Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь учащихся
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Орска» Оренбургской области
Направление: Гуманитарные науки-психология
Тема: Причины возникновения стрессов и их влияние на жизнь учащихся
Автор: обучающаяся 10 А класса
Климова Алёна Павловна
Руководитель: учитель обществознания Рузавина Елена Викторовна
Орск, 2023
Содержание
Введение | ……………………………………………………………………………… | 3 | |
Глава | 1. | Теоретическая часть……………………………………………………… | 5 |
| 1.1 | Стрессоустойчивость как качество личности…………………………... | 5 |
| 1.2 | История появления термина «стресс»…………………………………... | 5 |
| 1.3 | Последствия стрессов……………………………………………………. | 6 |
| 1.4 | Причины появления стрессов……………………………………………. | 8 |
| 1.5 | Влияние стресса на жизнь учащихся | 9 |
| 1.6 | Стресс у учащихся и методы борьбы со стрессом …………………….. | 10 |
Глава | 2 | Практическая часть……………………………………………………….. | 12 |
| 2.1 | Анкетирование …………………………………………………………... | 12 |
| 2.2 | Составление памятки……………………………………………………... | 15 |
| 2.3 | Проведение медитации…………………………………………………… | 16 |
Заключение………………………………………………………………………………..... | 17 | ||
Список использованной литературы (интернет-источников) ………………………...... | 18 | ||
Приложение………………………………………………………………………………… |
Введение
Человек не выбирает свою болезнь,
но он выбирает стресс —
и именно стресс выбирает болезнь.
Кицанюк С.Э.- ф.-валеолог.
На пороге 21 века человечество активно осваивает Мировой океан, космос, пустыни, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессами. Известно, что при этом возрастают психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека.
Актуальность. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс. Стресс многолик в своих проявлениях, также он может спровоцировать любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления. Быстрый темп современной жизни и появление новых потребностей приводят к тому, что раздражителей становится все больше, а нагрузка, которую нам приходится переносить, невероятно возрастает. И чаще всего мы не осознаем, какое влияние на нашу жизнь оказывает стресс, и не догадываемся, что стрессом необходимо управлять.
Многие явления школьной жизни: контрольные работы и экзамены, большое количество домашних заданий, сложный учебный материал, конфликтные ситуации со сверстниками, переход учащихся из начальной школы в среднее звено - являются причинами возникновения стресса. 10-11 выпускной класс, впереди ЕГЭ и поступление в ВУЗ.
Я выбрала данную тему, потому что сейчас многие подростки подвержены стрессу, и мне интересно узнать каковы причины стресса, и каков уровень стрессоустойчивости у подростков.
Гипотеза. Если владеть некоторыми способами борьбы со стрессом, то учащиеся будет меньше переживать и тревожиться.
Цель: исследовать возникновение причины возникновения стресса у обучающихся и выявить эффективные методы борьбы со стрессом.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность стресса.
2. Изучить литературу по теме «Стресс, стрессоустойчивость».
3. Выяснить особенности появления стресса учащихся.
4. Разработать памятку с рекомендациями по профилактике и борьбе со стрессом.
Объект исследования: обучающиеся МОАУ «СОШ №11 г. Орска»
Предмет исследования: психосоматические особенности учебного стресса у обучающихся.
Методы исследования: изучение литературы по проблеме исследования, анкетирование, психологический эксперимент, анализ результатов исследования.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Стрессоустойчивость как качество личности.
Стресс -это состояние психофизиологического напряжения - совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.
Стрессор - неблагоприятный фактор, вызывающий в организме состояние напряжения - стресс. Стрессорами, воздействующими на организм человека могут быть - холод, голод, жажда, психические и физические травмы.
Стрессоустойчивость – способность адекватно переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), напряженную или экстремальную ситуацию без особых вредных последствий для дела, окружающих и своего здоровья. Стрессоустойчивость даёт человеку ряд преимуществ, таких как хорошее здоровье, позитивное мировосприятие, раскрытие потенциала, умение быстро и правильно принимать решения.
1.2 История появления термина «стресс»
Основоположником понятия «стресс» является Ганс Селье. Это канадский эндокринолог, он в начале ХХ века создал целую теорию, посвященную стрессу, а также разделил его на «хороший» и «плохой».
Селье обнаружил неспецифическую, не связанную с конкретной причиной универсальную реакцию организма на внешние воздействия (в том числе и патологические). Её-то он и назвал сначала «общим адаптационным синдромом», а затем переименовал в «стресс».
На протяжении всей жизни Селье разбирался в «стрессовой терминологии», вводя новые термины и уточняя их суть. Сначала он ввел понятие «стрессор» (внешнее воздействие, вызывающее стресс).
Также Селье выяснил, что стресс может приносить не только вред. С увеличением стресса растет продуктивность — до определенного предела, после которого она резко падает вместе с ухудшением самочувствия и здоровья. Критическая величина стресса, после которого он становится разрушительным, для каждого человека своя. Так появились понятия «эустресс» и «дистресс».
Формы стресса:
Эустресс — стресс, вызванный положительными эмоциями, или несильный стресс.
Дистресс — негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться.
Три фазы реагирования на любой стресс Г. Селье:
Реакция тревоги. Отражает процесс мобилизации резервов.
Фаза сопротивления. Когда удается успешно преодолевать возникшие трудности без какого-либо видимого ущерба для здоровья.
Фаза истощения. Когда вследствие чрезмерно длительного или избыточно интенсивного напряжения истощаются возможности организма, снижается его устойчивость к заболеваниям и появляются разнообразные признаки физического неблагополучия: снижение аппетита, нарушение сна, расстройства стула, потеря веса, повышение артериального давления, нарушение сердечного ритма и т.п.
Виды стресса:
Физиологические-это непосредственная реакция организма на воздействие определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Стресс такого типа возникает в изменениях температуры тела, ощущениях боли, сильных физических нагрузок.
Психологический- особое психическое состояние, характеризующееся неспецифическими системными изменениями активности психики человека, выражающими ее организацию и мобилизацию в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации.
По длительности воздействия стрессы принято делить на два вида:
Острый стресс – стрессовая ситуация продолжалась короткий промежуток времени. Большинство людей быстро приходят в норму, после короткой эмоциональной встряски. Однако если потрясение было сильным, то возможны нарушения функционирования НС, такие как энурез, заикание, тики.
Хронический стресс – стрессовые факторы воздействуют на человека длительное время. Такая ситуация менее благоприятна и опасна развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы и обострением имеющихся хронических болезней.
1.3 Последствия стресса
Позитивные последствия стресса связаны с воздействием на организм стрессовых гормонов адреналина и кортизола. Их биологический смысл – обеспечить выживание человека в критической ситуации.
Позитивное воздействие адреналина:
-Появление страха, тревоги, беспокойства
-Учащение дыхания.
-Ускорение сердцебиения и подъём артериального давления
-Стимуляция умственных способностей путём улучшения доставки мозгу артериальной крови
-Усиление мышечной силы через улучшение кровообращения мышц и повышение их тонуса
-Прилив энергии за счет активации обменных процессов
-Повышение уровня глюкозы в крови, что обеспечивает клетки дополнительным питанием и энергией
-Уменьшение кровотока во внутренних органах и коже.
Позитивное воздействие кортизола:
-Прилив бодрости и сил за счёт ускорения обмена веществ.
-Подавление воспалительной реакции.
-Ускорение свёртывания крови.
-Снижение активности второстепенных функций.
-Снижение риска развития аллергических реакций. Этому способствует угнетающее воздействие кортизола на иммунную систему.
-Блокировка выработки дофамина и серотонина – «гормонов счастья», которые способствуют расслаблению, что может иметь критические последствия в опасной ситуации.
-Повышение чувствительности к адреналину.
Стрессы повышают способность к адаптации и определенным образом способствуют развитию личности. Однако важно, чтобы стрессовая ситуация разрешилась до того, как исчерпаются ресурсы организма и начнутся негативные изменения.
Негативные последствия стресса для психики обусловлены длительным действием гормонов стресса и переутомлением нервной системы.
-Снижается концентрация внимания, что влечёт за собой ухудшение памяти.
-Появляются суетливость и несобранность.
-Низкая работоспособность и повышенная утомляемость.
-Преобладают негативные эмоции.
-Раздражительность и агрессия.
-Снижение самооценки, неверие в свои силы.
-Нервный срыв – частичная потеря контроля над своими эмоциями и действиями.
Негативные последствия стресса для организма
1. Со стороны нервной системы (разрушение нейронов, излишняя стимуляция нервной системы, головные боли, заикание, тики и т.д.)
2. Со стороны иммунной системы (повышением уровня глюкокортикоидных гормонов, рост восприимчивости к различным инфекциям, снижение выработки антител и активность иммунных клеток, снижается иммунная защита против появления раковых клеток, возрастает риск развития онкологии)
3. Со стороны эндокринной системы (резкое снижение или увеличение выработки гормонов, сбой менструального цикла, замедление темпов роста, повышенная утомляемость, мышечная слабость, снижение температуры, отечность лица и конечностей, нарушение работы поджелудочной железы)
4. Со стороны сердечно-сосудистой системы (повышение кровяного давления, увеличение нагрузки на сердце, ускорение сердцебиения, риск образования тромбов)
5. Со стороны пищеварительной системы (спазмы и нарушение кровообращения в различных отделах желудочно-кишечного тракта, чувство кома в горле, трудности при глотании, развитие язвенной болезни)
6. Со стороны опорно-двигательной системы (спазм мышц и ухудшение кровообращения костной и мышечной ткани, хрупкость костей, снижение мышечной массы)
7. Со стороны кожи (угревая сыпь, нейродермит, псориаз)
1.4 Причины появления стресса
Стресс может возникать по разным причинам. И так как каждый человек уникален, каждый будет переживать стрессовую ситуацию по-разному.
Психологи выделяют восемь причин стресса, которые сильнее всего влияют на человека.
Смерть.
Финансы.
Отсутствие самовыражения.
Отсутствие контроля над ситуацией.
Болезни и отсутствие безопасности.
Работа или учёба.
Друзья и близкие.
Семья.
На сегодняшний день существует ряд причин, определяющих появление стресса у детей младшего школьного возраста. При отсутствии должной помощи, соответствующих изменений средств обучения и воспитания, это может оформляться в устойчивые черты личности и деформировать ее последующее развитие, а также стать причиной ухудшения успеваемости и поведения, вызвать нарушения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками и серьезно повлиять на состояние здоровья.
недостаток сна;
несданные во время домашние задания;
не выполненные или выполненные неправильно задания;
большое количество пропусков по какому-либо предмету;
недостаточно полные знания по дисциплине;
плохая успеваемость по определенной дисциплине;
перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка учащегося, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;
конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы класса и требованиями формальной организации (учителя). В этой ситуации школьник может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования учителя - с другой;
отсутствие интереса к предмету;
плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).
Причины и характерные черты стресса у детей отличаются в разных возрастных группах. В возрасте от 5 до 10 лет, основными особенностями стресса у ребёнка являются необъяснимые боли и расстройства (включая рвоту), повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи (фобии), стереотипные нервные движения, низкая самооценка, нарушения сна и питания.
1.5 Влияние стресса на жизнь учащихся
Школьный (подростковый) возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребёнку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно.
Наступающие в это время гормональные перестройки, влияют, в том числе и на психику. Она становится очень чувствительной. Поэтому практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений.
Признаки стресса - физические и эмоциональные симптомы, которые проявляет подросток:
- повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность;
- резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты;
-недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»;
- злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни;
- резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учёбе и хобби;
Стрессовое состояние учащихся снижает уровень их успеваемости, а затяжной стресс не только вредит здоровью ребёнка, но и отрицательно влияет на мотивационную сторону обучения. Ученик в стрессовом состоянии не только раздражён и не восприимчив к обучению, но и может негативно влиять на окружающих детей, создавая нездоровую обстановку в классе.
1.6 Стресс у учащихся и методы борьбы со стрессом.
Выявление эффективных методов профилактики и борьбы с проявлениями стресса.
Для профилактики стресса важно соблюдать несколько простых, но очень важных правил.
Соблюдать режим сна: ложиться спать (не позднее 00:00) и вставать в одно и то же время.
Здоровое питание. Умеренные приёмы пищи, не оставайтесь голодным, но и не переедайте.
3. Регулярные занятия физическими упражнениями в утреннее или дневное время или физическая нагрузка вечером, но не позднее, чем за 3 часа до сна.
4. Релаксации.
Для борьбы с уже начавшимся стрессом рекомендуется:
Выполнять дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения для снятия стресса позволяют вернуть контроль над эмоциями и телом, снизить мышечное напряжение и частоту сердечных сокращений.
Дыхание животом. На вдохе медленно надуть живот, затем набрать воздух в средние и верхние отделы легких. На выдохе – выпустить воздух из грудной клетки, затем немного втянуть живот.
Дыхание на счет 12. Делая вдох, необходимо медленно сосчитать от 1-го до 4-х. Пауза – на счет 5-8. Выдох на счет 9-12. Таким образом, дыхательные движения и пауза между ними имеют одинаковую продолжительность.
Глава 2 Практическая часть
2.1 Анкетирование.
Для того, чтобы выяснить, причины стрессов у учащихся, нужно провести исследование. Был проведён анонимный социальный опрос среди страршеклассников МОАУ «СОШ №11 г. Орска» (Приложение).
В анкетировании приняло участие 15 человек. Анализ анкетирования показал, что большее количество учащихся так или иначе переживают стресс. Но они не стремяться предотвращать его или борьться с ним, когда это всё таки произошло. Обучающиеся предпочитают просто не думать о своих переживаниях и пытаются поскорее забыть.
Причинами стресса чаще всего называли вне школьную и вне семейную жизнь. Это могли быть дополнительные занятия, личные отношения, путешествия.
Большинство старшеклассников испытывали стресс(Рис.1). Это говорит о повышенном уровне тревоги и напряжении в совресенном мире.
Рисунок 1
Больше половины учащихся испытывают стресс редко (рис.2). Это хороший результат, учитывая нагрузки в школе, семейные и личные отношения, ситуацию в мире.
Рисунок 2
Рисунок 3
Несмотря на то, что большинство обучающихся редко испытывали стресс, он был довольно сильным (Рис.3). При этом также большое количество опрошенным просто не обращали внимания на своё состояние
Рисунок 4
По диаграмме видно, что ученики больший стресс получают вне школы и вне дома (Рис.4). Возможно, это говорит о хороших отношениях в их семье. Также в школе учиться им легко и комфортно.
Рисунок 5
Отношение к стрессовой ситуации у учащихся разделилось почти поровну. Одни считают, что с переживаниями стоит бороться и разбираться. Чуть меньшее количество предпочитают вообще не обращать внимание на сложившуюся ситуацию (Рис. 5)
Рисунок 6
Как бы ученики не переживали они всё равно придерживаются мнения, что на стресс не нужно обращать внимания (Рис.6).
В результате опроса я выяснила: причинами стресса ученики считают редко школу, ещё реже семью. Большинство предпочитают просто не обращать внимания на стрессоры. Они выбрали тактику игнорирования и отрицания стресса.
2.2 Составление памятки
Изучив и проанализировав литературу в ходе своей исследовательской работы, я разработала памятку рекомендаций по профилактике стресса и борьбе и с ним.
Памятка рекомендаций профилактики борьбы со стрессом.
1. Соблюдайте режим сна, желательно ложиться до полуночи (так как после мелатонин-гормон сна вырабатывается в меньшей степени, что не позволяет нам выспаться и чувствовать себя отдохнувшими)
2. Меняйте деятельность в течении дня (умственную на физическую и наоборот)
3. Чаще бывайте на свежем воздухе.
4. Соблюдайте правильное питание.
5. Занимайтесь физическими активностями.
6. Позволяйте себе отдыхать.
7. Принимайте водные процедуры и побольше расслабляйтесь.
Первая помощь в острой стрессовой ситуации.
1. Воздержитесь принимать и реализовывать какие-либо решения.
2. Сосчитайте до 10.
3. Сосредоточьтесь на своём дыхании.
Если стрессовая ситуация застигла вас в рабочем помещении.
1. Если есть возможность, выйдите в то место, где можно побыть одному.
2. Смочите лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
3. Медленно выпейте воды. Сконцентрируйте своё внимание на каждом глотке.
4. Медленно осмотритесь по сторонам, описывая или просто называя предметы, которые видите.
5. затем посмотрите в окна на небо.
6. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу.
Эта памятка может быть полезна учащимся, которые часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями в школе. Так же эта памятка поможет взрослым легче и быстрее справляться со стрессами, например на работе.
2.3 Проведение медитации
Одна из техник борьбы со стрессом-медитация.
Я провела для своих одноклассников перед важной полугодовой контрольной сеанс медитации (рисунок 7,8). Учащиеся стали чувствовать себя увереннее и спокойнее. Медитация позволила снять напряжение и расслабиться, что привело к большей умственной активности, концентрации внимания на заданиях, и, следовательно, к отличным оценкам по контрольной.
Рисунок 7
Рисунок 8
Заключение
В исследовательской работе я рассмотрела явление стресса у людей, причины возникновение стрессов и их влияние на жизнь учащихся.
Я изучила литературу по теме «стресс, стрессоустойчивость». И узнала:
Стресс- это состояние психофизиологического напряжения - совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.
Причины возникновения стрессов у учащихся различны. Младшие школьники чаще всего переживаю из-за школы и отношения к ним других людей, друзей. Старшеклассники по поводу школы переживают уже реже. Они научились учиться и осознано пошли в 10-11 классы, поэтому для них тут всё предсказуемо.
В ходе социального опроса выяснилось, что почти каждый учащийся переживает стресс. Однако отношение к трудностям и степень переживания у всех различна, что указывает на индивидуальность каждого человека.
Учащиеся опробовали методику борьбы со стрессом перед важной полугодовой контрольной по математике. Они почувствовали уверенность и спокойствие.
Мной была разработана памятка рекомендаций по профилактике стресса и борьбе и с ним.
Все это доказывает мою гипотезу: если обладать некоторыми техниками борьбы со стрессом, то обучающиеся будут меньше переживать и тревожиться.
Список используемой литературы и интернет-источников.
1. Акарачкова Е.С. Хронический стресс и нарушение профессиональной адаптации. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2011 №5 с.56-59.
2.Селигман М. Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь / Мартин Селигман ; Пер. с англ. — М.: АЛЬПИНА ПАБ ЛИШЕР, 2013. — 338 с. ISBN 978-5-9614-4431-5
3.Федулова, И. А. Причины и особенности возникновения стресса
младших школьников / И. А. Федулова. — Текст : непосредственный // Молодой учёный. — 2021. — № 42 (384). — С. 208-211. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84684/ (дата обращения: 02.12.2022).
4.Ногалес Кирилл. Блог о саморазвитии. Стрессоустойчивость:
характеристики, преимущества, методы повышения. [Электронный ресурс]-URL: https://4brain.ru/blog/stress-resistance-tips/?ysclid=l91dgo2e81548103412 (Дата обращения 16.12.2022)
5.Стрессы и стрессовые состояния. Причины, стадии, что происходит в организме, позитивные и негативные последствия, методы борьбы и повышения стрессоустойчивости – URL: https://www.polismed.com/articles-stressy-i-stressovye-sostojanija.html?ysclid=lavcuejkz7879027 (дата обращения 12.02.2023)
6. IsraClinic «Физиологический стресс» - URL: https://www.israclinic.com/nashi-publikatsii/psikhiatriya/fiziologicheskiy-stress/ (дата обращения 26.11.2022)
Приложение
Анкетирование (вопросы) :
1. Сталкивались ли вы со стрессом?
А) да Б) нет
2. Как часто вы попадали в стрессовую ситуацию?
А) часто Б) редко В) никогда
3. Как влияла на вас стрессовая ситуация?
А) сильное переживание
Б) не обращал(а) внимания
В) переносил(а) легко
4. Где вы чаще всего получаете стресс?
А) дома Б) в школе В) другое
5. Ваши пути выхода из стрессовой ситуации?
А) постараюсь разобраться
Б) сделаю вид, что ничего не произошло
6. Как можно избежать стрессов?
А) следить за своим состоянием
Б) смотреть проще на жизнь и не обращать внимания на стрессоры
В) не знаю