Педагогический проект на тему «Дорога к здоровью» (5 класс)
Автор проекта:
педагог- организатор,
педагог дополнительного образования
Середенина Надежда Викторовна
Содержание
Аналитико-прогностическое обоснование проекта____________3 стр.
Концепция проекта_______________________________________4 стр.
Стратегия и тактика проектных действий____________________7 стр.
Ожидаемые результаты___________________________________9 стр.
Ресурсная база проекта__________________________________10 стр.
Возможные риски проекта________________________________11 стр.
Необходимая поддержка проекта__________________________12 стр.
Список литературы______________________________________13 стр.
Планирование работы___________________________________14 стр.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Эти цифры с каждым годом растут.
Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями, педагогами. Однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, самим детям.
Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным «формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить. Необходимо сопровождать, направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно.
Концепция проекта
Принципы, которыми мы руководствуемся при реализации проекта:
1.личностный подход в воспитании:
-признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
-добровольность включения детей в ту или иную деятельность
2. природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуации успеха;
-приобретение опыта организации коллективных дел и самореализации в ней;
-защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
5. дифференциация воспитания:
-отбор содержания, форм методов воспитания в соотношении с индивидуально – психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности
6. средовой подход к воспитанию:
-педагогическая целесообразная организация среды прогулочной группы, а также использование воспитательных возможностей внешней ( социальной, природной ) среды.
Концептуальные подходы направления деятельности заключаются в следующем:
сохранение здоровья физического и психологического;
развитие творческих способностей.
Для успешной реализации проекта предлагается использовать следующие методы и формы работы:
Методы:
проблемно-поисковый
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный
анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;
наблюдение.
Формы работы:
игры: подвижные, спортивные, тематические;
беседы;
квесты;
квизы;
акции;
конкурс рисунков;
викторины;
презентации;
круглые столы;
киноуроки; видеоролики
тренинги.
ролевые игры
Проблема:
низкая мотивация школьников к ведению здорового образа жизни и несформированность у них понятия ценности здоровья
Цель:
создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, формировать начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья.
Задачи проекта:
Расширять представления о здоровье, его ценности.
Уточнять и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур, закреплять представления о правилах личной гигиены и пользе режима дня.
Формировать потребность в движении, стойкую привычку к занятиям физической культурой.
Формировать потребность в правильном питании, расширять представление о полезных и вредных для здоровья продуктов
В ходе реализации летнего проекта «Дорога к здоровью » педагоги подросткового клуба «Солнышко» создают организационно-педагогические условия повышения уровня культуры: здорового и безопасного образа жизни, организации личного досуга и социально-значимой деятельности через создание системы спортивных, культурно-развлекательных, воспитательных мероприятий.
Контроль по реализации проекта будет осуществляться непосредственно по завершении этапов проектных действий. Промежуточный результат выявит соответствие (несоответствие) между тем, что планировалось и проводилось.
Стратегия и тактика проектных действий
Этапы проектирования |
Проектные мероприятия |
Срок исполнения |
Промежуточный результат |
Подготовительный этап |
Формирование прогулочной группы. Игры на взаимодействие. Анкетирование. Квест игра «Лестница здоровья» |
31.07.23 |
Составлены сценарии, подобрана музыка, спортивный инвентарь. Проработана специальная литература по спорту, зож. |
Основной этап |
Игровая программа «Давай дружить» Просмотр мультфильмов и фильмов о здоровом образе жизни. Круглый стол «Что такое вредные привычки ?» Круглый стол «Чем опасен телефон для ребенка» Викторина «Полезная еда!» Акция добрых дел. Спортивные соревнования «Только вперёд». Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни» |
01.08.23-10.08.23
|
Доступная информация на игровых примерах заставит ребят задуматься о своём здоровье.
Спортивные эстафеты, подвижные игры и соревнования, научат быть смелыми, ловкими, ответственными. Это возможность самоутвердитьсяпроявить себя. |
Заключительный этап |
Анкетирование. Подведение итогов реализации проекта. |
11.08.2023 |
Организация поиска (совместно с детьми) причин возникновения проблем приведёт к её решению посредством мероприятий. Целенаправленная деятельность педагога и ребят поможет им пополнить информацию о факторах ухудшения здоровья и предупредит появление у ребят вредных привычек. |
Ожидаемые результаты и способы их оценки
Ожидаемые результаты
|
Способы оценки |
Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий и установлению эффективного способа коммуникации «ребенок – педагог», дети смогут снять физическое и психологическое напряжение организма, укрепить свое здоровье и овладеть умениями и навыками заботы о своем здоровье, пробудить чувство ответственности за физическое и моральное здоровье своего социума |
Благодаря проведенным мероприятиям дети сняли физическое и психологическое напряжение организма, укрепили свое здоровье и овладели умениями и навыками заботы о своем здоровье.
|
Получение детьми и подростками умений и навыков индивидуальной и коллективной деятельности в пропаганде здорового образа жизни, самоуправления, социальной активности и творчества.
|
Беседа. Наблюдение |
Получение детьми знаний о полезных и вредных продуктов и правильном питание, о вредных привычках. |
Благодаря проведенному тестированию «Правила здорового питания», «Полезные и вредные привычки» |
Ресурсная база проекта
При реализации проекта «Дорога к здоровью» будут задействованы педагоги дополнительного образования.
Для реализации проекта педагогом дополнительного образования были разработаны сценарии праздника, викторин, выступление агитбригады, конкурсов, акций, учебно – методических материалов, игр, литературы для педагогов по данному проекту.
Материальную базу составили средства выделенные на проведение проекта МБУ ДО ДЮЦ. Техническое оснащение: проектор, ноутбук, ватманы, бумага цветная, белая, картон, клей, маркеры, фломастеры, карандаши, спортивный инвентарь – приобретены подростковым клубом «Солнышко».
Возможные риски проекта и способы их преодоления
В ходе реализации проекта « Дорога к здоровью» возможны следующие риски:
Возможные риски
|
Способы преодоления |
Ассоциальные проявления в подростковой среде |
Проведение тренингов на сплочение коллектива, групповое взаимодействие
|
Летнее каникулярное время, когда детям хочется бегать, играть, отдыхать от занятий. |
Летнее время самая активная пора для игр и развлечений. Каждый день детей ждет неповторимый праздник, а так же новая полезная информация. Беседы, КТД, праздники, выступления, викторины, акции, соревнования, поход, экскурсия, игры – я постаралась максимально разнообразить время отведенное для реализации проекта.
|
Погодные условия |
Проводится корректировка мероприятий, проведение переносится в зал. |
Необходимая поддержка проекта
Для успешной реализации проекта «Дорога к здоровью» необходима в первую очередь материальная поддержка. Изготовление плакатов, памяток, уголка прогулочной группы – все это требует немалых затрат. Награждение лучших по итогам прогулочной группы, подарки на викторинах, играх, организация спортивных мероприятий, так же требует финансовых вложений.
Помощь и поддержку в организации проекта надеемся получить от родителей, педагогов подросткового клуба «Солнышко», воспитателей д/сада «Гнёздышко».
Список литературы и электронные ресурсы
1.Бухаркина Е. Как стать неболейкой : профилактика вредных привычек среди школьников // Библиополе. — 2018. — № 4. — С. 52-56.
2.Громак Г.С. Спортивные праздники круглый год- Москва: ИКЦ «Март», 2005.-288с.
3.Мы за здоровый образ жизни [Электронный ресурс].
http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh/
4 . Образ жизни. Личная гигиена и закаливание организма[Электронный ресурс].
5. Общее дело https://www.youtube.com/@proektobsheedelo (мультфильмы, видео о профилактике вредных привычек)
6.Фильм о сквернословии https://www.youtube.com/watch?v=VLJfVbnFZ0k
Планирование работы.
План работы прогулочной группы с 14.08.2023 по 25.08.2023
31.07.23 |
Формирование прогулочной группы. Игровая программа «Давай дружить». Тренинг «Сказка моей души» Мультфильм "Команда Познавалова" – Тайна едкого дыма Круглый стол «Чем опасен телефон для ребенка» |
2 ч.
2 ч. |
01.08.23 |
Подвижные игры на воздухе. Круглый стол “Как сохранить здоровье?” Спортивная эстафета «Мы весёлые ребята!» Мастерская «Умелые руки» |
2 ч.
2 ч. |
02.08.23 |
Валеологические игры «Я – человек», «Что мы видели не скажем, а что делали покажем» ( режим дня). Квест- игра "Что мы знаем о здоровом питании" Спортивные соревнования «Только вперёд». Мастерская «Умелые руки» |
2 ч.
2 ч. |
03.08.23. |
Акция добрых дел «Волшебная палочка». Д/с «Гнёздышко» Игра - викторина «Знатоки правильного питания» Спортивные эстафеты. Фильм о сквернословии.Мастерская «Умелые руки» |
2 ч.
2 ч. |
04.08.23 |
Просмотр мультфильма «Спортландия» Познавательно – игровая программа «Школа здорового человека» Мастерская «Умелые руки» |
2 ч.
2 ч. |
07.08.23 |
Познавательный час «Волшебное влияние музыки». Музыкальная гимнастика. Музыкальные подвижные игры. Мастерская «Умелые руки» |
2 ч.
2 ч. |
08.08.23 |
Киноурок на тему «Здоровый образ жизни».
Экскурсия на полянк «Изучаем лекарственные травы Мастерская «Умелые руки» |
2 ч.
2 ч. |
09.08.23 |
Мультфильм «Ми-ми-мишеки» «Зубная Фея» Спортивные соревнования «Кто первый» Подвижные игры на воздухе. Конкурс рисунков “Мы выбираем здоровье» |
2 ч.
2 ч. |
11.08.23 |
Спортивные соревнования «Весёлый зоопарк». Познавательный мультфильм для детей. ОПАСНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ! Алкоголь или Трезвость?Анкетирование. Подведение итогов реализации проекта.
|
2 ч.
2 ч. |