Урок по русскому языку для 7 класса «Правописание НЕ с причастиями»
Правописание НЕ с причастиями.
Урок по русскому языку в 7 классе.
Цели урока:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; обучить учащихся способам применения изученного правила;
2. Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами;
Развивающие:
1. Развитие памяти, воображения, монологической речи;
2. Совершенствование умения работать в группах.
Воспитательная:
1. воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы.
Тип урока: изучения нового материала
Ход урока
I. Организационный момент
Доброе утро, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я рада нашему очередному сотрудничеству и уверена, что вы сегодня сделаете еще один шаг к постижению глубин безбрежного, могучего и прекрасного русского языка.
Как известно, слова, обозначающие такие признаки, которые создаются действием, в грамматике называются причастиями. На протяжении нескольких уроков мы работали с этой удивительной частью речи и уже немало знаем о ней.
II. Разминка. Модель ФРЕЙЕР.
Перед нами стоит задача повторить, что такое причастие. Перед вами листы бумаги, вам нужно на этих листочках составить модель причастия: написать понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры. Для этого мы используем с вами модель ФРЕЙЕРА.
На выполнение этого задания отводится две минуты. Готовы? Проговорите свои ответы за столом. Участник №1 называет определение, участник №4 характеристику причастия, участник №2 примеры причастий, участник №3 противоположные примеры. Если у вас есть какие-либо добавления, вы можете их высказать.
3.Основная часть .Объяснение нового материала. Модель МИКС ПЭА ШЭА. .
(Звучит музыка. Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате.)
- Ребята, встаньте в пары. (ученики образуют пары и «дают пять»).
(Используем структуру РЕЛЛИ РОБИН)
- Среди данных слов на доске попробуйте найти причастия.
Ненастный, нелепый, негодующий, непоседа, невежа, ненавидящий, недоумевать, невзлюбила, недоумевающий.
-Почему вы выбрали именно эти слова? Отвечает участник , у которого имя длиннее. Спасибо. (Эти слова являются причастиями, потому что обозначают признак предмета по действию и отвечают на вопрос какой? Например, негодующий – от глагола негодовать, ненавидящий –ненавидеть. Это действительные причастия настоящего времени.)
(Ученики делятся со своими партнерами своими ответами)
- Что объединяет эти слова? Отвечает участник, у которого волосы светлее. Спасибо.(Эти слова объединяет то, что все они пишутся с не слитно).
- Почему они пишутся слитно? Отвечает участник, у которого день рождение зимой. Спасибо.( Данные слова пишутся с не слитно, потому что без не не употребляются).
Учитель:
Сейчас, ребята, вы должны распределиться и подойти к одному из углов. Там находятся таблички с примерами на определенное правило. Это правило слитного и раздельного написания Не с существительными, не с прилагательными, не с глаголами, не с причастиями.)
Для этого задания мы используем структуру КОНЕРС.
- А какое правило, ребята , мы с вами ещё не знаем?
Участник под №2 полное правило правописания не с причастиями пока ещё озвучить затрудняется.(Причастия, которые не употребляются без не, пишутся слитно).
- А можем ли мы с точностью сказать, как будут писаться данные причастия с НЕ?
(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ, решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; ещё не прочитанная мною книга; (Не)обжитый строителями, а заброшенный край, (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина,(не)примятая трава; трава (не)примята, (не)забытая, а созданная снова песня.
Пока нам сделать это затруднительно. А можете ли вы сейчас сформулировать тему нашего урока? (слитное и раздельное написание не с причастиями).
_ Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Учитель. Конечно, мы не сможем сразу определить, как будут писаться данные причастия с не. Для этого необходимо знать правила написания.
Но сначала мы запишем тему урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Учитель. Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями. Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сделаем записи в тетради.
Случаи слитного написания нес причастиями.
1.Негодующий взгляд, ненавидящий тон.
- От какого слова образовано причастие? ( от глагола негодовать)
- Возможно ли употребление причастия без не? (невозможно)
Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.
- Подберите однокоренные слова других частей речи (негодование, негодовать).
2. Невыраженный признак, нерешённая задача.
- Есть ли при причастиях зависимые слова?
Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.
Вывод: Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то оно пишется с не слитно.
3.Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.
- Какое значение имеют наречия очень, весьма? (значения степени).
Вывод: Если причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно), то пишется с не слитно.
Случаи раздельного написания не с причастиями.
1.Не работающий, а сломанный телевизор. Не прибранные, а разбросанные вещи.
- Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастиями.
Вывод: если причастие имеет противопоставление , то пишется с не раздельно.
2.Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.
- Есть ли у причастия зависимые слова, то есть образуют ли они причастные обороты?
Вывод: если причастие имеет зависимые слова, то пишется с не раздельно.
2.Реки ещё не скованы льдом. Обед ещё не приготовлен.
– В чём особенности этих причастий? (они краткие)
– Каким членом предложения они являются?(сказуемым)
Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.
А теперь проговорите за столом все варианты слитного и раздельного написания не с причастиями. Участник №1 , назовите случаи слитного написания не с причастиями.
Случаи раздельного написания нам напомнит участник №4.
Учитель. Теперь, зная условия , при которых не с причастиями пишется слитно или раздельно, мы можем вернуться к упражнению, предложенному в начале нашей работы над темой. ( работа с карточками)
Участник №1 - выписывает краткие причастия.
Участник №2 – выписываем с противопоставлением.
Участник №3 - выписываем причастия с зависимыми словами.
Участник №4 – выписывает всё остальное.
Учитель. Чтобы проверить , как вы справились с заданием, используем структуру
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД.
Поменяемся своими листочками с партнером по лицу. Проверьте правильность выполнения его работы.
- Как по-вашему, правильно ли он справился с заданием?
Выполнение работы.
1.Работа не закончена, решение не продумано, трава не примята.
2.Не обжитый строителями, а заброшенный край; не забытая , а созданная вновь песня.
3.Гласные, не проверяемые ударением; ещё не прочитанная мною книга; никем не нарушаемая тишина;
4.Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина, непримятая трава.
5. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на уроке?
Рефлексия.
- Какое задание на уроке было наиболее интересным?
- Какое задание оказалось самым трудным или просто вызвало затруднение?