"Природа - наш дом"
Открытое занятие по экологии «Природа – наш дом»
(подготовила Булыгина О.П.)
Цель: формирование экологического мышления, овладение правилами грамотного поведения в природе.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность воспитанников, развивать творческие способности ребят;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Оборудование: ноутбук с презентацией, телеграмма, карточка с экологическими проблемами, аудиозапись стихотворения «Прогулка» С.Михалкова, картонные ящики для сортировки мусора, мусор, пластиковые бутылки для мастер-класса, памятки
Ведущий: Здравствуйте, ребята, гости нашего открытого занятия по экологии, которое называется «Природа – наш дом…» А поводом для нашей встречи послужила срочная телеграмма, пришедшая на адрес центра. Что же в ней? Давайте узнаем…
Телеграмма
«SOS! Помогите! Я – Экология! И я устала от дымящихся труб, стекающих в реки отходов, я задыхаюсь от мусора, мои друзья -редкие виды растений и животных- начинают исчезать…Я хочу дышать свежим воздухом, пить воду без вредных примесей, употреблять в пищу экологически чистые продукты. Но делать это с каждым годом мне становится все сложнее и сложнее. Конечно же, виной этому становится сильное загрязнение окружающей среды.
А ведь в нашей стране есть закон «Об охране окружающей среды», в котором написано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на ее защиту. В то же время в законе сказано: »Все граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Так почему же люди не соблюдают этот закон? Почему мне приходится жить в таких ужасных условиях? Я надеюсь, вы поможете мне. Для этого мне нужны веселые, находчивые, сильные, смелые и смекалистые ребята, которые глобально подойдут к этим проблемам и помогут мне».
Видеозаставка
Ведущий.А знаете ли вы, что такое экология?
Эколо́гия (от др.-греч.οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
А о каких проблемах говорится в телеграмме? Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем поселке.
Конкурс. По-вашему усмотрению распределите экологические проблемы по степени уменьшения их выраженности в нашем посёлке.
Загрязнение атмосферного воздуха пылью и автотранспортом.
Несовершенство системы обращения с отходами производства и потребления.
Свалки мусора на территории поселения.
Недостаточное озеленение посёлка.
Плохое экологическое состояние природных ландшафтов – зон отдыха, лесов, парков.
Плохое качество питьевой воды.
Загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов загрязняющих веществ стационарными объектами промышленных и коммунальных предприятий.
Загрязнение водных объектов и нерациональное использование водных ресурсов вследствие эксплуатации предприятиями ветхих очистных сооружений.
Ведущий. А никто из вас не задумывался, как губительно мусор влияет на почву. Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена почти четвертая часть плодородных почв. И если каждый всегда будет соблюдать чистоту в нашей посёлке, то есть шанс улучшить экологическое состояние страны и даже планеты, ведь чистота начинается с нас самих! Так давайте же подумаем, как уменьшить отходы, загрязняющие землю.
Конкурс-викторина «Как уменьшить отходы, загрязняющие землю?»
1. В магазине ты отдашь предпочтение стеклянной или пластмассовой бутылке или упаковке? (Стеклянной, так как ее можно использовать много раз или сдать в магазин.)
2. Что делать с ненужной макулатурой? (Сдать в ближайший пункт приема макулатуры.)
3. Что делать с одеждой, которую ты не носишь? (Можно отдать нуждающимся.)
4. Почему нельзя бросать в лесу стекло? (Оно может стать причиной пожара.)
5. Чем опасны изделия из пенопласта, полиэтилена для экологии? (Они не разлагаются в природе.)
Ведущий. Эх, а как мы все любим отдыхать на природе! Герои стихотворения «Прогулка» С.Михалкова в эти выходные тоже выбрались отдохнуть…
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят: загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Мы купались, загорали
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели, отдохнули и ушли!
И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Ведущий. Скажите, какие правила поведения забыли отдыхающие. Обоснуйте.
Поиграем в игру "Можно-нельзя” (дети отвечают хором).
Ломать деревья и ветки (нельзя)
Сажать больше деревьев (можно)
Ходить только по тропинкам (можно)
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
Рвать большие букеты цветов (нельзя)
Любоваться ими (можно)
Собрать мусор в яму и закопать (можно)
Оставлять мусор в лесу (нельзя)
Разжигать костры в лесу (нельзя)
Беречь лес от пожара (можно)
Ведущий. А вот и этот мусор, которые они оставилипосле себя. Кучи мусора
образуются очень быстро. Представьте, что получаетсяв нашей стране каждый день. А сколько будет за целый год? На каждого из 6 млрд. жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. И это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус (высочайшая горная вершина Европы - 5642 м).Даже подумать страшно!
Конкурс «Сортировка мусора»
Помогите разобрать мусор по контейнерам «Пластик», «Стекло», «Бумага», «Металл» и «Пищевые отходы».
Ведущий. Если природный материал, перегнивая, дает плодородный слой почве, на котором потом растут цветы, деревья, грибы, то изделия из пластмассы, и из полиэтилена, пластмассовые бутылки, пробки: не перегнивают в почве, и поэтому их нельзя закапывать или выбрасывать на землю, так как они засоряют природу. Их нельзя сжигать, так как они при сжигании выделяют ядовитые вещества в воздух, которым мы дышим, следовательно, вредят нашему здоровью. Поэтому, такие материалы называют бросовыми.
Что же делать с мусором? А его нужно перерабатывать! Переработка – это самый экологический вариантобращения с отходами, при котором не увеличиваетсяих объём. Для переработки отходов строят мусороперерабатывающие заводы, но их еще очень мало. И пока ученые решают эту проблему, творческие люди, народные умельцы мастерят из них различные сувениры, поделки, нужные в быту вещи. Мы с вами сегодня превратимся в таких умельцев, и будем творить чудеса в мастерской.
Изготовление солнышка из пластиковых бутылок.
Ведущий. Дорогие ребята! Будьте чуточку внимательнее к природе, учитесь слушать ее, и она расскажет вам много интересного, раскроет для вас свои тайны и секреты. Не обижайте ее и не давайте это делать другим. Постарайтесь сохранить красоту и богатство нашей планеты! Будьте настоящими эковолонтерами!
Посвящение в эковолонтёры, вручение удостоверений
ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
1. Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.
2. В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.
3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего оборачивается против нас.
Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.
4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.
5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.
6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.
7. Брошенная бумага лежит не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.