ГОРОДЕЦКАЯ
РОСПИСЬ
Изделия с городецкой росписью
.
Из истории
Городецкая роспись
по дереву –знамени-
тый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца.
В народе говорили :
«Лес заволжанина кормит»
Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: игрушки, посуду, домашнюю утварь. Особой известностью пользовались прялки, в большом количестве продававшие на ярмарке.
Основные элементы росписи
Основными элементами Городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия.
«Розан и ромашка»
Популярны бутоны, розаны, ромашки, купавки, розы.
«Купавка и бутон»
«Ягодки и бубенчики»
Самые маленькие элементы
Городецкого букета.
«Листья и
кустики»
Листья в узорах изображаются группами от двух до трех или пяти листьев.
Основы композиции
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
- цветочная роспись;
- цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
- сюжетная роспись.
Симметричная композиция
«Букет» - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки. «Гирлянда» - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках).
Асимметричная композиция
Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр.
«Птицы волшебного сада»
Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь – богатство.
«Конь вороной»
Мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.
Сюжетно - бытовые картины
Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций Городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у Городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.
Этапы росписи
I этап
Замалевок
На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.
В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.
II этап
Прописка
Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Вся роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
III этап
Оживка
Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.
Кухонная утварь
Мебель
Изделия, украшенные Городецкой росписью с растениями и животными, будут прививать детям с юных лет любовь к природе.
Игрушки