Подвиг ценою в жизнь...
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Токарёвской средней общеобразовательной школы №2 в д.Чичерино
Областной заочный конкурс творческих работ
«Несвятые святые Тамбовского края»
НОМИНАЦИЯ « Подвиг в деяниях твоих»
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ «Подвиг ценою в жизнь …»
Автор работы: Азжеуров Владислав Алексеевич, 14 лет
Руководитель: Попова Татьяна Александровна, учитель
2020 год
Небо выбрало нас…
Сделай шаг за звездою.
Отогрей этот мир,
Дай ему этот шанс.
Оторвись от земли,
Поднимись над собою.
Наше время пришло…
Небо выбрало нас…
Ровно тридцать один год назад для наших российских солдат, для их матерей, жён и детей закончилась страшная война в Афганистане. Но её отголоски слышны до сих пор. Память об этой ужасной афганской войне набатом отзывается в сердцах близких и родных людей, чьи дети, мужья погибли, выполняя честно и свято свой интернациональный долг.
Это были юные мальчишки, призванные на службу в Российскую армию, и опытные офицеры и командиры.
Невозможно подсчитать, сколько пролито материнских, вдовьих и детских слёз!
Сколько бы ни прошло времени, но афганская война никогда не сотрется из памяти людей, переживших тяжёлую утрату в мирное время.
Я - обычный ученик, деревенский мальчишка, родившийся в 21 веке, знаю об этой войне из фильмов, книг, уроков истории, рассказов-очевидцев. Каждый год 15 февраля в музее нашей школы , на уроке Мужества « Афганистан-наша боль…», мы чтим память воинов-интернационалистов, погибших на чужой земле Афганистана. И это единственное, что мы можем для них сделать – преклониться перед их мужеством и героизмом.
К сожалению, у нас в Токарёвском районе тоже есть семьи, чьи родные погибли в Афганистане.
Поэтому в своем сочинении я хотел бы рассказать о моём земляке, командире экипажа АН-12 Самылине Николае Александровиче, погибшем в 1983 году в горах Афганистана.
Самылин Николай Александрович родился 20 марта 1941 года в с.Петровское Токарёвского района Тамбовской области, за три месяца до начала Великой Отечественной войны, скажем так « ребёнок военного времени». Всё его детство прошло в родном селе. После окончания школы по направлению от военкомата, он стал курсантом Ейского высшего военного училища летчиков.
Из рассказа его родного брата, Самылина П.А., Николай с детства мечтал о полетах в небо и самолётах, хотел стать космонавтом. Поэтому после окончания лётного училища, он пять лет проходил подготовку в отряде космонавтов. Но у судьбы свои планы.
1983 год… Жизнь идет своим чередом. Однако в этот мирный период были суровые дни. Жители нашего района со страхом и волнением следили за ходом военных действий в Афганистане из новостей и газет. Это были семьи, чьи родные принимали участие в боевых действиях. В их число входила и семья Самылиных.
Служба в Афганистане для Самылина Н.А. началась с января 1980 года в транспортном авиационном полку, который был сформирован специально, чтобы обслуживать наши войска в Афганистане. Военная часть базировалась в Узбекистане, на военном аэродроме в Тузеле. Это название до сих пор знакомо всем, кто прошел Афган, именно там была перевалочная база для отправки транспортных грузов, вооружений, медикаментов, продуктов, почты, личного состава и всего прочего в воюющую южную страну.
Экипаж командира эскадрильи майора Н. Самылина, был лучшим в полку. Николай Самылин слыл среди сослуживцев летчиком-асом, человеком отважным, даже отчаянным.
В его экипаже [вместе с ним] было семь человек: сам командир, помощник командира ВС — капитан Н.Т. Котляр, штурман — старший лейтенант С.Г. Кулик, старший бортовой техник — капитан Е.К. Дрикер, бортовой техник по АДО — старший лейтенант С.Е. Соловьев, прапорщик А.Г. Супрун., старший лейтенант В.Г. Бондаренко.
Был понедельник, 15 февраля. Именно в этот роковой день на Афган было запланировано два вылета — в Баграм и Джелалабад. Вылет в Афганистан летчики в шутку называли «побывать за речкой», так как Узбекистан от Афганистана отделяет река Амударья.
Два экипажа – майора Н. Самылина и майора И. Игнатова — готовились к вылетам, оформляли полетные листы. В тот день были сложные метеорологические условия.
Но приказ есть приказ. Экипаж Самылина «ушел» на Джелалабад , а экипаж Игнатова улетел в Баграм. Вечером этого же дня экипаж Игнатова благополучно вернулся, а вот экипаж Самылина пропал. Сначала никто ничего не знал, сказали только, что в Джелалабад самолет не прилетел. Вся военная часть была ошарашена таким известием, сослуживцы надеялись на чудо, предполагали и высказывали разные версии того, что могло случиться. Все были убеждены, что если что-то случилось с самолетом, Самылин посадит его в любом месте, даже в горах. Но никто и подумать не посмел, что экипаж Самылина — 7 человек и 4 пассажира (фельдфебели с секретной почтой) — не вернется уже никогда.
Я с волнением до мурашек читаю строки из воспоминаний жены сослуживца Н. Самылина Елены Фролиной : «Хорошо помню, как в эти тягостные дни по утрам наши мужья уходили на работу молчаливыми и угрюмыми. Мы, жены, оставались дома с детьми, с нетерпением ожидая их возвращения. С надеждой ждали хоть каких-то новостей о пропавшем экипаже. Но не было никакой информации, вообще ничего. Мы понимали, что семьям пропавшего экипажа было тяжелее всего. Неизвестность — жестокая пытка. Но пока не было официально объявлено о гибели их мужей, они надеялись, пытаясь ухватиться за паутинку веры. Была даже версия и о том, что экипаж могли взять в плен. Пусть в плен, лишь бы живые…
Весь полк все те дни жил в горестном ожидании. Прошла неделя, 10 дней, 2 недели…
23 февраля — День Советской армии — в те времена всегда был одним из главных наших праздников. В тот раз праздника не было. В квартиры к семьям пропавшего экипажа со скорбным известием пришли представители командования полка: «Ваш муж погиб при исполнении….» И уже не было слез у бедных женщин, только крик…»…
15 февраля 1983г. экипаж Ан-12 111 осап 73 ВА ВВС (Ташкент-Тузель) борт № 30, выполняя полет на транспортировку военных грузов, пропал после контрольной связи с КДП «Омар» аэропорта Джелалабад. Как выяснилось, в дальнейшем, Ан-12 был сбит душманами из ПЗРК. Все члены экипажа погибли, обломки самолета были найдены через несколько дней в одном из горных ущелий.
Начало марта 1983 года. В Ташкенте в это время тепло. И как грустно от того, что на фоне этой весенней красоты в клубе воинской части проходило прощание сослуживцев с погибшими. Это была страшная картина: семь закрытых гробов, обитых красной тканью. Сверху — голубые летные фуражки, портреты с траурными ленточками. Возле каждого гроба — небольшие кучки рыдающих, причитающих родственников. Весь зал заполнен плачем.
Никто не мог сдерживать слез. Еле крепились те, кто стоял в почетном карауле, было столько горя, столько душераздирающих сцен прощания.
Сослуживцы на руках вынесли погибших на поле аэродрома. Траурный марш, залп орудий и самые горькие минуты прощаний. Первым в воздух взмыл самолет с телом погибшего командира Николая Самылина. Делая разворот, качнул крыльями. Потом еще самолет и еще…Они улетели, чтобы быть похороненными в родной земле.
Самылин Н.А. погиб, выполняя свой воинский долг - боевое задание, совсем немного не дожив до своего 42-летнего Дня рождения. На его счету в Афганистане 35 боевых вылетов по перевозке личного состава и различных военных грузов. За безупречную службу, смелость и отвагу он был награжден двумя орденами Красной Звезды (вторым из которых - посмертно) и 8 медалями. Вещи летчика майора Самылина Н.А. хранятся в музее Чичеринской школы и в 34-й школе города Тамбова.
Похоронен Николай Александрович в селе Васильевка, на родной земле.
Когда-то он выбрал небо, пришло время, и небо выбрало его.
Очень часто я слышу, как взрослые говорят, что время лечит. Прошло уже тридцать семь лет со дня этой страшной трагедии. Но боль Афганистана в семье Самылиных до сих пор не утихла, да и вряд ли утихнет.