Приоритетные направления программы коррекционно-развивающей работы обучающимихся дошкольников с ЗПР
Приоритетные направления:
Направление 1: Коррекция нарушений познавательных процессов и функций | |||||
Коррекция нарушений свойств внимания | Коррекция нарушений процессов памяти | Коррекция нарушений восприятия | Коррекция нарушений мыслительных процессов | ||
формировать концентрацию и устойчивость внимания посредством сосредоточения на конкретной деятельности и исключения отвлекающих объектов. повышать объём воспринимаемой информации. формировать переключаемость (произвольность) внимания. | способствовать увеличению объёма памяти. развивать долговременную память. давать установки на запоминание; развивать умение анализировать и систематизировать информацию. | развивать скорость и целостность восприятия; расширять объем восприятия; устранять пассивность восприятия; способствовать развитию обобщенности восприятия. | развивать навыки осознанного чтения развивать полноту мышления. Развивать логичность мышления, способность строить умозаключения. формировать деятельностный компонент мышления. | ||
Этапы коррекционной работы | |||||
Подготовительный | |||||
развивать сосредоточения внимания на объекте посредством увеличения времени сосредоточения. формировать устойчивость внимания в процессе деятельности ребёнка. | развивать способность запоминания большего объёма информации посредством развития различных видов памяти. учить выделять главное в объекте на основе смыслового запоминания. | устранить пассивность восприятия, включая в деятельность разнообразные игры; развить обобщенность восприятия при просмотре сюжетного изображения. | учить выделять признаки объекта, объединять объекты в группы по признакам, выделять лишнее. учить анализировать, обобщать, проводить аналогии. | ||
Основной | |||||
формировать произвольность внимания посредством постепенно усложняющихся инструкций. повышать концентрацию внимания. увеличивать объем внимания. | способствовать повышению времени хранения запоминаемой информации. Развивать навыки запоминания посредством использования отдельных видов памяти. формирование способности запоминать большие объёмы информации. | учить полно и точно распознавать образы представленного изображения, предмета или явления; увеличивать объем восприятия предъявляя материал от простого к сложному, постепенно увеличивая количество; способствовать формированию умения целенаправленно, не отвлекаясь, произвольно воспринимать объект и выделять в нем главные признаки, отличающие его от других. | учить определять часть от целого. учить сравнивать предметы между собой, проводить аналогии, классифицировать предметы по признакам. учить называть группы предметов обобщенными словами; учить устанавливать сходства между объектами. | ||
Заключительный | |||||
1) увеличивать объем внимания . 2) формировать умение переключать внимание с помощью предъявления конкретного стимульного материала. | способствовать расширению преимущественно преднамеренного запоминания; формировать умение воспроизводить информацию, опираясь на содержательные и активные формы работы с материалом. | формировать умение осмысливать воспринимаемую информацию; способствовать увеличению скорости восприятия. | учить устанавливать причинно-следственные связи; учить делать выводы и оречевлять свои действия развивать умение последовательно рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, самостоятельно думать, выделять интеллектуальную задачу. | ||
Направление 2: Коррекция нарушений в регулятивной сфере | |||||
Развитие регуляции двигательной активности | Развитие невербального компонента саморегуляции | Развитие вербального компонента саморегуляции | |||
учить регулировать силу мышечного тонуса по типу «сильное», «среднее», «слабое», желательно, с сохранением последовательности; учить снимать мышечное напряжение посредством физических упражнений, направленных на расслабление. | учить планировать будущую деятельность в связи с целью задания; развивать умение удерживать инструкцию; развивать умение самостоятельно выполнять задания; развивать умение самостоятельно определять цель задания, план будущих действий, а также описывать способы получения результата. | учить сдерживать свои негативные эмоции; формировать действия самоконтроля. формировать саморегуляцию в ходе выполнения заданий; формировать оценочный компонент саморегуляции. | |||
Этапы коррекционно-педагогической работы | |||||
Подготовительный | |||||
формировать возможность совершать произвольные крупные движения отдельными частями тела в соответствии с заданной инструкцией; учить снимать мышечное напряжение посредством физических упражнений, направленных на расслабление. | развивать умение удерживать инструкцию; создавать у детей представление о способах и средствах достижения целей заданий; учить детей организовывать этапность работы, выполнять ее и называть совершаемые действия; | формировать заинтересованное отношение к теме и характеру задания взрослого; прививать привычку вслушиваться в задание взрослого; учить вычленять в задании взрослого основополагающие требования, правила. | |||
Основной | |||||
формировать возможность воспроизведения серии последовательных движений (удержание двигательной программы); учить регулировать свою моторную деятельность в соответствии с инструкцией педагога. | формировать у детей потребность в выработке промежуточных целей на пути к достижению к конечной цели; развивать умение выполнять задания самостоятельно. | развивать умение адекватно с эмоциональной точки зрения реагировать на изменения окружающего мира; развивать умение контролировать процесс своей деятельности и его результат; формировать действия предварительного планирования выполненного задания; формировать действия самоконтроля за последовательным и полноценным выполнением задания. | |||
Заключительный | |||||
учить регулировать силу мышечного тонуса по типу «сильное», «среднее», «слабое», желательно, с сохранением последовательности. | развивать умение самостоятельно определять цель деятельности; развивать навыки построения плана будущих действий по выполнению задания; развивать умение описывать способы получения результата. | формировать умение оценивать свою работу через оценку взрослых; формировать умение оценивать выполнение работы по выделенным материализованным принципам; формировать умение оценивать качество труда по способу деятельности. | |||
Направление 3: Коррекция нарушений в аффективной сфере | |||||
Формирование аффективной пластичности | Развитие уровня аффективных стереотипов | Формирование аффективной экспансии | |||
учить снимать эмоциональное напряжение; развивать умение спокойного реагирования на меняющиеся условия окружающего мира; учить быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; устранять негативные реакции протеста. | учить адекватно реагировать на изменения собственного состояния с эмоциональной точки зрения; учить преодолевать страхи; учить приспосабливаться к новым, меняющимся условиям среды; устранять защитные, компенсаторные негативные реакции на отрицательную оценку окружающих. | учить выходить из проблемных ситуаций; развивать навык доводить начатое дело до конца (до достижения цели); учить организовывать свою деятельность; развивать умение адекватно реагировать на отрицательную оценку со стороны окружающих людей; развивать навык общения и взаимодействия с новыми людьми. | |||
Направление 4: Формирование педагогических компетенций родителей в вопросах развития у детей познавательных процессов и навыков регуляции деятельности | |||||
Изучение семьи, обратная связь с родителями по вопросам, связанными с реализацией Программы. | 1. Письменные формы: - анкетирование; - опросник. 2. Устные формы: - интервью; - беседа. 3. Дистанционно-анонимные: - переписка по электронной почте; - форум; - «Почтовый ящик» и другие. 4. Наблюдения: - ребёнка в разных видах деятельности; - семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность). | ||||
Информирование родителей
| 1. Сайт дошкольной образовательной организации. 2. Новости на сайте: достижения группы; фото- и видеоальбом; информация о мероприятиях; мини-газета «Новости из Ласточки» и другие интересные материалы; странички педагогов. 3. Выставки результатов воспитательно-образовательной работы: творческие работы; фотоотчёты. 4. Электронная почта. 5. Памятки. 6. Личные беседы. 7. Родительские собрания. 8. Оформление наглядной информации. | ||||
Совместная деятельность ДОО и семьи
| 1. Проекты. 2. Выставки совместного семейного творчества. 3. Открытые показы различных видов детской деятельности. 4. Совместные детско-родительские мероприятия: - досуги, спортивные и конкурсные мероприятия; - трудовые, благотворительные и другие акции. 5. Семейные фотоколлажи. | ||||
Консультирование родителей педагогами и специалистами ДОО
| 1. Индивидуальное 2.Семейное 3.Очное 4. Дистанционное | ||||
Повышение педагогической компетентности родителей
| 1. Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары. 2. Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации. 3. Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра. 4. Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции. Указанные формы работы реализуются по двум направлениям: 1) для массового контингента семей воспитанников; 2) для дифференцированных групп семей: - семьи детей различных возрастных категорий; - семьи будущих первоклассников; - различные категории неблагополучных семей; - семьи детей с поведенческими проблемами; - семьи детей с особыми потребностями; - семьи одарённых детей; - семьи детей, не посещающих ДОУ. | ||||
| | ||||
Направление 5: Условия для достижения детьми целевых ориентиров | |||||
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе. Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах трудностей, возникающих при освоении АООП ДО; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения. Создание специальной предметно-пространственной среды, которая позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.): для содержательного насыщения среды должны быть: средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активности всех категорий детей, экспериментирование с материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей; РППС может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей; в РППС заложена функция полифункциональности, которая обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; обеспечивается функция доступности воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом. |