12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валерия39
Россия, Тюменская обл., Тюмень



По состоянию на 1 января 2022 г. из 7 226 399 детей, посещающих дошкольные образовательные организации, 551 489 детей (7,6%) являются детьми с ОВЗ и (или) детьми-инвалидами. Указанная тенденция (по % соотношению детей) сохраняется с 2018 года.

Всего в школе в 2021 г. получали образование 7,2 млн. обучающихся. При этом сохраняется тенденция к обучению детей с ОВЗ в инклюзивных классах – 392,3 тыс. обучающихся с ОВЗ (больше на 5,54% в сравнении с прошлым годом), и 111 тыс. детей инвалидов (больше на 8,02%).

Причины такого роста обусловлены различными факторами: ухудшение экологического состояния, социальные факторы, различные органические поражения головного мозга во всем периодах развития ребенка и т. д. Тяжёлые речевые нарушения имеют особую физиологическую основу — поражение или дисфункцию конкретных участков мозга и коры. Как следствие подобных нарушений, возникают нарушения многих высших психических функций. Речь, как ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга:

Энергетический блок, активация мозга.

Блок приема, переработки и хранения информации.

Блок программирования, регуляции и контроля.

Недоразвитие энергетического блока влечет быструю утомляемость. Энергетического ресурс быстро истощается, что обуславливает невозможно усердной и продолжительной коррекционной работыу. Если недостаточно развит второй блок мозга, то ученик испытывает проблемы с запоминанием, фонетическим восприятием, а также сталкивается с трудностями письма (например, зеркальное отображение букв), что в дальнейшем отражается в дисграфическом написании. При недостаточном развитии блока программирования у ребенка нарушается самоконтроль, регуляция поведения, имеются сложности с умением выполнять действия по образцу. Активный контроль и регуляция поведения осуществляется с помощью речи.

Чтобы речь развивалась целостно и гармонично, необходима согласованная работа не только трех блоков головного мозга, но и одинаково активная и согласованная работа левого и правого полушарий. При помощи средств активизации межполушарного взаимодействия можно проводить более эффективную коррекционную работу с детьми с тяжелыми нарушениями речи по коррекции недостатков речевой, двигательной и интеллектуальной сфер, поведенческих расстройств. Основной целью использования упражнений на межполушарное взаимодействие учителем-логопедом за занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи является активизация речевой активности. При этом необходимо учитывать то, что применение данного метода в логопедической работе является лишь дополнением к основной планируемой коррекционной программе и реализуется совместно с ней.

Недостаточная сформированность межполушарного взаимодействия у учащихся с ТНР приводит к сложностям в усвоении программного материала и трудностям в обучении. Развивать и укреплять взаимосвязь между левым и правым полушарием позволяет наука кинезиология, которая предполагает активизацию межполушарного взаимодействия через определенный комплекс движений. Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания [1]. Упражнения должны выполняться ежедневно, продолжительность занятия зависит от возраста дошкольников (от 5 минут до 25). Вот пример некоторых упражнений, которые используются мной в работе с детьми с ТНР:




Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов. Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе.

Двуручное рисование.

Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Л (любой автоматизируемый звук). Или проговаривая чистоговорку с автоматизируемым звуком. Выкладывание цветными магнитами. Одновременно двумя руками просим ребенка выложить буквы разными цветами или написать одновременно двумя руками простые слова

Двуручные упражнения для развития межполушарных связей

Одновременно показать и назвать букву Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук Одновременно рисовать, обводить пальчиками узор Одновременно писать буквы или цифры

Игры на выкладывание одновременно двумя руками

Выкладывание узоров из камней, пуговиц и т.п. Выкладывание букв при дифференциации звуков. Одновременно выкладываем правой рукой – З, а левой Ж Выкладываем картинки цветными крышками. Можно брать крышки одного цвета, а можно задание усложнить и попросить ребенка брать крышки разных цветов.

Коррекционные нейроигры

При дифференциации звуков, например С и Ш логопед ставит перед ребенком задачу, если он услышит звук С, то берет камушек зеленого цвета левой рукой, если услышит звук Ш – то красный камень - правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то кладет камни двумя руками одновременно. Игра: «Поймай звук» Ребенку предлагается построить дорожки из крышек. Задача такая: Правой рукой делает дорожку из красных крышек, а левой рукой из синих. Руки можно чередовать, а можно делать работу одновременно. Игра: «Собери дорожку к мышкам»

Выкладывание букв или цифр из палочек одновременно двумя руками.

С помощью таких нейроупражнений игр и упражнений ребенок не только запоминает буквы или цифры, но и учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь.

Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, левой рукой, зеленый, правой желтый камушек или помпон. Нейроигры с пинцетом На дифференциацию звуков в словах. Если услышишь Ж берешь правой рукой желтый помпон, если З левой рукой – зеленый.

«Ухо-нос» «Ухо-нос»

Упражнение применяю при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках Упражнение «Ухо-нос» способствует развитию межполушарного взаимодействия, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.

«Кулак-ребро -ладонь»

Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук Ж — ставь ладонь. 2 вариант: звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.

Упражнение: «Скакалка»

Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Прыгая как на скакалке,у детей развивается способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Например при автоматизации звука, ребенок, проговаривая чистоговорку, скачет на одной (ла,ла), потом на другой ноге (ла-ла) и на двух ногах одновременно (наша девочка мала).

Упражнение: «Скакалка»

Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Прыгая как на скакалке,у детей развивается способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Например при автоматизации звука, ребенок, проговаривая чистоговорку, скачет на одной (ла,ла), потом на другой ноге (ла-ла) и на двух ногах одновременно (наша девочка мала).

Упражнение «Зеркало»

Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук, ног или позу, которую он видит на картинке или ему показывает учитель. Для этого ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать музыкальное сопровождение. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей, развитию координации движения.



Нейропсихологические упражнения и игры необходимо использовать в начале логопедического занятия. Это позволяет активизировать познавательные процессы ребенка, сконцентрировать его внимание для дальнейшей работы с ним на занятии. При выполнении нейроупражнений важна точность и правильность их выполнения. Поэтому целесообразно сначала индивидуально обучить каждого ребенка выполнению того или иного упражнения, в последствии увеличивая объем и усложняя сами задания. Регулярное применение нейроупражнений и игр в дополнение к основному занятию позволят значительно повысить усвоение программного материала, а также будут способствовать улучшению развития общей и мелкой моторики, координации движений. В работе учителя-логопеда нейрогимнастика помогает развить у детей двигательную активность, общую и мелкую моторику, умение концентрировать свое внимание, развивает умение к произвольному контролю, совершенствует фонематическое восприятие.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.