Воспитательное мероприятие «Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан!»
Оборудование: картинки по теме воспитательного мероприятия; узкие полоски бумаги с напечатанными на них пословицами для конкурса «Объясни пословицу», компьютер (ноутбук), проектор, экран.
Перед проведением воспитательного мероприятия была организована и проведена экскурсия в музей противопожарной безопасности и ЧС, расположенном по адресу: г. Смоленск, ул. Урицкого, д.5.
План проведения воспитательного мероприятия:
1. Введение в тему.
2. Беседа.
3. Чтение и обсуждение стихотворений.
4. Сообщение о последствиях пожаров.
5. Работа в группах. Конкурс «Объясни пословицу».
6. Коллективное составление памятки «Правила поведения при пожаре».
7. Вопросы для викторины.
8. Подведение итогов.
Ход мероприятия:
Учитель: — Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки, чтобы сформулировать тему нашего мероприятия.
Загадки:
1. Накормишь — живет, напоишь — умрет. (Огонь.)
2. Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым.)
3. Добывается в Сибире,
Бежит в трубе по дну морей,
Появляется в квартире
Под кастрюлею твоей. (Газ.)
4. Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер. (Спички.)
5. Синенькая искорка бежит по проводам.
Помогает шить, стирать, пылесосу — пыль глотать.
Работать за нас берется,
А в руки не дается. (Электричество.)
Учитель: — Ребята, так какая же тема нашего занятия? (Ответы детей.) Правильно, вы определили, что наше мероприятие посвящено противопожарной безопасности. Кстати, 30 апреля наша страна отмечает День работника пожарной безопасности.
Учитель: — Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди добывали огонь трением, высекали искры из камня.) А знаете ли вы, кто такой Прометей? Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям. (Один из обучающихся рассказывает заранее подготовленную легенду.)
Учитель: — Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Назовите применения огня, которые вам известны. (Приготовление пищи, двигатель внутреннего сгорания (машины), плавка металлов, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, горячая вода и другие.)
Учитель: — Можно еще долго перечислять, как помогает нам всем огонь в быту и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Послушайте стихотворение:
Спички — лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт —
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить,
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны. (Г. Остер.)
Учитель: — Конечно, вы понимаете, что это шуточное стихотворение. Как вы думаете, можно ли шутить с огнем? (Нет.) К чему могут привести игры с огнем? (К пожару.) Пожар — неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Дома, в которых мы живем, обеспечены газом и электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же. Сейчас мы с вами вместе назовем их и запомним. (Результаты учитель фиксирует на компьютере, обучающиеся видят их на экране с помощью проектора.)
Причины пожаров:
1. Неосторожное обращение с огнем.
2. Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
3. Нарушение правил противопожарной безопасности при использовании сети и электропроводки.
4. Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.
5. Возгорание телевизоров и радиоаппаратуры.
6. Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.
7. Шалости детей с огнем.
Учитель: — Статистика показывает, что обычно от 15% до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек — ребенок. Задумайтесь над этой информацией. Это очень серьезно. Будьте внимательны и осторожны!
Этот дядя не жалеет,
Что в лесу окурок тлеет.
На такого дядю глядя,
Мы, ребята скажем так:
"Как же вам не стыдно, дядя?
Лес же надо нам беречь,
Никогда-никогда его не жечь!"
При пожаре,
При пожаре
Знает каждый гражданин...
При пожаре,
При пожаре
Набирают "ноль-один"!
И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся —
Пожарные торопятся!
Учитель: — Любые игры с огнем могут привести к травме - ожогу. Врачи делят ожоги на 4 степени. Первая - когда краснее кожа. Вторая - когда на обожженном месте появляются пузыри. Третья и четвертая -самые тяжелые, они могут привести даже к смерти. Но чаще всего люди погибают от удушья дымом, образовавшимся при горении.
Можно играть с ягненком,
Можно играть с поросенком,
С ветром - в пятнашки,
В прятки с дождем,
Но не надо играть с огнем!
Даже с волчонком - пожалуйста!
Даже с тигренком - пожалуйста!
Но, если ты вздумал играть с огнем,
То уже потом не жалуйся! (М. Поцхишвили.)
Учитель: — Настало время провести конкурс " Объясни пословицу". Для этого нужно разделиться на команды по 4-5 человек. Каждая из команд по очереди должна будет объяснить остальным командам одну пословицу, причем сами пословицы вы не называете. Команды должны будут отгадать и правильно назвать пословицу. Выигрывает та команда, которая отгадает большинство пословиц. Форма объяснения пословицы любая: сценка, рисунок, рассказ и другие.
Пословицы:
1. От маленькой искры большой пожар бывает.
2. Не бывает дыма без огня.
3. Огонь маслом заливать - лишь огня прибавлять.
4. Из огня да в полымя.
5. Огонь воды боится.
6. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Учитель: — Молодцы! У вас все очень здорово получилось! "У меня зазвонил телефон..." Каждому из вас, наверное, знакомы эти строчки Корнея Ивановича Чуковского. О чем эти детские стихи? (Об играх с телефоном.) Правильно! А есть среди вас такие, кто позвонил в шутку по номеру "01"? (Нет.) Почему? (Ложный вызов пожарной команды недопустим, так как в данный момент помощь пожарных может кому-то понадобиться по-настоящему. За ложный вызов пожарных шутникам грозит большой штраф.)
Учитель: — А сейчас мы с вами составим памятку, как вести себя при пожаре. Конечно, лучше никогда не сталкиваться с пожарами, но готовым надо быть ко всему. (Результаты учитель фиксирует на компьютере, обучающиеся видят их на экране с помощью проектора.)
Памятка "правила поведения при пожаре":
1. Вызвать пожарных по телефону "01".
2. Если загорелся электроприбор, постарайтесь отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.
3. Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и, таким образом, перекрыв доступ кислорода.
4. Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.
5. Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.
6. Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.
7. Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.
8. Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.
Учитель: — А наша гостья (медицинский работник) расскажет вам, как оказать первую помощь при ожогах. (Результаты учитель фиксирует на компьютере, обучающиеся видят их на экране с помощью проектора.)
Первая помощь при ожогах:
1. Наложить чистую марлевую повязку.
2. Срочно госпитализировать пострадавшего в больницу или позвонить "03" и ждать "Скорую помощь".
Учитель: — Наше мероприятие подходит к концу. Проверим, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний урок. Ответьте на несколько вопросов.
Вопросы для викторины:
1. Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
2. Какие гвозди можно забивать между проводами?
3. Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
4. Какими обоями разрешается оклеивать провода?
5. В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?
6. С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?
(На все вопросы ответ отрицательный. Этого вообще нельзя делать.)
Учитель: — Молодцы! Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую - здоровье и жизни людей. Спасибо!