Технологическая карта урока музыки «Великое содружество русских композиторов»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №9 г.Сальска
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урока музыки
Учителя начальных классов
Глазуновой Дарьей Дмитриевной
Сальск,
2022 г.
Класс: 4
Тема урока: «Великое содружество русских композиторов»
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: Организация деятельности обучающихся по формированию умения выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным произведениям М.П. Мусоргского, познакомиться с великим содружеством русских композиторов;
Задачи:
Дидактические:
- актуализировать знания обучающихся о песне прошлого урока;
- содействовать усвоению знаний, обучающихся о великом содружестве русских композиторов;
- формировать умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.»
Развивающие:
- способствовать развитию умения различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;
- развивать певческие навыки (активное дыхание, чёткая дикция, исполнение мелодии в характере музыки);
Воспитательные:
- содействовать воспитанию дружественных отношений в классе;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии произведения М.П. Мусорского.
Планируемые результаты:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; —наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; —выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; —наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; | - умение строить речевые высказывания о музыке; —умение формулировать собственное мнение и позицию; —осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи | - наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение, музыкально-пластическое движение); —умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; - проявление навыков вокально-хоровой деятельности |
Музыкальный ряд: М.П.Мусоргский, «Рассвет на Москве-реке», музыка: М.П.Мусоргский, слова: А. Плещеев «Вечерняя песня»,
Зрительный ряд: Петр Стронский «Рассвет на Москве-реке»
Материалы для учащихся: учебник по музыке В.В. Алеева, 4 класс, первая часть, раздаточный материал
Материалы для учителя (оборудование) : учебник по музыке В.В. Алеева, 4 класс, первая часть; презентация, технологическая карта, фрагменты музыкальных произведений, раздаточный материал (слова песни).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) | Методы обучения, КРР | ||
1. Мотивация к учебной деятельности Активизация учащихся, создание положительного настроя детей на работу. Самоопределение к деятельности. | Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Дарья Дмитриевна и сегодня на уроке музыки мы с вами будем работать вместе. Ребята, сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга песней. Послушайте ее. (Исполняю распевку) Разучиваю распевку по фразам. В этот чудесный день Добрый день! Дружно здороваться нам не лень. Руку протягивай – не зевай. Песню весёлую запевай. А теперь давайте добавим движения. Сначала посмотрите. Итак, ребята, давайте исполним песенку вместе с движениями! Молодцы! Вот мы и поздоровались. | Приветствуют учителя. Приветствуют друг друга песней. Поют распевку вместе с движениями. | Личностные: - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | Формирование готовности к восприятию учебного материала. | ||
2. Актуализация опорных знаний | - Ребята, кто был внимательным на прошлом уроке и скажет мне, что нового и интересного вы узнали? -Верно, а кто же автор этого произведения? -Отлично, вы хорошо усвоили материал прошлого урока. | Мы узнал о подводном царстве, и познакомились с произведением- «Океан-море синее» -Н.А.Римский-Корсаков. | Коммуникативные: —умение формулировать собственное мнение и позицию; Предметные: - проявление навыков вокально-хоровой деятельности | Повторение Беседа | ||
3.Организация познавательной деятельности | 3.1. Целеполагание | Ребята, обратите внимание на слайд. Вам известны эти люди? Кто это? В каком веке они жили? Что их объединяет? Как вы думаете, что мы с вами сегодня на уроке будем делать? Да, ребята! Я согласна, с вами. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с великим содружеством русских композиторов. Что нам предстоит сделать, для того чтобы достигнуть цели? Молодцы! Вы правы, мы с вами: 1. Познакомимся с биографией композиторов; 2. Прослушаем произведения, этих композиторов; 3. Разучим песню. | Отвечают на вопросы. Затрудняются с ответом. Предполагают тему урока. Отвечают на вопрос. | Коммуникативные: —умение формулировать собственное мнение и позицию; | Подводящий диалог. Аналитическая беседа | |
3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности): | Восприятие Первичное закрепление | Рассказывает историю образования «могучей кучки» Приложение 1 М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание). Отражает звучание музыки название фрагмента? В чём это проявляется? Какое настроение передает музыка? Какие музыкальные инструменты вы услышали? Сюжет оперы М. Мусоргского «Хованщина» переносит нас в XVII век – время правления Петра I. Вступление к опере – Рассвет на «Москве-реке» создаёт атмосферу старинного русского города. Ребята, я предлагаю вам побыть дирижёрами. Сейчас, когда зазвучит музыка мы с вами будем дирижировать в такт, когда музыка быстрая движения рук короткие, четкие, музыка медленная, движения рук плавные, размашистые. Хорошо, у вас отлично получилось. | Слушают рассказ учителя Воспринимают музыку. Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя Играют в игру дирижер. | Предметные: —умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; Личностные: —выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; Коммуникативные: - умение строить речевые высказывания о музыке; | Рассказ Наблюдение за музыкой. Размышления о музыке. Беседа Уподобление характеру музыки. | |
Вокально-хоровая работа Восприятие Первичное закрепление Музыкально- ритмические движения. Вокально-хоровая работа Первичное закрепление Музыкально- ритмические движения. | Круг поэтов, к которым обращался Мусоргский, весьма широк: это стихи современных русских авторов — А. Кольцова, Н. Некрасова, А. Плещеева, Л. Мея, А. Толстого, В. Курочкина, А. Голенищева-Кутузова, а также поэзия И. В. Гёте и Г. Гейне; нередко композитор сам писал тексты для своих произведений. Песни и романсы Мусоргского поражают яркостью и новизной музыкального языка. Я предлагаю, вам прослушать произведение «Вечерняя песня» музыка М. Мусоргский, слова А.Плещеев. Ребята, какое настроение передаёт музыка? Кто исполняет песню? Какие музыкальные инструменты звучат? О чем эта песня? Я предлагаю, вам встать со своих мест и разучить движения под эту музыку. Как вы думаете какие они будут? (резкие, плавные) Разучивают движения. Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите текст песни. Сейчас, я включу музыку, а вы про себя пропоёте эту песню. (2раза) Ребята, кто запомнил слова может тихонечко подпевать. Итак, ребята примите певческую установку. Сейчас мы с вами исполним песню. А сейчас, я предлагаю, вам встать и исполнить песню вместе с движениями, которые мы разучили ранее. | Слушают учителя Слушают произведение «Вечерняя песня» Отвечают на вопросы Повторяют движения за учителем Исполняют песню приемом «немого пения» Исполняют песню Исполняют песню с движениями. | Предметные: —умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; Коммуникативные: - умение строить речевые высказывания о музыке; Предметные: проявление навыков вокально-хоровой деятельности Личностные: наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; Предметные: - наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение, музыкально-пластическое движение); | Подводящий диалог. Наблюдение за музыкой. Аналитическая беседа Размышления о музыке. Уподобление характеру музыке Прием «Немого пения» | ||
Музыкальная игра | Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «найди свой цвет». Сейчас будут звучать произведения М.П. Мусоркского. Ваша задача, определить звучание музыки, в соответствии с цветом. Красный – резко, четко, громко. Зелёный – плавно, медленно, громко Синий- плавно, медленно, тихо. | Слушают условие игры. Играют в игру. | Предметные: наличие интереса к предмету «Музыка; | Музыкальная игры | ||
3.4. Повторение и включение в систему знаний | Наш, урок подходит к концу. Сегодня на уроке мы познакомились с музыкой М. Мусоргского – одним из композиторов «Могучей кучки». С какими произведениями мы познакомились? Какие композиторы входят в «могучую кучку»? Достигли ли мы цели урока? Хорошо, ребята. | Подводят итог урока. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: - умение строить речевые высказывания о музыке; —умение формулировать собственное мнение и позицию; | Обобщающая беседа | ||
4. Рефлексия учебной деятельности | Ребята, оцените свою деятельность на уроке при помощи данных вам фраз: Сегодня на уроке я узнал …. У меня получилось…. Было интересно…. Мне составило трудность…. Наш урок окончен, до свидания. | Оценивают свою работу на уроке. | Личностные: —наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; | Самооценка. |
Приложение 1:
Милий Алексеевич Балакирев (1837 – 1910)
Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887)
Цезарь Антонович Кюи (1835 – 1918)
Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881)
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)
Нам известно, какое огромное значение для развития русской музыки имело творчество Михаила Ивановича Глинки. Его народно-партиотическая опера «Жизнь за царя» положила начало богатой традиции, которая была продолжена в произведениях Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.
К 1880 году в Петербурге создаётся содружество русских композиторов, получившее название Балакириевский кружок. В него вошли М. Балакирев (глава кружка), А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков.
Что объединило выдающихся музыкантов? Прежде всего идея народности и правды искусства, приверженность к родной русской культуре – её истории, традиции, фольклору (народное творчество).
Сосновый двухэтажный дом,
Стеклянная терраса.
Здесь наверху, перед окном,
Сидит и пишет Стасов.
Громит он недругов в статье,
Ударов не жалея, –
Хотя на отдыхе, в семье
Нет старика добрее.
С. Маршака
«Его стихией, религией и богом было искусство… Мир для него был мастерской, в которой люди пишут картины, строят музыку, создают величественные здания…» – так вспоминал об известном русском просветителе Владимире Стасове писатель М. Горький.
На даче в Старожиловке под Петербургом у Стасова часто собирались видные деятели искусства. В беседах рождались смелые идеи, обсуждались творческие планы.
Большую роль сыграл Стасов и в становлении Балакиревского кружка. Именно Стасову принадлежит образное выражение «МОГУЧАЯ КУЧКА» , которым он именовал содружество пяти талантливых композиторов.
«Кучкистами» созданы выдающиеся оперы, симфонии, вокальные произведения.
{Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в русском искусстве появились два замечательных содружества передовых художников и музыкантов.
Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение национальной русской музыки в традиции. Заложенной М. И. Глинкой.
Это были: талантливый, двадцатилетний музыкант Милий Алексеевич Балакирев (02.01.1837г. – 29.05.1910г.), молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи (18.01.1835г. – 26.03.1916г.) и восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский (21.03.1839г. – 25.03.1881г.). Потом к ним присоединились учёный-химик А. П. Бородин и совсем ещё юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков. Во главе кружка встал М. А. Балакирев. М. И. Глинка считал его своим преемником в русской музыке и говорил друзьям: «В первом Балакиреве я нашёл взгляды, так близко подходящие к моим во всём, что касается музыки…»
«В балакиревском кружке господствовало полное единодушие, жизнь и работа кипели», – вспоминала сестра М. И. Глинки. Известный русский искусствовед В.В. Стасов с любовью описывал занятия известной пятёрки»: «Каждый из товарищей редко приходил на встречу с пустыми руками: он приносил либо новое произведение своё, только что законченное, либо отрывки с создаваемого в эту минуту. Один показывал новое скерцо (шутка– итал.), другой – новый романс, третий – часть симфонии или увертюру, четвёртый – хор… оперный ансамбль. Какое это было раздолье творческих сил!
Какой роскошный праздник фантазии, вдохновения, поэзии, музыки! Всей толпой собирались около фортепиано, и тут же шла проба, критика, подчёркивание достоинств и недостатков, нападение и оборона… Талант, вдохновение, строгая художественная работа, оценки, веселье било ключом». Вскоре это верное содружество молодых композиторов, которые прокладывали новые пути в русской музыке, стали называть «Могучей кучкой».
В то же время лучшие русские художники создали Товарищество передвижных художественных выставок. Они хотели писать картины о народе и для простого народа. Передвижные художественные выставки организовывались во многих городах и сёлах России.
«Товарищество! Как они хорошо себя называли, какими добрыми товарищами стоят все рядом!» – писал В.В. Стасов. Товарищество объединяло вокруг себя всех передовых живописцев и скульпторов второй половины XIX – начала XX вв.
Это были И. Крамской, В. Перов, И. Левитан, В. Васнецов, И. Репин, А. Саврасов, В. Суриков, И. Шишкин, М. Нестеров, скульпторы М. Антакольский, С. Коненков и др. Репин так охарактеризовал то время: «…Жизнь русская пробудилась от долгой моральной и умственной спячки, просветлела».
«Кучкисты» и передвижники рассказывали в своих произведениях о простых людях, их страданиях, унижениях. Они не только правдиво показывали жизнь своего народа, но и выносили в искусстве общественное порицание отрицательным явлениям жизни.
Передовые художники и композиторы воспевали неповторимую красоту родного края, создавали портреты лучших людей своего времени, которые боролись за справедливость и интересы угнетенного народа. Горячей любовью к Родине и мечтой о её светлом будущем проникнуты многие картины и музыкальные произведения.
Из всех «кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский, который проявлял особенно большой интерес к народной жизни и русскому человеку. Он создал множество национально ярких образов, в которых раскрывается неповторимость русского характера. Эти образы живут не только в его операх «Борис Годунов» и «Хованщина», но и в небольших, обычных выразительных песнях.}
Список литературы:
1. https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/moguchaya-kuchka/
2. https://yandex.ru/video/preview/4573846352241103176
3. https://yandex.ru/video/preview/14342851059118290716
4. https://yandex.ru/video/preview/9178629634282918588
5. https://lemuzika.pro/search/ВЕЧЕРНЯЯ%20ПЕСНЯ%20МУСОРГСКИЙ