запиши ниже. а) Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим. б) Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят. в) Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в. Ответ: В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. Предполагаемые ответы: В другом коллективе (городе, стране и т.д.) нужно жить по законам и правилам этого коллектива (города, страны и т.д.). Человек должен быть благодарен за любой подарок, нельзя обижаться на полученные подарки. Это оскорбляет людей. Может иметь два значения (можно принять любое из них): а) каждый стремится в свою среду, туда, где привык находиться, где ему удобно. б) так говорят о неблагодарном человеке, который оставит и предаст при первой возможности. |
За каждую правильно составленную пословицу - 1 балл. Всего: 3 б. Смысл пословицы понятен – 2 б;
Орфографическая зоркость (объяснение написано без орфогр.ошибок)-1б.
Всего: 6 б. |