Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Памяти жертв фашизма посвящается..»

2
0
Материал опубликован 15 December 2023

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: «Памяти жертв фашизма посвящается..»



Цель: развивать патриотические чувства учащихся: гордость и сопричастность к истории страны.

Задачи:

воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ратные трудовые подвиги соотечественников.

развивать коммуникативные и креативные способности учащихся, их умения и навыки в поиске, обработке, систематизации и передаче информации


1-й ведущий: Сегодня, ребята, я предлагаю вам задуматься над тем, что такое человеческая память. А может не надо вспоминать о войне молодым здоровым людям? Зачем жить прошлыми событиями и воспоминаниями?

2-й ведущий:

О них должен знать и помнить каждый человек, потому что они связывают воедино разные поколения людей, заставляют гордиться своей страной и чувствовать сопричастность к истории.

Д.С. Лихачев сказал, что «память – ближайший синоним таких понятий, как мораль, совесть, нравственность».


1-й ведущий: В основном в День Победы, мы говорим об участниках боевых действий, тем самым отодвигая на второй план Мирное население в тылу врага и аккупированной им территории. И сегодня мы с вами пролистаем страницы списков немецких концлагерей.

2-й ведущий:Бараков цепи и песок сыпучий

Колючкой огорожены кругом.

Как будто мы жуки в навозной куче:

Здесь копошимся. Здесь мы и живём.

Чужое солнце всходит над холмами,

Но почему нахмурилось оно? -

Не греет, не ласкает нас лучами, -

Безжизненное бледное пятно…


Бухенвальдский набат

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон.

Это возродилась и окрепла

В медном гуле праведная кровь.

Это жертвы ожили из пепла

И восстали вновь, и восстали вновь.


Сотни тысяч заживо сожженных

Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.

Интернациональные колонны

С нами говорят, с нами говорят.

Слышите громовые раскаты?

Это не гроза, не ураган,

Это вихрем атомным объятый,

Стонет океан, Тихий океан.


Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон.

Звон плывет, плывет над всей землею,

И гудит взволнованный эфир:

Люди мира будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир!


2-й ведущий:11 апреля 1945 года узники Бухенвальда подняли интернациональное восстание против гитлеровцев, и вышли на свободу. Кажется, так давно это было. Но только не для тех, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков. Биографии этих людей - это настоящие уроки мужества для молодого поколения. Это о них Леонид Соболев и Вано Мурадели написали песню «Бухенвальдский набат».

Бухенвальд – лагерь близ Веймара. Здесь было уничтожено 56 тыс. заключенных. На воротах – надпись «Каждому - своё».

1-й ведущий: Дахау – лагерь на окраине г.Дахау. Узниками были 250 тыс. человек, замучены или убиты около 70 тыс. человек. На воротах лагеря смерти Дахау – надпись из «Божественной комедии» Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий».

2-й ведущий: Заксенхаузен – лагерь недалеко от Потсдама. В лагере уничтожено свыше 100 тыс. человек.

1-й ведущий: Майданек – лагерь близ Люблина (Польша). В 1941-44 гг в нем было истреблено около 1,5 млн. человек. Немцы называли его лагерь уничтожения.

2-й ведущий: Освенцим –лагерь на территории Польши, на реке Сола. В нем было истреблено свыше 4 млн. человек.

В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья; весной умывались и пили из луж.

Повсюду в бараках можно было видеть крыс, которые объедали трупы и даже набрасывались на умиравших, у коих не было сил с ними справиться. Больные и раненые не получали никакой медицинской помощи и были обречены на вымирание, особенно от эпидемий тифа, дизентерии.

Человеческие волосы перерабатывались в промышленный войлок и пряжу. Из расчесанных и срезанных женских волос вырабатывались для команд подводных лодок ступни чулок из волосяной пряжи и для служащих имперских железных дорог чулки из волосяного войлока.

В 1941 году в лагере Аушвиц, входившем в состав Освенцима, был выстроен для сжигания трупов первый крематорий с тремя печами. При крематории была так называемая «баня особого назначения», то есть газовая камера для удушения людей ядовитым веществом «циклон».

1-й ведущий: Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения» (имеются ввиду нежелательные для немцев народы). В этом высказывании и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях.

Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях. Только небольшую часть здоровых подростков оставляли для лагерных работ.

Детей заставляли работать по 15-20 человек – на лямках перевозить груженые повозки с разным грузом, но больше отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда увозились в крематорий. Работали с четырех часов утра до вечера.

Непосильный труд, истязания и побои быстро доводили каждого ребенка до полного истощения, и тогда его убивали.

Больше всего погибло детей в Саласпилсе. Им делали впрыскивание какой-то жидкости, давали отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирало по 150 человек. На детей немцы не считали нужным тратить боеприпасы, они уничтожали их ударом тупым предметом по голове.


Саласпилс

Неизвестный автор


На гранитную плиту

Положи свою конфету,

Он как ты ребенком был,

Как и ты он жизнь любил,

Саласпилс его убил.

Не несут сюда цветов,

Здесь не слышен звон набатный …

Заметая страшный след,

Кружат фантики конфет …




2-й ведущий: Равенсбрюк – женский лагерь фашистской Германии. Через него прошло 132 тыс. женщин и несколько сотен детей из 23 стран Европы. Средняя продолжительность жизни в лагере составляла 9 месяцев. Всего в Равенсбрюке уничтожено 93 тыс. человек, в том числе много детей.

1-й ведущий: Треблинка – «лагеря смерти» около станции Треблинка (Варшава). За годы войны там погибло около 800 тыс. человек.

На складах лежали тюки с человеческими волосами, причем раздельно – длинные и короткие. В образцовом порядке хранились тюки с детской обувью, отдельно обувь взрослых, тюки с одеждой и бельем. Страшно и жутко было смотреть на все эти вещи…


Детский ботинок

С. Михалков


Занесенный в графу с аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.

Его номер по книге – три тысячи двести девятый,

Обувь детская, ношена, правый ботинок, с заплатой.

Кто чинил его, где? В Мелитополе, в Кракове, в Вене? Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя?

Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый

Под порядковый номер три тысячи двести девятый?

Неужели другой не нашлось в целом мире дороги

Кроме той, по которой пришли эти детские ноги

В это страшное место, где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно одежду убитых считали?..

Час расплаты пришел! Палачей и убийц на колени!

Суд народов идет по кровавым следам преступлений …

Среди тысяч улик – этот правый ботинок с заплатой,

Снятый Гитлером с жертвы три тысячи двести девятой…


2-й ведущий:В 1943 году на территории Львовской области (Украина) был создан

Яновский лагерь. Это была фабрика смерти, где даже проводились специальные курсы, на которых обучали гестаповцев, как уничтожать людей.

Кроме расстрелов, в Яновском лагере применялись разные пытки, а именно: в зимнее время наливали в бочки воду, привязывали человеку руки к ногам и бросали в бочку. Таким образом он замерзал.

Людей избивали до полусмерти, вешали за шею, руки и ноги, а потом спускали собак, которые разрывали человека.

Ставили людей вместо мишени и производили учебную стрельбу. Давали заключенному в руки стакан и производили учебную стрельбу, если попадали в стакан, то его оставляли живым, а если в руку, то тут же расстреливали и при этом заявляли, что «вы к труду не способны, подлежите расстрелу».

Пытки, истязания и расстрелы в Яновском лагере совершались немцами под музыку. Обычно во двор, в центр лагеря, выводили оркестрантов. Это были заключенные музыканты. Стоя сомкнутым кругом, под вопли и крики истязаемых жертв играли они по несколько часов кряду одну и ту же мелодию – «Танго смерти» - так называли ее заключенные. По приказу коменданта каждый оркестрант выходил в центр круга, клал свой инструмент на землю, раздевался догола, после этого раздавался выстрел, человек падал мертвым.

В 1943 году вышел приказ о производстве мыла из человеческих тел и дубления человеческой кожи, сдираемой с умерщвленных людей.

Выжившим в застенках фашистских лагерей трудно и невыносимо вспоминать все это

Об этом нельзя забывать!

1-й ведущий: А теперь, давайте вспомним трагедию небольшой белорусской деревни Хатыни.

2-й ведущий: Это была небольшая белорусская деревня в 26 дворов, прикрытая от ветров белоствольными березами, вознесшимися вверх соснами, уютная и компактная, с журавлями над колодцами возле хат, с густыми кустами сирени в палисадниках. Ее мужчины пахали поля, косили луговые травы, женщины растили детей, доили коров. Под ее крышами справляли свадьбы и плакали над покойниками.

22 марта 1943 года Хатыни не стало. Не стало солнца в ярких стеклах окон, скрипучих калиток, распахнутых на улицу, белых рушников в углах, широких беседных столов и скамеек. Не стало 149 хатынцев, 75 из них были с детьми…

Карательный отряд эсэсовцев все это безжалостно сжег, слепо веря, что в огне сгорели не только хозяева и летописцы Хатыни, но и ее будущее.

Глядя, как истлевали на предвесенней земле последние угли, нацистские головорезы, видимо, тешились уверенностью, что ничто уже не взойдет здесь после них – ни колос, ни цветок, ни песня…..

Колокола Хатыни

И этот звон болит во мне.

Перед симфонией печали

молчу и плачу в этот миг.

Как дети в пламени кричали!

И до сих пор не смолк их крик.

Над белой тишиной Хатыни

колокола, как голоса

тех,

что ушли в огне и дыме

за небеса.

«Я — Анна, Анна, Анна!»

издалека... «О, где ты, мама, мама?»

издалека...


1-й ведущий: Она не умерла, испепеленная и расстреленная Хатынь. Взошли из нее травы. Прилетели весной ее жаворонки. Пробились сквозь песок ее кринички. И поднялись на своих старых усадьбах срубы 26 хат - только уже не со звонких сосновых бревен, а из немого серого бетона. Точно там где стояли до 22 марта 1943 года, наполнились водой колодцы. Там, где были всегда, пролегли тропинки… Только вот – так и не зазвучал ни один из 149 оборванных голосов и не ожила ни одна из обугленных печных труб.

Да, Хатынь – символ великой трагедии, той, что на века сохраняется в народной памяти и в сердцах каждого нового поколения отдается не меньшей болью, чем в сердцах тех, кто пережил все это, был свидетелем страшных событий.

2-й ведущий:

Реквием

Люди!

Покуда сердца

стучатся, -

Помните!

Какою

ценой

завоевано счастье, -

пожалуйста,

помните!

Песню свою

отправляя в полет, -

помните!

О тех,

кто уже никогда

не споет, -

помните!

Детям своим

Расскажите о них,

чтоб запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной Земли

помните!

1-й ведущий:

К мерцающим звездам

ведя корабли, -

о погибших

помните!

Встречайте

трепетную весну,

люди земли.

УБЕЙТЕ

ВОЙНУ.

ПРОКЛЯНИТЕ

ВОЙНУ,

Люди земли!

Мечту пронесите

через года

и жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

никогда,-

ЗАКЛИНАЮ,-

ПОМНИТЕ!


Минута молчания!!!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации