Опыт организации совместной работы учащихся в проектах патриотической, культурной и художественной направленности

1
0
Материал опубликован 29 November 2023

Для небольшого класса художественной направленности — ИЗО, ДПИ, творческих ателье  и т.д., — весьма полезным опытом является организация учебного процесса в виде глобальных проектов, объединяющих весь класс и длящихся несколько уроков. Такие проекты могут быть самой разной длительности и направленности, от двух уроков до целой четверти. Ниже представлены примеры нескольких проектов, реализованных с учениками младшего и среднего школьного возраста в смешанном классе ИЗО и ДПИ, где присутствовали ученики разных возрастных групп. 

1. Патриотическая направленность: панорама "Оборона Лужского рубежа".

Эта работа была подготовлена по мотивам исторического факта героической обороны Лужского рубежа, в частности, танкового сражения на реке Плюссе в 1941 году. 

Бои на Лужском рубеже начались 12 июля 1941 г., когда соединения 41-го моторизованного корпуса группы армий «Север», тесня отступающие от Пскова части Красной армии, вышли к переднему краю предполья Лужской полосы на реке Плюсса и вступили в бой с передовыми подразделениями Лужской оперативной группы. 13 июля противнику удалось вклиниться в полосу обеспечения, занять поселок и железнодорожную. станцию Плюсса. Но передовые отряды 177-й стрелковой дивизии полковника А.Ф. Машонина и части 21-й танковой дивизии полковника А.Г. Родина после двухдневных боев выбили противника из предполья и восстановили позиции по реке Плюссе. Большую роль в отражении атак 1-й и 6-й немецких танковых дивизий сыграла артиллерийская группа полковника Г.Ф. Одинцова.

Уже на второй день наступления командующий 4-й танковой группой генерал Гёпнер понял, что на Лужском, т.е. кратчайшем к Ленинграду, направлении, из-за упорного сопротивления советских войск без значительных потерь и в короткие сроки продвинуться не удастся. 12 июля он повернул свой 41-й механизированный корпус на северо-запад, чтобы выйти к Ленинграду через Копорское плато. Скрытно, проселочными и лесными дорогами в район Кингисеппа перебрасываются 6-я и 1-я танковые дивизии. 14 июля передовые отряды 6-й танковой дивизии переправились через реку Лугу и захватили плацдарм у деревни Ивановское в 20-25 км юго-восточнее Кингисеппа. Подоспевшая сюда 2-я дивизия народного ополчения героя советско-финляндской войны полковника Н.С. Угрюмова героически атаковала противника, наступление которого было остановлено, но сбить его с плацдарма и отбросить за реку не удалось.

Несколько дней продолжался ожесточенный бой курсантов Ленинградского пехотного училища имени С.М. Кирова с частями 1-й танковой дивизии, форсировавшими реку Лугу и захватившими 15 июля плацдарм в район селения Большого Сабска. Курсанты стойко держались за каждый клочок земли, зп каждый окоп, не давая врагу расширить прорыв. 17 июля германское командование бросило на позиции курсантов основные силы дивизии. В результате ожесточенного боя фашисты потеряли не менее 800 солдат, но не продвинулись ни на шаг. За мужество и стойкость, проявленные курсантами в боях под Большим Сабском, училище было награждено орденом Красного Знамени.

Упорной обороной советских войск продвижение противника на рубеже реки Луги к 19 июля было остановлено. Командование группой армий «Север» приказало прекратить наступление на Ленинград. План германского командования прорваться к Ленинграду с ходу через Лугу и Копорское плато был сорван. Вермахт впервые за время Второй мировой войны был вынужден, хотя и временно, перейти к обороне.

Время, выигранное благодаря стойкости войск на лужской линии обороны, использовалось для усиленного строительства оборонительных рубежей вокруг Ленинграда. Военные советы Северо-Западного и Северного фронта приняли меры для ускорения оборонительных работ в непосредственной близости к Ленинграду, к повышению боеспособности частей и соединений, для напряженной подготовки отражения удара на Ленинград.

"Лужский рубеж", отрывок из статьи Фролова М.И., Архивное управление Ленинградской области.

Наши ученики на протяжении двух занятий совместным трудом оформили панораму танкового боя, пользуясь самыми разными техниками и материалами: река изображалась красками, блеск воды — прозрачным скотчем, масксети — тканевой сеткой, на насыпи расположены настоящие камни. С помощью веточек делали деревья, краской и пластилином отмечали места взрывов и воронки. С помощью подкрашенной ваты изображали дым и огонь от выстрелов. В процессе ученики познакомились с понятием панорамы и диорамы, различными техниками изготовления миниатюр. Готовая панорама установлена в детской библиотеке дома культуры, которую учащиеся регулярно посещают. Это напоминание о подвиге наших солдат, изготовленное руками ребят в память о войне и наших защитниках.

p1701205118.jpg
панорама
k1701205159.jpg


2. Художественная направленность: осеннее дерево

С начала сентября в осенних поделках нет недостатка, и, чтобы придать им некоторый дополнительный смысл, всем классом было оформлено "Осеннее дерево". Начав с изготовления самого дерева (ствол из склеенных картонных втулок, в которые для прочности вставлен деревянный стержень, основа картонная, веточки — настоящие), ребята постепенно дополняли его собственными поделками. Дерево было покрыто гуашью, изображена текстура коры, приклеены к основе настоящие сухие листья, грибочки из каштанов и пластилина. На ветвях дерева расположились бумажные зонтики, аппликации, капли на ниточках и прочие атрибуты осени. 

В конце была собрана и склеена гирлянда из бумажных букв: по одной на каждого ученика. Дерево собиралось практически всю четверть и, в последнюю неделю перед каникулами, было торжественно установлено всем классом у входа в детскую библиотеку.

m1701206178.jpg
осеннее дерево

3. Культурная направленность: литературный урок

Для того, чтобы познакомить учеников с различными творческими профессиями, были выполнены проекты культурной направленности. Одним из них стал "литературный урок" в сотрудничестве с детской библиотекой. Учащиеся прослушали 10-минутную лекцию о К. И. Чуковском, познакомились с его творчеством, а затем рисовали иллюстрации к полюбившимся стихам. При этом, работа была организована следующим образом: лист со стихотворением "Жил на свете человек / Скрюченные ножки..." было разрезан по строфам, бумажки сложены в шапку. Каждый ученик вытянул свою часть стихотворения и создал к нему иллюстрацию на листе А3. Получившиеся части были затем вновь собраны преподавателем в книгу в правильном порядке. При этом ученики познакомились с понятием книжная иллюстрация, оформление книг, профессия иллюстратор, лично попробовав себя в этой роли.


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации