Материал на проверке

Пояснительная записка по трудовому обучению в 3 классе для коррекционных школ

0
0
Материал опубликован 2 October 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида подготовительный, 1-4 классы, 2008 год под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.

Цель:

-воспитание положительных  качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

- уважение к людям труда;

- получение элементарных знаний по видам труда.

Задачи:

- формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

- Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2006.

- Л.А. Кузнецова. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «ручной труд  в 3 классе». -  С.-Пб..: Просвещение. 2008.

- В.Г.Машинистов. Дидактический материал по трудовому обучению в 3 классе. Пособие для учащихся 3 класса. М.: Просвещение. 1999г.

Настоящая  программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год  в год (2 часа  в неделю).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

значение производства  товаров для жизни людей;

сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;

демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;

знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.

 

Содержание программы

 

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

Практические работы

Экскурсия в природу с целью сбора природного мате­риала.

Изготовление по образцу жирафа из кукурузных почат­ков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.

Технические сведения. Свойства материалов, исполь­зуемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соедине­ний. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож ( у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Соединение деталей с помощью пла­стилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное исполь­зование случайных материалов.

 

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготов­ление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения. Назначение окантовки в из­делиях из картона. Материалы, применяемые для окантов­ки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумаж­ные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по ли­нейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных поло­сок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.

 

РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ

Практические работы

Экскурсия в слесарную мастерскую.

Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным мате­риалом.

Изготовление по образцу и контурному рисунку стили­зованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изде­лия по показу приемов работы учителем.

Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свой­ства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: ку­сачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигие­нических требований при работе с проволокой.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сги­бание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание прово­локи кусачками.

 

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Изготовление по замыслу объемных изделий из различ­ных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).

Технические сведения. Свойства природных мате­риалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Кле­ящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитар­но-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Компоновка различных деталей с по­мощью клея, проволоки, ниток.

 

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной кон­фигурации.

Изготовление елочных игрушек.

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги кар­навальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырь­ком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Рабо­та выполняется по показу учителя.

Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Органи­зация рабочего места и санитарно-гигиенические требова­ния при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаб­лонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесь­мы и других материалов к деталям из картона.

 

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

Изготовление обложки для проездного билета.

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапа­нов, с завязками.

Технические сведения. Элементарные понятия о про­фессии картонажника-переплетчика. Технологические осо­бенности изделий из бумаги и картона (детали изделий скле­ивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. По­нятие о группах инструментов и их назначении: для размет­ки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначе­нием переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного про­изводства. Организация рабочего места и санитарно-гигие­нические требования при работе с бумагой и картоном. Пра­вила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесе­ние рицовки по линейке с фальцем.

 

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражне­ния на полосе тонкого картона по готовым проколам.

Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкла­дышем. Оформление концов закладки кисточками.

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бума­ги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых сре­зов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Изготовление по образцу подушечки-прихватки по са­мостоятельно составленной выкройке из нескольких сложен­ных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).

Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инст­рументы, применяемые при работе с текстильными мате­риалами. Организация рабочего места, соблюдение санитар­но-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Правильное пользование иглой и на­перстком. Выполнение косого обметочного стежка: введе­ние иглы сверху вниз в вертикальном положении относи­тельно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов ме­шочка, подушечки-прихватки косыми стежками.

 

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

(ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)

Практические работы

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеи­вание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и  показу отдельных приемов работы учителем.

Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении картона как материала для изготовления различ­ной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробоч­ного картона. Способы изготовления коробок. Правила без­опасной работы.

Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на лини­ях сгиба.  Сгибание картона и склеивание по сты­кам. Оклеивание бумагой объемных изделий.

 

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учите­лем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольно­го полотенца и т. д.

Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.

Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Офор­мление бахромой.

Межпредметные связи

Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание пря­моугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.

Изобразительное искусство. Определение структу­ры узора (повторение или чередование элементов), распо­ложение элементов оформления по всей поверхности из­делия.

Развитие устной речи на основе изучения яв­лений и предметов окружающей действительнос­ти. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе во­просам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудо­вом процессе. Самостоятельное описание предметов. Ис­пользование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

 

Обучающиеся должны знать:

- технические термины;

-основные приемы работы с различными материалами;

- знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

- санитарно-гигиенические требования.

Должны уметь:

- самостоятельно ориентироваться  в задании;

-самостоятель­но сравнивать образец с натуральным объектом, чуче­лом, игрушкой;

- самостоятельно  составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

- самостоятельно подбирать  материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоя­тельно;

- выполнять изделия с помощью учителя и самосто­ятельно;

-придерживаться плана при выполнении из­делия;

- анализировать свое изделие и изделие товарища;

- ориентироваться в пространстве;

- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

 

Литература:

      - Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2006.

- Л.А. Кузнецова. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику РУЧНОЙ ТРУД  в 3 классе. С.-Пб.: Просвещение. 2008.

- В.Г.Машинистов. Дидактический материал по трудовому обучению в 3 классе. Пособие для учащихся 3 класса. М.: Просвещение. 1999г                                              

  

Дополнительная литература для учителя:

- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,

- Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.

- Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.

- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.

- Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.

- В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.

 

 

 

Комментарии

Здравствуйте, как мне получить сертификат участника конкурса?

22 September 2020

Добрый день, Энжэ Салимзяновна. Чтобы получить диплом участника конкурса нужно зарегистрироваться на участие (до 5.11), отправить на конкурс работу, соответствующую регламенту конкурса (до 19.11) и дождаться окончания конкурса. Итоги будут подведены в период с 4.12 по 10.12. Если вас интересует более скорое получение сертификата участника, предлагаем обратить внимание на наши блиц-конкурсы статей: https://урок.рф/contest/1039 «Игровые методы обучения в педагогической практике» подведение итогов 5.10 https://урок.рф/contest/1040 «Психология и педагогика: опыт практического применения современных методик и инноваций» подведение итогов 28.09 С уважением, администрация.

22 September 2020

Завершён этап подачи заявок на участие в конкурсе. Всем успевшим подать заявки напоминаем, что приём работ продолжается до 19 ноября 2020 включительно. Если вы хотите принять участие, но пропустили этап подачи заявки, напишите нашему координатору конкурсов (https://урок.рф/user/158481). В сообщении укажите конкурс и ссылку на вашу публикацию, которую хотите подать. Мы добавим вашу работу в индивидуальном порядке. С уважением, администрация.

6 November 2020

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПРИЗЫ ПОЛУЧАЮТ: Ругачева Олеся Владимировна – Буклет «Секреты воспитания» Чернова Татьяна Валерьевна – Буклет «Как привить ребенку дисциплину?» Куркина Елена Евгеньевна – Буклет для родителей «Секреты дисциплины» Александрова Анна Александровна – Буклет «Стили семейного воспитания» В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно. Внимание! Администрация сайта свяжется с призерами в ближайшее время. С уважением, администрация.

10 December 2020