Приоритетные направления программы коррекционно-развивающей работы обучающимихся дошкольников с ЗПР

2
0
Материал опубликован 4 November 2023

Приоритетные направления:

Направление 1: Коррекция нарушений познавательных процессов и функций

Коррекция нарушений свойств внимания

Коррекция нарушений процессов памяти

Коррекция нарушений восприятия

Коррекция нарушений мыслительных процессов

формировать концентрацию и устойчивость внимания посредством сосредоточения на конкретной деятельности и исключения отвлекающих объектов.

повышать объём воспринимаемой информации.

формировать переключаемость (произвольность) внимания.


способствовать увеличению объёма памяти.

развивать долговременную память.

давать установки на запоминание;

развивать умение анализировать и систематизировать информацию.


развивать скорость и целостность восприятия;

расширять объем восприятия;

устранять пассивность восприятия;

способствовать развитию обобщенности восприятия.


развивать навыки осознанного чтения

развивать полноту мышления.

Развивать логичность мышления, способность строить умозаключения.

формировать деятельностный компонент мышления.

Этапы коррекционной работы

Подготовительный

развивать сосредоточения внимания на объекте посредством увеличения времени сосредоточения.

формировать устойчивость внимания в процессе деятельности ребёнка.

развивать способность запоминания большего объёма информации посредством развития различных видов памяти.

учить выделять главное в объекте на основе смыслового запоминания.

устранить пассивность восприятия, включая в деятельность разнообразные игры;

развить обобщенность восприятия при просмотре сюжетного изображения.

учить выделять признаки объекта, объединять объекты в группы по признакам, выделять лишнее.

учить анализировать, обобщать, проводить аналогии.

Основной

формировать произвольность внимания посредством постепенно усложняющихся инструкций.

повышать концентрацию внимания.

увеличивать объем внимания.

способствовать повышению времени хранения запоминаемой информации.

Развивать навыки запоминания посредством использования отдельных видов памяти.

формирование способности запоминать большие объёмы информации.

учить полно и точно распознавать образы представленного изображения, предмета или явления;

увеличивать объем восприятия предъявляя материал от простого к сложному, постепенно увеличивая количество;

способствовать формированию умения целенаправленно, не отвлекаясь, произвольно воспринимать объект и выделять в нем главные признаки, отличающие его от других.

учить определять часть от целого.

учить сравнивать предметы между собой, проводить аналогии, классифицировать предметы по признакам.

учить называть группы предметов обобщенными словами;

учить устанавливать сходства между объектами.

Заключительный

1) увеличивать объем внимания .

2) формировать умение переключать внимание с помощью предъявления конкретного стимульного материала.

способствовать расширению преимущественно преднамеренного запоминания;

формировать умение воспроизводить информацию, опираясь на содержательные и активные формы работы с материалом.


формировать умение осмысливать воспринимаемую информацию;

способствовать увеличению скорости восприятия.

учить устанавливать причинно-следственные связи;

учить делать выводы и оречевлять свои действия

развивать умение последовательно рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, самостоятельно думать, выделять интеллектуальную задачу.

Направление 2: Коррекция нарушений в регулятивной сфере

Развитие регуляции двигательной активности

Развитие невербального компонента саморегуляции

Развитие вербального компонента саморегуляции

учить регулировать силу мышечного тонуса по типу «сильное», «среднее», «слабое», желательно, с сохранением последовательности;

учить снимать мышечное напряжение посредством физических упражнений, направленных на расслабление.

учить планировать будущую деятельность в связи с целью задания;

развивать умение удерживать инструкцию;

развивать умение самостоятельно выполнять задания;

развивать умение самостоятельно определять цель задания, план будущих действий, а также описывать способы получения результата.

учить сдерживать свои негативные эмоции;

формировать действия самоконтроля.

формировать саморегуляцию в ходе выполнения заданий;

формировать оценочный компонент саморегуляции.

Этапы коррекционно-педагогической работы

Подготовительный

формировать возможность совершать произвольные крупные движения отдельными частями тела в соответствии с заданной инструкцией;

учить снимать мышечное напряжение посредством физических упражнений, направленных на расслабление.

развивать умение удерживать инструкцию;

создавать у детей представление о способах и средствах достижения целей заданий;

учить детей организовывать этапность работы, выполнять ее и называть совершаемые действия;


формировать заинтересованное отношение к теме и характеру задания взрослого;

прививать привычку вслушиваться в задание взрослого;

учить вычленять в задании взрослого основополагающие требования, правила.

Основной

формировать возможность воспроизведения серии последовательных движений (удержание двигательной программы);

учить регулировать свою моторную деятельность в соответствии с инструкцией педагога.

формировать у детей потребность в выработке промежуточных целей на пути к достижению к конечной цели;

развивать умение выполнять задания самостоятельно.

развивать умение адекватно с эмоциональной точки зрения реагировать на изменения окружающего мира;

развивать умение контролировать процесс своей деятельности и его результат;

формировать действия предварительного планирования выполненного задания;

формировать действия самоконтроля за последовательным и полноценным выполнением задания.

Заключительный

учить регулировать силу мышечного тонуса по типу «сильное», «среднее», «слабое», желательно, с сохранением последовательности.

развивать умение самостоятельно определять цель деятельности;

развивать навыки построения плана будущих действий по выполнению задания;

развивать умение описывать способы получения результата.

формировать умение оценивать свою работу через оценку взрослых;

формировать умение оценивать выполнение работы по выделенным материализованным принципам;

формировать умение оценивать качество труда по способу деятельности.

Направление 3: Коррекция нарушений в аффективной сфере

Формирование аффективной пластичности

Развитие уровня аффективных стереотипов

Формирование аффективной экспансии

учить снимать эмоциональное напряжение;

развивать умение спокойного реагирования на меняющиеся условия окружающего мира;

учить быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;

устранять негативные реакции протеста.

учить адекватно реагировать на изменения собственного состояния с эмоциональной точки зрения;

учить преодолевать страхи;

учить приспосабливаться к новым, меняющимся условиям среды;

устранять защитные, компенсаторные негативные реакции на отрицательную оценку окружающих.

учить выходить из проблемных ситуаций;

развивать навык доводить начатое дело до конца (до достижения цели);

учить организовывать свою деятельность;

развивать умение адекватно реагировать на отрицательную оценку со стороны окружающих людей;

развивать навык общения и взаимодействия с новыми людьми.

Направление 4: Формирование педагогических компетенций родителей в вопросах развития у детей познавательных процессов и навыков регуляции деятельности

Изучение семьи, обратная связь с родителями по вопросам, связанными с реализацией Программы.

1. Письменные формы:

- анкетирование;

- опросник.

2. Устные формы:

- интервью;

- беседа.

3. Дистанционно-анонимные:

- переписка по электронной почте;

- форум; 

- «Почтовый ящик» и другие. 

4. Наблюдения: 

- ребёнка в разных видах деятельности; 

- семьи в ситуациях совместной деятельности

(общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность). 


Информирование родителей

 

1. Сайт дошкольной образовательной организации. 

2. Новости на сайте: достижения группы; фото- и видеоальбом; информация о мероприятиях; мини-газета «Новости из Ласточки» и другие интересные материалы; странички педагогов.

3. Выставки результатов воспитательно-образовательной работы: творческие работы; фотоотчёты.

4. Электронная почта.

5. Памятки.

6. Личные беседы.

7. Родительские собрания.

8. Оформление наглядной информации.

Совместная деятельность ДОО и семьи

 

1. Проекты.

2. Выставки совместного семейного творчества.

3. Открытые показы различных видов детской деятельности. 

4. Совместные детско-родительские мероприятия: 

- досуги, спортивные и конкурсные мероприятия; 

- трудовые, благотворительные и другие акции. 

5. Семейные фотоколлажи.

Консультирование родителей педагогами и специалистами ДОО

 

1. Индивидуальное

2.Семейное

3.Очное

4. Дистанционное

Повышение педагогической компетентности родителей

 

1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары.

2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.

3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра.

4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.

Указанные формы работы реализуются по двум направлениям:

1) для массового контингента семей воспитанников;

2) для дифференцированных групп семей:

- семьи детей различных возрастных категорий;

- семьи будущих первоклассников;

- различные категории неблагополучных семей;

- семьи детей с поведенческими проблемами;

- семьи детей с особыми потребностями;

- семьи одарённых детей;

- семьи детей, не посещающих ДОУ.



Направление 5: Условия для достижения детьми целевых ориентиров

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах трудностей, возникающих при освоении АООП ДО; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.

Создание специальной предметно-пространственной среды, которая позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.): для содержательного насыщения среды должны быть: средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активности всех категорий детей, экспериментирование с материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

РППС может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

в РППС заложена функция полифункциональности, которая обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

обеспечивается функция доступности воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации