ПМ 03. Контроль качества сварочных работ

0
0
Материал опубликован 9 November 2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»

(ГПОАУ АМФЦПК)



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



ПМ.03 Контроль качества сварочных работ





КОД специальности:

22.02.06 «Сварочное производство»























2019

г. Белогорск

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее– СПО) по профессии22.02.06 «Сварочное производство».

Регистрационный номер 15.01.05-170919



Организация-разработчик:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»

Разработчики:



Организация-разработчик ГПОАУ АМФЦПК г Белогорск»



Разработчик:

Мотылева Виктория Сергеевна, мастер производственного обучения, г.Белогорск.

Иванова Людмила Григорьевна, преподаватель спец дисциплин, г. Белогорск.






























СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.



4



2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


7


4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

22



5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

24



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕТАЛЛОВ И СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа МДК.03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций – является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  22.02.06 Сварочное производство в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами.

2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.

3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.

4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса.

Рабочая программа МДК. 03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), в профессиональной подготовке работников в области производства металлоконструкций при наличии среднего (полного) общего образования.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК. 03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций должен:

иметь практический опыт:

- определения причин, приводящих к образованию дефектов в сварных соединениях;

 - обоснованного выбора и использования методов, оборудования, аппаратуры и приборов для контроля металлов, и сварных соединений;

 - предупреждения, выявления и устранения дефектов сварных соединений и изделий для получения качественной продукции;

- оформления документации по контролю качества сварки,

уметь:

- выбирать метод контроля металлов и сварных соединений, руководствуясь условиями работы сварной конструкции, её габаритами и типами сварных соединений;

 - производить внешний осмотр, определять наличие основных дефектов; производить измерение основных размеров сварных швов с помощью универсальных и специальных инструментов, шаблонов и контрольных приспособлений;

- определять качество сборки и прихватки наружным осмотром и обмером;

- проводить испытания на сплющивание и ударный разрыв образцов из сварных швов;

- выявлять дефекты при металлографическом контроле;

- использовать методы предупреждения и устранения дефектов сварных изделий и конструкций;

 - заполнять документацию по контролю качества сварных соединений,

знать:

- способы получения сварных соединений;

- основные дефекты сварных соединений и причины их возникновения;

 - способы устранения дефектов сварных соединений;

- способы контроля качества сварочных процессов и сварных соединений;

- методы неразрушающего контроля сварных соединений;

- методы контроля с разрушением сварных соединений и конструкций;

- оборудование для контроля качества сварных соединений;

- требования, предъявляемые к контролю качества металлов и сварных

- соединений различных конструкций.



1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:

всего – 831 час, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –759 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 506 часов;

лабораторно-практические занятия – 148час;

лекций, уроков, семинаров – 328 часов.

курсовое проектирование –30часов.

Самостоятельное изучение –253 час.

учебной практики – 36 часов

производственное обучение - 36 час.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

 

Результатом освоения программы МДК. 03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности подготовка и осуществления технологических процессов изготовления сварных конструкций, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1

Определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных соединениях.

ПК 3.2

Обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений.

ПК 3.3

Предупреждать, выявлять и устранять дефекты сварных соединений и изделий для получения качественной продукции.

ПК 3.4

Оформлять документацию по контролю качества сварки.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат   выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

 



3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


3.1. Тематический план профессионального модуля

Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

практика,

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1

ПК 3.2

ПК 3.3

ПК 3.4


ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ОК 8

ОК 9

ОК 10

ПМ.03 Контроль качества сварочных работ

831

578

220

30

253


36

36

МДК. 03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций

759

506

148

30

253

36

36

Учебная (производственное обучение) практика

36

36

36



36


Производственная практика

36

36

36




36

Всего










3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций»



Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ. 03 Контроль качества сварочных работ




МДК 03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций


506


Тема 1.1. Контроль свойств сварных соединений

Содержание

44/26


1.Методы не разрушающего контроля. Общие положения

4


2. Строение сварного шва

6


3. Напряжение и деформации при сварке

12


4. Дефекты соединений при сварке плавлением

12


5. Влияние дефектов сварки на работоспособность конструкций

10


Практические занятия

26


Практическое занятие № 1Строение сварного шва

6


Практическое занятие № 2Напряжение и деформации при сварке

6


Практическое занятие № 3Дефекты соединений при сварке плавлением

8


Практическое занятие № 4Влияние дефектов сварки на работоспособность конструкций

6


Тема 1.2. Организация и система контроля качества сварных швов

Содержание

65/20


1. Классификация видов технического контроля

10


2.Задачи предупредительного контроля

12


3.Контроль основных и сварочных материалов

12


4. Контроль квалификаций сварщиков

9


5. Контроль подготовки изделий под сварку , сварочного оборудования и технологии сварки

12


6. Статический метод контроля

10


Практические занятия

20


Практическое занятие №5

8


Практическое занятие №6

6


Практическое занятие №7

6


Тема 1.3 Контроль качества без разрушения сварных соединений

Содержание

179/58

2-3

Визуальный и измерительный контроль

10


Радиографическая дефектоскопия

10


Физические основы радиографической дефектоскопии

10


Технология радиографического контроля

10


Аппаратура для рентгеновского контроля

10


Ультразвуковая дефектоскопия

12


Физические основы ультразвуковой дефектоскопии

10


Технология ультразвукового контроля

10


Аппаратура для ультразвукового контроля

12


Магнитная дефектоскопия

10


Физические основы дефектоскопии

8


Магнитопорошковый метод

11


Магнитографический метод

9


Вихретоковая дефектоскопия

10


Капиллярная дефектоскопия

8


Физические основы капиллярной дефектоскопии

12


Методика капиллярной дефектоскопии

9


Контроль течеисканием

8


Практические задания

58

2-3

Практическое занятие №8 Визуальный и измерительный контроль

8


Практическое занятие №9 Радиографическая дефектоскопия

8

Практическое занятие №10Ультразвуковая дефектоскопия

8

Практическое занятие №11 Магнитная дефектоскопия

8

Практическое занятие №12 Вихретоковая дефектоскопия

8

Практическое занятие №13 Капиллярная дефектоскопия

8

Практическое занятие №14 Контроль течеисканием

10

Тема 1.4 Контроль качества с разрушением сварного соединения

Содержание

32/29/30


1

Механические испытания

10


2

Металлографический анализ

11


3

Химический анализ и коррозионные испытания

6


4

Свариваемость металла и методы ее оценки

5


Практические задания

29/30


Практическое занятие №15/1

4


Практическое занятие №15 /2

4


Практическое занятие №16

7


Практическое занятие №17

7


Практическое занятие №18

7



Курсовая работа

30


Тема 1.5 Основные методы устранения дефектов в сварных соединениях

Содержание

8/15


1

Исправление наружных и внутренних дефектов

4


2

Заварка дефектных мест

4


Практические задания

15


Практическое занятие №19

7


Практическое занятие №20

8






Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ:

Систематическое изучение конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Преимущества и недостатки различных видов переноса металла: капельный, струйный, крупнокапельный их зависимости от вида дуги и ее свойств, способа сварки и вида покрытий электродов – 10 час.сообщение.

Тепловой баланс процесса для разных способов сварки 12 час.реферат.

Влияние погонной энергии и теплофизических свойств материала на форму изотерм – 10 час.сообщение

Особенности стыковой, точечной и рельефной контактной сварки 12 час.реферат.

Плазменная сварка и резка металлов и сплавов 12 час.реферат.

Перспективы развития различных способов сварки 12 час.презентация.

Инновационные разработки в области сварки, резки и наплавки 16 час.презентация.

Инновационные разработки в области сварки, резки и наплавки 12 час.доклад

Робототехнологические комплексы (РТК) в сварочном производстве 12 час.презентация.

Сварочное производство. Сущность метода. Достоинства и недостатки. Основные правила техники безопасности– 8 часа реферат.

Сварка плавлением. Сущность, основные методы. Основные правила техники безопасности– 8 час.реферат.

Сварка давлением. Сущность, основные методы. Основные правила техники безопасности– 8 час.реферат.

Композиционные материалы. Свойства, структура материала. Классификации.– 8 час.реферат.

Методы получения деталей из композиционных материалов– 8 час.реферат.

148/30

3

Учебная практика

Виды работ

Выполнение сборки с нанесением прихваток с последующим контролем. Проведение внешнего осмотра, определение наличия основных дефектов. Проведение измерения основных размеров сварных швов с помощью универсальных и специальных инструментов, шаблонов и контрольных приспособлений. Определение качества сборки и прихватки наружным осмотром и обмером. Устранение внешних и внутренних дефектов с помощью ручного и электрифицированного инструмента, устранение дефектов с помощью сварки плавлением, чтение и заполнения исполнительной документации и документации ОТК.


36




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).



4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

 

4.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы МДК. 03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций проходит в учебном  кабинете.

Технические средства обучения:

- мультимедийные  средства: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением, сканер,  мультимедиапроектор.

 

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- столы, стулья по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- комплект деталей, инструментов, приспособлений;

- комплект учебно-методической документации.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

1.     Алешин Н. П., Щербинский В.Г. Контроль качества сварочных работ – М.: Высшая школа, 1986.

2.     Волченко В. Н. Контроль качества сварки – М.: Машиностроение 1974.

3.     Овчинников В.В. Контроль качества сварных соединений. – М.: Академия, 2018.

4.     Баннов, М.Д. Специальные способы сварки и резки / М.Д. Баннов, В.В. Масаков, Н.П. Плюснина. – М.: Академия, 2018.

5.     Виноградов, В.С. Электрическая дуговая сварка / В.С. Виноградов. – М.: Академия, 2017.

6.     Галушкина, В.Н. Технология производства сварных конструкций / В.Н. Галушкина. – М.: Академия, 2017.

7.     Лупачев, В.Г. Ручная дуговая сварка / В.Г. Лупачев. – Минск: Вышэйшая школа, 2017.

8.     Маслов, В.И. Сварочные работы / В.И. Маслов. – М.: Академия, 2018.

9.     Милютин, В.С. Источники питания и оборудование для электрической сварки плавлением / В.С Милютин, Р.Ф. Катаев. – М.: Академия, 2017.

10. Овчинников, В.В. Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов / В.В. Овчинников. – М.: КноРус, 2017.

11. Овчинников, В.В. Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов / В.В. Овчинников. – М.: Академия, 2017.

12. Овчинников, В.В. Технология электросварочных и газосварочных работ / В.В. Овчинников. – М.: Академия, 2017.

 

Дополнительные источники:

1.     Алешин, Н.П. Сварка. Резка. Контроль. Справочник в 2-х томах / Н.П. Алешин, Г.Г.  Чернышов. – М.: Машиностроение, 2018.

2.     Зусин, В.Я. Сварка и наплавка алюминия и его сплавов / В.Я. Зусин, В.А.Серенко. – Мариуполь: Издательство «Рената», 2018. 

3.     Кононенко, В.Я. Сварка в среде защитных газов плавящимся и неплавящимся электродом / В.Я. Кононенко. – Киев: ТОВ «Ника-Принт», 2017.

4.     Корякин-Черняк, С.Л. Справочник сварщика для любителей и не только / С.Л. Корякин-Черняк. – СПб.: Наука и Техника, 2018.

5.     Кошкарёв, Б.Т. Теория сварочных процессов: Учебное пособие / Б.Т. Кошкарёв. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2017.

6.     Левченко, О.Г. Современные средства защиты сварщиков / О.Г. Левченко,  В.А. Метлицкий. – Киев: Екотехнологiя, 2017.

7.     Полевой, Г.В. Газопламенная обработка металлов. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Г.В. Полевой – М.: Академия, 2016.

8.     Чернышов, Г.Г. Основы теории сварки и термической резки металлов / Г.Г. Чернышов. – М.: Академия, 2017.

9.     Ручная дуговая сварка. Руководство для начинающих. Электронный учебник. Разработан АНО КЦПК «Персонал» ОАО «ММК». Магнитогорск, 2017.

 

 














5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами

Правильное определение рациональных методов, способов и приемов сборки  и сварки конструкции с заданными эксплуатационными свойствамиверное обоснование выбора технологии сборки и сварки конструкций с заданными эксплуатационными свойствами в соответствии с ТУ, ГОСТами.

Экспертная оценка

выполнения практического задания

 

 

Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций

Правильное определение методов обработки деталей сварных конструкцийподачи деталей к месту сборки

установки детали в сборочном приспособлении, закреплении деталей сварных конструкций с помощью различных приспособлений в соответствии с ТУ.

Экспертная оценка

выполнения практического задания

 

 

Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами

Верное обоснование выбора оборудования, приспособлений и инструментов для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами в соответствии с ТУ

Экспертная оценка

выполнения практического задания

Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса

Правильное выполнение требований  по хранению и  использованию сварочной аппаратуры и инструментов в ходе производственного процесса в соответствии с  ТУ, требованиями охраны труда

Наблюдение за деятельностью обучающихся на учебной и производственной практике

 




Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участия в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях

Наблюдение  и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;

Демонстрация эффективности

и качества выполнения профессиональных задач

Наблюдение  и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Наблюдение  и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Наблюдение  и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике, внеаудиторной самостоятельной работы

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Демонстрация умений находить и использовать информацию для решения профессиональных задач

 

Наблюдение  и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике, внеаудиторной самостоятельной работы

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в процессе  обучения

Наблюдение  и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат   выполнения заданий

Проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий

Наблюдение  и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Планирование обучающимися повышения личностного и квалификационного уровня

Наблюдение  и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности

Наблюдение  и оценка достижений при выполнении  работ на лабораторных  и практических занятиях, учебной и производственной практик

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности

Наблюдение на уроках теоретического и производственного обучения, на военных сборах

 





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации