Доклад на республиканском семинаре «Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка с целью повышения познавательной активности обучающихся»
Опыт работы учителя английского языка по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка с целью повышения познавательной активности обучающихся.
Современное общество представляет собой огромное информационное пространство, в котором уже нельзя обойтись без привычных всем гаджетов и электронных ресурсов. Искусственный интеллект проник во все сферы жизни, в том числе и в образование. В преподавании английского языка использование различных цифровых технологий и средств обучения позволяет более эффективно создавать искусственную языковую среду для обучающихся. Новые информационные и телекоммуникационные технологии, мультимедиа, а также появление виртуальной реальности являются основными чертами современности. Компьютер становится инструментом, с помощью которого можно управлять различными подключенными к нему устройствами. Пользователи обмениваются информацией через глобальную компьютерную сеть - WorldWideWeb. И эти знания и навыки учащихся играют важную роль в обучении английскому языку, поскольку они связаны с изучением новых цифровых технологий и приобретением необходимых для этого технических навыков и понятий.
Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию.
Тема
Целью моего исследовании является включение в образовательный процесс интерактивных средств обучения для повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка и увеличения качества информационного образования.
Исходя из требований современного образования, я поставила следующие задачи:
1. Создать банк цифровых образовательных ресурсов для погружения обучающих в языковую среду на уроках иностранного языка.
2.Использовать цифровые ресурсы в проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.
3. Создать условия в урочной и внеурочной деятельности использования цифровых образовательных ресурсов для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации и всероссийским проверочным работам.
4.Формировать у обучающихся умение самостоятельно находить необходимые знания, с помощью цифровых образовательных ресурсов и применять их на практике.
5. Формировать у школьников навыки безопасного пользования ресурсами Интернет.
Для достижения этой цели на уроках мне необходимо:
создание атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованности каждого ученика в результате своей деятельности;
коллективное взаимодействие (индивидуальная, парная, групповая работа);
личностно-ориентированное обучение (учет интересов учащихся, личностных свойств, психологических особенностей);
планирование объема усваиваемого материала (соответственно возрасту);
сознательное усвоение языка при обучении общению со стороны учеников
вариативность приемов на уроке; (коммуникативные, творческие игры; конкурсы, дискуссии, песни, фильмы, презентации, наглядность, проекты, раздаточный материал);
плотность общения (четкое планирование уроков, высокий темп уроков);
коммуникативная обстановка на уроке (психологический комфорт, установка на общение, доступность предмета речи и интереса к нему).
Опираясь на поставленные цели и задачи, я построила свою педагогическую деятельность.
Темой проекта, над которой я работаю уже третий год, является «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка как средство повышения познавательной активности обучающихся.»
Преподаю английский язык с 5 по 11 классах. Кабинет английского языка оборудован всем необходимым для проведения уроков. Имеется компьютер, методическая и учебная литература в помощь учителю, дидактический материал, наглядные пособия, «методическая копилка» за многие годы работы. Все перечисленное оказывает незаменимую помощь при подготовке и проведении уроков.
При планировании учебной деятельности использую учебно-методический комплекс «Spotlight» для 5-11 классов Дополнительно использую множество сборников и методических пособий, а так же интернет ресурсами.
Актуальность проблемы.
Введение новых технологий ведет к изменению методики преподавания английского языка и к организации новых форм обучения. Итак, важным условием развития информатизации общества является цифровая грамотность, то есть процесс изменения сферы образования в информационной среде. Это подразумевает использование в методике современных средств получения и передачи информации, а также внедрение этой методики на практику обучения английскому языку. В преподавании английскому языку открываются все большие возможности благодаря большому количеству различных программ, приложений, игр, сайтов, методик обучения, пособий и учебников, онлайн и офлайн словарей, которые способны не только облегчить восприятие и запоминание информации, но также сделать процесс обучения более интересными. Существует много цифровых инноваций в преподавании английского языка.
Использование ЦОР в современных реалиях - действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул повышения познавательной активности учащихся.
В связи с этим появилась необходимость - использовать при подготовке к уроку цифровые образовательные ресурсы, а непосредственно на уроках включать учащихся в активную познавательную деятельность с применением мультимедийных средств.
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровом формате фото, видеоролики, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, карты и схемы, аудиозаписи, символы и графические элементы, текстовые документы и другие учебные материалы, требующиеся для организации качественного и эффективного образовательного процесса.
Есть много видов классификации цифровых образовательных ресурсов. Рассмотрим основные виды и классификацию:
К видам цифровых образовательных ресурсов относятся:
электронные учебники,
электронные учебные пособия,
электронные учебные методические комплексы
электронные издания контроля знаний, умений и навыков.
Классификация цифровых образовательных ресурсов:
По типу информации можно выделить:
цифровые ресурсы с текстовой информацией(учебники, пособия, словари, хрестоматии и т.п),
ресурсы с визуальной информацией (фото, видеоэкскурсии, модели, схемы),
цифровые ресурсы с комбинированной информацией (учебники, задачники, энциклопедии),
с аудиоинформацией (различные звукозаписи),
с аудио и видео информацией, со сложной структурой (учебники, пособия, энциклопедии)
интерактивные модели (лабораторные практикумы по предмету).
Практический опыт.
Новизна опыта: Новизна опыта заключается в создании новых образовательных условий с применением созданного мною банка цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности и внедрении данных разработок в сельской малокомплектной школе.
Мною были созданы различные тематические цифровые образовательные ресурсы. В моей медиатеке есть презентации по разным разделам:
1) страноведению;
2) грамматике;
3) лексике;
4) внеклассной работе.
В педагогической работе мною используются технологии метапредметного обучения:
проблемное обучение,
проектная и научно-исследовательская деятельность
ИКТ-технологии.
Применение на уроках цифровых образовательных ресурсов способствуют тому, что ученики включаются в процесс познания, самостоятельно находя информацию, анализируют ее, делают выводы. Интерактивные информационные ресурсы ставят перед учащимся учебную проблему, которую они смогут решить с помощью интерактивного практического ресурса.
Цифровые образовательные ресурсы - это различные тесты, интерактивные модели, фото, видеоролики и обучающие презентации тренажеры – все, что помогает сделать обучение не только познавательным, но и увлекательным.
Огромный спектр применения цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка позволяет решить практически все дидактические задачи, выдвигаемые программой предмета:
Знакомство со страноведческим материалом, культурой, обычаями и традициями изучаемого языка
Расширение кругозора и словарного запаса
Совершенствование навыков письменной речи (умение написать письмо, сочинение,эссе на иностранном языке)
Развитие и совершенствование аудирования
Развитие навыков чтения текстов различных уровней сложности, а также навыков выборочного и беглого чтения
Активизация мыслительной деятельности обучающихся
Реализация личностно-ориентированного обучения
Повышение качества образования по предмету
Формирование устойчивой мотивации к изучению языка
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков
Я использую цифровые образовательные ресурсы при объяснении нового учебного материала, заучивания и закрепления новых лексических единиц и грамматических правил, проверке контроля усвоения знаний, для создания проблемных ситуаций и в помощь при подготовке к государственной итоговой аттестации и всероссийским проверочным работам. В школе есть все условия для постоянного использования цифровых ресурсов на уроках и внеурочной деятельности.
В своей педагогической деятельности использую цифровые образовательные ресурсы по следующим направлениям:
Использование цифровых ресурсов на уроках (тематические видеоролики, презентации, уроки на образовательных платформах, выполнение тестовых проверочных работ, домашних заданий)
На уроках мы работаем на образовательных платформах Учи.ру, LearningApps, Российская электронная школа, Видеоуроки.
На платформе Учи.ру учащиеся в игровой форме проходят задания на отработку лексических единиц и грамматических правил. Для каждого ученика может быть сформирован свой уровень владения иностранным языком. В рамках проверки знаний учитель может создать задание или проверочную работу. Создаются задания из карточек, которые могут использоваться в качестве домашней работы. Также на платформе проходят олимпиады и марафоны знаний, где каждый желающий может поучаствовать и заработать награды для своего портфолио. Соревнования и марафоны на Учи.ру повышают мотивацию, развивают логическое и критическое мышление. Кроме того, у школьников формируются навыки командной работы, а также хозяйственные и экономические навыки, умение ставить цели и достигать их, планировать и анализировать свои действия.
На платформе LearningApps можно создавать задание для урока в рамках любой темы или использовать уже готовые задания из банка. Задания предполагают развитие таких логических операций как: анализ, обобщение, классификация.
На образовательной платформе «Российская электронная школа» смотрим тематические видеоролики, после просмотра которых учащиеся выполняют тренировочные упражнения на закрепление данной темы.
На платформе Видеоуроки можно использовать тематические видеоролики, тестовые задания, работать с онлайн учебником и тетрадями, а также участвовать в различных олимпиадах.
Использование цифровых образовательных ресурсов во внеурочной деятельности (игры-тренажеры, песни на иностранном языке, обучающие образовательные программы, виртуальные экскурсии)
Во внеурочной деятельности мы занимаемся на образовательной платформе British Council.
Здесь можно в игровой форме познакомиться с новыми лексическими единицами, грамматическими правилами, а также можно посмотреть тематические видеоролики, поиграть в игры на иностранном языке, разучивать песни. Такие занятия значительно повышают мотивацию к изучению иностранного языка. И самое главное, что детям не нужно долго и мучительно сидеть и заучивать новые слова. В игровой форме слова запоминаются гораздо быстрее.
Также во внеурочной деятельности используются обучающие тренажеры, видеофильмы и обучающие мультфильмы, такие как: Big Muzzy, Gogo, где в игровой форме отрабатываются лексические единицы и грамматические правила.
Использование цифровых ресурсов для подготовки к государственной итоговой аттестации и всероссийским проверочным работам (онлайн-тестирование).
Для подготовки к государственной итоговой аттестации и всероссийским проверочным работам используем онлайн-платформу Сдам ГИА: Решу ВПР. Здесь учащиеся решают различные варианты, после решения сразу же получают ответы и полный разбор ошибок.
Цифровые образовательные ресурсы используются не только учителем на уроке, но и учащимися самостоятельно (дома), например при подготовке домашнего задания или для проведения досуга. Ннапример, учащиеся посещают виртуальные музеи, просматривают видеоролики по проведению различных экспериментов или просто занимаются на обучающих платформах по различным предметам. Во внеурочной деятельности, в рамках раздела страноведение, учащиеся совершают виртуальные экскурсии по городам и странам
Цифровые образовательные ресурсы позволяют учащимся самостоятельно заниматься проектной и научно- исследовательской деятельностью. Ученики находят и отбирают нужную информацию и обрабатывают ее в специальных компьютерных программах: Vimperor.ru (создание видеороликов), Microsoft office Power Point (для подготовки презентаций), Microsoft office Publisher (разработка листовок. Буклетов и т.п). Учащиеся сами создают цифровые образовательные ресурсы на различные темы, например, презентации по страноведению.
Принимая во внимание все вышеперечисленное, считаю необходимым использовать электронные ресурсы в своей педагогической деятельности..
В заключении хочется отметить, что в классах, где применяется ЦОР на каждом уроке, учащиеся демонстрируют более высокую степень мотивации и вовлеченности в учебный процесс
Я поняла важность применения ЦОР на уроках английского языка, так как увидела результат: ребята с нетерпением ждали мультимедийных уроков, и никто не уходил с таких занятий с чувством разочарования. Положительные стороны использования ЦОР:
повышение интереса к обучению;
устранение причины отрицательного отношения к учебе - неуспеха;
достижение высокой мотивации;
дифференциация и индивидуализация обучения;
глубокое и прочное усвоение языкового материала;
положительный эмоциональный настрой, способствующий непроизвольному запоминанию;
познавательная активность и расширение кругозора;
повышение качества знаний учащихся;
В дальнейшем планирую продолжить обучение по использованию интерактивной доски, пополнять свою медиатеку электронными учебниками, пособиями, создавать электронные разработки уроков, презентации, а также создать копилку видеофильмов по предмету
Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, хочется подчеркнуть, что никакие новейшие информационные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка может только учитель. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку. Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков, нет альтернативы работе в парах и группах на уроке.
Главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса и на более продвинутом этапе при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством для обучения иностранному языку.
Литература.
1.Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) / Л.В. Кудрявцева // Иностранный язык в школе. – 2007. – № 4. – С. 49-53.
2. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова// Иностранный язык в школе. – 2005. – № 8. – С. 102-103.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000 – С. 43-45.
4. Сысоев П.В. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США)/ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008. – 1 февраля.http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm
5. scienceforum.ru/2015/article/2015008033
6.https://multiurok.ru/
Список литературы
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000 – С. 43-45.
2. Сысоев П.В. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США)/ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008. – 1 февраля.http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm
3. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова// Иностранный язык в школе. – 2005. – № 8. – С. 102-103.
4.Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) / Л.В. Кудрявцева // Иностранный язык в школе. – 2007. – № 4. – С. 49-53.
5. Ресурсы Интернет.