ОТЧЕТ об организации проектного обучения на уроках истории, обществознания и географии в ГАПОУ СО «СМТ»
ОТЧЕТ об организации проектного обучения на уроках истории, обществознания и географии в ГАПОУ СО «Серовский металлургический техникум»
Современное образовательное пространство Российской Федерации находиться на этапе интенсивного реформирования и по-прежнему готово отвечать актуальным проблемам и вызовам общества. Так, например, это проблема «кадрового голода», нехватки специалистов среднего звена.
Подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных профессиональных кадров – важная и сложная задача. Поэтому формирование у будущих выпускников общих и профессиональных компетенций, в соответствии с ФГОС – это важный показатель решения обозначенной выше проблемы.
При формировании общих компетенций в образовательном процессе и вне его, можно реализовывать многочисленные педагогические технологии: деловые игры, портфолио, модульно-рейтинговую систему, кейс-метод, метод проектов.
Наиболее оптимальным при организации работы над формированием общих компетенций, по моему мнению, является метод проектов. Многие предметные проекты можно выделить в самостоятельную технологию. И они могут быть применены как инструмент работы по обобщению и систематизации знаний, умений по междисциплинарному курсу и профессии, а также для демонстрации сформированности ОК, при решении проблем профессиональной направленности.
Метод проектов позволяет развивать критическое и творческого мышления обучающихся, самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Что касается ОК, то в процессе работы на проектом, можно пронаблюдать, как именно ОК проявляются в разных этапам работы над проектом.
В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, исследовательские, творческие. По своему содержанию проекты в значительной мере межпредметны, т. к. интегрируют знания по истории, литературе, географии.
Цель проектного обучения в среднем профессиональном образовании – создание условий для решения обучающимися профессиональных задач и применения полученных знаний в будущей трудовой деятельности. Важнейшей задачей проектной деятельности является формирование позитивного отношения к работе (проявление инициативы, энтузиазм, выполнение работы в срок в соответствии с дорожной картой (планом-графиком) проекта).
К основным задачам проектной деятельности относится обучение студентов:
– планированию деятельности;
– четкому определению цели и этапов ее достижения, умению концентрироваться на достижении цели на всех стадиях реализации проекта;
– эффективным приемам сбора, обработки и критического анализа информации;
– подходам к изучению новых концепций, приемов, технологий, инструментов деятельности;
– эффективному взаимодействию в трудовом коллективе;
– общению с экспертным сообществом;
– способам и приемам написания отчетов и подготовки презентаций результатов деятельности.
В результате проектной деятельности у обучающихся должны сформироваться следующие навыки и умения:
– осмысление задачи в условиях недостаточности знаний;
– поиск необходимого пути для решения поставленной задачи;
– самостоятельное выдвижение идей, гипотез с привлечением знаний из различных областей и планирование способов проверки гипотез;
– самостоятельное нахождение недостающей информации в открытых источниках или путем общения с экспертами;
– установление причинно-следственных связей;
– коллективное планирование;
– взаимодействие с разными партнерами, работа в группе;
– поиск и исправление ошибок, допущенных самостоятельно и другими участниками группы;
– ведение дискуссии, отстаивание своей точки зрения и нахождения компромисса
– выступление перед авторитетной аудиторией; – использование средств наглядности в презентации;
– системное мышление, помогающее анализировать и принимать решения в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
− формирование условий для реализации проектного обучения, в том числе подготовка преподавателей и запуск информационной системы;
− формирование специализированного подразделения, организующего эту работу, в том числе обеспечивающего занятость преподавательского состава;
− обоснование внедрения проектного обучения в образовательный процесс среднего профессионального образования;
− выявление педагогических условий реализации проектного обучения в образовательной среде;
− определение уровня исследовательского и познавательного интереса и умения выполнять проектную деятельность;
− апробация проектного обучения в условиях среднего профессионального образования;
− обеспечение мониторинга эффективности;
− масштабирование системы проектного обучения.
Ожидаемыми результатами организации данной работы являются:
− создание механизмов вовлечения студентов и преподавателей в проектную деятельность;
− внедрение новых педагогических технологий, необходимых для развития инициативной и креативной личности;
− развитие навыков самостоятельного движения в информационных полях профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни;
Организация проектного обучения в процессе освоения общеобразовательных дисциплин. Индивидуальный проект является обязательной частью образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования, и реализуется на первом курсе. ФГОС среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) определяет требования к проектной компетентности обучающихся на уровне среднего общего образования следующим образом: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта.
Индивидуальные проекты на первом курсе обучения согласно ФГОС СОО:
− выполняются в течение одного или двух семестров в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом;
− являются формой самостоятельной работы обучающимся, выполняемой под руководством преподавателя (тьютора);
− выполняются по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности;
− являются завершенным учебным исследованием или разработанным проектом: исследовательского, конструкторского, инженерного, социального, прикладного, инновационного, творческого типа.
Примерная тематика индивидуальных проектов разрабатывается преподавателями, утверждается на заседании методического объединения и
зависит от специфики изучаемой дисциплины.
Основными критериями оценки (успешности) индивидуального проекта являются:
− уровень сформированности навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
− уровень способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
− уровень сформированности навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
− уровень способности (умения) ставить цели и формулировать гипотезы исследования, планировать работу, отбирать и интерпретировать необходимую информацию, структурировать аргументацию результатов исследования на основе собранных данных, презентовать результаты.
За период с 2020 год по 2024 год было подготовлено 20 студенческих проектов. Все из них были успешно защищены и представлены на уровне образовательного учреждения. В целом работы выполнены на хорошем уровне. Отмечу работу «История Великой Отечественной Войны. История моей семьи» - Степанова Р. Студент представил результаты своего исследования и на региональном уровне, и на Всероссийском конкурсе творческих проектов учащихся, студентов и молодёжи "Моя семейная реликвия"- стал финалистом конкурса.
Практика осуществления проектной деятельности помогает студентам вырасти в высококвалифицированного компетентного специалиста и полнее реализоваться в дальнейшей жизни
Приложение 1. Выполненные проекты
2020-2021 гг. | |||
№п/п | ФИО студента | Тема | оценка |
1 | Юрьев Р. | Моя будущая профессия | 5 |
2021-2022 гг. | |||
№п/п | ФИО студента | Тема | оценка |
1 | Степанов Р. | История Великой Отечественной Войны. История моей семьи | 5 |
2 | Ануфриев А. К. | Путешествие по Сахалину. | 5 |
3 | Журавлев Е. П. | Выгодные черты ЭГП России | 5 |
2022-2023 гг. | |||
№п/п | ФИО студента | Тема | оценка |
1 | Таушанков Я. М. | Влияние Розы ветров на экологию г. Серова | 5 |
2 | Машкин К. Н., Суханов И. Е. | Влияние загрязнения пластиковыми отходами на человека и биосферу | 5 |
3 | Попов И. С. | Реки России с интересными названиями | 4 |
4 | Калинин К. Е. | Александр Невский: роль в истории России. | 4 |
2023-2024 гг. | |||
№п/п | ФИО студента | Тема | оценка |
1 | Григорьев Н.А. | Россия и глобальные проблемы современности | 4 |
2 | ДектеревА.С., Казаков А.И. | ЭГП России | 4 |
3 | Дьяченко С.А, Захаров Е.Д. | Самые вредные достижения цивилизации | 4 |
4 | Прохоров И.А. | Семейные ценности | 4 |
5 | Юдин Р.А. | Подростковая преступность и пути ее преодоления | 5 |
6 | Даянов Р.А. | Влияние алкоголя на организм человека | 3 |
7 | Пермикин А.С. | Металлургия мира | 3 |
8 | Ахматьянов П.Ш. | Глобальные проблемы ХХIв | 4 |
9 | Муниров М.В., Огнистый Н.А. | Туристический маршрут по г.Серову | 4 |
10 | Чеклецова А.А. | Загрязнение прилегающих территорий города Серова твердыми бытовыми отходами | 5 |
11 | Ярусов Р.А. | Красная книга России | 4 |
12 | Колбасоа П. М. | Мосты России | 5 |