Организация внеурочной деятельности в рамках программы «Финансовая грамотность»
Пояснительная записка к презентации
1 слайд. Заголовок Организация внеурочной деятельности в рамках программы «Финансовая грамотность» |
2 слайд Повышение квалификации Для того, что начать преподавать финансовую грамотность необходимо пройти курсы повышения квалификации. Необходимые курсы можно пройти на базе научно- исследовательского университета Высшей школы экономики. 1.Программа «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» НИУ «ВШЭ» 2.Программа «Формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов» НИУ «ВШЭ» |
3. Название курса и его продолжительность Курс внеурочной деятельности «Учимся разумному финансовому поведению». Курс рассчитан на 34 часа в 5-х и 6-х классах проведение занятий- 1 раз в неделю в 5-х классах и 1 раз в неделю в 6-х классах |
4.Цели и задачи. Целью курса являлось познакомить ребят с тем, что такое финансовая грамотность, и дать им основы (базу) необходимые для управления личными финансами. Задачами являлись: формирование умений и способов финансово грамотного поведения, приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье и личных финансах, замотивировать на дальнейшее обучение финансовой грамотности. |
5. Содержание программы Программа состоит из двух модулей. При прохождении первого модуля ребята знакомятся с тем, что такое деньги, с историей их появления, узнают, что такое доходы и расходы семьи, какие виды бюджета существуют. Учатся анализировать собственные доходы и расходы и составлять личный финансовый план. Второй модуль посвящён изучению темы страхования и защиты от финансовых мошенников |
6.Учебно-методический комплекс УМК по финансовой грамотности. В Учебно-методический комплекс входят: учебные материалы для учащихся и родителей, контроль-измерительные материалы, методические рекомендации для учителя и учебная программа для начальной школы, 5-7 классов, 8-9 и 10-11 классов. Учебные материалы написаны простым языком, смоделированы ситуации из жизни семьи, читать интересно, легко и познавательно. |
7. Применение УМК на уроках экономики. Темы из рабочей программы Данное УМК можно применять, как дополнительный материал при подготовке к урокам по обществознанию и экономики в 10-11 классах и при подготовке |
8. Темы из материалов для учащихся и рабочая тетрадь. Если посмотреть на темы в материалах для учащихся, то мы видим что многие из них пересекаются с темами по обществознанию (раздел «Экономика»), а в заданиях из рабочей тетради стоит пометка, что они сделаны на основе тестовых заданий из ЕГЭ. |
9. Где можно бесплатно скачать УМК Данное УМК можно бесплатно скачать на сайте НИУ ВШЭ На нем так же можно найти много методических разработок для проведения уроков по финансовой грамотности. |
10. Интернет-ресурсы используемые в работе Помимо учебно-методического комплекса в своей работе можно использовать интернет-ресурсы, которые рекомендованы методистами ВШЭ. И первый интернет- ресурс проект Банка России «Финансовая культура» Здесь очень много актуальной информации по большому количеству тем с актуальной информацией, которая постоянно обновляется при появлении новых данных по финансам. Это ресурс можно так же использовать при подготовке к урокам обществознания и экономики как источник дополнительной информации. |
11.Игровая https://fincult.info/entertainment/ На сайте «Финансовая культура» в разделе «Игровая» представлены несколько игр по финансовой грамотности, их можно использовать для закрепления пройденного материала. Занятий в такой форме вызывает большой отклик у обучающихся и повышает их интерес к продолжению изучения финансовой грамотности. |
12. Пример игр, используемых в занятиях. После прохождения темы денег можно предложить пройти игру Космический детектив, в ней нужно находить купюры и определять их подлинность. Таким образом можно проработать тему «Деньги». |
13.Во втором модуле игра «Тайна потерянной копилки» поможет проработать тему финансового мошенничества в частности «Финансовых пирамид». |
14.На сайте «Финансовая культура» находятся настольные игры. Распечатывать их конечно приходится самим. Но это выходит дешевле, чем, например купить одну из подобных игр в магазине. Игра «Шаги к успеху» дополнила тему «бюджет Семьи» |
15.Образовательные проекты «ПАКК». https://edu.pacc.ru/ Здесь есть небольшие ролики на тему Денег и Бюджета семьи, так же можно найти интересные командные игры для целого класса. Все в современном стиле. Ребятам можно дать ссылки для просмотра дома видео на интересующую их тему. |
16. И еще один интернет-ресурс «Ваши финансы РФ». https://vashifinancy.ru/tests/test-po-finansovoy-arifmetike-dlya-shkolnikov/ На данном ресурсе можно предложить обучающимся пройти тестирование по финансовой грамотности. И что важно при тестировании можно выставить возраст ребенка и вопросы будет соответствовать его возрастной категории |
17.На сайте «Ваши финансы РФ» https://vashifinancy.ru/child/comics/ находятся комиксы по темам «Происхождение денег», «Банки и биржи», «Как хранить и копить», «Потребности и желания». На основе представленных материалов и пройденных тем, можно предложить обучающимся создать собственный комикс. |
18. Комикс на тему «Банковская карта» созданный группой учащихся 6-го класса. По моему опыту так быстрее и легче усваивается материал. |
19. Викторина «Страховой случай». С помощью викторин быстро и легко отрабатывается пройденный материал. |
20. Трудности, с которыми столкнулась при проведении занятий. Меняющийся состав учащихся, уставшие дети, не было желания производить длинные математические расчеты, разные финансовые возможности (не всем ребятам дают карманные деньги и было трудно говорить на тему личных доходов и расходом) |
21. Положительные стороны (Игровая форма при проведении занятий, индивидуальный подход к каждому, мы смогли каждому ребенку составить его личный план по достижению цели (покупки), возможность разбирать дополнительные темы (что такое инвестиции, финансовые пирамиды и другие) |
22. Результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности 1.Ребята заинтересованы в продолжении изучения финансовой грамотности 2.Знания, полученные на занятиях, применяются в жизни (после каникул ребята рассказывают, как они начали откладывать деньги на свои цели, а кто то уже и купил, то, о чем мечтал) Можно рассказать о том, что двоим стали выдавать карманные деньги 3.Желание участвовать в олимпиадах и конкурсах по финансовой грамотности. |
23. Спасибо за внимание! |