Статья «Применение электронных образовательных ресурсов в начальной школе»
Применение электронных образовательных ресурсов
в начальной школе
Щербакова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ "CОШ №33 имени П.А.Столыпина"
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Современная система образования в России переживает процесс активных преобразований. После принятия и внедрения ФГОС изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации и структуре основной общеобразовательной программы, которые невозможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов.
Если в систему образования не внедрять ЭОР, то результаты образования не смогут соответствовать потребностям современной экономики, а выпускники школ не будут готовы жить в современном «информационном» обществе.
ЭОР – это представленные в цифровой форме ресурсы, необходимые для организации учебного процесса.
Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на всех этапах обучения:
- получение информации;
- практические занятия;
- аттестация (контроль учебных достижений).
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания.
Функции для учителя и учащегося
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия: виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.
Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме.
Использование ЭОР приносит гораздо больший результат, если учитель одновременно эффективно привлекает своих обучающихся к использованию дистанционных форм обучения.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.[1]
Для современных учащихся работа в Интернете является привычной, они легко адаптируются к дистанционным системам обучения.
Дистанционное обучение позволяет:
охватить большую группу обучающихся, осуществляя индивидуальный подход к каждому ребёнку;
возможность организации обучения в сотрудничестве несколько обучающихся;
осуществлять своевременную педагогическую поддержку учителем в качестве консультанта в режиме on-line;
формировать учебную самостоятельность младших школьников
УЧИ.РУ
Онлайн – платформа Учи. ру позволяет ученикам заниматься по учебным предметам в дистанционном режиме .
Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечит образовательная платформа «Учи.ру». Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию, отображает прогресс учеников в личном кабинете. Также в личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, где учителя, ученики и родители могут обсуждать задания, свои успехи и прогресс
Набор бесплатных сервисов Учи.ру: интерактивные задания, видеозанятия с классом, домашние и проверочные работы, статистика достижений ученика и трансляции онлайн-уроков с учителями.
Для начальных классов предлагаются материалы по предметам: математика, русский язык, окружающий мир. Задания даны в ярком, красочном виде с применением анимации, однако они несут точечные знания и вырабатывают у детей умения и навыки.
Учитель может отслеживать прогресс выполнения учебной программы учащимися, есть возможность выдать детям проверочные работы, создать свои собственные задания.
По окончании курса ребенок получает диплом за успешное прохождение базового онлайн-курса.
На Учи.ру проходят образовательные марафоны, которые поддерживают в ребятах дух соревнования, стремления коллективно добиться результата. За прохождение и победу класс получает грамоту. Самые активные ребята получают грамоту за лучший результат в классе.
По учебным предметам (в том числе по финансовой грамотности) проходят олимпиады. Все победители награждаются яркими красочными грамотами., похвальными листами и благодарностями (учителю и школе).
Притом учителю не нужно набирать документы, они формируются автоматически и хранятся в разделе Портфолио.
Кроме учебного направления, на Учи.ру разработаны занятия для внеклассной работы. Эти задания можно проходить в классе на классных часах или дома.
Образовательный тренажер для школьников 1-4 классов
«Умная ворона».
Здесь представлено огромное количество ярких, красочный, анимированных заданий по школьной программе. Добавлено чтение, помимо основных предметов. Доступны десять разных типов заданий, такие как задача на восстановление последовательности, задача на подстановку пропущенного слова, задача на правильное расположение картинок и другие. Количество набранных баллов будет засчитано по таймеру времени, на правильный ответ отмечается картинкой и фразой вороны.
На площадке проходят марафоны для детей. Зарегистрировавшись на марафон, нужно выполнить предложенные задания. Существует своя база данных для выдачи заданий детям. Учитель может создавать свои задания. Вы сможете видеть результаты каждого ученика по каждому решённому заданию, а также время решения и количество попыток.
Российская электронная школа
Российская электронная школа - это масштабный проект, который объединяет интерактивные видеоуроки по всем предметам школьного курса. Здесь представлены уроки с 1 по 11 классы от лучших преподавателей страны.
РЭШ создана для того, чтобы у любого школьника была возможность при пропуске занятий в школе по какой-либо причине восполнить пробелы в знаниях.
ЯКласс
«ЯКласс» - это платформа электронного образования для школ, а также обучающая онлайн-площадка для школьников и их родителей. Коллекция материалов платформы постоянно пополняется. Материалы расположены по параграфам и по темам школьного учебника, соответствуют нашим рабочим программам. Встречаются необычные, нестандартные задания, которые привлекают интерес обучающихся, что делает работу по формированию умений и навыков интересной и увлекательной. Не нужно проверять горы тетрадей. Система проверит и даст процент выполнения работы, предоставит подробную статистику. Всё это можно найти в разделе «Результаты учащихся». Проверочные работы создает и назначает преподаватель. Он может пользоваться уже готовыми разработками и добавлять свои.
При выполнении проверочных работ обучающиеся имеют возможность увидеть результаты, посмотреть на допущенные ошибки и выполнить работу заново. В профиле «Учитель» есть функция, позволяющая видеть текущее состояние проверочной работы или домашнего задания у каждого ученика, его ошибки и степень выполнения задания.
Для организации дистанционного обучения младших школьников я использовала сервисы, разработанные корпорацией Google.
Google Диск (google.com/intl/ru/drive/) – это облачное хранилище данных, принадлежащее компании Google Inc. с возможностью просмотра в браузере содержимого множества типов файлов, а также редактирования и создания определенных типов документов. [2]
Google «Диск» предоставляет инструментарий для создания любых видов заданий без необходимости покупки и установки офисного программного обеспечения. С его помощью можно создавать и работать с документами, таблицами, презентациями, фотографиями, PDF-файлами и формами.
Работать со всеми видами файлов на сервисе Google «Диск» можно в совместном доступе в реальном времени. Это позволяет осуществлять своевременные консультации учителем, осуществлять диалог между членами группы, оставлять комментарии и замечания к этапам работы, одновременно выполнять работу разными обучающимися и видеть результаты своей работы и своих товарищей, так как изменения, выполняемые на одном устройстве, отражаются на всех остальных. Учитель может контролировать возможность доступа к различным документам, открывая или закрывая доступ к файлам.
При выполнении работы очень удобна функция просмотра «Хронологии изменений» в документе, так как все изменения над документом постоянно сохраняются в процессе работы, можно посмотреть, кто и какие изменения произвел в документе, восстановить нужную версию, если были допущены какие-либо ошибки.
У учителя есть возможность не только загрузки имеющегося на компьютере документа на «Диск» и дальнейшей работы с ним в облачном хранилище, но и обратное действие – создание документа на «Диске», а затем выгрузка его на компьютер в любом из доступных форматов.
Все эти возможности я на практике использовала для организации дистанционного обучения младших школьников 2-4 класса по разработанному мной учебному курсу «Знакомство с программой PowerPoint». При работе по данному курсу были использованы задания по информатике, а также творческие задания по окружающему миру, русскому языку и математике.
Самое первое занятие было теоретическим знакомством с программой, правилами безопасной работы на компьютере, оформления письменного разрешения каждого родителя обучающегося.
Для организации дистанционного обучения младших школьников важными факторами такой формы обучения является элементы занимательности, система поощрения в виде игровых бонусов, работа в группе над одной общей проблемой, возможность работы с различными источниками информации.
За правильное выполнение заданий ребенок получал от учителя бонус – оценку в виде смайликов или картинок сказочных персонажей.
Для улучшения качества обучения, ребятам предлагались для просмотра видеоуроки по окружающему миру, ОЗОЖ, математике, сохраненные учителем на Google «Диске».
Для организации проектной деятельности на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности были созданы специальные разделы «Проекты по окружающему миру», где дети создавали отдельные слайды на общую тему, а затем выступали с защитой своей работы на уроках. Эта работа очень удобна тем, что учитель уже заранее знает о материалах сообщений учеников, их объемах, и может лучше построить сценарий урока.
Возможности Google «Диска» очень хорошо помогли организовать дистанционное обучение в период отмены занятий в связи с карантином: разместить домашние задания для всего класса, показать способы решения, дать разъяснения по трудным темам, а также организовать дополнительные занятия и консультации для детей, нуждающихся в такой форме обучения. Взаимодействие участников организуется как синхронно, т. е. в режиме online, так и асинхронно, когда участники в различное время получают доступ, оставляют свои вопросы, работы и ожидают обратной связи.
Игровые, тестовые, занимательные формы работы, применяемые в дистанционной форме позволили повысить уровень математической и орфографической грамотности обучающихся.
Заинтересовавшись созданием презентаций на отдельные темы, мои ученики стали индивидуально работать над интересующими их вопросами. Для них я создала раздел «Мои первые исследования», в котором ребята работали над своими проектами, созданием их презентаций, сопутствующих документов. В такой форме работы очень много положительных моментов, так как учитель может вовремя скоординировать работу ребёнка, оказать помощь, пообщаться с ребенком в реальном времени, переписываясь с ним в комментариях. В результате такой работы мои обучающиеся заняли призовые места в школьном конкурсе проектов «Хочу всё знать!»
На следующий учебный год планирую продолжить такую форму работы со своими обучающимися, так как уже сейчас видны положительные результаты у детей:
усиливается положительная мотивация к обучению;
активизируется познавательная деятельность,
они имеют возможность проявить своё творчество, воображение, так как такая форма работы не ограничивает по времени;
повышается уровень умений работать в группе;
расширяется возможность самостоятельной деятельности;
формируются навыки исследовательской деятельности;
обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе начальной школы позволяет сделать процесс обучения более продуктивным.
Список литературы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение
Презентация к статье https://disk.yandex.ru/d/i9oVnNQcXHXLcg
Презентация Применение электронных образовательных ресурсовPPTX / 42.28 Мб
Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm