Урок изобразительного искусства «Городецкая роспись» (1 класс)
Конспект урока.
Предмет: |
Изобразительное искусство |
Тема: |
«Городецкая роспись» |
Тип урока: |
усвоение новых знаний |
Цель: |
Составить композицию из элементов Городецкой росписи: «розана» и «купавки» |
Планируемые результаты: |
Предметные: -закрепление знаний о цветах и их оттенках; -овладение приемом «примакивания»; -освоение элементов Городецкой росписи: «розана» и «купавки»; - составление композиции из элементов Городецкой росписи: «розана» и «купавки». Личностные: -формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; -овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - различать цвета и их оттенки; -анализировать свою работу на уроке. Коммуникативные: -отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; -комментировать последовательность действий; -участвовать в коллективном обсуждении. |
Формы организации: |
фронтальная. |
Методы обучения: |
Словесные: беседа. Наглядные: презентация. Практические: практическая работа, упражнение. |
Оборудование: |
Для учителя: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточные материалы (листы для палитры, круги из бумаги для цветов, ушные палочки). Для учащихся: альбом для рисования, гуашь/краски, стаканчик для воды. |
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Формируемые УУД |
Организационный. |
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку, у вас на столах должны быть краски/гуашь, альбом, стаканчик с водой, кисточка, чистый лист для палитры, круглые заготовки для рисования, квадратные листы, ватные палочки. Покажите свою готовность. |
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. |
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. |
Скажите, сейчас какой месяц? Февраль, месяц какого времени года? Сейчас зима-февраль, после февраля, какой месяц? Март - месяц, какого времени года? А какой праздник в марте вы знаете? А что за праздник 8 марта? Это женский праздник, в этот день мужчины поздравляют всех женщин, девочек, бабушек. А что дарят обычно в этот день? Обычно мужчины женщинам дарят цветы. Вы уже догадались, что мы будем рисовать сегодня на уроке? Правильно, но цветы у нас будут необыкновенными, а с использованием Городецкой росписи. Тема нашего урока роспись какая? Правильно, тема нашего урока: «Городецкая роспись». |
Февраль. Февраль месяц зимы. Март. Весны. Восьмое марта. Международный женский день. Подарки, цветы. Мы будем рисовать цветы. «Городецкая». |
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: -отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; - участвовать в коллективном обсуждении. |
Первичное усвоение новых знаний. |
Чтобы нарисовать нам необыкновенные цветы, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в мир увлекательных творений народных умельцев сказочного города. Города Городец. А теперь посмотрите на эту красоту. Как же прекрасен мир волшебного Городца. (слайд 2 с темой) Какие изделия вы видите на слайде?(слайд 3) Какие рисунки изображены на изделиях? Какие цвета используют городецкие мастера при росписи изделий? Красный, синий, голубой, розовый цвет используют, для каких элементов росписи? Зеленый цвет используют, для каких элементов? Черный? Белый? Вот какая палитра цветов. (слайд 4) Мы с вами поближе познакомимся и попробуем нарисовать вот эти цветы (показ «розана», «купавки»5-6). Кто-нибудь знает, как называются эти цветы? Так как это необычные цветы, то и название у них тоже необычное – «розан» и «купавка» (показ слайда с названием цветов). Посмотрите на розан (показывает), на купавку (показывает), скажите, чем они похожи? Чем отличаются? «Купавка» словно потянулся к солнышку. Давайте посмотрим, как Городецкие мастера рисуют «розан» и «купавку». (Слайд 7) Что сначала они рисуют? Большой круг нарисовали, что дальше делают? Скажите темное маленькое пятно и большое пятно отличаются цветом? Это один цвет, но большое пятно получилось светлее. Почему, как вы думаете? Значит, чтобы нарисовать первый круг, нужно в выбранный цвет добавить белила. Что им осталось нарисовать? Дужки, каким цветом рисуются? Мы теперь знаем, как рисуют мастера «розан» и «купавку». Скажите, что нужно еще сделать, чтобы наши цветы получились красивыми, аккуратными, правильными? Нужно потренироваться рисовать элементы, из которых состоят цветы. |
Посуда, игрушки, шкатулки и т.д. Конь, птицы, цветы, листочки, ягодки. Красный, розовый, синий, голубой – для цветка; Зеленый – для листьев; Черный – для коней, птиц; Белый – для оживки). Да/нет. У «розана» и «купавки» есть темное пятно, есть лепестки (дужки), штрихи. Отличаются цветом, темное пятно у «розана» в середине, у «купавки» смещено в сторону. Большой круг. Рисуют маленький круг. Да, большое пятно светлее, маленькое темнее. Его разбавили водой, добавили белой краски. Дужки. Тем же, что и темное/яркое пятно. Нужно потренироваться их рисовать. |
Предметные: -закрепление знаний о цветах и их оттенках; -овладение приемом «примакивания». Личностные: -формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; -овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. Регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: - различать цвета и их оттенки. Коммуникативные: -отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; -комментировать последовательность действий; - участвовать в коллективном обсуждении. |
Первичная проверка понимания. |
Возьмите палитру - чистый лист, положите его перед собой. Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее. У нас получился круг. Чтобы этот круг сделать больше, приложите кисточку к кругу и ведите дорожку. Этот способ называется «примакивание». Чтобы сделать круг еще больше, проведите еще одну дорожку. Попробуйте сами нарисовать круг способом «примакивания», а я посмотрю, как у вас получается. Отложите палитру в сторону, положите перед собой круглую заготовку для цветка. Выберите цвет (синий или красный), каким будет ваш цветок. Смешайте его с белой краской, для этого я приготовила для вас маленькие квадратики. Теперь попробуем нарисовать круг на заготовке, также как на палитре. Нужно это сделать аккуратно и правильно, чтобы ваш цветок получился красивым. Покажите свою готовность. Чтобы продолжить на нем рисовать, краска должна высохнуть. Физкультминутка. Встаньте со своих мест. Сейчас мы немного отдохнем. Повторяйте движения за мной. Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.) На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.) — Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.) Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.) За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.) Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.) Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.) Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) Молодцы! Садитесь на свои места. Проверьте ваши заготовки. У кого уже высох круг, поднимите руку. Теперь нам нужно нарисовать яркий круг. Поднимите руку те, кто будет рисовать «розан». Скажите, где вы нарисуете яркий круг? В середине большого или сместите его в сторону от середины? Поднимите руку те, кто будет рисовать «купавку». Скажите, где вы нарисуете яркий круг? Скажите, чтобы нарисовать яркий круг нужно в краску добавлять белый цвет? Преступайте к работе. Рисуем яркий круг также как и большой. Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее. Если круг получился маленький, ведем дорожку. Кто уже закончил, поднимите руку. Отложите наши заготовки в сторону. Вернемся к нашей палитре. Теперь нужно потренироваться рисовать дужки. При рисовании дужек не используйте много воды, а то они расплывутся и цветок ваш завянет. Держим кисточку вертикально листу, касаемся кончиком кисточки лист бумаги, ведем линию, прижимаем полностью ворс кисточки, закругляем, стоп. Остановились, отложите кисточки. Потрясите ручками, чтобы они немного отдохнули, потрите каждый пальчик. Возьмите кисточку в куру. Вернитесь на то место, где остановились. Прижмите ворс кисточки, ведем линию, приподнимаем и кончиком кисточки заканчиваем нашу дужку. Попробуйте нарисовать дужку самостоятельно, а посмотрю, как у вас получается. Закончили, вернемся к нашему цветку. Скажите, дужки, каким цветом рисовать будем? Правильно, таким же, как и яркий круг. У кого красный круг, дужки, какого цвета будут? У кого синий? Преступайте к выполнению задания. Покажите свою готовность работать дальше. Осталось только оживить цветок, нанести белым цветом оживку: штрихи, дужки, точки. Отложите свой цветок. Возьмите палитру. Ватную палочку. Сейчас я покажу, как ватной палочкой сделать точку, для оживки. Сухую ватную палочку макните в краску и поставьте точку на бумаге. Теперь макните ватную палочку в воду, затем в краску и поставьте точку на бумаге. Скажите, точка, поставленная сухой ватной палочкой отличается от точки поставленной мокрой ватной палочкой? Чем? Штрихи лучше делать тоненькой кисточкой. Оживите свой цветок штрихами, точками, дужками. Штрихи и дужки рисуйте аккуратно, чтобы линии были четкими, белыми. Все оживили свой цветок? Заканчивайте работу. |
На палитре рисуют круг. Рисуют круг на заготовке для цветка. Поднимают руку те, у кого высох круг. Поднимают руку те, кто будет рисовать «розан». В середине большого круга. Поднимают руку те, кто будет рисовать «купавку». Со сдвигом в сторону. Нет. Поднимают руку. Таким же, как и яркий круг. Красные. Синие. Показывают готовность работать дальше. Да. Точка, поставленная мокрой ватной палочкой больше точки, поставленной сухой ватной палочкой. |
Предметные: -освоение элементов Городецкой росписи: «розана» и «купавки». Коммуникативные: -отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; - участвовать в коллективном обсуждении. |
Первичное закрепление. |
Я предлагаю из наших цветов составить большой букет из необыкновенных цветов. У меня нарисованы листочки, не хватает только цветочков. Предлагаю разместить ваши цветы на круги нарисованные карандашом, чтобы у нас получился красивый букет. Подходите ко мне, я помогу вам закрепить цветы. |
Предметные: - составление композиции из элементов Городецкой росписи: «розана» и «купавки». |
|
Итог урока. Рефлексия. |
Посмотрите, какой большой букет у нас получился. Когда мы рисовали цветы, нам нужно было правильно подобрать цвет? Найдите цветок, при рисовании, которого используется сразу красный и синий цвет. Значит, все правильно подобрали цвет. Молодцы! Мне нужен помощник. Выходи. Выбери из цветов тот, который на твой взгляд самый аккуратный, но только не свой! А почему ты выбрал именно этот цветок? Садись. Мне нужен еще один помощник. Выходи. Скажи, здесь есть цветы, которые завяли, расплылись? Покажи. А как ты думаешь, почему они расплылись? Кто знает? Хорошо, садись. Ребята, с каким народным промыслом мы познакомились сегодня? Какая была тема нашего урока? Какими цветами пользовались Городецкие мастера? О каких элементах Городецкой росписи вы узнали, какие цветы мы рисовали? Хорошо, у вас на парте лежат круги разных цветов. Зеленый – с заданием справился легко, трудностей не возникало. Желтый - возникли небольшие трудности. Красный- урок не оправдал ваших ожиданий, с заданиями не справился. У кого все получилось легко и с трудностями не столкнулись, поднимите зеленый кружок. Если возникли какие-то трудности, поднимите желтый кружок. Кто не справился с выполнением заданий, поднимите красный кружок. Обсуждаю с детьми, которые подняли желтый или красный кружок, с какими трудностями они столкнулись и почему. -Вы меня сегодня очень порадовали своими цветами! Уборка рабочих мест. Всем спасибо за урок! |
Да. Нет такого цветка. Выбирает цветок, который на его взгляд получился самым аккуратным. Потому что он самый красивый, дужки нарисованы аккуратно, оживка. Показывает цветы, которые расплылись. Потому что использовал много воды. Мы познакомились с Городецкой росписью. Ответы детей. Мы рисовали «розан» и «купавку». |
Коммуникативные: -отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; - участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: -анализировать свою работу на уроке. |
Ватолина Светлана Анатольевна