Материал на проверке

Организация образовательного процесса для обучающийся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации обновлённых ФГОС

0
0
Материал опубликован Сегодня в 19:56 в группе

Организация образовательного процесса

 для  обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

 в условиях  реализации обновлённых ФГОС​​​​​​​

Подготовила Купрякова Л. Л.,

учитель начальных классов

МБОУ Ново- Удинская СОШ

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми право на образование. Цель обновлённых ФГОС начального общего образования является обеспечение равных возможностей получения качественного образования каждого ребёнка. С каждым годом в школу приходит все больше детей с разными нарушениями развития , поэтому образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного общества.

В российском образовании обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определяется как «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Согласно обновлённому ФГОС (Федеральному образовательному стандарту) выделяют следующие нозологические группы (т.е. виды нарушений):

- нарушения слуха;

- нарушения зрения;

- нарушения речи;

- нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА);

- задержка психического развития;

- выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы

-ранний детский аутизм;

- множественные нарушения развития.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

Задача школы: создать условия для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первыми и самыми важными условиями для успешной организации обучения являются установка положительного психологического климата в классе. установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.

Общие правила коррекционной работы: 
1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
3. Использование технологий, приёмов, методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся и формирующих необходимые учебные навыки. 
4. Проявление педагогического такта.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Для достижения наилучшего результата в работе с детьми с ОВЗ используются современные педагогические технологии, остановлюсь на некоторых из них.

Игровые технологии

Наиболее эффективным средством включения обучающихся с ОВЗ в процесс обучения является игровая деятельность, которую можно применять  на разных этапах урока. Увлечённые игрой, дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания и умения. Именно игра занимает огромное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса.

Цель использования технологии: Расширение образовательного пространства, развитие мотивационных процессов, познавательной активности, усиление работоспособности учащихся.

Работая в классе, где учатся дети с умственной отсталостью, использовать дидактическую игру нужно всегда, на всех уроках. Играя, дети сами того не замечая, запоминают тот или иной материал.

Выбирать игры для учащихся с ОВЗ, нужно так,  чтобы она в полной мере соответствовала возрасту ребенка и уровню его фактического развития. также при подборе игры или игрового задания учитываются интересы и склонности ребенка, принцип доступности.

Игры важно разделять на физические, интеллектуальные, психологические, социальные, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, настольные игры, интерактивные игры.

Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие и  части урока: Дидактические игры, такие как: «Домино», «Где ошибся художник?», «Узнай по описанию», «Узнай, кто это», Игра «Узнай силуэт», «Раздели на группы» можно применять на этапе закрепления или повторения изученного материала, а так же для снятия напряжения после сложной учебной работы, В этих играх присутствует элемент соревнования.

Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход к умственно отсталым детям.

Игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психологических функций. Они активируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее.  При разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыки правильного написания трудных слов. Развивается произвольное внимание, вырабатывается устойчивость, усидчивость, стараются доводить начатое дело до конца.

. В нашем классе обучаются особенные дети, в классе 6 учеников, занимаемся мы по адаптированной образовательной программе для категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с обновлёнными ФГОС НОО, 5 человек с УО, 1ученик  сЗПР

Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Им сложно анализировать и обобщать. Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие
                 У детей с  УО восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, но они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать.

Показ работ детей

Использование информационных технологий.

Это технология- неотъемленная часть совершенствования знаний в условиях внедрения обновлённых ФГОС.

 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии – это совокупность методов и программно – технических средств, призванная снизить трудоемкость процесса использования информации.

 Без информационно-компьютерных технологий нельзя представить современное образование Применение информационно коммуникационных технологий в коррекционной работе становится необходимым средством обучения детей с ОВЗ. Это: презентации, просмотр видеоклипов, использование интерактивной доски, прослушивание музыки.

Самый распространенный вид информационных технологий, который используется на уроках - мультимедийные презентации , она  даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. Познавательная направленность заданий, красочные картинки, звуковое сопровождение действий, игровая форма изложения учебного материала способствуют повышению мотивации к выполнению детьми заданий. Использование интерактивной доски, презентации и фрагментов презентации  позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках  используются электронные тесты, тренажёры

ИКТехнологии - оживляют учебный процесс, дают возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.  Нельзя забывать о том, что чрезмерное использование средств информационных технологий негативно отражается на здоровье. Нужно помнить, что непрерывная продолжительность работы обучающихся с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут. презентацию тоже нужно использовать дозированно, в том объеме, который необходим для данных детей и на данном занятии. после их использования по возможности проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.

Достижения: В прошлом учебном году Жилкин Гена и Мальцев К. стали призерами районногоконкурса рисунков компьютерной графики (программа Paint)

ПОРТАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

https://инклюзия-овз.рф/(об инклюзивных занятиях в культурных и образовательных учреждениях. Много полезной информации для волонтёров, преподавателей и близких детей с ОВЗ

Развивающие интернет-ресурсы для детей с ОВЗ

https://gbousoh2.minobr63.ru/razvivayushhie-internet-resursy-dlya-detejj-s-ovz/

Электронная библиотека "Особый ребёнок". http:www.webcenter.ru/~scd

https://multiurok.ru/files/poleznye-ssylki-dlia-pedagogov-i-roditelei-detei-s.html Методическая копилка для педагогических работников и родителей.

Мы пользуемся образовательной онлайн - платформой Учи.ру , недавно появился новый Сервис «Подготовка к уроку»,  который содержит учебные и дидактические материалы, которые помогут провести урок математики, русского языка или окружающего мира в начальной школе. готовый сборник методических материалов! Распечатки и интерактивные учебные материалы доступны бесплатно для учителей,  всё скачивается. Есть Короткое видео про то, как пользоваться сервисом.https://ovz.edu.gov.ru/  Образование обучающихся с ОВЗ  

Здоровьесберегающие  технологии

Здоровьесберегающие  технологии, используемые на пользу здоровья, связанные с различными формами деятельности людей в сфере образования, здравоохранения, в правовой, социально-экономической, культурной сферах, которые направлены на формирование здорового образа жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью. При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.

Цель здоровьесберегающих технологий - не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса, создание в классе обстановки комфорта. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Среди наиболее частых патологий у школьников особое место занимают заболевания нервной системы и психики. Именно поэтому необходима забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ  учитываются инд. особенности, реальные условия, заболевание каждого конкретного ребенка.

Важная составная часть здоровьесберегающей технологии- это рациональная организация урока,  постоянная смена деятельности учащихся , продолжительность каждого вида    деятельности не более 10 минут,  соблюдение учащимися правильной осанки,  использование зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики. различных видов физминуток, зарядки для глаз  , которые проводятся для предупреждения переутомления на уроках и повышения умственной работоспособности детей.

Благодаря здоровьесберегающему направлению у ребят формируется осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности. В своей работе я использую, следующие виды деятельности: физкультминутки, динамические паузы с движениями , массаж для кистей рук без предметов и с предметами( с карандашами,  упражнения для глаз, пальцев рук ночь», «Пальцы», «Мальчик с пальчик»,«Гимнастика для глаз», «Ёжик») и т.д

Здоровьесберегающие технологии определяют структуру урока, предотвращают состояния переутомления и ухудшения самочувствия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Благодаря современным образовательным технологиям обучающиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания. Использование современных технологий обеспечивает у  обучающихся с ОВЗ развитие познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в образовательной деятельности умение ориентироваться в современном мире. 
     «К каждому ребенку с ОВЗ нужно подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.