12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений86
Преподаватель-организатор ОБЖ Ангарского педагогического колледжа
Россия
6

Описание передового педагогического опыта «Использование мобильного приложения МЧС России на занятиях ОБЖ»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»















ОПИСАНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ МЧС РОССИИ

НА ЗАНЯТИЯХ ОБЖ»











Автор Иванов Евгений Владимирович, преподаватель-организатор ОБЖ














Ангарск, 2023


Введение

В настоящее время мобильные приложения активно используются в различных сферах деятельности. Использование современных технологий в образовании стало неотъемлемой частью педагогического процесса. В образовательном процессе они открывают новые возможности для преподавателей и обучающихся, позволяя эффективно организовывать учебную работу, повышать интерес к предмету, значительно улучшать качество обучения и повышать безопасность участников образовательного процесса.

Противоречия, которые побудили меня к поиску новых подходов к обучению студентов основам безопасности жизнедеятельности (далее — ОБЖ) с использованием мобильного приложения МЧС России, стали следующими:

1. Недостаточное внимание к безопасности: Существует проблема недостаточной осведомленности обучающихся о правилах безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации.

2. Устаревшая информация: Обучение ОБЖ часто основано на устаревшей информации или методах, которые не отражают современные реалии.

3. Недостаток практического опыта: Традиционные методы обучения могут не предоставлять достаточно практического опыта, который позволяет обучающимся применять свои знания на практике.

4. Ограниченный доступ к информации: Традиционные методы обучения могут ограничивать доступ обучающихся к дополнительным материалам и источникам информации.

5. Невозможность персонализации обучения: Традиционные методы обучения не всегда эффективны для всех обучающихся, так как каждый человек имеет свои индивидуальные потребности и предпочтения в обучении.

Одной из инновационных практик в области обучения безопасности жизнедеятельности в Ангарском педагогическом колледже является использование мобильного приложения МЧС России.

Мобильное приложение МЧС России предоставляет доступ к информации о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, предупреждает об опасных явлениях погоды, предлагает обучающие видео и тесты, а также позволяет вызвать экстренную помощь в случае необходимости (Приложение 1, рисунок 1.1).

Сервис разработан как личный помощник пользователя и призван содействовать формированию культуры безопасного поведения, как среди взрослого, так и среди подрастающего поколения.

Приложение поможет сориентироваться и мгновенно найти информацию о действиях при чрезвычайной ситуации и будет полезно как в обучении, так в быту и на отдыхе. В приложении пользователю доступен вызов службы спасения (Приложение 1, рисунок 1.2), а также определение геолокации, которой он может поделиться в случае необходимости. Для получения более подробной информации пользователь всегда сможет оперативно перейти на страницу официального интернет-портала МЧС России.

Приложение включает в себя не только рубрики с полезной информацией, но и интерактивы. В настоящее время разработаны рубрики: «Что делать?» (Приложение 1, рисунок 1.3), «МЧС советует» (Приложение 1, рисунок 1.4), «Первая помощь» (Приложение 1, рисунок 1.5), «Карта рисков» (Приложение 1, рисунок 1.6), «Проверь свою готовность» (Приложение 1, рисунок 1.7), «Проверь свои знания» (Приложение 1, рисунок 1.8), «Гражданская оборона» (Приложение 1, рисунок 1.9), «Актуальные статьи» (Приложение 1, рисунок 1.10).

Так, в разделе «Что делать?» пользователю доступен порядок действий и правила поведения в экстренной ситуации с голосовым помощником. Раздел «МЧС рекомендует» — это хранилище знаний о безопасности, рассказывающий о причинах возникновения ЧС и их предупреждении. В «Первой помощи» содержатся сведения о действиях при оказании первой помощи пострадавшему до прибытия медиков (Приложение 1, рисунок 1.11). «Карта рисков» содержит ежедневный оперативный прогноз о возможных угрозах природного характера.

Разделы «Проверь свою готовность» и «Проверь свои знания» носят интерактивный характер и содержат чек-листы по проверке личной готовности и готовности жилища к возможным ЧС, а также различные тесты, позволяющие проверить знания о действиях при ЧС.

В приложении имеется новостная лента и онлайн-информирование о неблагоприятных погодных явлениях (Приложение 1, рисунок 1.12), в том числе штормовых предупреждениях (Приложение 1, рисунок 1.13).

Кроме того, дорабатывается функционал по регистрации туристских групп.

Работа в приложении позволяет обучающимся получить актуальную и доступную информацию о безопасности прямо на своих мобильных устройствах, которые они всегда имеют под рукой. Такой подход к обучению позволяет привлечь внимание и интерес обучающихся к теме безопасности и активизировать их участие в обучении. Кроме того, использование мобильного приложения способствует развитию навыков работы с технологиями и цифровой грамотности обучающихся.

Мобильное приложение по безопасности МЧС России было разработано специалистами Информационно-аналитического центра МЧС России в 2020 году.

Оценив функциональность приложения, удобства использования, актуальности предоставляемой информации и другие факторы мною было решено использовать мобильное приложение МЧС России на занятиях ОБЖ со студентами Ангарского педагогического колледжа сразу после его запуска разработчиками.

Основная идея заключается в использовании современных технологий, таких как мобильные приложения, для повышения эффективности и интерактивности обучения.

Практика использования приложения МЧС России на занятиях ОБЖ формировалась в течение трех лет, с 2020 по 2023 учебный год, на базе Ангарского педагогического колледжа.

Сведения об авторе опыта

Иванов Евгений Владимирович, преподаватель-организатор ОБЖ Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж», образование высшее профессиональное — учитель средней школы по специальности «физика и математика», менеджер в образовании, юрист; профессиональная переподготовка по программе «Теория и методика преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС». Общий стаж трудовой деятельности 35 лет, стаж работы в занимаемой должности 3 года, первая квалификационная категория, Почетный доброволец Иркутской области.

Теоритическая база опыта

Использование новых информационных технологий в обучении основано на нескольких теоретических основах, которые помогают понять, какие принципы и подходы могут быть эффективными при применении этих технологий в образовательном процессе.

Одной из основных теоретических основ является конструктивизм, основоположниками которого являются Ж. Пиаже и Л.С. Выготский (генетическая эпистемология), Д. Дьюи (прагматизм), Г.П. Щедровицкий, А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенков, В.П. Зинченко, М.А. Розов (деятельностный подход), К. Роджерс (личностно-центрированный подход) и др.

Согласно этой теории, обучение должно быть активным и основано на конструкции знаний студентом. Использование информационных технологий позволяет создать среду, в которой студенты могут самостоятельно исследовать и конструировать знания, используя интерактивные ресурсы, мультимедийные материалы и симуляции.

Другой важной теоретической основой является социокультурный подход, общенаучные основы которого лежат в трудах М. Вебера, П. Сорокина, в современных исследованиях Н. И. Лапина, Ю.М. Резника и др.

Согласно этой теории, обучение является социальным процессом, который происходит в контексте социальной среды. Использование информационных технологий позволяет студентам взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, обмениваться знаниями и опытом, а также работать над проектами и заданиями вместе.

Также, теория множественных интеллектов Д. Гарднера предполагает, что у людей существует несколько различных видов интеллекта, и каждый человек обладает своими сильными и слабыми сторонами в различных областях. При использовании информационных технологий в обучении можно предоставить студентам разнообразные возможности для развития и проявления их интеллектуальных способностей.

Наконец, теория дифференциации обучения, основателями которой являются К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракль, предполагает, что каждый студент имеет уникальные потребности, стили обучения и темпы развития. При использовании информационных технологий можно предложить индивидуальные и гибкие образовательные программы, адаптированные под потребности каждого студента, что помогает им достигать наилучших результатов в обучении.

Таким образом, использование новых информационных технологий в обучении основано на различных теоретических основах, которые помогают создать эффективную и инновационную образовательную среду.

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность использования мобильного приложения МЧС России в обучении основам безопасности жизнедеятельности трудно переоценить.

В современном мире, где мобильные устройства стали неотъемлемой частью нашей жизни, использование таких приложений позволяет достичь широкой аудитории и обеспечить доступность обучения безопасности.

Перспективы использования мобильного приложения МЧС России в обучении безопасности жизнедеятельности также очень обнадеживающие. Развитие мобильного приложения МЧС России может включать новые функции и возможности, такие как улучшенные тренировки и симуляции, интерактивные уроки и другие инструменты, которые помогут улучшить обучение и повысить его эффективность.

Кроме того, Главное управление МЧС России по Иркутской области письмом от 07.04.2023 года №ИВ-236-2359 «О мобильном приложении» в целях организации подготовки населения в вопросах безопасности жизнедеятельности информировало руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области о необходимости распространения информации о мобильном приложении МЧС России для населения региона (Приложение 2, рисунок 2.1). Ангарское муниципальное казенное учреждение «Служба по решению вопросов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» направила информационное письмо «О размещении информации о мобильном приложении» от 03.05.2023 года №464-03 руководителям организаций Ангарского городского округа (Приложение 2, рисунок 2.2).

Таким образом, использование мобильного приложения МЧС России в обучении основам безопасности жизнедеятельности имеет высокую актуальность и перспективность.

Новизна опыта

Использование мобильного приложения МЧС России в обучении ОБЖ имеет несколько новых аспектов.

Во-первых, само приложение было разработано специально для обучения безопасности и было запущено менее 3 лет назад, обновлено и дополнено в 2023 году. Это означает, что оно оснащено последними технологическими достижениями и может предлагать новые возможности для обучения.

Во-вторых, не все преподаватели применяют приложение на занятиях ОБЖ по разным причинам: отсутствие опыта работы с мобильным приложением или незнание о наличии такого приложения для обучения.

Адресность опыта

Я считаю, что использование мобильного приложения МЧС России может быть успешно применено педагогами на занятиях ОБЖ в образовательных учреждениях общего и среднего профессионального образования и должно получить как можно более широкое распространение: каждый учитель — и начинающий, и опытный — способны творчески применить эту технологию в своей работе.

Трудоемкость опыта

Закономерности, лежащие в основе данного опыта, связаны с использованием активных методов обучения и применением современных технологий. Мобильное приложение позволяет создать интерактивную образовательную среду, где обучающиеся могут получать знания и навыки через самостоятельное изучение, решение задач и практические упражнения.

Трудоемкость данного опыта может быть разной в зависимости от уровня подготовки обучающихся, доступности мобильных устройств, доступности интернета и других факторов. Однако, в целом, данный опыт может быть реализован в рамках занятий ОБЖ и занимать от нескольких занятий до нескольких месяцев в зависимости от объема и глубины изучения темы или курса.

Мобильное приложение может быть использовано как на занятиях ОБЖ, так и во внеурочное время для самостоятельного изучения. Оно также может быть полезно для родителей, которые смогут более эффективно обучать своих детей правилам безопасности.

Технология опыта

Основные этапы работы с приложением включают:

1. Знакомство с функционалом мобильного приложения МЧС России. Это может включать ознакомление с возможностями приложения, такими как получение оперативной информации о чрезвычайных ситуациях, обучение правилам поведения в экстремальных ситуациях, использование навигационных инструментов и т.д.

2. Освоение навыков работы с приложением. Это может включать установку и настройку приложения на мобильном устройстве, ознакомление с интерфейсом и возможностями приложения, выполнение различных заданий и упражнений с использованием приложения.

3. Практическое применение приложения в различных ситуациях. Это может включать использование приложения для получения информации о текущей ситуации в регионе, проведение тренировочных ситуаций и упражнений с использованием приложения, моделирование чрезвычайных ситуаций и принятие соответствующих мер по приложению.

Конспект занятия по теме «Первая помощь при кровотечениях» приведен в Приложении 3.

Публикации

На образовательном портале «Инфоурок» и личном сайте портала «Педагогический ресурс» мною опубликована статья «Повышение мотивации обучающихся к изучению основ безопасности жизнедеятельности через мобильные приложения МЧС России».

Свидетельства о публикации представлены в Приложении 4.

Результативность опыта

Для оценки результативности использования мобильного приложения МЧС России на занятиях по ОБЖ среди студентов Ангарского педагогического колледжа мною применялся следующий алгоритм:

1. Определение цели и задачи использования приложения на занятиях. Например, повышение уровня знаний студентов о правилах безопасности, оказание первой помощи и т.д.

2. Проведение занятия с использованием приложения и сбор данных. При этом учитывалась активность студентов в работе с приложением, их интерес к материалу, уровень усвоения знаний и умений.

3. Анализ полученных данных. Сравнение результатов тестирования до и после использования приложения для определения изменений в знаниях студентов. Также анализ результатов анкетирования и наблюдений для оценки удовлетворенности студентов и их активности. 

По проблеме цифровизации образовательного процесса в системе профессиональной подготовки специалистов 07.02.2023 года я принял участие в III Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие педагогического ресурса образовательной организации для личностного и профессионального самоопределения будущего специалиста».

Опыт использования мобильного приложения МЧС России на занятиях ОБЖ мною был представлен 25.05.2023 года на заседании дисциплинарно-цикловой комиссии Ангарского педагогического колледжа «Преподавание в начальных классах», был одобрен и рекомендован к распространению.

Описание передового педагогического опыта представлено на образовательном портале «Инфоурок» и личном сайте портала «Педагогический ресурс» (Приложение 5, рисунок 5.1-5.3).

Основные выводы

1. Мобильное приложения МЧС России успешно используется на занятиях ОБЖ в Ангарской педагогическом колледже.

2. Мобильное приложения МЧС России позволяет более эффективно и интерактивно подходить к обучению студентов основам безопасности, способствует формированию навыков и знаний, необходимых для предотвращения и решения возможных чрезвычайных ситуаций.

3. Получены стабильно высокие результаты аттестации студентов по курсу ОБЖ (Приложение 6, таблица 1).

Опыт использования мобильного приложения МЧС России на занятиях ОБЖ может быть транслирован в образовательные учреждения общего и среднего профессионального образования.

Вот несколько причин, почему педагоги могли быть побуждены к преобразованию своей деятельности:

1. Мобильное приложение МЧС России предоставляет актуальную информацию о правилах безопасности, происшествиях и чрезвычайных ситуациях. Таким образом, оно помогает педагогам представить обучающимся наиболее актуальные и релевантные материалы.

2. Приложение может предоставлять визуальные материалы, включая фотографии, видео и диаграммы, которые помогут обучающимся лучше понять и запомнить информацию о безопасности. Оно также может содержать интерактивные элементы, такие как викторины и задания, которые помогут обучающимся активно участвовать в процессе обучения.

3. Использование мобильного приложения может повысить мотивацию обучающихся к изучению безопасности, так как оно представляет информацию в интересной и доступной форме. Обучающиеся могут быть более заинтересованы и вовлечены в процесс обучения, что способствует лучшему усвоению материала.

4. Мобильное приложение позволяет обучающимся самостоятельно изучать материалы о безопасности вне учебного кабинета. Они могут использовать приложение для повторения и углубления своих знаний в свободное время, что способствует более глубокому усвоению и запоминанию информации.

5. Использование мобильного приложения соответствует современным технологическим трендам и помогает подготовить обучающихся к использованию современных средств коммуникации и информации. Это также может помочь им развить навыки работы с информацией и технологиями, которые будут полезны в их будущей жизни и карьере.

В целом, использование мобильного приложения МЧС России на занятиях ОБЖ позволяет педагогам сделать обучение безопасности более интересным и эффективным, а также соответствующим современным требованиям и потребностям обучающихся.

Мобильное приложение по безопасности «МЧС России», разработанное специалистами Информационно-аналитического центра МЧС России, доступно для бесплатного скачивания в онлайн-магазинах Google Play, App Store и успешно работает на операционных системах мобильных устройств iOS и Android (Приложение 7).

Проверка на антиплагиат

Настоящий материал проверен на сайте «Антиплагиат» — российской системы обнаружения текстовых заимствований (Приложение 8).

​​​​​​​ Литература

1. Резчиков, Е. А.  Основы безопасности жизнедеятельности: 10—11 классы : учебник для среднего общего образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 635 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-16245-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530667

2. Резчиков, Е. А.  Безопасность жизнедеятельности : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 639 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17400-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533016

3. Суворова, Г. М.  Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 212 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09079-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513803

4. Удалов Ф.Е., Бондаренко В.В., Полукаров В.В. Современные технологии в Российской и зарубежных системах образования // Сборник статей XI Международной научно-практической конференции Под редакцией Ф.Е. Удалова, В.В. Бондаренко, В.В. Полукарова. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. ­- С. 129.

5. Чумичев А.М., Смирнова И.Н. К вопросу о новых методах и формах организации учебного процесса с использованием информационных технологий // Вопросы педагогики, ISSN: 2518-1793. - М.: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2022. - С. 304-310.




Приложение 1.


Мобильное приложение МЧС России

t1691828988aa.jpg

Рисунок 1.1. Вид главной страницы мобильного приложения МЧС России



t1691828988ab.jpg

Рисунок 1.2. Вид вкладки «Вызов службы спасения»


t1691828988ac.jpg

Рисунок 1.3. Вид вкладки «Что делать?»

t1691828988ad.jpg

Рисунок 1.4. Вид вкладки «МЧС советует»

t1691828988ae.jpg

Рисунок 1.5. Вид вкладки «Оказание первой помощи»

t1691828988af.jpg

Рисунок 1.6. Вид вкладки «Карта рисков»

t1691828988ag.jpg

Рисунок 1.7. Вид вкладки «Проверь свою готовность»

t1691828988ah.jpg

Рисунок 1.8. Вид вкладки «Проверь свои знания»

t1691828988ai.jpg

Рисунок 1.9. Вид вкладки «Гражданская оборона»

t1691828988aj.jpg

Рисунок 1.10. Вид вкладки «Актуальные статьи»

t1691828988ak.jpg

Рисунок 1.11. Вид вкладки «Кровотечение»

t1691828988al.jpg

Рисунок 1.12. Вид вкладки «Пресс-центр»

t1691828988am.jpg

Рисунок 1.13. Вид вкладки «Сообщения»









Приложение 2.


t1691828988an.jpgt1691828988ao.jpg


Рисунок 2.1. Информационное письмо ГУ МЧС России по Иркутской области

от 07.04.2023 года №ИВ-236-2359 «О мобильном приложении»

t1691828988ap.jpg


Рисунок 2.2. Информационное письмо Ангарского муниципального казенного учреждения «Служба по решению вопросов гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»

«О размещении информации о мобильном приложении» от 03.05.2023 года №464-03




Приложение 3.

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ОУД.06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КУРСА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

44.02.02 «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

НА ТЕМУ:

«ПОНЯТИЯ И ВИДЫ КРОВОТЕЧЕНИЙ.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ»







Автор Иванов Евгений Владимирович, преподаватель-организатор ОБЖ








Ангарск, 2023

Содержание

Пояснительная записка 3

План занятия 4

Ход занятия 6

План – конспект занятия 11

Пояснительная записка


Методическая разработка открытого занятия по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности для обучающихся 1 курса по специальности среднего профессионального образования 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» написана в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом на 2022/2023 учебный год.


Данная разработка позволяет обеспечить уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, способствует формированию навыков и умений будущих специалистов.


Для проведения занятия выбрана тема: «Понятия и виды кровотечений. Первая помощь при кровотечениях».


Целью проведения данного открытого занятия является демонстрация форм, методов и средств активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ


РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ: Основы медицинских знаний.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Понятия и виды кровотечений. Первая помощь при кровотечениях.

ТИП ЗАНЯТИЯ: Изучение нового материала (Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний: учебных и практических).

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

1) Примерная программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования;

2) Учебная программа дисциплины ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

3) Календарно-тематический план по дисциплине Основы безопасности

жизнедеятельности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Обучающая:

Изучение основных видов кровотечений, практическая отработка приемов оказания первой доврачебной помощи при капиллярном, венозном артериальном кровотечении, правила наложения жгута и закрутки.

Развивающая:

Формирование основ оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях, практическое направление деятельности обучающихся в жизни, способность оказывать помощь в любых ситуациях. Способствовать развитию у обучающих устойчивых и прочных навыков распознавания и упреждения опасности.

Воспитательная:

Развитие нравственных качеств обучающихся, внимательного отношения к людям, сострадания и оказания помощи в тяжелых ситуациях связанных с кровотечениями и другими травмами.

Методы обучения: Словесный (разъяснительная беседа), наглядно-демонстрационный, практический.

Технологии: Информационно-коммуникационные технологии.

Средства обучения:

технические: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, мобильный телефон, планшет, перевязочный материал, подручные материалы, карточки с заданиями.

дидактический материал: электронная презентация к занятию, учебное пособие, мобильное приложение МЧС России.

По итогам занятия обучающийся должен:

знать/понимать:

основные виды кровотечений.

уметь:

- владеть основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (кровотечениях, травмах) и их профилактике.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

Вводная часть:

организационный момент 2 минуты

целевая установка 3 минуты

актуализация опорных знаний 10 минут

Основная часть:

изучение нового материала 10 минут

закрепление нового материала 25 минут

изучение нового материала 10 минут

практическая работа 25 минут

Заключительная часть:

подведение итогов 3 минуты

сообщение домашнего задания 2 минуты


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Резчиков, Е. А.  Безопасность жизнедеятельности : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 639 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17400-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533016

2. Суворова, Г. М.  Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 212 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09079-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513803

Ход занятия



п/п

Элементы внешней

структуры занятия

Элементы внутренней

структуры занятия


Содержание


Средства обучения


Деятельность преподавателя


Деятельность обучающихся










1.









Вводная часть – 15 минут

1.1.Организационный момент

2 минуты

Проверка явки

обучающихся, проверка внешнего вида, готовности

к занятию

Знаковые:

речь преподавателя

Приветствует обучающихся, выявляет отсутствующих,

проверяет внешней

вид, готовность к занятию

Приветствуют преподавателя, готовятся

к занятию, отвечают

на вопросы

1.2. Целевая установка –

3 минуты

Сообщение темы и определение целей занятия

Знаковые:

речь преподавателя Технические: компьютер, мультимедийный

проектор, ЦОР (слайды 1-2)

Сообщает тему урока, определяет план

и ожидаемый результат

Воспринимают информацию

1.3. Актуализация опорных знаний

10 минут

Выявление знаний

по теме

Знаковые:

речь преподавателя Технические: компьютер, мультимедийный

проектор, приложение «МЧС России», ЦОР (слайд 3)

Объясняет как

заполнять таблицу

Заполняют

таблицу


Метод: проблемный




2.



Основная часть – 70 минут

2.1. Изучение нового материала –

10 минут

Введение нового материала

Знаковые:

речь преподавателя. Технические компьютер, мультимедийный проектор, приложение «МЧС России», ЦОР (слайды 4-13)

Демонстрирует и новые знания по теме

Записывают новые слова

по теме, пытаются перевести их самостоятельно

Метод: словесно-наглядный



2.2. Закрепление нового материала –

25 минут

Выполнение

задания

Технические: компьютер,

мультимедийный проектор, приложение «МЧС России», ЦОР

(слайды 14-15)

Обеспечивает условия, необходимые для восприятия текста

Слушают, выполняют задание

преподавателя

Метод: проблемный, продуктивный

2.3. Изучение нового материала –10 минут

Введение

нового

Технические: компьютер,

мультимедийный проектор, приложение «МЧС России», ЦОР (слайды 16-18).

Знаковые:

речь преподавателя

Объясняет новый

Записывают материал в тетради

Метод: объяснительно-иллюстративный

2.4. Закрепление нового материала – 25 минут

Выполнение

задания

Знаковые:

речь преподавателя. Технические: компьютер,

мультимедийный проектор, приложение «МЧС России», ЦОР (слайд 19)

Следит за правильностью выполнения упражнения

Выполняют

задания



Метод: практический




3.



Заключительная часть 5 минут

3.1. Подведение итогов

3 минуты

Сообщение о достижении целей урока. Анализ

выполненного задания, подведение итогов

выполненной работы. Рефлексия

Знаковые

речь преподавателя

Анализирует работу обучающихся, разбирает ошибки, подводит итоги,

сравнивает результат деятельности с поставленными

целями

Слушают,

анализируют результаты своей деятельности, участвуют

в подведении

итогов



3.2. Сообщение домашнего

задания

2 минуты

Сообщение заданий для самостоятельного

выполнения дома

Знаковые:

речь преподавателя

Объясняет алгоритм выполнения заданий

Слушают, воспринимают каким образом выполнять

задания



План конспект урока

 Подготовительный этап

Приветствие студентов. Проверка присутствующих, готовности группы к уроку.

Актуализация знаний и опыта

Прежде чем начать новую тему предлагаю повторить прошлую и ответить на вопросы:

 Какие виды травм существуют;

 Как правильно оказывать доврачебную помощь при травмах различного вида.

Спасибо за правильные ответы, а теперь перейдем к нашей сегодняшней теме.

Целевая установка

В своей жизни и будущей профессии вы можете столкнуться с различными травмами, и наше занятие направлено на то, как правильно оказывать первую помощь при различных видах кровотечений. Итак, цель нашего занятия:

Изучить основные виды кровотечений.

Изучить алгоритм действий по оказанию первой помощи при кровотечениях с использованием мобильного приложения МЧС России, раздел «Кровотечения».

Практически отработать навыки оказания первой помощи.

2. Основной этап

Вводное слово преподавателя

Сегодня мы изучим основные виды кровотечений, алгоритм действий по оказанию первой помощи при кровотечениях с использованием мобильного приложения МЧС России, раздел «Кровотечения» и практически отработаем правильность оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях.


В нашей жизни бывают разные ситуации, связанные с повреждениями: при занятиях спортом, на работе, игре на улице. И чаще всего эти ситуации возникают неожиданно. Поэтому, умение быстро оценить ситуацию, оказать помощь пострадавшему или самому себе очень важны для спасения жизни человека.

Понятие и виды кровотечений

Кровотечение — выход крови за пределы сосудистого русла или сердца в окружающую среду (наружное кровотечение), в полость тела или просвет полого органа (внутреннее кровотечение/кровоизлияние).

Кровотечение бывает:

Капиллярное

Артериальное

Венозное

Смешанное

Капиллярное кровотечение

Капиллярное кровотечение происходит при повреждение мелких сосудов. Кровь сочится по всей поверхности раны, как из губки. Как правило, такое кровотечение не бывает обильным. Останавливается капиллярное кровотечение наложением давящей повязки непосредственно на рану.


Артериальное кровотечение

Артериальное кровотечение определяется по алому, ярко-красному цвету крови, которая выбрасывается из раны пульсирующей струей, иногда в виде фонтана.

Оно опасно для жизни, так как раненый за короткий промежуток времени может потерять большое количество крови. Поэтому необходимо быстро остановить кровотечение. Самым простым способом его остановки является пальцевое прижатое артерии выше места ранения. Пальцевое прижатое артерии — это только первая мера, которая применяется при артериальном кровотечении. Ее можно применять только в течение очень короткого срока, необходимого для подготовки к наложению жгута или закрутки на конечности или стерильной давящей повязки на другие участки тела. При артериальном кровотечении на голени прижимается подколенная артерия.

Прижатие производится обеими руками. Большие пальцы при этом кладут на переднюю поверхность коленного сустава, а остальными пальцами нащупывают артерию в подколенной ямке и прижимают ее к кости. При артериальном кровотечении из бедра прижимают бедренную артерию, которая находится на внутренней поверхности верхней части бедра непосредственно под паховой складкой. При артериальном кровотечении из раненого сосуда верхней конечности прижимают плечевую артерию к плечевой кости у внутренней поверхности двуглавой мышцы плеча четырьмя пальцами руки. Эффективность прижима проверяют по пульсации лучевой артерии на внутренней поверхности локтевого сгиба.

Наиболее надежный способ остановки артериального кровотечения из конечностей — наложение резинового или матерчатого жгута (закрутки),

сделанного из подручных материалов: ремня, полотенца и т.п.

При наложении жгута (закрутки) необходимо соблюдать следующие правила:

жгут (закрутку) следует накладывать как можно ближе к кровоточащей ране и центральнее от раны по отношению к туловищу;

жгут (закрутку) следует накладывать поверх одежды (или поверх нескольких туров бинтов);

наложенный жгут (закрутка) должен быть хорошо виден, его нельзя закрывать одеждой или бинтом;

затягивать жгут (закрутку) надлежит до прекращения кровотечения;

чрезмерное затягивание жгута (закрутки) увеличивает болевые ощущения и нередко травмирует нервные стволы;

•слабо затянутый жгут (закрутка) усиливает кровотечение;

жгут (закрутку) нельзя держать более 1 часа, иначе может наступить омертвение конечности;

доставить пострадавшего в ближайший пункт скорой помощи.

Следующим способом остановки артериального кровотечения является способ остановки кровотечения путем максимального сгибания конечностей.

Для остановки кровотечения из ран кисти и предплечья нужно расположить свернутый из марли, ваты или тугого мягкого материала валик в локтевой сгиб, согнуть руку в локте, при этом предплечье плотно привязывается к плечу.

Для остановки кровотечения из плечевой артерии валик кладут в подмышечную впадину и согнутую в локте руку крепко прибинтовывают к грудной клетке. При кровотечении в подмышечной впадине согнутые в локте руки максимально отводят назад, и локти связывают, при этом подключичная артерия прижимается ключицей к первому ребру.

Этим приемом нельзя пользоваться при переломе костей конечностей. При повреждении мелких артерий, а также при ранении груди, головы, живота, шеи и других мест тела артериальные кровотечения останавливают наложением стерильной давящей повязки. В этом случае на рану накладывают несколько слоев стерильной марли или бинта и плотно забинтовывают.

Венозное кровотечение

Венозное кровотечение определяется по темно-красному, вишневому цвету крови, которая вытекает из раны непрерывной струей, но медленно, без толчков. Такое кровотечение часто может быть обильным. Для его остановки достаточно наложить тугую стерильную давящую повязку и придать возвышенное положение пострадавшей части тела. При повреждении крупных вен на конечности накладывают жгут. В этом случае жгут накладывают ниже раны и затягивают менее туго, чем при артериальном кровотечении

Большое значение имеет правильная остановка носового кровотечения.

В этом случае пострадавший должен лежать или сидеть с расстегнутым воротником рубашки, без головного убора, голова должна быть слегка запрокинута назад, к ногам следует положить грелку, на переносицу - холодные примочки.

Кровотечение из внутренних органов возникает вследствие сильных ушибов. Его признаки: резкая бледность лица, слабость, частый пульс, одышка, головокружение, сильная жажда и обморочное состояние. На живот или к месту травмы следует положить пузырь со льдом; холод суживает сосуды, способствует остановке кровотечения, без разрешения врача пораженному нельзя давать пить. Эвакуация таких пострадавших производится с особой осторожностью и в первую очередь.


Смешанное кровотечение

Смешанное кровотечение имеет признаки артериального, венозного и капиллярного кровотечений.

Возникает при одновременном ранении артерий и вен, чаще всего при повреждении паренхиматозных органов (печень, селезёнка, почки, лёгкие), имеющих развитую сеть артериальных и венозных сосудов. А также при глубоких проникающих ранениях грудной и/или брюшной полости.

Способы остановки кровотечения делятся на два типа — временные и окончательные. Временная остановка применяется при экстренной помощи на месте до доставки больного в стационар, окончательная — только в операционной.

Основным способом остановки кровотечения является сильное давление (компрессия) на рану руками: правило 3Д «Давим-Десять-Десять» — давить на рану двумя руками (десять пальцев) в течение 10 минут. При несильных кровотечениях достаточно пальцевого прижатия раны до 10 минут.

Давящая повязка накладывается на рану в сочетании с местными гемостатическими средствами или без них. Давящая повязка выполняется из салфеток или перевязочного пакета и тугого бинтования эластичным бинтом. Жгут является средством последнего выбора при первой помощи при кровотечении. Сразу же жгут накладывается только при ампутациях и разрушениях конечностей, либо при фонтанирующем кровотечении. В большинстве (70-80%) остальных случаев кровотечение можно остановить с помощью местного гемостатического средства и сильного постоянного прижатия раны руками (10 минут при отсутствии местного гемостатического средства, 3 минуты — с использованием местного гемостатического средства). При наложении жгута время наложения пишут на лбу пострадавшего в формате ЧЧ:ММ — записки из-под жгута теряются при транспортировке (особенно в боевых и экстремальных условиях). Неправильное наложение жгута, использование веревок, узких полос ткани и проволоки в 50% приводит к ампутации конечностей. Чем шире жгут — тем легче остановить кровотечение. Жгут может быть наложен на 1 час. Раннее ослабление жгута непрофессионалом может привести к возобновлению кровотечения и смерти от кровопотери.

Заблуждением является использование льда и холода при массивных кровотечениях: кровь быстрее сворачивается при повышенных температурах. Поэтому пострадавшего и рану нужно согревать, а не охлаждать. Для согревания пострадавшего при транспортировке или ожидании помощи можно использовать отражающее одеяло спасателя.

Окончательные способы остановки кровотечений

Ушивание сосудов;

Тампонада раны — в случае невозможности ушивания сосудов;

Эмболизация сосудов. При этом методе в сосуд вводится пузырек воздуха, который фиксируется на сосудистой стенке точно в месте повреждения. Наиболее часто применяется в операциях на сосудах головного мозга; Изменение — при помощи введения естественных и синтезированных искусственно местно и в общий кровоток.

Отработка практических действий по остановке различных видов кровотечений

Уважаемые студенты, после изучения теории переходим к практическим занятиям.

Студенты готовят бинты, жгуты для того чтобы закрепить теорию на практике.

Студенты разделяются на четыре команды. Каждая группа получает задание — карточку. Команда выполняет задание-карточки, определив при этом условно характер повреждения у пострадавшего.

Задание №1. Вы обнаружили раненого человека с признаками капиллярного кровотечения (раневая поверхность кровоточит). Наложите давящую повязку на кровоточащий участок.

Задание №2. У пострадавшего наблюдается ранение шеи, гортани. Ваши действия остановки кровотечения.

Задание №3. Установите очередность действий по наложению жгута при повреждении вен предплечья.

Задание №4. У пострадавшего поврежден нос и идет сильное кровотечение. Ваши действия по оказанию первой доврачебной помощи.


А сейчас я прошу ответить на вопросы:

 Что я узнал нового?

 Было ли интересно на занятии?

 Что вы поняли сегодня на занятии?

4. Чему я научился на занятии?

5. Чем полезно было приложение МЧС России?



3.Заключительный этап

Заключительное слово преподавателя

Сегодня на занятии мы изучили и закрепили новые знания по теме: «Основные виды кровотечений. Первая помощь при кровотечениях».

Рекомендую самостоятельно пройти тест «Действия при кровотечениях» в разделе «Проверь свои знания» в мобильном приложении МЧС России.

В дальнейшем мы будем возвращаться к этой теме на протяжении всего раздела «Медицинская помощь» курса ОБЖ. Знания и навыки, которые вы приобрели, необходимы каждому человеку в чрезвычайной ситуации.

Регулярное обучение и тренировки помогут вам быть готовым к действиям в реальных ситуациях.

Помните, если вы видите, что кто-то нуждается в помощи, и вы можете безопасно оказать ее, сделайте это!

Не забывайте о своей безопасности и не рискуйте своей жизнью без необходимости!














Приложение 4.

t1691828988aq.jpg

Рисунок 4.1. Свидетельство о публикации статьи

t1691828988ar.jpg

Рисунок 4.2. Благодарность за вклад в методическое обеспечение учебного процесса

по преподаваемой дисциплине


Приложение 5.

t1691828988as.jpg

Рисунок 5.1. Свидетельство участника конференции


t1691828988at.jpg

Рисунок 5.4. Свидетельство о представлении опыта на портале «Педагогический ресурс»

t1691828988au.jpg

Рисунок 5.3. Свидетельство о публикации передового опыта



Приложение 6.

Таблица 1.

Результаты освоения обучающимися образовательной программы

и показатели динамики их достижений


Предмет



Основы безопасности жизнедеятельности

Учебный год

2020/2021

2021/2022

2022/2023

Успеваемость

99,00

100,00

100,00

Качество

98,18

100,00

100,00





















Приложение 7.

Ссылки

для скачивания мобильного приложения «МЧС России»


App Store

https://apps.apple.com/app/id1530044766

t1691828988av.jpg


Google Play

https://play.google.com/store/apps/details?id=io.citizens.security&hl=ru

t1691828988aw.jpg




Приложение 8.

t1691828988ax.jpg

Рисунок 8.1. Отчет о проверке на заимствование от 06.08.2023 №1


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.