Первое родительское собрание для родителей первоклассников
Первое родительское собрание для родителей первоклассников.
Автор: Тарасова Анна Анатольевна
Слайд 2
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Цель родительского собрания:
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи
Познакомить родителей друг с другом.
Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Ход собрания
- Здравствуйте. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. (На столах в группах лежит цветок, вырезанный из бумаги.)
. Теперь позвольте немного рассказать о себе. (Учитель рассказывает о себе, своих увлечениях.)
- С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.
Слайд 2
- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании учебе детей.
- Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:
- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.
Слайд 15-21
- А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.
Итак, начали. (Родители помогают в пересказе сказки по картинкам.)
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.
Вы уже получили много советов по воспитанию ребенка. Сейчас поговорим о готовности ребенка к школьному обучению.
Готовность к школьному обучению -. это комплексное развитие интеллектуального, эмоционального, физического и личностного потенциала маленького человека!
Начать разговор хотелось бы с нравственной и психологической готовности. Очень важно привить ему такие качества, как ответственность и самостоятельность.
Особое внимание нужно обратить на режим дня. К распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы.
Очень важна для нравственного становления личности инициативность. Поэтому следует поощрять любую, проявленную инициативу, подчеркнуть её достоинства или напротив, указать на недостатки. Безынициативность препятствует творческому началу и самостоятельности в воспитании ребёнка.
Очень важным показателем готовности к школьному обучению являются такие качества, как самостоятельность и активность. Учителю хорошо видно, насколько уверенно и легко входят в учебную деятельность дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, и как много проблем, преград встаёт на пути тех, кто многое не умеет делать сам. Вот почему так важно каждому ребёнку в семье иметь посильные обязанности и постоянно с ними справляться, преодолевать себя, заставлять делать то, что кажется трудным. Сегодня трудность – это полить цветы, вынести мусор, почистить обувь и т. д., а завтра- это уже решить трудную задачу, выучить стихотворение., правило, написать рассказ и т. д.
Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности.
Ответственность должна становится привычной деятельностью. Именно это качество определяет готовность ребёнка к школе.
На какие вопросы должен отвечать ребёнок при поступлении в первый класс? Ваш ребёнок должен знать своё имя, фамилию, возраст, где живёт (станицу, улицу, дом, телефон и т. д). А также он должен знать имена (отчества) своих родителей, где они работают. Знать мир, который его окружает, времена года, названия деревьев, животных, насекомых и т. д. Он должен не просто воспринимать действительность, но и делать выводы, размышлять. Чаще задавайте ему вопрос, почему ты так думаешь? Важно, чтобы ваш ребёнок научился сравнивать, обобщать , сопоставлять.
Интеллектуальное развитие
В этой области ребенок должен уметь:
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.
Слух, зрение, внимание, память, речь
Здесь дошкольнику нужно уметь:
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке!
У ребёнка также должны сформироваться определенные знания из предметных областей.
Наша начальная школа работает в данное время по двум развивающим программам. Это программа «Школа 21 века» (Виноградова), и новая программа, по которой работают первый год «Школа 2100». И эти обе программы рассчитаны на подготовленных детей. Традиционная программа , по которой работали раньше, рассчитана на неподготовленного ребёнка. Ребёнку достаточно было знать буквы.
Эти обе программы рассчитаны на читающих детей. Но помимо того, что ребёнок должен уметь читать, он ещё должен:
• отличать буквы от звуков, гласные от согласных;
• уметь найти нужный звук в начале, середине и конце слова;
• подбирать слова на заданный звук;
уметь отвечать на поставленные вопросы целыми предложениями;
• читать предложения из 4-5 слов и понимать прочитанное.
Основы математики
Перед поступлением в первый класс необходимо:
• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
• знать понятия «больше-меньше-поровну»;
• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.
Навыки письма
Для успешного начала учебы в школе требуется:
• правильно держать ручку и карандаш в руке;
• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
• копировать с образца геометрические фигуры;
• уметь продолжить штриховку рисунка;
• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Надо ли ребёнка учить писать рукописные буквы?
Не пытайтесь ребёнка учить писать рукописные буквы. Этот процесс очень сложный. Необходимо знать методику написания каждой рукописной буквы: откуда начать букву, куда вести линию, как расположить элементы в букве, чтобы каждый находился на определенном расстоянии друг от друга и буква выглядела бы красиво, была понятна для окружающих и многое, многое другое, на что в школе отводят весь первый год.
Вы можете только помочь развить и укрепить руку, которой будет писать малыш. Овладение «ручной умелостью» очень хорошо помогают рисование, штриховка, раскрашивание, лепка, вязание, вышивка, отвинчивание и завинчивание гаек, конструктор «лего».
Все ли звуки выговаривает ваш ребёнок?
Если нет, то обратитесь к логопеду. Он поможет исправить речь. Неправильное произношение будет мешать ребёнку успешно учиться, обычно это влияет на обучение чтению и письму. Кроме того, он будет себя чувствовать неловко при общении со сверстниками.
Готов ли ваш ребенок к школе?
В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше – решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования.
Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе
Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.
Тест для родителей.
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут)
самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии
посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого
десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку,
аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать
аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту
собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он
назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то
занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример, вас, родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.
Слайд 9- 11
Что бы мог сказать вам ребенок по поводу его воспитания:
Для вас небольшая памятка от ребенка:
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.
Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду боятъся еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
(Родители заполняют цветок.)
Слайд 12
Помните! Ребенок- самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.
- Учитель знакомит с программой, учебниками для 1 класса, с режимом школы;
- Идет разговор о школьной форме;
- Родители заполняют заявления;
-Звуковые схемы;
- Папки для уроков труда
Кияйкина Наталья Федоровна