12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Глазунова Дарья Дмитриевна30
Россия, Ростовская обл., Сальск
5

Технологическая карта урока музыки "Великое содружество русских композиторов"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №9 г.Сальска








ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урока музыки

Учителя начальных классов

Глазуновой Дарьей Дмитриевной

















Сальск,

2022 г.




Класс: 4

Тема урока: «Великое содружество русских композиторов»

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Организация деятельности обучающихся по формированию умения выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным произведениям М.П. Мусоргского, познакомиться с великим содружеством русских композиторов;

Задачи:

Дидактические:

- актуализировать знания обучающихся о песне прошлого урока;

- содействовать усвоению знаний, обучающихся о великом содружестве русских композиторов;

- формировать умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.»

Развивающие:

- способствовать развитию умения различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке;

- развивать певческие навыки (активное дыхание, чёткая дикция, исполнение мелодии в характере музыки);

Воспитательные:

- содействовать воспитанию дружественных отношений в классе;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии произведения М.П. Мусорского.


Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- умение строить речевые высказывания о музыке;

умение формулировать собственное мнение и позицию;

осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи

- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение, музыкально-пластическое движение);

умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях

как способе выражения чувств и мыслей человека;

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности



Музыкальный ряд: М.П.Мусоргский, «Рассвет на Москве-реке», музыка: М.П.Мусоргский, слова: А. Плещеев «Вечерняя песня»,

Зрительный ряд: Петр Стронский «Рассвет на Москве-реке»

Материалы для учащихся: учебник по музыке В.В. Алеева, 4 класс, первая часть, раздаточный материал

Материалы для учителя (оборудование) : учебник по музыке В.В. Алеева, 4 класс, первая часть; презентация, технологическая карта, фрагменты музыкальных произведений, раздаточный материал (слова песни).







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения, КРР

1. Мотивация к учебной деятельности

Активизация учащихся, создание положительного настроя детей на работу. Самоопределение к деятельности.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Дарья Дмитриевна и сегодня на уроке музыки мы с вами будем работать вместе.

Ребята, сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга песней. Послушайте ее. (Исполняю распевку)

Разучиваю распевку по фразам.

В этот чудесный день

Добрый день!

Дружно здороваться нам не лень. Руку протягивай – не зевай.

Песню весёлую запевай.

А теперь давайте добавим движения. Сначала посмотрите. Итак, ребята, давайте исполним песенку вместе с движениями! Молодцы! Вот мы и поздоровались.

Приветствуют учителя.





Приветствуют друг друга песней.








Поют распевку вместе с движениями.

Личностные:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;


Формирование готовности к восприятию учебного материала.

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, кто был внимательным на прошлом уроке и скажет мне, что нового и интересного вы узнали?

-Верно, а кто же автор этого произведения?

-Отлично, вы хорошо усвоили материал прошлого урока.


Мы узнал о подводном царстве, и познакомились с произведением- «Океан-море синее»

-Н.А.Римский-Корсаков.


Коммуникативные: —умение формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные:

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности




Повторение



Беседа

3.Организация познавательной деятельности


3.1. Целеполагание

Ребята, обратите внимание на слайд.

Вам известны эти люди? Кто это?

В каком веке они жили?

Что их объединяет?

Как вы думаете, что мы с вами сегодня на уроке будем делать?

Да, ребята! Я согласна, с вами. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с великим содружеством русских композиторов.

Что нам предстоит сделать, для того чтобы достигнуть цели?

Молодцы! Вы правы, мы с вами:

1. Познакомимся с биографией композиторов;

2. Прослушаем произведения, этих композиторов;

3. Разучим песню.


Отвечают на вопросы.



Затрудняются с ответом.

Предполагают тему урока.



Отвечают на вопрос.



Коммуникативные:

умение формулировать собственное мнение и позицию;


Подводящий диалог.






Аналитическая беседа

3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности):




Восприятие






Первичное закрепление

Рассказывает историю образования «могучей кучки» Приложение 1


М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание).


Отражает звучание музыки название фрагмента? В чём это проявляется?


Какое настроение передает музыка?

Какие музыкальные инструменты вы услышали?

Сюжет оперы М. Мусоргского «Хованщина» переносит нас в XVII век – время правления Петра I. Вступление к опере – Рассвет на «Москве-реке» создаёт атмосферу старинного русского города.


Ребята, я предлагаю вам побыть дирижёрами. Сейчас, когда зазвучит музыка мы с вами будем дирижировать в такт, когда музыка быстрая движения рук короткие, четкие, музыка медленная, движения рук плавные, размашистые.


Хорошо, у вас отлично получилось.

Слушают рассказ учителя



Воспринимают музыку.



Отвечают на вопросы учителя.





Слушают учителя








Играют в игру дирижер.




Предметные: —умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях

как способе выражения чувств и мыслей человека;

Личностные:

выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;


Коммуникативные:

- умение строить речевые высказывания о музыке;











Рассказ




Наблюдение за музыкой.






Размышления о музыке.

Беседа






Уподобление характеру музыки.

Вокально-хоровая работа











Восприятие



Первичное закрепление








Музыкально- ритмические движения.



Вокально-хоровая работа










Первичное закрепление


Музыкально- ритмические движения.







Круг поэтов, к которым обращался Мусоргский, весьма широк: это стихи современных русских авторов — А. Кольцова, Н. Некрасова, А. Плещеева, Л. Мея, А. Толстого, В. Курочкина, А. Голенищева-Кутузова, а также поэзия И. В. Гёте и Г. Гейне; нередко композитор сам писал тексты для своих произведений. Песни и романсы Мусоргского поражают яркостью и новизной музыкального языка. 

Я предлагаю, вам прослушать произведение «Вечерняя песня» музыка М. Мусоргский, слова А.Плещеев.


Ребята, какое настроение передаёт музыка?

Кто исполняет песню?

Какие музыкальные инструменты звучат?

О чем эта песня?


Я предлагаю, вам встать со своих мест и разучить движения под эту музыку.

Как вы думаете какие они будут? (резкие, плавные)

Разучивают движения.


Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите текст песни.

Сейчас, я включу музыку, а вы про себя пропоёте эту песню. (2раза)


Ребята, кто запомнил слова может тихонечко подпевать.

Итак, ребята примите певческую установку. Сейчас мы с вами исполним песню.


А сейчас, я предлагаю, вам встать и исполнить песню вместе с движениями, которые мы разучили ранее.

Слушают учителя











Слушают произведение «Вечерняя песня»





Отвечают на вопросы






Повторяют движения за учителем





Исполняют песню приемом «немого пения»





Исполняют песню




Исполняют песню с движениями.

Предметные:

умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях

как способе выражения чувств и мыслей человека;

Коммуникативные:

- умение строить речевые высказывания о музыке;



Предметные:

проявление навыков вокально-хоровой деятельности

Личностные:

наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

Предметные:

- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение, музыкально-пластическое движение);



Подводящий диалог.




Наблюдение за музыкой.






Аналитическая беседа



Размышления о музыке.





Уподобление характеру музыке










Прием «Немого пения»













Музыкальная игра




Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «найди свой цвет». Сейчас будут звучать произведения М.П. Мусоркского. Ваша задача, определить звучание музыки, в соответствии с цветом.

Красный – резко, четко, громко.

Зелёный – плавно, медленно, громко

Синий- плавно, медленно, тихо.


Слушают условие игры.



Играют в игру.

Предметные:

наличие интереса к предмету «Музыка;


Музыкальная игры



3.4. Повторение и включение в систему знаний

Наш, урок подходит к концу. Сегодня на уроке мы познакомились с музыкой М. Мусоргского – одним из композиторов «Могучей кучки».

С какими произведениями мы познакомились?

Какие композиторы входят в «могучую кучку»?

Достигли ли мы цели урока?

Хорошо, ребята.

Подводят итог урока.


Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

- умение строить речевые высказывания о музыке;

умение формулировать собственное мнение и позицию;


Обобщающая беседа

4. Рефлексия учебной деятельности

Ребята, оцените свою деятельность на уроке при помощи данных вам фраз:

Сегодня на уроке я узнал ….

У меня получилось….

Было интересно….

Мне составило трудность….

Наш урок окончен, до свидания.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные:

наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;


Самооценка.

Приложение 1:

Милий Алексеевич Балакирев (1837 – 1910)

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887)

Цезарь Антонович Кюи (1835 – 1918)

Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881)

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)


Нам известно, какое огромное значение для развития русской музыки имело творчество Михаила Ивановича Глинки. Его народно-партиотическая опера «Жизнь за царя» положила начало богатой традиции, которая была продолжена в произведениях Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.

К 1880 году в Петербурге создаётся содружество русских композиторов, получившее название Балакириевский кружок. В него вошли М. Балакирев (глава кружка), А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков.

Что объединило выдающихся музыкантов? Прежде всего идея народности и правды искусства, приверженность к родной русской культуре – её истории, традиции, фольклору (народное творчество).


Сосновый двухэтажный дом,

Стеклянная терраса.

Здесь наверху, перед окном,

Сидит и пишет Стасов.


Громит он недругов в статье,

Ударов не жалея, –

Хотя на отдыхе, в семье

Нет старика добрее.

С. Маршака

«Его стихией, религией и богом было искусство… Мир для него был мастерской, в которой люди пишут картины, строят музыку, создают величественные здания…» – так вспоминал об известном русском просветителе Владимире Стасове писатель М. Горький.

На даче в Старожиловке под Петербургом у Стасова часто собирались видные деятели искусства. В беседах рождались смелые идеи, обсуждались творческие планы.

Большую роль сыграл Стасов и в становлении Балакиревского кружка. Именно Стасову принадлежит образное выражение «МОГУЧАЯ КУЧКА» , которым он именовал содружество пяти талантливых композиторов.

«Кучкистами» созданы выдающиеся оперы, симфонии, вокальные произведения.

{Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в русском искусстве появились два замечательных содружества передовых художников и музыкантов.

Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение национальной русской музыки в традиции. Заложенной М. И. Глинкой.

Это были: талантливый, двадцатилетний музыкант Милий Алексеевич Балакирев (02.01.1837г. – 29.05.1910г.), молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи (18.01.1835г. – 26.03.1916г.) и восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский (21.03.1839г. – 25.03.1881г.). Потом к ним присоединились учёный-химик А. П. Бородин и совсем ещё юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков. Во главе кружка встал М. А. Балакирев. М. И. Глинка считал его своим преемником в русской музыке и говорил друзьям: «В первом Балакиреве я нашёл взгляды, так близко подходящие к моим во всём, что касается музыки…»

«В балакиревском кружке господствовало полное единодушие, жизнь и работа кипели», – вспоминала сестра М. И. Глинки. Известный русский искусствовед В.В. Стасов с любовью описывал занятия известной пятёрки»: «Каждый из товарищей редко приходил на встречу с пустыми руками: он приносил либо новое произведение своё, только что законченное, либо отрывки с создаваемого в эту минуту. Один показывал новое скерцо (шутка– итал.), другой – новый романс, третий – часть симфонии или увертюру, четвёртый – хор… оперный ансамбль. Какое это было раздолье творческих сил!

Какой роскошный праздник фантазии, вдохновения, поэзии, музыки! Всей толпой собирались около фортепиано, и тут же шла проба, критика, подчёркивание достоинств и недостатков, нападение и оборона… Талант, вдохновение, строгая художественная работа, оценки, веселье било ключом». Вскоре это верное содружество молодых композиторов, которые прокладывали новые пути в русской музыке, стали называть «Могучей кучкой».

В то же время лучшие русские художники создали Товарищество передвижных художественных выставок. Они хотели писать картины о народе и для простого народа. Передвижные художественные выставки организовывались во многих городах и сёлах России.

«Товарищество! Как они хорошо себя называли, какими добрыми товарищами стоят все рядом!» – писал В.В. Стасов. Товарищество объединяло вокруг себя всех передовых живописцев и скульпторов второй половины XIX – начала XX вв.

Это были И. Крамской, В. Перов, И. Левитан, В. Васнецов, И. Репин, А. Саврасов, В. Суриков, И. Шишкин, М. Нестеров, скульпторы М. Антакольский, С. Коненков и др. Репин так охарактеризовал то время: «…Жизнь русская пробудилась от долгой моральной и умственной спячки, просветлела».

«Кучкисты» и передвижники рассказывали в своих произведениях о простых людях, их страданиях, унижениях. Они не только правдиво показывали жизнь своего народа, но и выносили в искусстве общественное порицание отрицательным явлениям жизни.

Передовые художники и композиторы воспевали неповторимую красоту родного края, создавали портреты лучших людей своего времени, которые боролись за справедливость и интересы угнетенного народа. Горячей любовью к Родине и мечтой о её светлом будущем проникнуты многие картины и музыкальные произведения.

Из всех «кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский, который проявлял особенно большой интерес к народной жизни и русскому человеку. Он создал множество национально ярких образов, в которых раскрывается неповторимость русского характера. Эти образы живут не только в его операх «Борис Годунов» и «Хованщина», но и в небольших, обычных выразительных песнях.}





















Список литературы:

1. https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/moguchaya-kuchka/

2. https://yandex.ru/video/preview/4573846352241103176

3. https://yandex.ru/video/preview/14342851059118290716

4. https://yandex.ru/video/preview/9178629634282918588

5. https://lemuzika.pro/search/ВЕЧЕРНЯЯ%20ПЕСНЯ%20МУСОРГСКИЙ















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.