ОТЧЕТ об организации проектного обучения на уроках истории, обществознания и географии в ГАПОУ СО «СМТ»

0
0
Материал опубликован Сегодня в 17:11

ОТЧЕТ об организации проектного обучения на уроках истории, обществознания и географии в ГАПОУ СО «Серовский металлургический техникум»

Современное образовательное пространство Российской Федерации находиться на этапе интенсивного реформирования и по-прежнему готово отвечать актуальным проблемам и вызовам общества. Так, например, это проблема «кадрового голода», нехватки специалистов среднего звена.

Подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных профессиональных кадров – важная и сложная задача. Поэтому формирование у будущих выпускников общих и профессиональных компетенций, в соответствии с ФГОС – это важный показатель решения обозначенной выше проблемы.

При формировании общих компетенций в образовательном процессе и вне его, можно реализовывать многочисленные педагогические технологии: деловые игры, портфолио, модульно-рейтинговую систему, кейс-метод, метод проектов.

Наиболее оптимальным при организации работы над формированием общих компетенций, по моему мнению, является метод проектов. Многие предметные проекты можно выделить в самостоятельную технологию. И они могут быть применены как инструмент работы по обобщению и систематизации знаний, умений по междисциплинарному курсу и профессии, а также для демонстрации сформированности ОК, при решении проблем профессиональной направленности.

Метод проектов позволяет развивать критическое и творческого мышления обучающихся, самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Что касается ОК, то в процессе работы на проектом, можно пронаблюдать, как именно ОК проявляются в разных этапам работы над проектом.

В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, исследовательские, творческие. По своему содержанию проекты в значительной мере межпредметны, т. к. интегрируют знания по истории, литературе, географии.

Цель проектного обучения в среднем профессиональном образовании – создание условий для решения обучающимися профессиональных задач и применения полученных знаний в будущей трудовой деятельности. Важнейшей задачей проектной деятельности является формирование позитивного отношения к работе (проявление инициативы, энтузиазм, выполнение работы в срок в соответствии с дорожной картой (планом-графиком) проекта).

К основным задачам проектной деятельности относится обучение студентов:

– планированию деятельности;

четкому определению цели и этапов ее достижения, умению концентрироваться на достижении цели на всех стадиях реализации проекта;

эффективным приемам сбора, обработки и критического анализа информации;

подходам к изучению новых концепций, приемов, технологий, инструментов деятельности;

эффективному взаимодействию в трудовом коллективе;

общению с экспертным сообществом;

способам и приемам написания отчетов и подготовки презентаций результатов деятельности.

В результате проектной деятельности у обучающихся должны сформироваться следующие навыки и умения:

осмысление задачи в условиях недостаточности знаний;

поиск необходимого пути для решения поставленной задачи;

самостоятельное выдвижение идей, гипотез с привлечением знаний из различных областей и планирование способов проверки гипотез;

самостоятельное нахождение недостающей информации в открытых источниках или путем общения с экспертами;

установление причинно-следственных связей;

коллективное планирование;

взаимодействие с разными партнерами, работа в группе;

поиск и исправление ошибок, допущенных самостоятельно и другими участниками группы;

ведение дискуссии, отстаивание своей точки зрения и нахождения компромисса

выступление перед авторитетной аудиторией; – использование средств наглядности в презентации;

системное мышление, помогающее анализировать и принимать решения в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

формирование условий для реализации проектного обучения, в том числе подготовка преподавателей и запуск информационной системы;

формирование специализированного подразделения, организующего эту работу, в том числе обеспечивающего занятость преподавательского состава;

обоснование внедрения проектного обучения в образовательный процесс среднего профессионального образования;

выявление педагогических условий реализации проектного обучения в образовательной среде;

определение уровня исследовательского и познавательного интереса и умения выполнять проектную деятельность;

апробация проектного обучения в условиях среднего профессионального образования;

обеспечение мониторинга эффективности;

масштабирование системы проектного обучения.

Ожидаемыми результатами организации данной работы являются:

создание механизмов вовлечения студентов и преподавателей в проектную деятельность;

внедрение новых педагогических технологий, необходимых для развития инициативной и креативной личности;

развитие навыков самостоятельного движения в информационных полях профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни;

Организация проектного обучения в процессе освоения общеобразовательных дисциплин. Индивидуальный проект является обязательной частью образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования, и реализуется на первом курсе. ФГОС среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) определяет требования к проектной компетентности обучающихся на уровне среднего общего образования следующим образом: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта.

Индивидуальные проекты на первом курсе обучения согласно ФГОС СОО:

выполняются в течение одного или двух семестров в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом;

являются формой самостоятельной работы обучающимся, выполняемой под руководством преподавателя (тьютора);

выполняются по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности;

являются завершенным учебным исследованием или разработанным проектом: исследовательского, конструкторского, инженерного, социального, прикладного, инновационного, творческого типа.

Примерная тематика индивидуальных проектов разрабатывается преподавателями, утверждается на заседании методического объединения и

зависит от специфики изучаемой дисциплины.

Основными критериями оценки (успешности) индивидуального проекта являются:

уровень сформированности навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

уровень способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

уровень сформированности навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

уровень способности (умения) ставить цели и формулировать гипотезы исследования, планировать работу, отбирать и интерпретировать необходимую информацию, структурировать аргументацию результатов исследования на основе собранных данных, презентовать результаты.

За период с 2020 год по 2024 год было подготовлено 20 студенческих проектов. Все из них были успешно защищены и представлены на уровне образовательного учреждения. В целом работы выполнены на хорошем уровне. Отмечу работу «История Великой Отечественной Войны. История моей семьи» - Степанова Р. Студент представил результаты своего исследования и на региональном уровне, и на Всероссийском конкурсе творческих проектов учащихся, студентов и молодёжи "Моя семейная реликвия"- стал финалистом конкурса.

Практика осуществления проектной деятельности помогает студентам вырасти в высококвалифицированного компетентного специалиста и полнее реализоваться в дальнейшей жизни



Приложение 1. Выполненные проекты

2020-2021 гг.

п/п

ФИО студента

Тема

оценка

1

Юрьев Р.

Моя будущая профессия

5

2021-2022 гг.

п/п

ФИО студента

Тема

оценка

1

Степанов Р.

История Великой Отечественной Войны. История моей семьи

5

2

Ануфриев А. К.

Путешествие по Сахалину.

5

3

Журавлев Е. П.

Выгодные черты ЭГП России

5

2022-2023 гг.

п/п

ФИО студента

Тема

оценка

1

Таушанков Я. М.

Влияние Розы ветров на экологию г. Серова

5

2

Машкин К. Н., Суханов И. Е.

Влияние загрязнения пластиковыми отходами на человека и биосферу

5

3

Попов И. С.

Реки России с интересными названиями

4

4

Калинин К. Е.

Александр Невский: роль в истории России.

4

2023-2024 гг.

п/п

ФИО студента

Тема

оценка

1

Григорьев Н.А.


Россия и глобальные проблемы современности

4

2

ДектеревА.С.,

Казаков А.И.

ЭГП России

4

3

Дьяченко С.А,

Захаров Е.Д.

Самые вредные достижения цивилизации

4

4

Прохоров И.А.

Семейные ценности

4

5

Юдин Р.А.

Подростковая преступность и пути ее преодоления

5

6

Даянов Р.А.

Влияние алкоголя на организм человека

3

7

Пермикин А.С.

Металлургия мира

3

8

Ахматьянов П.Ш.

Глобальные проблемы ХХIв

4

9

Муниров М.В.,

Огнистый Н.А.

Туристический маршрут по г.Серову

4

10

Чеклецова А.А.

Загрязнение прилегающих территорий города Серова твердыми бытовыми отходами

5

11

Ярусов Р.А.

Красная книга России

4

12

Колбасоа П. М.

Мосты России

5





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации