Внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности (6 класс)
Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.
Оборудование: игрушечная газовая плита, утюг, оборудование для тушения пожара (покрывала, резиновые перчатки, лейка), сигнальные фонарики. Карточки с правилами, магнитофон.
Оформление: плакаты о работе пожарных, о сказке «Кошкин дом», «Гуси-лебеди», индивидуальные правила.
Ход занятия:
1. Повторение изученного.
Сегодня у нас с вами очередной урок по основам безопасности жизнедеятельности человека. Какая опасность может угрожать человеку? Какие могут возникнуть чрезвычайные ситуации? (сель, землетрясения, лавины, оползни, пожары, наводнения) А какие опасности существуют для жителей нашего города? Почему?
2. Сообщение темы урока.
Сегодня мы поговорим с вами об одной такой ситуации. Тему урока будем открывать по одному слову, после выполнения заданий. Первое – отгадайте загадку:
Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает. Что это? (Огонь)
3. Огонь- давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Каких? (Опор на картинку из сказки
«Гуси-лебеди», где печка обогревает, пирожки печет, освещает).
А теперь, обобщая ваши ответы, послушаем ваших товарищей:
1)А без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак
Он приветливое пламя поднимает будто флаг.
2) Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет.
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.
(Открывается второе слово – друг)
3) Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого… (Открывается листок 2 с названием темы урока: врага)
Чаще всего дома вызывают пожары: печи, утюги, телевизор и газовые плиты) Чем же опасна газовая плита? Об этом готовили свое домашнее задание ребята 1 ряда. Послушаем их.
1 ряд.
1.Утечка газа приводит к беде.
2. Газ ______________________.
3. Пользоваться газом можно, когда комната проветривается.
4. Запрещается использовать газ для обогрева.
5. При зажигании газа надо сначала поднести горящую спичку к горелке, а потом открыть кран.
6.При запахе газа позвоните в газовую службу. А какой телефон?
(Учащиеся поднимают сигнальные карточки с телефоном)
Молодцы, ребята. Обобщая все, что рассказали ребята 1 ряда, послушайте и запомните 4 важных «не». (Открывается доска с правилами).
Учитель читает их.
-не ремонтируйте газовые приборы самостоятельно
- не привязывайте к газовым трубам бельевых веревок
- не исправляйте сами дефекты газопроводных труб
- не оставляйте без присмотра работающие газовые приборы.
А если загорелся телевизор? Что делать? Об этом нам расскажут учащиеся 2 ряда.
2 ряд.
1. Телевизор надо сразу отключить от сети.
2. На него надо набросить плотную ткань или одеяло.
3. Тушить водой через верхнее отверстие задней стенки.
А как вести себя если загорелся утюг? Это домашнее задание 3 ряда.
3 ряд.
1. Отключить утюг от электричества.
2. Отключать лучше в резиновой перчатке, если она есть.
3. Набросить на него плотную ткань.
4. И только потом бежать за водой.
5. Сообщить в пожарную часть. По какому телефону?
6. Игровая ситуация.
Кто правильно потушит предметы?
7. Пожар может начаться не только в квартире, но и в классе.
Что может привести к пожару?
Тили-тили-тили бом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила.
Что кошка сделала неправильно. (Открыла окна и двери, не сообщила пожарным, не отключила электроприборы, не затушила печь, создала панику) Молодцы, правильно!
Итак, мы раскрыли тему нашего урока «Огонь – друг и враг» и смогли доказать свои слова.
А теперь у вас на парте лежит белый листок. Поверните его и положите перед собой. Я вам прочитаю, а вы следите.
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ:
(учитель читает)
8. Но у огня есть брат, который приносит человеку больше
вреда. Кто он? Для этого послушайте и отгадайте загадку.
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой
Над пожаром, пароходом,
Не бывает без огня. (Дым)
Пожар
Игра разработана в Игроцентре СМДЦДиЮТ в октябре 1995 года.
Авторы: К. Шильников г. Самара, студент 4 курса СамГУ; Р. Ревин г. Самара, студент 4 курса СамГУ.
Руководитель Педклуба: методист СГМЦДиЮТ Ю.Р.Майстровский.
Основа игры: В основу игры положены правила игры - путешествия.
Участники игры: 2 команды.
Для игры вам понадобится поле следующего вида:
|
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
7 этаж |
|
|
|
Огнету |
|
|
|
6 этаж |
|
Огнету |
|
Дети |
|
Огнету |
|
5 этаж |
Дети |
|
Лопата |
|
Лопата |
|
Дети |
4 этаж |
|
|
Дети |
|
Дети |
|
|
3 этаж |
Лопата |
|
|
Огенту |
|||
|
|
Лопата |
|||||
2 этаж |
Дети |
|
|
Лопата |
|
|
Дети |
7 этаж |
|
1 |
|
|
|
2 |
|
Ход игры.
Представьте себе, что вы постояльцы семиэтажной гостиницы, находящейся на одиноком скалистом острове. В этой гостинице вас привлекает только одно - ее уединенность. В гостинице есть только один недостаток - это то, что в гостинице только три выхода. Это два подъезда и посадочная полоса для вертолета на крыше дома. Администрация гостиницы осознает эти недостатки и ежегодно проводит учения по пожарной безопасности, не сообщая постояльцам о времени их начала.
И вот, в одно прекрасное летнее утро вы узнаете, что в гостинице вспыхнул пожар. Все постояльцы спустились на первый этаж к выходам и обнаружили, что они заблокированы. Собравшиеся у выходов постояльцы - это две команды, которым предстоит нелегкий путь к спасению. Путь к спасению один - через крышу, где вас уже ждет вертолет.
Чтобы подняться на крышу дома, вам необходимо потушить те комнаты, которые будут находится на вашем пути. За каждую потушенную комнату вы получите определенное количество баллов, комната считается потушенной в том случае, если вы правильно ответили на вопрос ведущего. Учтите, что чем выше вы поднимаетесь, тем сложнее вопросы предлагаемые вам ведущим, и тем больше баллов вы можете получить за правильный ответ.
На первых трех этажах вас ждут однобалльные вопросы, на 4 и 5 этаже - двухбалльные, и на последних (6 и 7) - трехбалльные. Передвигаться по комнатам вы можете только вправо или влево, вверх или вниз, и только на одну клетку - комнату. Учтите, что если вы не ответили на вопрос ведущего, та комната, которую вы тушили, оказывается заваленной, и прохода через нее уже нет.
Администрация гостиницы сообщила своим постояльцам, что в некоторых комнатах остались дети, за спасение которых вам добавляется еще два балла. В некоторых комнатах есть огнетушитель, если вам повезет и вы найдете такую комнату, то она считается потушенной без вопроса ведущего, и в вашем активе появляется еще три балла. После освобождения от огня некоторых комнат, вы можете обнаружить там лопаты, которые сможете использовать для расчистки заваленных комнат, но вынести эту лопату из комнаты вы можете только при условии, если правильно ответите на дополнительный вопрос ведущего. Одна лопата поможет расчистить одну комнату.
По потушенным комнатам вы можете свободно передвигаться, при этом ведущий вопрос вам не задает и никаких баллов вы не получаете.
Теперь вам известна вся необходимая для спасения информация - в путь!
Рекомендации ведущим.
Предлагаемое поле составлено для ведущих, играющие не видят поле целиком, они знают месторасположение только некоторых объектов - оставленных детей и лопат, местонахождение огнетушителей знает только ведущий.
Игра считается законченной в том случае, если одна из команд выбралась на крышу и объявила о своем отлете или одна из команд оказалась в безвыходной ситуации - заваленной со всех сторон.
Еще раз основные правила: ходить по полю можно только по горизонтали или вертикали на одну клетку. За правильный ответ на первом уровне (1, 2 и 3 этажи) команда получает по одному баллу, за правильный ответ на втором уровне (4 и 5 этаж) - по два балла, за правильный ответ на третьем уровне (6, 7 этажи) - по три балла.
За спасение ребенка команде прибавляется два балла, за найденный огнетушитель команда без вопроса получает три балла, для того, чтобы взять лопату из потушенной комнаты, команда должна правильно ответить на дополнительный вопрос.
Команды ходят по очереди.
Пакет вопросов.
1 балл.
Житель очень маленькой фантастической страны, описанной в романе Джонатана Свифта. (Лилипут)
Упаковка для мази, пасты, красок. (Тюбик)
Гоночный микролитражный автомобиль. (Карт)
Положение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
Плащ из непромокаемой ткани. (Макинтош)
Какое произведение чаще всего исполняли влюбленные юноши, стоя под окнами своих избранниц? (Серенада)
Вечнозеленое дерево - символ победы. (Лавр)
Богиня цветов и весны. (Флора)
Богиня охоты в греческой мифологии. (Артемида)
Бог смерти в греческой мифологии. (Аид)
Какая богиня родилась из головы Зевса. (Афина)
Назовите океан, в котором больше всего островов. (Тихий)
Назовите самое "твердое" море. (Мраморное)
На каком материке нет рек? (Антарктида)
Какие вы знаете цветные моря? (Белое, Черное, Красное, Желтое)
Где находится Аравийская пустыня? (В Африке, между Нилом и Красным морем, на юге переходит в Нубийскую пустыню)
Какая рыба называется именем человека? (Карп)
В названии какой птицы сорок букв? (Сорока)
Какая птица носит название танца? (Чечетка)
Какой породы была собака в повести Джека Лондона "Белый Клык"? (Помесь волка с собакой)
Какой снег быстрее тает - чистый или грязный? (Грязный)
Что растет вниз вершиной? (Ледяная сосулька)
Кто раньше появляется весной - летучие мыши или летучие насекомые. (Летучие мыши появляются после вылета насекомых, которыми они питаются)
Сколько ног у паука? (Восемь)
Сколько крыльев у жука? (Четыре)
Какая птица кричит драной кошкой? (Иволга)
Какие ноги вырастают у головастиков первыми - передние или задние? (Задние)
Какого цвета самый крупный из наших дятлов? (Черный, с красной шапочкой)
Что это за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
Куда зайцу бежать удобнее - с горы или в гору? (В гору, у зайца задние ноги длиннее передних)
Что ест зимой жаба? (Ничего, зимой она спит)
Когда черен - куслив и задорен, а покраснеет - сейчас же и присмиреет. (Рак)
По земле не хожу, вверх не гляжу и гнезда не вью, а детей вывожу. (Рыба)
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
Ходячему на путь, ленивому на кнут, а хворому на здоровье. (Береза: путник вырежет палку, возница - кнутовище, а хворых поят березовым соком)
Висит сито, не руками свито. (Паутина)
Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко светлое, камешками набито. (Ягоды шиповника)
Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
2 балла.
В греческой мифологии бог - целитель, прорицатель. (Аполлон)
Назовите имя самого воинственного бога древних римлян. (Марс)
Главный злодей в сериале "Рабыня Изаура". (Леонсио)
Кусок ткани для починки. (Заплата)
Судно, имеющее два корпуса. (Катамаран)
Японская национальная одежда. (Кимоно)
Бумага для оклейки стен. (Обои)
Кто первым плавал по проливу, названному впоследствии Беринговым? (Семен Дежнев)
Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)
Какой пролив разделяет два моря, два океана, два полуострова, две части света, два государства. (Берингов пролив разделяет Берингово и Чукотское моря, Северный Ледовитый и Тихий океаны, Чукотский полуостров и полуостров Сьюард, Азию и Америку, Россию и США)
Существует ли в действительности "безбрежное" море? (Саргассово море, расположенное в Атлантическом океане)
В каких наших озерах водятся тюлени? (На Байкале, в Ладожском озере и в Каспийском море)
Какая из наших птиц быстрее всех летает, при этом не садится ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стриж)
Какая самая большая птица в мире? (Африканский страус)
Почему куры, индейки и некоторые другие зерноядные птицы глотают мелкие камушки. (Камушки помогают им лучше переваривать зерна, желудок с камушками заменяют им зубы)
Какое растение, служащее сырьем для изготовления тканей, цветет только половину дня? (Лен, он цветет только половину дня, затем вместо цветов у него появляются зеленые коробочки с семенами)
Какой зверек вьет гнездо в траве и в кустах? (Мышь-малютка)
Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Водяной паук-серебрянка)
Чем питаются новорожденные летучие мышата? (Молоком матери)
Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях хорошо видны скрытые летом в листве птичьи гнезда)
Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать? (У лошадей очень острое обоняние, отфыркиваясь, они очищают нос и могут быстрее определить, что и с какой стороны им угрожает)
Каких пауков называют "бродягами"? (Тех. кто не ткут паутину для ловли добычи)
Середка на дворе, голова на столе, ноге на поле. ( Хлебные колосья)
Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан поясом, встать не может - люди поднимают. (Сноп)
Я молча говорю издали с тобою. (Эхо)
Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, падет - почернеет. (Листва)
Долговяз в траве увяз. (Дождь)
Пал Палыч пал на воду, сам не утонул и воду не замутил. (Лист с дерева)
Однолетняя трава - выше двора. (Хмель)
3 балла
В нашей стране есть остров, который, расположен сразу в трех полушариях. Назовите его. (Остров Врангеля. (Северное, западное, восточное полушария)
В каком городе жители ежедневно совершают путешествия из Европы в Азию и обратно. (Магнитогорск. (По реке Урал проходит граница между Европой и Азией)
В какое озеро, находящееся на территории России, впадает 336 рек, а вытекает одна? Что это за река? (Озеро Байкал, река Ангара)
Какая рыба европейских рек может по праву быть названа вечной путешественницей? (Речной угорь, это рыба совершает за свою жизнь дальнее путешествие протяженностью в 7 - 8 тысяч км. в Саргассово море, где она нерестится)
Какое дерево в средней полосе страны цветет последним в году? (Липа)
Какая птица "лает"? (Самец белой куропатки весной)
Есть ли у нас хищные растения? (Есть. У нас на моховых болотах растет росянка, в реках и озерах растет пузырчатка)
Как различить старого и молодого грача. (По их носам. У молодого грача нос черный, как у ворона, а старого - грязно-белый)
Почему старых лосей-быков называют "сохатыми" ("Сохатый" от слова "соха", на которую похожи рога лося)
Когда говорят про птицу: "За море помирать полетела"? (Когда по ней промажет охотник)
У кого лапы вывернуты ладошками врозь и наружу? (У крота)
Какой ночной хищник появляется у нас только зимой? (Полярная белая сова)
Отчего все кошки гораздо чистоплотнее собак? (Кошки ловят добычу прыжками из засады, они должны быть чистоплотны, чтобы от них не пахло, иначе те, на кого они охотятся, почуют их издали и не подойдут к засаде близко.)
Какая птица выводит птенцов в любое время года? (Клест. Они выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками.)
Бежать - бежать - не добежать, лететь - лететь - не долететь. (Горизонт)
Вороне через три года что бывает? (Четвертый год идет.)
Без рук, без ног стучит - в избу просится. (Ветер)
Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед)
Не в избе, не на улице - соловьиное гнездышко. (Входная дверь в избу скрипит, как соловей из гнезда беспокоится.)
В избе мерзнут, на улице - нет. (Окна замерзают только изнутри.)
Тридцать два молотят, один наворачивает. (Зубы и язык)
Десять мальчиков на спинках льдинки несут. (Пальцы и ногти (Эвенкийская загадка)
Я хожу, а он остается. (След)
Белая кошка лезет в окошко. (Рассвет)
Черная корова всех людей поборола, а белый вол всех поднял. (Ночь и день (Украинская загадка)
Маленький, легонький, а тяжко поднять. (Горячий уголек (Белорусская загадка)
Кверху дном - полная, книзу дном - пустая. (Шапка (Карельская загадка)
Утром я встал, на две дороги попал. (Брюки (Казахская загадка)
Легко, кругло, а за хвост не поднять. (Клубок)
Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
Меж двумя дубами застряла свинья зубами. (Пила (Украинская загадка)
Что это за дорога: кто по ней идет, тот хромает? (Лестница (Белорусская загадка)
Четыре четырки, две растопырки, седьмой - вертун. (Корова (Украинская загадка)
Один человек на двух лошадях разом едет. (Лыжник (Якутская загадка)
У матери тысяча сыновей, каждому она мисочку дала, а себе не взяла. (Дуб и желуди (Украинская загадка)
Я вода, по воде плаваю. (Льдинка)
Черная дорожка усыпана горошком. (Звездное небо)
Голубой платок,
Красный клубок
По платку катается,
Людям улыбается. (Солнце на небе)
Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Ковш Большой медведицы)
Мост велик, да нет пути - ни проехать, ни пройти. (Радуга)