Опыт организации совместной работы учащихся в проектах патриотической, культурной и художественной направленности
Для небольшого класса художественной направленности — ИЗО, ДПИ, творческих ателье и т.д., — весьма полезным опытом является организация учебного процесса в виде глобальных проектов, объединяющих весь класс и длящихся несколько уроков. Такие проекты могут быть самой разной длительности и направленности, от двух уроков до целой четверти. Ниже представлены примеры нескольких проектов, реализованных с учениками младшего и среднего школьного возраста в смешанном классе ИЗО и ДПИ, где присутствовали ученики разных возрастных групп.
1. Патриотическая направленность: панорама "Оборона Лужского рубежа".
Эта работа была подготовлена по мотивам исторического факта героической обороны Лужского рубежа, в частности, танкового сражения на реке Плюссе в 1941 году.
Бои на Лужском рубеже начались 12 июля 1941 г., когда соединения 41-го моторизованного корпуса группы армий «Север», тесня отступающие от Пскова части Красной армии, вышли к переднему краю предполья Лужской полосы на реке Плюсса и вступили в бой с передовыми подразделениями Лужской оперативной группы. 13 июля противнику удалось вклиниться в полосу обеспечения, занять поселок и железнодорожную. станцию Плюсса. Но передовые отряды 177-й стрелковой дивизии полковника А.Ф. Машонина и части 21-й танковой дивизии полковника А.Г. Родина после двухдневных боев выбили противника из предполья и восстановили позиции по реке Плюссе. Большую роль в отражении атак 1-й и 6-й немецких танковых дивизий сыграла артиллерийская группа полковника Г.Ф. Одинцова.
Уже на второй день наступления командующий 4-й танковой группой генерал Гёпнер понял, что на Лужском, т.е. кратчайшем к Ленинграду, направлении, из-за упорного сопротивления советских войск без значительных потерь и в короткие сроки продвинуться не удастся. 12 июля он повернул свой 41-й механизированный корпус на северо-запад, чтобы выйти к Ленинграду через Копорское плато. Скрытно, проселочными и лесными дорогами в район Кингисеппа перебрасываются 6-я и 1-я танковые дивизии. 14 июля передовые отряды 6-й танковой дивизии переправились через реку Лугу и захватили плацдарм у деревни Ивановское в 20-25 км юго-восточнее Кингисеппа. Подоспевшая сюда 2-я дивизия народного ополчения героя советско-финляндской войны полковника Н.С. Угрюмова героически атаковала противника, наступление которого было остановлено, но сбить его с плацдарма и отбросить за реку не удалось.
Несколько дней продолжался ожесточенный бой курсантов Ленинградского пехотного училища имени С.М. Кирова с частями 1-й танковой дивизии, форсировавшими реку Лугу и захватившими 15 июля плацдарм в район селения Большого Сабска. Курсанты стойко держались за каждый клочок земли, зп каждый окоп, не давая врагу расширить прорыв. 17 июля германское командование бросило на позиции курсантов основные силы дивизии. В результате ожесточенного боя фашисты потеряли не менее 800 солдат, но не продвинулись ни на шаг. За мужество и стойкость, проявленные курсантами в боях под Большим Сабском, училище было награждено орденом Красного Знамени.
Упорной обороной советских войск продвижение противника на рубеже реки Луги к 19 июля было остановлено. Командование группой армий «Север» приказало прекратить наступление на Ленинград. План германского командования прорваться к Ленинграду с ходу через Лугу и Копорское плато был сорван. Вермахт впервые за время Второй мировой войны был вынужден, хотя и временно, перейти к обороне.
Время, выигранное благодаря стойкости войск на лужской линии обороны, использовалось для усиленного строительства оборонительных рубежей вокруг Ленинграда. Военные советы Северо-Западного и Северного фронта приняли меры для ускорения оборонительных работ в непосредственной близости к Ленинграду, к повышению боеспособности частей и соединений, для напряженной подготовки отражения удара на Ленинград.
Наши ученики на протяжении двух занятий совместным трудом оформили панораму танкового боя, пользуясь самыми разными техниками и материалами: река изображалась красками, блеск воды — прозрачным скотчем, масксети — тканевой сеткой, на насыпи расположены настоящие камни. С помощью веточек делали деревья, краской и пластилином отмечали места взрывов и воронки. С помощью подкрашенной ваты изображали дым и огонь от выстрелов. В процессе ученики познакомились с понятием панорамы и диорамы, различными техниками изготовления миниатюр. Готовая панорама установлена в детской библиотеке дома культуры, которую учащиеся регулярно посещают. Это напоминание о подвиге наших солдат, изготовленное руками ребят в память о войне и наших защитниках."Лужский рубеж", отрывок из статьи Фролова М.И., Архивное управление Ленинградской области.
2. Художественная направленность: осеннее дерево
С начала сентября в осенних поделках нет недостатка, и, чтобы придать им некоторый дополнительный смысл, всем классом было оформлено "Осеннее дерево". Начав с изготовления самого дерева (ствол из склеенных картонных втулок, в которые для прочности вставлен деревянный стержень, основа картонная, веточки — настоящие), ребята постепенно дополняли его собственными поделками. Дерево было покрыто гуашью, изображена текстура коры, приклеены к основе настоящие сухие листья, грибочки из каштанов и пластилина. На ветвях дерева расположились бумажные зонтики, аппликации, капли на ниточках и прочие атрибуты осени.
В конце была собрана и склеена гирлянда из бумажных букв: по одной на каждого ученика. Дерево собиралось практически всю четверть и, в последнюю неделю перед каникулами, было торжественно установлено всем классом у входа в детскую библиотеку.
3. Культурная направленность: литературный урок
Для того, чтобы познакомить учеников с различными творческими профессиями, были выполнены проекты культурной направленности. Одним из них стал "литературный урок" в сотрудничестве с детской библиотекой. Учащиеся прослушали 10-минутную лекцию о К. И. Чуковском, познакомились с его творчеством, а затем рисовали иллюстрации к полюбившимся стихам. При этом, работа была организована следующим образом: лист со стихотворением "Жил на свете человек / Скрюченные ножки..." было разрезан по строфам, бумажки сложены в шапку. Каждый ученик вытянул свою часть стихотворения и создал к нему иллюстрацию на листе А3. Получившиеся части были затем вновь собраны преподавателем в книгу в правильном порядке. При этом ученики познакомились с понятием книжная иллюстрация, оформление книг, профессия иллюстратор, лично попробовав себя в этой роли.