12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна4204
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
14

Занятие с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения «Поведение в конфликтах»





СЛАЙД 1

«ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТАХ»

ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.

Цель: 

обучение младших подростков стратегии выхода из конфликтных ситуаций.

Задачи: 

  • познакомить учащихся с понятием конфликта и способами его преодоления;
  • содействовать осознанию подростками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формированию навыков конструктивного общения в среде сверстников;
  • научить детей договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы.

Форма проведения:

игровое занятие с элементами тренинга; дети работают в кругу.

Возраст учащихся:

5 класс – 7 класс (11-14 лет)

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация;
  • текст для разыгрывания ситуации;
  • воздушные шары;
  • сосуд (ваза);
  • цветные декоративные камешки;
  • листы (бумажные полотенце);
  • цветные кружочки;
  • пазлы – разрезные картинки;
  • ножницы;
  • клубок нити.
  • I этап. Организационный момент.

Упражнение «Оцени настроение».

Психолог:

- Здравствуйте ребята. Рада снова с вами встретиться. Прежде чем определить тему нашего сегодняшнего общения, оцените свое настроение. Обратите внимание, наше помещение украшено воздушными шарами. Кто пришел сегодня

  • с прекрасным настроением подойдите к красным шарам;
  • у кого настроение просто хорошее - к зеленым;
  • у кого настроение «так себе» подойдите к желтым шарам;
  • а у кого плохое - к синим.

Ритуал-приветствие.

Психолог:

- Вам предлагается поздороваться друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Создайте два круга – внутренний и внешний так, чтобы образовались друг к другу пары. По моему сигналу – хлопку нужно «поздороваться» друг с другом таким способом, который буду вам называть. Затем пары меняются: участники внешнего круга делают шаг вправо, внутреннего – не перемещаются. Продолжается поочередное приветствие всех участников группы. Каждый раз дети здороваются новым жестом.

Варианты приветствия:

  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  • объятие (Россия);
  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  • рукопожатие (Франция);
  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

Психолог:

- Молодцы, ребята! По вашему эмоциональному состоянию видно, что вы зарядились позитивной энергией!

Правило общения.

Психолог:

- Вспомним правило общения в группе.

Участники: «Нельзя грубить, кричать, перебивать»

II этап. Целевая установка и определение темы.

СЛАЙД 2

Тренировочная игра «Построить фигуру».

Психолог:

- Предлагается тренировочная игра на построение фигуры.

- Нельзя: разговаривать, договариваться, касаться руками друг друга, использовать какие-либо средства общения.

- Нужно построить «геометрическую фигуру» из всех участников группы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб, два круга, встать в ряд по росту, две колоны, круг).

Вопросы для обсуждения:

- Ваши впечатления от игры?

- Что было легко, а что было трудно в этой игре?

- Чему эта игра может научить?

- А вы уже поняли, о чем мы с вами будем говорить?

СЛАЙД 3

Дети садятся в круг.

Психолог:

- Вывод: Всегда есть то, что объединяет людей, и то, что приводит к разногласиям. Вы правильно сказали – разговор пойдет о конфликтах и о том, как их нужно правильно разрешать, как научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше.

- На протяжении всего занятия, мы с вами будем заполнять волшебный сосуд выхода из конфликтных ситуаций разноцветными декоративными камешками.

- Начали мы с вами с «Построения фигур» и сделали вывод:

«Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо!»

(Один из участников наполняет волшебный сосуд красными камешками).

ТЕМА: «ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТАХ»

Психолог:

- А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»? Назовите ассоциации, которые возникают у вас на слово «конфликт»?

(Возможные ответы: спор, обида, страх, потеря, боль, драка).

- Послушайте, что же говорится об этом в толковом словаре. В переводе с латинского конфликт означает «столкновение». С точки зрения психологии конфликт - это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. И сейчас мы убедимся в этом при выполнении разных заданий.

III этап. Ознакомление со стратегиями поведения в конфликтной ситуации

СЛАЙД 4

Задание «Снежинки».

Психолог:

  1. Возьмите листок.
  2. Сложите его пополам.
  3. Оторвите правый верхний угол.
  4. Сложите еще раз пополам.
  5. Еще раз оторвите правый верхний угол.
  6. Еще раз сложите пополам.
  7. И еще раз оторвите верхний правый угол.
  8. Разверните листок и покажите свое произведение участникам группы.

(Дети выполняют задание)

Психолог:

- Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя у Вас был одинаковый материал, был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

(Предположительные ответы детей: потому что мы все разные…)

- Правильно, мы все очень разные, каждый из нас неповторим, мы слышим, чувствуем, воспринимаем, запоминаем каждый по-своему и если бы все были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным. Именно поэтому конфликты естественны и неизбежны, они играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В жизни существуют различные способы выхода из конфликтной ситуации, стратегии поведения: с самыми актуальными я вас познакомлю:

СЛАЙД 5-6

Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, поэтому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.

(«Чтобы я выиграл, ты должен тоже выиграть»)

Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт. При компромиссе партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров.

(«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»)

Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами. При этом человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.

(«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»)

Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта. При соперничестве человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.

(«Чтобы я победил, ты должен проиграть»).

- Теперь мы знаем, существует несколько путей выхода из конфликта.

(Участник наполняет волшебный сосуд зелеными камешками).

СЛАЙД 7

Упражнение «Яблоко и червячок».

Психолог: (мягко и спокойно)

- Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живо­писно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!».

- Что бы вы ответили червяку? ...

- Откройте глаза и назовите свой ответ, используя стратегии выхода из конфликтной ситуации.

Примеры ответов участников:

  • Соперничество: «Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!»
  • Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
  • Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
  • Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Психолог:

- Как бы нам не хотелось, но порой сложно избежать конфликта. Поэтому в конфликтной ситуации важно грамотно выбрать стратегию поведения и привести стороны к конструктивному соглашению. «В споре будь сдержан и тактичен»

Надо понимать - только переговоры, приводят к установлению сотрудничества обеих сторон.

(Участник наполняет волшебный сосуд желтыми камешками).

СЛАЙД 8-9

Игра-упражнение «Пазлы» (групповая, за партами)

Психолог:

- Каждый выберет один из трех цветов кружок. Затем объединитесь по цветовому признаку на три (пять, в зависимости от количества участников) группы для работы с разрезными ситуативными картинками конфликтных ситуаций. Задача: определить ситуацию и способ решения конфликта. Такую же иллюстрацию ввести в игровую ситуацию.

Вы собрали из пазлов ситуативную картинку, что она вам напоминает?

(не разрезную аналогичную картинку на магнитную доску)

Обсуждение:

- Сложно ли было выполнять это упражнение вместе? Почему? Что мешало?
- Что помогало выполнению задания?
- Чему необходимо вам всем научиться, чтобы вместе успешно преодолевать препятствия?
(терпимее относиться друг к другу, быть доброжелательнее, уметь уступать друг другу, договариваться).

«Избегай конфликтов, не совершай необдуманных поступков»

(Участник наполняет волшебный сосуд синими камешками).

Правовая информация.

Психолог:

- Когда между подростками происходят конфликты с применением физической силы, могут возникнуть тяжелые последствия для ви­новных. В Уголовном кодексе есть "особенная часть", в которую входят разделы "Преступления против личности" и "Преступления против жиз­ни и здоровья"».

Статья 105. Убийство
Статья 110. Доведение до самоубийства
Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здо­ровью
Статья 175. Умышленное причинение легкого вреда здоровью
Статья 116. Побои
Статья 117. Истязание
Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здо­ровью
Статья 130. Оскорбление
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью в состоянии аффекта
Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здо­ровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

Психолог:

- Безобидная, на ваш взгляд, драка при конф­ликтной ситуации, которую вы сейчас разыграли, может привести к печальным последствиям и отравить жизнь вам и вашим близким надолго, даже в том случае, если вы за­щищали себя. Лучше

«Разрешать конф­ликты без применения физической силы».

(Участник наполняет волшебный сосуд белыми камешками).

IV этап. Закрепление полученных знаний.

СЛАЙД 10

Ролевая игра «Анализ ситуации» (коллективная работа)

Психолог:

- Принимают участие двое. Предлагается прочитать задание на карточке, проанализировать конфликтную ситуацию, определить причины ее возникновения.

- Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал. А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?

Главное,  чего не смогли сделать мальчики? 

(Ответы детей)

Вывод: После совместного разбора  ситуации  учащимися    определяются основные причины возникновения конфликтов:

  • неумение слушать;
  • непонимание;
  • неумение договориться;
  • несдержанность.

Психолог:

«Научись слышать, слушать, принимать, понимать, взаимодействовать!»

(Участник наполняет волшебный сосуд розовыми камешками).

Психолог:

- Конечно же, последствия конфликтов зависят от поведения каждого из нас, от нашего умения общаться друг с другом.

- А что значит - уметь общаться? 

(Ответы детей: Соблюдать правила доброты, честности и вежливости).  

СЛАЙД 11

Психолог:

- Надо вам сказать - использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего нашего общения. Знайте что самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.

V этап. Итог занятия.

СЛАЙД 12

Итоговый круг «Связующая нить».

Психолог держит в руках клубок ниток и предлагает по очереди передать нить друг другу, при этом говоря:

- Что нового и полезного вы сегодня узнали для себя?
- Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
- Было ли интересно?
- Чему научились? 

Психолог:

- Ребята, я думаю, вы обратили внимание на состояние нашей нити, она свободна, не натянута. Мы еще раз вместе убедились в том, что можно строить свое общение без конфликтов, просто надо находить адекватное решение.

«Научись сотрудничать, уступать, договариваться, находить компромисс!»

СЛАЙД 13

Упражнение «Оцени настроение».

Психолог:

- Давайте, еще раз подойдем к шарам и оценим свое настроение.

Психолог держит в руках «Волшебный сосуд»:

- Посмотрите, какой яркий, необычный получился у нас сосуд. В случае малейшего конфликта, вспоминайте его, и знайте - всегда можно найти правильный выход. 

Спасибо за активную работу, сотрудничество!!!

Похлопаем, вы молодцы!!!

Используемая литература:

  1. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
  2. Обозов Н.Н. Психология конфликта. СПБ., 1999.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.


ТВОРЧЕСКИЙ ФОТООТЧЕТ МЕРОПРИЯТИЯ


y1614005786.png

c1614005519.png
w1614005311.png
z1614004993.png
b1614004815.png
a1614004602.png
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Рагулина Любовь Давыдовна, 24.02.21 в 17:34 3 Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, Наталья Алексеевна за внимание к работе!
Наталья, 24.02.21 в 20:11 2 Ответить Пожаловаться
Любовь Давыдовна, просто шикарное занятие, продумано Вами до мелочей. Очень интересные и разнообразные подобраны игры и задания. Спасибо!!! Взяла в избранное...

Отредактировано 24-02-2021 20:11

Рагулина Любовь Давыдовна, 25.02.21 в 20:46 2 Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Наталья за положительный отзыв!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.