ПМ 03. Контроль качества сварочных работ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»
(ГПОАУ АМФЦПК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Контроль качества сварочных работ
КОД специальности:
22.02.06 «Сварочное производство»
2019
г. Белогорск
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее– СПО) по профессии22.02.06 «Сварочное производство».
Регистрационный номер 15.01.05-170919
Организация-разработчик:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»
Разработчики:
Организация-разработчик ГПОАУ АМФЦПК г Белогорск»
Разработчик:
Мотылева Виктория Сергеевна, мастер производственного обучения, г.Белогорск.
Иванова Людмила Григорьевна, преподаватель спец дисциплин, г. Белогорск.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 7 |
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 22 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 24 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕТАЛЛОВ И СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа МДК.03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами.
2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.
3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.
4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса.
Рабочая программа МДК. 03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), в профессиональной подготовке работников в области производства металлоконструкций при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК. 03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций должен:
иметь практический опыт:
- определения причин, приводящих к образованию дефектов в сварных соединениях;
- обоснованного выбора и использования методов, оборудования, аппаратуры и приборов для контроля металлов, и сварных соединений;
- предупреждения, выявления и устранения дефектов сварных соединений и изделий для получения качественной продукции;
- оформления документации по контролю качества сварки,
уметь:
- выбирать метод контроля металлов и сварных соединений, руководствуясь условиями работы сварной конструкции, её габаритами и типами сварных соединений;
- производить внешний осмотр, определять наличие основных дефектов; производить измерение основных размеров сварных швов с помощью универсальных и специальных инструментов, шаблонов и контрольных приспособлений;
- определять качество сборки и прихватки наружным осмотром и обмером;
- проводить испытания на сплющивание и ударный разрыв образцов из сварных швов;
- выявлять дефекты при металлографическом контроле;
- использовать методы предупреждения и устранения дефектов сварных изделий и конструкций;
- заполнять документацию по контролю качества сварных соединений,
знать:
- способы получения сварных соединений;
- основные дефекты сварных соединений и причины их возникновения;
- способы устранения дефектов сварных соединений;
- способы контроля качества сварочных процессов и сварных соединений;
- методы неразрушающего контроля сварных соединений;
- методы контроля с разрушением сварных соединений и конструкций;
- оборудование для контроля качества сварных соединений;
- требования, предъявляемые к контролю качества металлов и сварных
- соединений различных конструкций.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
всего – 831 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –759 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 506 часов;
лабораторно-практические занятия – 148час;
лекций, уроков, семинаров – 328 часов.
курсовое проектирование –30часов.
Самостоятельное изучение –253 час.
учебной практики – 36 часов
производственное обучение - 36 час.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
Результатом освоения программы МДК. 03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности подготовка и осуществления технологических процессов изготовления сварных конструкций, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1 | Определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных соединениях. |
ПК 3.2 | Обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений. |
ПК 3.3 | Предупреждать, выявлять и устранять дефекты сварных соединений и изделий для получения качественной продукции. |
ПК 3.4 | Оформлять документацию по контролю качества сварки. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная практика, часов | |||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 | ПМ.03 Контроль качества сварочных работ | 831 | 578 | 220 | 30 | 253 | | 36 | 36 | |
МДК. 03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций | 759 | 506 | 148 | 30 | 253 | 36 | 36 | |||
Учебная (производственное обучение) практика | 36 | 36 | 36 | | | 36 | | |||
Производственная практика | 36 | 36 | 36 | | | | 36 | |||
Всего | | | | | | | | |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.01 «Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел ПМ. 03 Контроль качества сварочных работ | | | | ||||
МДК 03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций | | 506 | | ||||
Тема 1.1. Контроль свойств сварных соединений | Содержание | 44/26 | | ||||
1.Методы не разрушающего контроля. Общие положения | 4 | | |||||
2. Строение сварного шва | 6 | | |||||
3. Напряжение и деформации при сварке | 12 | | |||||
4. Дефекты соединений при сварке плавлением | 12 | | |||||
5. Влияние дефектов сварки на работоспособность конструкций | 10 | | |||||
Практические занятия | 26 | | |||||
Практическое занятие № 1Строение сварного шва | 6 | | |||||
Практическое занятие № 2Напряжение и деформации при сварке | 6 | | |||||
Практическое занятие № 3Дефекты соединений при сварке плавлением | 8 | | |||||
Практическое занятие № 4Влияние дефектов сварки на работоспособность конструкций | 6 | | |||||
Тема 1.2. Организация и система контроля качества сварных швов | Содержание | 65/20 | | ||||
1. Классификация видов технического контроля | 10 | | |||||
2.Задачи предупредительного контроля | 12 | | |||||
3.Контроль основных и сварочных материалов | 12 | | |||||
4. Контроль квалификаций сварщиков | 9 | | |||||
5. Контроль подготовки изделий под сварку , сварочного оборудования и технологии сварки | 12 | | |||||
6. Статический метод контроля | 10 | | |||||
Практические занятия | 20 | | |||||
Практическое занятие №5 | 8 | | |||||
Практическое занятие №6 | 6 | | |||||
Практическое занятие №7 | 6 | | |||||
Тема 1.3 Контроль качества без разрушения сварных соединений | Содержание | 179/58 | 2-3 | ||||
Визуальный и измерительный контроль | 10 | | |||||
Радиографическая дефектоскопия | 10 | | |||||
Физические основы радиографической дефектоскопии | 10 | | |||||
Технология радиографического контроля | 10 | | |||||
Аппаратура для рентгеновского контроля | 10 | | |||||
Ультразвуковая дефектоскопия | 12 | | |||||
Физические основы ультразвуковой дефектоскопии | 10 | | |||||
Технология ультразвукового контроля | 10 | | |||||
Аппаратура для ультразвукового контроля | 12 | | |||||
Магнитная дефектоскопия | 10 | | |||||
Физические основы дефектоскопии | 8 | | |||||
Магнитопорошковый метод | 11 | | |||||
Магнитографический метод | 9 | | |||||
Вихретоковая дефектоскопия | 10 | | |||||
Капиллярная дефектоскопия | 8 | | |||||
Физические основы капиллярной дефектоскопии | 12 | | |||||
Методика капиллярной дефектоскопии | 9 | | |||||
Контроль течеисканием | 8 | | |||||
Практические задания | 58 | 2-3 | |||||
Практическое занятие №8 Визуальный и измерительный контроль | 8 | | |||||
Практическое занятие №9 Радиографическая дефектоскопия | 8 | ||||||
Практическое занятие №10Ультразвуковая дефектоскопия | 8 | ||||||
Практическое занятие №11 Магнитная дефектоскопия | 8 | ||||||
Практическое занятие №12 Вихретоковая дефектоскопия | 8 | ||||||
Практическое занятие №13 Капиллярная дефектоскопия | 8 | ||||||
Практическое занятие №14 Контроль течеисканием | 10 | ||||||
Тема 1.4 Контроль качества с разрушением сварного соединения | Содержание | 32/29/30 | | ||||
1 | Механические испытания | 10 | | ||||
2 | Металлографический анализ | 11 | | ||||
3 | Химический анализ и коррозионные испытания | 6 | | ||||
4 | Свариваемость металла и методы ее оценки | 5 | | ||||
Практические задания | 29/30 | | |||||
Практическое занятие №15/1 | 4 | | |||||
Практическое занятие №15 /2 | 4 | | |||||
Практическое занятие №16 | 7 | | |||||
Практическое занятие №17 | 7 | | |||||
Практическое занятие №18 | 7 | | |||||
| Курсовая работа | 30 | | ||||
Тема 1.5 Основные методы устранения дефектов в сварных соединениях | Содержание | 8/15 | | ||||
1 | Исправление наружных и внутренних дефектов | 4 | | ||||
2 | Заварка дефектных мест | 4 | | ||||
Практические задания | 15 | | |||||
Практическое занятие №19 | 7 | | |||||
Практическое занятие №20 | 8 | | |||||
| | | | ||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ: Систематическое изучение конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Преимущества и недостатки различных видов переноса металла: капельный, струйный, крупнокапельный их зависимости от вида дуги и ее свойств, способа сварки и вида покрытий электродов – 10 час.сообщение. Тепловой баланс процесса для разных способов сварки – 12 час.реферат. Влияние погонной энергии и теплофизических свойств материала на форму изотерм – 10 час.сообщение Особенности стыковой, точечной и рельефной контактной сварки – 12 час.реферат. Плазменная сварка и резка металлов и сплавов – 12 час.реферат. Перспективы развития различных способов сварки – 12 час.презентация. Инновационные разработки в области сварки, резки и наплавки – 16 час.презентация. Инновационные разработки в области сварки, резки и наплавки – 12 час.доклад Робототехнологические комплексы (РТК) в сварочном производстве – 12 час.презентация. Сварочное производство. Сущность метода. Достоинства и недостатки. Основные правила техники безопасности– 8 часа реферат. Сварка плавлением. Сущность, основные методы. Основные правила техники безопасности– 8 час.реферат. Сварка давлением. Сущность, основные методы. Основные правила техники безопасности– 8 час.реферат. Композиционные материалы. Свойства, структура материала. Классификации.– 8 час.реферат. Методы получения деталей из композиционных материалов– 8 час.реферат. | 148/30 | 3 | |||||
Учебная практика Виды работ Выполнение сборки с нанесением прихваток с последующим контролем. Проведение внешнего осмотра, определение наличия основных дефектов. Проведение измерения основных размеров сварных швов с помощью универсальных и специальных инструментов, шаблонов и контрольных приспособлений. Определение качества сборки и прихватки наружным осмотром и обмером. Устранение внешних и внутренних дефектов с помощью ручного и электрифицированного инструмента, устранение дефектов с помощью сварки плавлением, чтение и заполнения исполнительной документации и документации ОТК. | 36 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
4.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы МДК. 03.01 Формы и методы контроля качества металлов и сварных конструкций проходит в учебном кабинете.
Технические средства обучения:
- мультимедийные средства: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением, сканер, мультимедиапроектор.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- столы, стулья по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект деталей, инструментов, приспособлений;
- комплект учебно-методической документации.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Алешин Н. П., Щербинский В.Г. Контроль качества сварочных работ – М.: Высшая школа, 1986.
2. Волченко В. Н. Контроль качества сварки – М.: Машиностроение 1974.
3. Овчинников В.В. Контроль качества сварных соединений. – М.: Академия, 2018.
4. Баннов, М.Д. Специальные способы сварки и резки / М.Д. Баннов, В.В. Масаков, Н.П. Плюснина. – М.: Академия, 2018.
5. Виноградов, В.С. Электрическая дуговая сварка / В.С. Виноградов. – М.: Академия, 2017.
6. Галушкина, В.Н. Технология производства сварных конструкций / В.Н. Галушкина. – М.: Академия, 2017.
7. Лупачев, В.Г. Ручная дуговая сварка / В.Г. Лупачев. – Минск: Вышэйшая школа, 2017.
8. Маслов, В.И. Сварочные работы / В.И. Маслов. – М.: Академия, 2018.
9. Милютин, В.С. Источники питания и оборудование для электрической сварки плавлением / В.С Милютин, Р.Ф. Катаев. – М.: Академия, 2017.
10. Овчинников, В.В. Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов / В.В. Овчинников. – М.: КноРус, 2017.
11. Овчинников, В.В. Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов / В.В. Овчинников. – М.: Академия, 2017.
12. Овчинников, В.В. Технология электросварочных и газосварочных работ / В.В. Овчинников. – М.: Академия, 2017.
Дополнительные источники:
1. Алешин, Н.П. Сварка. Резка. Контроль. Справочник в 2-х томах / Н.П. Алешин, Г.Г. Чернышов. – М.: Машиностроение, 2018.
2. Зусин, В.Я. Сварка и наплавка алюминия и его сплавов / В.Я. Зусин, В.А.Серенко. – Мариуполь: Издательство «Рената», 2018.
3. Кононенко, В.Я. Сварка в среде защитных газов плавящимся и неплавящимся электродом / В.Я. Кононенко. – Киев: ТОВ «Ника-Принт», 2017.
4. Корякин-Черняк, С.Л. Справочник сварщика для любителей и не только / С.Л. Корякин-Черняк. – СПб.: Наука и Техника, 2018.
5. Кошкарёв, Б.Т. Теория сварочных процессов: Учебное пособие / Б.Т. Кошкарёв. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2017.
6. Левченко, О.Г. Современные средства защиты сварщиков / О.Г. Левченко, В.А. Метлицкий. – Киев: Екотехнологiя, 2017.
7. Полевой, Г.В. Газопламенная обработка металлов. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Г.В. Полевой – М.: Академия, 2016.
8. Чернышов, Г.Г. Основы теории сварки и термической резки металлов / Г.Г. Чернышов. – М.: Академия, 2017.
9. Ручная дуговая сварка. Руководство для начинающих. Электронный учебник. Разработан АНО КЦПК «Персонал» ОАО «ММК». Магнитогорск, 2017.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами | Правильное определение рациональных методов, способов и приемов сборки и сварки конструкции с заданными эксплуатационными свойствами, верное обоснование выбора технологии сборки и сварки конструкций с заданными эксплуатационными свойствами в соответствии с ТУ, ГОСТами. | Экспертная оценка выполнения практического задания
|
Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций | Правильное определение методов обработки деталей сварных конструкций, подачи деталей к месту сборки установки детали в сборочном приспособлении, закреплении деталей сварных конструкций с помощью различных приспособлений в соответствии с ТУ. | Экспертная оценка выполнения практического задания
|
Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами | Верное обоснование выбора оборудования, приспособлений и инструментов для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами в соответствии с ТУ | Экспертная оценка выполнения практического задания |
Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса | Правильное выполнение требований по хранению и использованию сварочной аппаратуры и инструментов в ходе производственного процесса в соответствии с ТУ, требованиями охраны труда | Наблюдение за деятельностью обучающихся на учебной и производственной практике |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участия в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | Обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике, внеаудиторной самостоятельной работы |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Демонстрация умений находить и использовать информацию для решения профессиональных задач
| Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике, внеаудиторной самостоятельной работы |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в процессе обучения | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий | Проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Планирование обучающимися повышения личностного и квалификационного уровня | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, учебной и производственной практике |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности | Наблюдение и оценка достижений при выполнении работ на лабораторных и практических занятиях, учебной и производственной практик |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности | Наблюдение на уроках теоретического и производственного обучения, на военных сборах |