12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мильгунова Анастасия Андреевна19

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







Технологическая карта

Пробного урока музыки,

Проведенного Мильгуновой Анастасией

В 4 классе

МБОУ «Лицей № 69»








Дата: 18.10.2023г.

Учитель: Башкайкина. Е.В.

Методист: Старшинова Т.В.

Оценка:

Ростов-на-Дону

2023г.







Тема урока: «На великий праздник собралася Русь»

Деятельностные цели учителя:

Деятельностная цель обучающихся:

Развивать музыкальную культуру обучающихся;

Создать условия для формирования интереса к классической музыке;

Способствовать развитию эмоционально-осознанного отношения к музыке;

Обеспечить усвоение музыкальных знаний;

Способствовать формированию вокально-хоровых навыков.



Осознавать значимость музыкальной культуры;

Проявлять интерес к классически музыке;

Проявлять эмоционально-осознанное восприятие музыки;

Активно участвовать в усвоении музыкальных знаний;

Проявлять вокально-хоровые навыки (точно интонировать мелодию, четко произносить слова).

Содержательная цель учителя:

Содержательная цель обучающихся:

Продолжить знакомство с композиторами М. Глинкой и С.С. Прокофьевым;

Закрепить жанры;

Познакомить с эпилогом оперы М.Глинки «Иван Сусанин» хор «Славься»;

Познакомить с финалом кантаты С.Прокофьева «Александр невский» хор и оркестр «Въезд Александра во Псков»

Познакомить с картиной

Познакомить с 2 частью кантаты С.Прокофьева «Песня Александра Невского»

Познакомить и разучить «Мир музыки» Е. Машечковой.


Продолжить знакомство с композиторами М.Глинкой и С.С. Прокофьевым;

Усвоить жанры;

Познакомиться с эпилогом оперы М.Глинки «Иван Сусанин» хор «Славься»;

Познакомиться с финалом кантаты С.Прокофьева «Александр невский» хор и оркестр «Въезд Александра во Псков»

Познакомиться с картиной «

Познакомиться с 2 частью кантаты С.Прокофьева «Песня Александра Невского»

Разучить «Мир музыки» Е. Машечковой.



Предметные умения:

Эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, понимать силу влияния музыки на человека;

Знание и различие элементов музыкального языка;

Точно интонировать мелодию;

Четко произносить слова;

Проявление умений и навыков определять музыкальные средства, особенности музыкального образа.

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании


Личностные УУД:

Эмоционально и осознанно воспринимать жизненное содержание музыкальных произведений;

Понимание единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя;

Формировать основы российской гражданской идентичности;

Проявлять эмоциональную отзывчивость на произведения различного образного содержания;

Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России.

Понимать интонационную природу музыки;

Проявлять мотивацию к музыкально-учебной деятельности.


Познавательные УУД:

Наблюдать за способами и принципами развития музыки;

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому музыкальному материалу;


Регулятивные УУД:

Использовать знакомые понятия для расширения аналитических задач;

Формулировать и удерживать учебную задачу, вносить коррективы в свою работу, выполнять учебные действия в качестве слушателя;

Формулировать и удерживать учебную задачу, вносить коррективы в свою работу выполнять учебные действия в качестве слушателя;

Планировать собственные действия в процессе восприятия музыки;

Оценивать результаты собственной музыкальной и художественной деятельности.


Коммуникативные УУД:

Расширять словарный запас в процессе размышлений о музыке, используя музыкальные термины;

Участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.











Ресурсы:

Мультимедийные средства обучения: аудиозапись эпилога оперы М.Глинки «Иван Сусанин» хор «Славься»; финалом кантаты С.Прокофьева «Александр невский» хор и оркестр «Въезд Александра во Псков»; ноты «Мир музыки» Е.Машечковой; ноты 2 части кантаты «Песня Александра Невского»; картина .


Методы работы:

Словесные методы работы: беседа, рассказы, объяснение, закрепление;

Наглядно-слуховые: иллюстрация в аудиозаписях, игра на фортепиано;

Наглядно – зрительный: иллюстрации;

Художественно-практический метод;

Метод наблюдения за музыкой.


Педагогические технологии:

Личностно-ориентированное обучение;

ИКТ;

Развивающее обучение.


















Этапы и цели

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

Этап мотивации к учебной

деятельности.

Цель: подготовка

мышления

обучающихся,

организация их

потребности к

восприятию

нового материала.






























Этап слушание музыки фрагмента 2 части кантаты С.Прокофьева «Песня об Александре Невском» и Слушание 7 части кантаты «Въезд Александра во Псков»

Цель:

Внимательно слушать фрагмент; Внимательно слушать7 часть кантаты; определить с помощью каких средств выразительности создается музыкальный образ; воспитать любовь к русской классической музыке.




























Этап слушание музыки заключительной часть оперы «Иван Сусанин» М.Глинка, хор «Славься» Цель:

Внимательно слушать; определить жанр музыки; определить тему урока.








































Этап вокально-хоровой работы.

Муз и Сл Е.В. Машечковой «Мир музыки».

Цель:, определить характер песни, проанализировать содержание песни

разучить первый куплет, научить чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова.



















































Этап: итог урока.

Цель: проявить интерес к содержанию урока, убедиться в усвоении музыкальных знаний, понять значимость материала.






Музыкальное приветствие.

Здравствуйте, садитесь.

Вспомним, что вы изучали на прошлом уроке.

Какие произведения вы прослушали на прошлом уроке.

Какие жанры вы можете назвать?

Сейчас я буду говорить название песен, а вы постарайтесь вспомнить, к какому жанру принадлежит песня.

Во кузнице …”

Кадриль ”

Берёзка”

«Эх ухнем»

Сегодня мы продолжим знакомство с русским фольклором.

Ребята, вы знаете, что такое фольклор?

С английского «народная мудрость» - устное, словесное и музыкальное творчество.

В русском фольклоре и в творчестве композиторов есть произведения, которые славят героев, защитников Родины. Некоторые из них вы уже знаете – это песни «Славы были наши деды», «Солдатушки бравы ребятушки..».

Сейчас я вам расскажу об одном герое на Руси.

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а облик с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому. Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.

Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище. «Александр Невский был в самой гуще боя… Сражение кругом шло такое, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием - Русь…» (О. Тихомиров). Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. В живописи, кинофильмах и музыке.

И сегодня мы с вами продолжим знакомиться с великим русским композитором С.С Прокофьевым и его кантатой «Александр Невский».

Ребята вы знаете, что такое кантата?

Кантата – с итальянского означает «Петь» . Вокально–инстрементальное произведение для хоров, солистов и оркестра.

Откройте тетрадь и запишите определение, что такое кантата.

Кантата возникла благодаря одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Сняв определённый эпизод фильма Сергей Сергеевич просматривал отснятое, как бы впитывал в себя, старался прочувствовать характер и ритм каждой сцены и на следующий день приносил готовую музыку, поражавшую яркостью образов. «Зримость» образов - характернейшая черта музыки Прокофьева.

Сейчас я вам спою фрагмент из 2 части кантаты С.Прокофьева «Песня об Александре Невском». Сядьте ровно, слушайте внимательно и скажите, о чем же в ней поется.

Исполняю фрагмент кантаты С.Прокофьева «Александр Невский», «Песня об Александре Невском»

Так, о чем же поется в этом фрагменте?

Верно, люди русские готовились к защите Руси «… Не уступим землю русскую…»

Какая же она по характеру?

Да, действительно она звучит как богатырская былина, люди все могут сделать, только бы защитить землю родную.

Сейчас мы с вами послушаем заключительную часть кантаты С.Прокофьева . «Александр Невский» финал «Въезд Александра во Псков».

Ребята, скажите, с какой целью мы будем слушать это произведение?

Правильно, чтобы послушать финал кантаты и понять, как он звучит в музыке.

Сядьте ровно, слушайте внимательно и скажите, после, о чем поется и какое настроение, характер передает музыка.

Слушание кантаты С.Прокофьева финал «Въезд Александра во Псков».

Какое настроение у вас сложилось после прослушивания?

Замечательно, торжественная, величественная, светлая.

Ребята, так о чем же поется в финальной части?

Верно, о победе русского народа, о ликовании . что вернулся русский люд на землю Родную.

Скажите, пожалуйста, заключительная часть звучит всегда одинаково?

Нет, верно, в ней несколько частей. Кто услышал, сколько их?

3 части. Как звучит первая часть? Встречалась ли нам такая мелодия?

Да, звучит «Песня об Александре Невском», но как она звучит, какой музыкальный инструмент усиливает торжественность заключительных хоров?

Правильно, тарелки, какой образ они создают?

Верно, образ празднества.

В каком темпе звучит произведение?

Да, действительно звучит умеренно, не спеша.

Но почему, как кто думает?

Потому что люди вернулись домой с победой, и каждый хочет увидеть свою семью, они гордо входят на землю русскую.

Какая же динамика?

Замечательно, громкая и очень громкая.

Почему, как вы думаете?

Чтобы усилить торжество.

Кто услышал, какой музыкальный инструмент звучит в начале 2 части?

Верно, с колокольчиков и металафона.

Но почему как вы думаете?

Да, верно, чтобы показать радость людей, счастье.

2 часть так и называется «Веселися, пой мать родная Русь»

Чем же отличается 2 часть от первой?

Все ли голоса поют сразу?

Нет, начинает женский голос, потом тема переходит к мужским голосам.

Кто как думает, почему?

Чтобы показать, что счастливы все, начиная от детей и заканчивая стариками.

Потом мы слышим все голоса, только уже в интонации другого жанра, какого?

Да, появляется интонация другого жанра - танца, а какие музыкальные инструменты усиливают образ пляски?

Бубен и саксофон.

Также из 2 части появляется 3 часть, она называется «Вставайте люди русские», как будто призыв, чтобы встречали родных.

А как мы понимаем, что это 3 часть?

Верно, происходит усиление оркестра и хора.

В сочинениях композиторов – опера, кантатах обращенных к истории, звучат и торжественные хоры, прославлявшие героев Отечества. Так и в эпилоге заключительной части оперы «Иван Сусанин» М.Глинки хор «Славься».

Ребята, вы знаете сюжет оперы М.Глинки «Иван Сусанин»?

Иван Сусанин - это русский национальный герой, который спас Русь, от поляков уведя их на болото, где там и погибли все.

Сейчас мы послушаем заключительную часть из оперы М.Глинки «Иван Сусанин» хор «Славься». Я вас попрошу сесть ровно и внимательно послушать, но для чего вы будете слушать, с какой целью?

Да, чтобы продолжить знакомство с композитором М.Глинкой и понять, о чем поется в финале оперы «Иван Сусанин».

Слушание заключительной часть оперы «Иван Сусанин» М.Глинка, хор «Славься»

Ребята, так о чем поется в эпилоге оперы М.Глинки «Иван Сусанин»?

Правильно, ведь в этом хоровом произведении ярко отображён образ народа – истинного патриота, который героической самоотверженностью доказал безмерную любовь и беззаветную преданность своей Отчизне. На великий праздник собралася Русь.

А какого характера музыка, какое настроение она передает слушателям?

Верно, торжественное, радостное, величественное.

Вы обратили внимание, к какому жанру принадлежит песня?

Послушайте, я вам исполню фрагмент, мотив песни, а вы решите для себя к какому жанру она принадлежит.

Исполняю « славься, славься ты, Русь моя…»

Итак, что вы скажите?

Звучит торжественный марш.

Но почему как вы думаете?

Да, потому что люди собрались на великий праздник Руси, а именно отпраздновать победу!

Ребята, как называется тема нашего урока? О чем мы говорили сегодня?

Правильно, запишите число восемнадцатое октября и тему урока: «На великий праздник собралася Русь!»

Ведь праздник благодаря героям, который спасли и защитили Родину, он со светлой печалью.

Я вам предлагаю открыть учебник на странице 22 и рассмотреть фрагмент картины Сергея Николаевича Присекина « И клятву верности сдержали…»

Обратите внимание на цвета, которые использовал художник, они какие?

Да, темные. Коричневые и яркий акцент на красный цвет. Что это говорит нам?

Верно, о том, что идет сражение, а как понять фразу, название картины «И клятву верности сдержали…»

Это означает, что люди за Родину все отдадут, даже жизнь.

Какие эмоции вы испытываете, смотря на картину?

Я согласна с вашими чувствами, она вызывает воинственность и долг перед родными.

Можно те чувства, которые вы испытываете, смотря на картину С.Присекина почувствовать и в опере М.Глинки «Иван Сусанин»?

Да, действительно, можно, так как название картины, похоже на сюжет оперы.

Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать такой человек, как Александр Невский или Иван Сусанин?



Можно ли назвать их патриотам?

Конечно, ведь люди защищали свои семьи и родину.

Чтобы не происходило в жизни людей, их путь всегда сопровождался музыкой и песней.

И сейчас мы с вами познакомимся с песней, которая расскажет нам о мире музыки. Она так и называется «Мир музыки».

Послушайте песню и скажите, знакома ли вам она, какие чувства, эмоции у вас вызвала песня?(исполнение песни)


А какие чувства, эмоции у вас вызвала песня?

Соглашусь с вами, от этой песни веет гармонией и безмятежностью.

Замечательно, сейчас мы начнем разучивать песню, но чтобы у вас все получалось, мы сделаем дыхательное упражнение. Все встанем.

Сделаем глубокий вдох и будем выдыхать на букву «Ш», посмотрите на меня (упражнение Ш), теперь все вместе.

Какие вы молодцы, но если вы споете и слова будут непонятны, вас никто не поймет, нужно четко произносить слова. Для этого мы сделаем упражнение, мы представим, как будто заводим мотор, посмотрите на меня, начинаем с нижнего звука, а когда поднимаем руки вверх, высокий звук, все вместе, пожалуйста (упражнение мотор)

Какие все молодцы, садитесь на места.


Теперь мы приступаем к разучиванию песни. Послушайте первую фразу. (пропеваю).

Скажите, как движется мелодия?

Да, верно.

Сядьте ровно и положите руки на парту. Будем петь все вместе. Но обратите внимание на слово жиТь, мы четко проговариваем окончание слова. Давайте проговорим, произнося правильно буквы

Послушайте первый звук, «1 фраза»


Так, хорошо. Послушайте вторую фразу. «2 фраза»)

Похожа ли эта фраза на предыдущую?

Верно. Теперь вместе. Старайтесь четко произносить окончание слова дРужиТЬ и букву «Р». Давайте проговорим, произнося правильно буквы.



Хорошо. Теперь споем. Первый звук.

Теперь соединим две фразы и споем их вместе. Первый звук

Молодцы, сейчас прозвучал запев, теперь припев. «проперание припева». Скажите, меняется ли здесь движение мелодии?


Правильно, обратите внимание мелодия звучит на одном звуке. Давайте все вместе споем на слог «Ля».

Также обратите внимание на слова шуМ, дожДя, четко проговариваем согласные. Скажем их все вместе.

Молодцы, а теперь со словами, первый звук.

Давайте теперь споем всю фразу. Послушайте первый звук, «3 фраза, припев»

Поем. Первый звук.

Так, хорошо. Послушайте следующую фразу. («4 фраза»)

Как здесь движется мелодия?


Да, правильно. Обратите внимание, фраза начинает движение на одном звуке. Также обратите внимание на слова, литсТвы, весноЙ , четко проговариваем согласные. Скажем их все вместе.

Давайте споем вместе, первый звук.



Теперь соединим две фразы. Послушайте первый звук.

Хорошо, другая фраза. «5 фраза»

Сейчас исполним всю фразу вместе со словами. Послушайте первый звук, «пропеваю»

Послушайте следующую фразу. («6 фраза»).

Скажите, вам знакома эта фраза?

Да, хорошо, а как движется мелодия?

Да, правильно и начинается с высокой ноты. Давайте попробуем начать на слог «Ля» . Посмотрите на меня. (показываю). Теперь все вместе.

Хорошо, сейчас споем со словами «7 фраза».

Теперь соединим запев и припев. Напоминаю слова «Без музыки, без песенки». Обратите внимание, слова мы произносим ясно и внятно. Вы помните, когда я пела песню, с чего она начиналась, я сразу начинала петь?

Сначала будет вступление, послушайте.

Прослушав вступление, вы начнете петь и взмахом головы я покажу вам, когда вступать.

Вы большие молодцы и хорошо поработали. На следующем уроке мы продолжим разучивание песни «Мир музыки»

А если бы вы были художниками, то какие бы краски вы использовали, рисуя картину к этой песне?

Очень интересно. Я бы тоже использовала такие цвета, может быть, добавила розового, оранжевого.

Подведём итог нашего урока.

Игра «Да-нет»

1.Мы слушали сегодня музыку С.С Прокофьева?

2.Патриоты - это люди, которые любят и гордятся своей Родиной и готовы её защищать?

4. М.Глинка написал кантату «Александр Невский»

5. кантата – с итальянского «Петь»

6. «Иван Сусанин» это кантата

7. картина называется «И клятву верности несли…»

Музыкальное приветствие.

Здравствуйте (садятся)






Ответы детей.






Трудовая.

Плясовая.

Хоровая.

Трудовая.




Ответы детей.



Слушают.





















































Ответы детей.







Записывают определение.









Слушают.





















О защите родины своей.



Мужественная, отважная.











Чтобы услышать, как С.Прокофьев создал финал битвы в музыке.












Торжественное, серьезное, триумфальное.





О победе.







Нет, изменяется.



Ответы детей.

Да, во 2 часть.








Тарелки.

Победы.




Умеренном.



Потому что это победный марш.





Громкая.




Она усиливает празднество.




Колокольчики и металлофон.



Ответы детей.







Ответы детей.

Нет.




Ответы детей.







Танца.





Бубен и саксофон.






Ответы детей.













Ответы детей.












Услышать, как звучит финал оперы М.Глинки.






Слушают.





О прославлении Руси и его народе.












Светлое, торжественное.





Ответы детей.








Ответы детей.



Ответы детей.








О победах.
















Темные.



О сражении.









Гордость, торжество.








Да.







Стойкостью, мужественностью, решительностью.


Да, ведь они сражались, жертвуя собой.











слушают песню.






Радость, умиротворение, спокойствие, легкость.






Встают.


Выполняют.




Выполняют.











Садятся.





Слушают.

Волнообразно, вниз и вверх.




Проговаривают.





Поют



слушают.

Звучит ниже и другое окончание.





проговаривают слова без музыкального сопровождения


поют

поют запев.






да, движение мелодии другое.



Пропевают






Проговаривают.

Поют.









Она похожа на предыдущую, но мелодия движется вниз.






Проговаривают.

Поют




Поют


Слушают.








Нет.

Вниз.


Поют













Начинается с вступления .

Поют.












Зеленый, белый, голубой, желтый.









Да.



Да.



Нет.


Да.


Да.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.