Половозрастные различия старшеклассников в выборе стратегий поведения в конфликте
Половозрастные различия старшеклассников в выборе стратегий поведения в конфликте
Костерина Валерия,
обучающаяся 10б класса
БОУ «Тарская гимназия №1»
Изучение особенностей поведения в конфликте в среде старшеклассников вызывает значительный интерес, так как период юношества − это, прежде всего, период становления и формирования личности, в котором складываются общественные отношения и устанавливается социальная иерархия.
Существует множество определений и толкований самого понятия «конфликт».
Например, английский социолог Э. Гидденс дает такое понятие определения конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».1
А, по мнению российских конфликтологов, Ф.М. Бородкина и Н. М. Корняк, конфликт – это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели.2
Также существуют и другие определения понятия конфликта.
Конфликт –а. муж. Столкновение, серьезное разногласие, спор. Вступить в конфликт. Семейный конфликт. Вооруженный конфликт на границе. 3
Конфликт – (от лат. conflictus столкновение) столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. 4
Конфликт – КОНФЛИКТ, конфликта, муж (от лат. conflictus) (книж.). Столкновение между спорящими несогласными сторонами. Конфликт рабочих с администрацией. // Осложнение в международных отношениях. Польско-литовский конфликт.5 и др.
Конфликт начинается с того момента, когда хотя бы один из взаимодействующих субъектов осознает несоответствие своих интересов и принципов от интересов и принципов другого субъекта и начинает односторонние действия для сглаживания различий в свою пользу (ещё четко не понимая, в чем они заключаются). Далее происходит инцидент (повод конфликта). Отметим, что повод может быть несоизмеримо малым по сравнению с последствиями конфликта. После чего начинается расцвет конфликта (противоборствующие стороны используют все свои ресурсы, в ожидании победы). Следующий этап характеризуется сбалансированным противодействием (противники устали от борьбы, но долгожданной победы не видно). Далее происходит угасание и завершение конфликта. После чего стороны подсчитывают потери, радуются победам, договариваются о методах регулирования конфликта с целью недопущения нового конфликта 6
Чтобы успешно преодолеть существующие конфликты, необходимо знать о различных способах поведения в конфликте. Также нужно уметь выбрать тот способ, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации.
Стратегии поведения в конфликте – это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.7
Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации были разработаны К.У. Томасом и Р.Х. Килменном. Они указывают, что существует пять основных стилей поведения в конфликте:
Соперничество (конкуренция) – открытая борьба за свои интересы – «акула».
Сотрудничество – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон – «сова».
Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки – «лиса».
Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем – «черепаха».
Приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами – «плюшевый мишка». 8
При выборе стратегии поведения в конфликте следует обратить внимание на плюсы и минусы каждой из них. Аргументы в пользу выбора стратегий представлены в таблице 1.
Таблица 1
Плюсы и минусы стратегий поведения в конфликте
Стратегия | Плюсы | Минусы |
Соперничество | Когда правда на твоей стороне; Когда тебе во что бы то не стало необходимо выиграть | Повторные вспышки конфликта из-за ухудшения взаимоотношений |
Сотрудничество | Когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом | Требуется много времени и сил, успех не гарантирован |
Компромисс | Когда другие стратегии неэффективны | Ты получаешь только часть того, на что рассчитывал |
Избегание | Когда хочешь выиграть время, конфликт может разрешиться сам собой | Проблема остается неразрешенной |
Приспособление | Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы; Когда правда на стороне другого | Твои интересы остались без внимания, ты уступил |
Целью настоящего исследования является изучение половозрастных различий в выборе стратегий поведения в конфликте.
Объект исследования: стратегии поведения в конфликте.
Предмет исследования: половозрастные различия в стратегиях поведения в конфликте.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что существуют различия в выборе стратегий поведения в конфликте у девушек и юношей.
Задачи исследования:
подобрать методики исследования личностных предрасположенностей к конфликтному поведению у юношей и девушек, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации;
исследовать предпочитаемые стили поведения в конфликте у юношей и девушек;.
провести анализ полученных результатов, сделать выводы.
Исследование проходило на базе БОУ «Тарская гимназия №1». Исследуемая группа состояла из 15 старшеклассников в возрасте 16-17 лет, среди которых 7 девушек и 8 юношей.
Исследование проходило в три этапа в логике поставленных исследовательских задач:
1 этап – подбор методик, необходимых для проведения исследования и позволяющих выявить различия в выборе стилей поведения в конфликте у юношей и девушек;
2 этап – тестирование испытуемых;
3 этап – анализ результатов исследования, включающий использование методов количественной и качественной обработки результатов.
В соответствии с целью и предметом исследования, с учетом особенностей объекта мы выбрали для проведения исследования методику – опросник Томаса-Килманна «Стратегии поведения в конфликте». Эта методика показывает типичную реакцию на конфликт, ее эффективность и целесообразность, а также дает информацию о возможных способах разрешения конфликтной ситуации.
Опростник состоит из 30 пар утверждений, относящихся к различным стилям поведения человека в результате конфликта. Из каждой пары утверждений испытуемому нужно выбрать одно, которое наиболее верно отражает его отношение к конфликтной ситуации.
Результат опрошенных были занесены в сводную таблицу, которая дала представление о выраженности у человека тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравший максимальное количество баллов.
Результаты опроса показаны на диаграммах 1 и 2
Диаграмма 1. Распределение ответов юношей по выбранным стилям поведения в конфликте
Диаграмма 2. Распределение ответов девушек по выбранным стилям поведения в конфликте
Для наглядного сравнения результатов опроса по методике Томаса-Килманна «Стратегии поведения в конфликте» обобщенные результаты мы представим в диаграмме 3
Диаграмма 3. Сравнительный анализ выбора стратегий поведения в конфликте юношей и девушек
Данные диаграммы позволяют сделать о вывод о том, что в выборе предпочитаемых стратегий поведения в конфликте у юношей и девушек существуют незначительные различия. Следовательно, наша гипотеза подтверждена.
1 Бабосов Е.М.- Конфликтология - Киев.1997.-62с.
2 Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк; Отв. ред. В. А. Заргаров; АН СССР, Сиб. отд-ние. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск : Наука : Сиб. отд-ние, 1989. - 186с.
3 Толковый словарь Ожегова[Электронный ресурс]: URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (Дата обращения: 21.01.21)
4 Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]: URL: https://rus-big-psyho.slovaronline.com/ (Дата обращения: 21.01.21)
5 Толковый словарь Ушакова онлайн [Электронный ресурс]: URL: https://ushakovdictionary.ru/ (Дата обращения: 21.01.21)
7 Стратегии и тактики поведения в конфликте [Электронный ресурс]: URL: https://studopedia.ru/16_41024_strategii-i-taktiki-povedeniya-v-konflikte.html. (Дата обращения: 03.02.21)
8 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации. [Электронный ресурс]: URL: https://www.b17.ru/article/9910/ (Дата обращения: 11.02.21)