Конспект интегрированного урока «Создание балетного спектакля» (9 класс)
Урок в 9 классе
Преподаватель: Николаева Ольга Игнатьевна
Тема урока: Создание балетного спектакля.
Цель: сформировать у обучающихся представление о балетном спектакле.
Задачи:
Образовательные: знакомство обучающихся с профессиями, задействованными в создании спектакля.
Развивающие: формирование познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, музыкальной и общей культуры.
Тип занятия: овладение новыми знаниями
Форма занятия: групповая, индивидуальная
Организационно – педагогическое обеспечение занятия:
1. Технические средства и оборудование: компьютер, телевизор.
2. Методы проведения: словесный - рассказ педагога с элементами беседы, наглядный - компьютерная презентация; практический –повторение, элементы импровизации
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Подготовительная часть включает в себя: настрой на занятие, объявление темы занятия «Создание балетного спектакля»
Основная часть:
Сегодня мы поговорим о балетном спектакле. Французское слово "ballet" произошло от итальянского «balletto», что значит танцевать.
Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.
Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан, возглавивший в 1661 году французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки, вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески).
Балет в России, как и в Европе, возник как придворное искусство. Это произошло при царе Алексее Михайловиче, в 17 веке. Первым русским балетом считается «Балет об Орфее и Евридике». (видео)
Для того, чтобы создать балетный спектакль, требуются совместные усилия, талант и опыт людей различных профессий.
Прежде всего авторами балетного произведения являются композитор, создающий музыкальную драматургию балета, и балетмейстер, создающий хореографическую драматургию — его сцены и танцы — на сюжет, предложенный драматургом.
Балетмейстер (от нем. – Balletmeister) – режиссер балетного спектакля, он разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает «рисунок» танца, жесты и пластические решения образов. Как рождается замысел балетного спектакля у хореографа – балетмейстера – сказать с точностью невозможно. Наверное, это было, есть и будет похоже на то, как возникает мелодия или стихотворение. Здесь давали о себе знать личные привязанности, привычки, вкусы, а иногда просто случайные события.
Сейчас мы прослушаем песню А.Пугачёвой, чтобы настроится. (песня)
Настрой получили? А теперь настроение прочувствуем, прослушав лирику. Но вначале, попробуйте составить стихотворение Некрасова «Перед дождём». (вырезки)
Теперь проверим, что у вас получилось. (компьютер)
Самостоятельная работа. «Импровизация» (плакат) прочитайте самостоятельно. Составьте свою композицию на тему: «Балет и дождь»
Можно выполнить композицию карандашом, мелками, фломастерами, акварелью и гуашью; различными техниками.
Понравился урок вам – поднимите большой палец вверх, если нет – опустите вниз.
Итог урока.