Презентация к уроку обобщения по русскому языку на тему «Обособленные члены предложения»
О чем это? На крохотное ушко Похожа завитушка Велит нам постоять чуть- чуть И отправляться дальше в путь.
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ!
Функции запятой в русском языке Разделительная Выделительная
Тема урока «Обособленные члены предложения»
Цели урока: Распознавать ……….. Вспомнить…………… Отработать……………
МЕНЮ Закуска Основное блюдо Десерт
Знаки препинания при обособленных определениях: 1.Если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова 2.Если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова 3.В любой позиции (и до и после определяемого слова), если относится к личному местоимению 4.Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения.
Знаки препинания при обособленных приложении: 1.Приложение, относящееся к личному местоимению. 2.В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному. 3.Относится к имени собственному и стоит после определяемого слова. 4.Стоит перед именем собственным и имеет добавочное обстоятельственное значение. 5.Обозначает имя собственное и поясняет или уточняет нарицательное существительное.
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах: 1.Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами обособляются всегда, независимо от их места по отношению к главному слову. 2.Обособляются обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с производными предлогами и без предлогов: вследствие, ввиду, по причине, благодаря, согласно, вопреки, в отличие, в зависимости, в случае, при условии. 3.Обособляются обстоятельства с предлогами несмотря на, невзирая на с уступительным значением.
Знаки препинания при обособленных дополнениях: 1.Обособляться могут дополнения , выраженные именами существительными с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, включая, за исключением, исключая, наряду, в отличие от..
Цифровой диктант А. В каком предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом? (2,7,8) Б. В каком предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом? (1,5,7,9,10) В. В каком предложении обособленные определения относятся к личному местоимению? (3,4,7) Г. В каком предложении есть обособленное дополнение?(4,9) Д. В каком предложении есть необособленное определение, выраженное причастным оборотом? (1) Е. В каком предложении есть обособленное приложение? (6) Критерии оценивания: 15-14 правильных ответов – «5» 13-11 – «4» 10-7 – «3»
ДЕСЕРТ За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.
Проверка За 75 лет,(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин» и спасения всех оказавшихся на льду людей,(4) в печати появились десятки статей,(5) легенд,(6) фантастических и псевдонаучных публикаций,(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного по тем временам рейса. 1) и 4) запятые выделяют причастный оборот. 5) и 6) запятые при однородных подлежащих. 7) запятая выделяет причастный оборот. Ответ: 14567.
В четком строю(1) то выныривая(2) то пропадая(3) дельфины промелькнули по левому борту(4) и мне показалось(5) что они бегут(6) будто спасаясь(7) от чего-то. В четком строю(1) то выныривая(2) то пропадая(3) дельфины промелькнули по левому борту(4) и мне показалось(5) что они бегут(6) будто спасаясь(7) от чего-то.
В четком строю,(1) то выныривая,(2) то пропадая,(3) дельфины промелькнули по левому борту,(4) и мне показалось, (5) что они бегут, (6) будто спасаясь от чего-то. 1), 2), 3) запятые выделяют одиночные деепричастия; запятая под номером 2) ещё и между однородными обстоятельствами, выраженными деепричастиями. 4) запятая между основами, соединёнными сочинительным союзом И. 5) запятая выделяет придаточное предложение. 6) запятая выделяет сравнительный оборот, выраженный деепричастным оборотом. Ответ: 123456.
КНИГА ОТЗЫВОВ Какое блюдо было для вас самым полезным? Какое блюдо самое сложное? Какое блюдо вы хотели бы попробовать еще раз?
Домашнее задание: Составить алгоритм применения правила постановка знаков препинания при обособленных членах предложения.
Селиванова Галина Геннадьевна