План-конспект родительского собрания на тему «Поведенческие реакции в подростковом возрасте» (7–11 классы)
«Поведенческие реакции в подростковом возрасте»
(план-конспект родительского собрания)
Цели: расширить знания родителей о подростковых поведенческих характерологических реакциях в целях создания доверительных взаимоотношений между родителями и детьми подросткового возраста.
Задачи:
просветить родителей в понимании особенностей подросткового возраста;
разъяснить причины возникновения подростковых поведенческих реакций;
научить способам решения проблемных ситуаций при взаимодействии родителей и детей.
Форма проведения: лекция с элементами беседы, обсуждение.
Ход проведения
Вступительная часть
Подростковый возраст – это сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Этот период каждый переживает по-разному. В пубертатном периоде происходит становление главных черт характера, т.е. основ личности; выявляются способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений. Подросток пытается вырваться из опекаемого детства к самостоятельности, однако он еще учится, является иждивенцем, часто проявляет детские формы взаимоотношений. Чувство взрослости и растущие притязания вступают в противоречие с реальной действительностью. Это и является причиной кризиса подросткового возраста. Для подростка мнение ровесников уже гораздо важнее, чем мнение взрослых.
Появляются следующие центральные личностные образования:
- произвольная саморегуляция поведения и деятельности;
- появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план
действий;
- ориентация на группу сверстников.
Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»:
НЕ хотят учиться как могут.
НЕ хотят слушать советов.
НЕ убирают за собой.
НЕ делают домашние дела.
НЕ приходят вовремя.
Основная часть
Подросткам свойственны определенные характерологические реакции. В зависимости от условий воспитания и темперамента ребенка эти реакции могут быть сглажены или, наоборот, проявляются интенсивнее.
Наиболее типичные из них;
1.Реакция эмансипации – стремление к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых. Может выражаться в настойчивом желании всегда поступать «по-своему», в нарушении установленных старшими порядков и правил. Она может лежать в основе побегов из дома и уходов из школы, эмоциональных вспышек, направленных на родителей и учителей, а также отдельных асоциальных поступков.
Обостряется эта реакция гиперопекой со стороны старших.
2.Реакция группирования – объясняется стремлением к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых взаимоотношений и своим лидером. Однако состав групп и их занятия в свободное время не всегда полезны.
3. Реакция оппозиции- может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требование быть отличником во всем.
Эта реакция чаще всего бывает следствием утраты или резкого уменьшения внимания со стороны близких людей.
С этой целью может использоваться умышленная демонстрация вредных привычек.
«Обратите на меня внимание – иначе я пропаду!»
4. Реакция имитации – стремление подражать во всем определенному образу или конкретному лицу, кумиру молодежи. Реакция может стать серьезными нарушениями в поведении, в случае если для подражания выбран «антигерой».
5. Реакция увлечения (хобби-реакция) – увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в совместной деятельности, увлечение одеждой, модой, косметикой и т.д.) для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения могут наблюдаться у обоих полов.
6. Реакция компенсации – стремление свою слабость в определенной области восполнить успехами в другой. Например трудности в учебе восполняются «смелым» поведением, участием в асоциальных компаниях.
7. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, многообразны в своих проявлениях. Основной опасностью тут может быть раннее начало половой жизни.
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят и в познавательной сфере подростка: замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь требуется больше времени.
Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя.
Обсуждение ситуаций проявления поведенческих реакций с приведением примеров из жизни.
Заключительная часть.
Практические рекомендации
взаимоотношений с детьми подросткового возраста
1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку.
Никто не хочет в ответ на свою правду получить критические замечания, злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен её принять, кто может предложить решение проблем или искреннее сочувствие. Именно этого подростки ждут от своих родителей и учителей, но часто получают обратную реакцию, которая ведёт к потере взаимопонимания и доверия между близкими людьми.
Если у вас не получается принять ребёнка таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.
2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие.
Если взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то дети не просто не сообщат вам о нём, но сделают всё, чтобы скрыть от вас правду. В результате вы узнаете правду самыми последними и как правило только тогда, когда уже ничего нельзя исправить.
3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
Совершенно естественно ждать успехов от подростков, но нужно научиться справляться и с его неудачами.
4.Не торопитесь искать виноватых.
Попытка найти виноватого к действенному решению проблем никогда не приведут, но отнимут у вас силы и время.
5.Не афишируйте свою беспомощность.
Надо научиться решать проблемы, не приходя в ужас от их количества.
6.Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.
7.Не будьте унылыми пессимистами.
С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой.
8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка.
9.Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь.
Старайтесь вести себя так, чтобы дети не боялись говорить вам правду, и тогда её вам скажут.
10.Чтобы максимально избежать конфликтов с подростками, применяйте определённые приёмы общения:
Рассказ об аналогичном поступке.
Обращение по неизвестному адресу.
Остроумная шутка, ответ, замечание.
Приём парадокса.
Приём незамеченного оскорбления.
Авансирование доверием, похвалой.
Приём незаслуженного одобрения.
Приём моральной поддержки и т.п.
«Дети будут слушать нас тогда, когда увидят, что мы их слушаем»
Джейн Нелсен.
Литература:
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. - М., 1999. – 512
Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей? - М.: Мирт, 1995
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов - М.: Академия, 2000. - 184 с.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 303 с.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Основы психологии для старшеклассников» (пособие для педагогов), М., ВЛАДОС, 2001г.
Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Аракелова. - М.: Высшая школа, 1990.
Тарабаева В.Б. Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями // Семейная психология и семейная психотерапия. - 1997. - № 1.- С. 42-52.