12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана24

МБОУ «Гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского» г. Пензы










Конспект урока по музыке

в 4 классе

по теме: «Праздников праздник, торжество из торжеств»

















Подготовил: учитель музыки О.А. Турапина
















Цели: познакомить с традициями празднования православного праздника Пасхи; развивать вокально – хоровые навыки; воспитывать чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства, обогащать духовный мир ребенка.

Планируемый результат: Учащиеся должны знать понятия - тропарь, кондак, ирмос, задостойник, песнопение.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Оборудование: ноутбук, колонки, мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал со словами произведений.

Музыкальный материал: Ирмосы Пасхального канона А Ведель, Молитва “Ангел вопияше”. П.Чесноков, тропарь “Христос Воскрес”, "Радуйтеся людие" Дж. Сарти и «Христос Воскрес!» А. Майкова

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.


Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит колокольный звон дети входят в класс, рассаживаются на свои места, на мультимедийной доске СЛАЙД 1

Музыкальное приветствие: ирмос 8 песни пасхального канона «Сей нареченный и святый день».

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Сейчас вы прослушали песнопение, которое исполнил хор студентов МДАиС. Кто может мне сказать, о чем это произведение?

Дети: О празднике праздников и торжестве из торжеств о Пасхе. СЛАЙД 2

Учитель: Правильно. Сегодня тема нашего Праздников праздник, и торжество из торжеств.

II. Мотивация к рабочей деятельности. СЛАЙД 3

Учитель: Пасха - самый любимый христианами праздник. С самого утра раздается радостный перезвон колоколов, улыбающиеся лица людей на улицах, в храмах совершаются богослужения, во время которых исполняются песнопения, посвященные празднику. Какие пасхальные песнопения вы знаете?

Дети: тропарь Пасхи, ирмосы, стихиры, кондак.

III. Организация восприятия и осмысления новой информации.

Учитель: Слова тропарь, кондак, ирмос не привычны для современного человека. Эти слова можно услышать сегодня только в храме. Что же они означают. Это мы с вами узнаем, выполнив задание. У каждого из вас на парте находится конверт с буквами. Вам необходимо разбиться на пары, чтобы сложить из букв слова. Сложив их мы и узнаем, что они значат. (тропарь, кондак, стихира, ирмос, задостойник, светилен).

(Учащиеся получают конверты с задачей, разрезанной на слова, складывают задачу. Во время работы учащихся звучит песнопение «Ангел вопияше»)

По окончании работы с терминами дети читают определения слов.

Учитель: Во время выполнения задания вы слышали задостойник Пасхи «Ангел вопияше благодатней…» СЛАЙД 4

Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся:

Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся.

Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе.

Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Учитель: Кто исполнил это песнопение?

Ученик: Церковный хор, солист, а капелла.

Вопросы и задания.

1.Какое общее настроение господствует в музыке?

2.Какие интонации слышны в звучании хора?

3. Обратите внимание: иногда мажорное звучание сменяется минорным. С чем, по – вашему это связано? (ответы ребят)


Учитель: Самым простым, доступным и главным песнопением Пасхи является тропарь. Его исполняют все присутствующие в храме: хор, священники и прихожане. В пасхальном тропаре всего три звука, его может исполнить каждый. Давайте и мы сейчас вместе исполним пасхальный тропарь. СЛАЙД 5

Все вместе поют тропарь «Христос воскресе….»

Учитель: Празднование Пасхи – многовековая традиция. Праздник Пасха празднуется уже более

2000 лет и не только в России. А как вы думаете, в каких странах еще могут праздновать Пасху?

Дети называют страны.

Учитель: А давайте сейчас вместе поздравим с праздником Пасхи христиан из разных стран на их языке. СЛАЙД 6

Дети исполняют тропарь на греческом, латинском, английском и французском.

IV. Слушание и музыкальное наблюдение. СЛАЙД 7.

Учитель: Чтение стихотворения Я. Полонского "Пасхальные вести".

Весть, что люди стали мучить Бога,

К нам на север принесли грачи...

Потемнели хвойные трущобы,

Тихие заплакали ключи...

На буграх каменья обнажили

Лысины, покрытые в мороз...

И на камни стали капать слезы

Злой зимой очищенных берез.

И другие вести, горше первой,

Принесли скворцы в лесную глушь:

На Кресте Распятый, всех прощая,

Умер Бог, Спаситель наших душ.

От таких вестей сгустились тучи,

Воздух бурным зашумел дождем...

Поднялись, морями стали реки,

И в горах пронесся первый гром.

Третья весть была необычайна:

Бог воскрес и смерть побеждена!

Эту весть победную примчала

Богом воскрешенная весна...

И кругом леса зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И внимая трелям соловьиным

Ландыши и розы зацвели.

Учитель: Сейчас мы услышим заключительную часть первой сюиты для двух фортепьяно С.В. Рахманинова, посвященную - светлой Пасхе.

Звучит сюита для двух фортепиано “Светлый праздник”. С.Рахманинов.

Учитель: Тянутся длинные аккорды, создавая ощущение оцепенения, застылости…Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. Соответствует ли характер музыки эмоциональному настроению стихотворения?

Ученик: Да соответствует. Мелодия вначале звучит сумрачно и печально, а потом в конце торжественно и радостно, в мелодии узнается звучание ТРОПАРЯ ПАСХИ, который звучал на нашем уроке.

Учитель: Что напоминает звучание фортепиано?

Ученик: Перезвон колоколов. СЛАЙД 8

Учитель: Какие еще колокольные звоны Вы знаете?

Ученик: Благовест и Трезвон. Набат можно услышать, когда случалась беда – пожар, наступление врагов и т.д.;

Учитель: А какой прием использовал С. Рахманинов в своем произведении?

Ученик: прием имитации или подражания, так как звон колоколов передается игрой на двух фортепьяно.

Учитель: Колокольная тема присутствует о многих произведениях Сергея Рахманинова. Он очень любил Россию, русскую песню и звон колоколов.

V. Физкультминутка. СЛАЙД 9

Учитель: А теперь мы немного с вами отдохнем

Ангелы трубят о чуде (ладони раскрыты, большой палец одной руки соединен с указательным другой- имитация игры на трубе)

От земли и до небес. (наклоны головы вниз-вверх)

Радуйтесь, ликуйте, люди, (руки на пояс, повороты туловища вправо-влево)

Знайте же: (руки опущены вдоль туловища)

Христос воскрес! ( руки поднять вверх)


VI. Вокально-хоровая работа (слова на СЛАЙД 10 )

Учитель: Первая неделя после Пасхи называлась Светлой. Все семь дней в храмах были открыты колокольни и, каждый человек, особенно ребенок, мог подняться туда и звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Разучивание песни «Христос воскрес» А. Майкова.

а) исполнение учителем,

б) разучивание 1 куплета и припева,

в) исполнение детьми.

VII. Творческая работа. СЛАЙД 11.

Учитель: На такой мажорной ноте наш урок подходит к концу. Подумайте, красками какого цвета вы бы раскрасили этот праздник, и закончите фразу «Пасха – это…».

VIII. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

- Что было для вас новым на уроке?

-Как называется музыка, которая звучит в церкви?

-С какими песнопениями мы познакомились?

-Что такое тропарь?

-Какими словами мы приветствуем друг друга в этот праздник?

IX. Выставление оценок.





Чтение стихотворенияА.Хомякова.

Ученик: И мощный звон промчался над землею,


И воздух, весь гудя, затрепетал.


Певучие серебряные громы


Сказали весть святого торжества.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.