Исследовательская работа «Проблема одиночество в подростковом (юношеском) возрасте»
Тема исследования
по теме: «Проблема одиночество в подростковом (юношеском) возрасте»
Выполнил:
Учитель начальных классов
Бочарова Валентина Николаевна
Домодедово, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Определение понятия "одиночество" 6
1.2. Современные теории появления одиночества в подростковом возрасте 10
1.3. Взаимосвязь одиночества и психологического здоровья подростков 13
1.4. Факторы, способствующие увеличению уровня одиночества в подростковом возрасте 15
1.5. Последствия одиночества для подростков 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 21
2.1. Анализ программ, направленных на предотвращение одиночества у подростков 21
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одиночество в подростковом возрасте является актуальной и серьезной проблемой, которая может оказать негативное влияние на физическое и психическое здоровье молодых людей. Нередко одиночество становится причиной различных социальных проблем, таких как наркомания, алкоголизм, безработица и насилие.Одиночество среди детей и подростков часто ведет к социальной изоляции, отставанию в развитии, депрессии и другим негативным последствиям. К сожалению, в нашем обществе проблема одиночества до сих пор остается недостаточно изученной, а широкого понимания ее причин и последствий не хватает.
Данная проблема является актуальной и важной в наше время по нескольким причинам.
Во-первых, одиночество является серьезной проблемой в современном обществе, особенно среди подростков. Оно может приводить к социальной изоляции, плохим отношениям в семье и в школе, а также к многим другим негативным последствиям, включая психологические и психические расстройства.
Во-вторых, проблема одиночества не получила достаточного внимания со стороны исследователей и педагогов, несмотря на ее высокую актуальность. Изучение этой проблемы и разработка способов ее решения поможет повысить качество жизни для многих детей и подростков.
В-третьих, изучению проблемы одиночества в подростковом возрасте можно придать большое значение для развития педагогической науки. Изучение этой темы может способствовать разработке новых методов и подходов к воспитанию и образованию подростков, которые будут помогать им лучше адаптироваться в обществе и создавать здоровые взаимоотношения.
Кроме того, выбор темы является актуальным в свете современной глобальной ситуации. В условиях пандемии COVID-19 огромное количество подростков оказались в условиях длительной социальной изоляции и ограничений на общение с окружающим миром. Это в свою очередь может привести к усилению проблемы одиночества и социальной изоляции.
В целом, выбор темы "Проблема одиночества в подростковом возрасте" для курсовой работы является актуальным и важным, поскольку изучение этой проблемы поможет:
Определить причины и последствия одиночества среди подростков и выработать стратегии его преодоления.
Разработать рекомендации и методики, которые помогут воспитательным, образовательным и социальным институтам более эффективно работать по предотвращению одиночества и помощи подросткам, находящимся в нем.
Повысить квалификацию педагогов в области работы с подростками, страдающими от одиночества и социальной изоляции.
Привлечь внимание общественности к этой проблеме и повысить информированность о ней.
Объектом исследования является одиночество в подростковом возрасте.
Предметом исследования является исследование факторов, обуславливающих появление и увеличение уровня одиночества в подростковом возрасте, а также разработка мер и рекомендаций по его предотвращению или уменьшению.
Исходя из выше сказанного, целью исследования является изучение проблемы одиночества в подростковом возрасте с целью разработки рекомендаций для родителей и педагогических работников
Для достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретический аспект проблемы одиночества, описать причины и возможные последствия данного явления в жизни подростков;
Определить основные причины одиночества в подростковом возрасте с учетом гендерных и социокультурных факторов;
Изучить последствия одиночества для психического и социального развития подростков;
Предложить практические рекомендации для родителей, учителей и специалистов, работающих с подростками, для предотвращения проблемы одиночества в подростковом возрасте.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Одиночество - это переживание ощущения разобщенности с окружающим миром, недостаток близости и интимности в отношениях с другими людьми. Это может быть как временным переживанием, так и состоянием, которое длится многие годы.
Одиночество - это широкое понятие, которое может быть определено по-разному, в зависимости от контекста. Например, одиночество может быть физическим, когда человек фактически находится в одиночестве, или эмоциональным, когда человек не чувствует близости и связи с другими людьми, даже если он находится в многолюдном окружении.
Одино́чество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. Одиночество как психический феномен представляет собой переживание человеком субъективной невозможности или нежелания иметь адекватный отклик и принятие себя другими людьми. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное одиночество (уединенность) и негативное одиночество (изоляция). Чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации. [13]
Существует несколько определений для понятия "одиночество". Так, одни исследователи определяют его как состояние психического отрыва от других людей, вызванное нехваткой общения и близости. Другие представители науки включают в определение понятия и физическую изоляцию, возникшую, например, в результате переезда на новое место жительства или из-за состояния здоровья.
В психологических словарях [1,13,18] одиночество трактуется как один из психогенных факторов, влияющий на эмоциональное состояние и психическое здоровье человека. Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Условием его проявления определяется изоляция: физическая или эмоциональная. В таких условиях (экспериментально созданных или естественных) резко актуализируется потребность в общении, неудовлетворение которой может вызывать острые психические состояния, например, напряженность, тревожность, опустошенность, депрессию, сопровождающиеся выраженными вегетативными реакциями. Иногда наблюдаются психические расстройства: реактивные галлюцинации, деперсонализационные переживания, сверхценные идеи. Однако одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди). Так же и физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.
В свою очередь, некоторые авторы отождествляют понятие одиночество со словом "одинокий", указывая на тот факт, что одиночество - это способность к отстраненному самостоятельному существованию и не требующему поддержки со стороны общества.
В то же время, следует отметить, что одиночество - это всегда индивидуальный опыт, который не может быть полностью описан в общих терминах. Это состояние, которое может быть вызвано множеством факторов, исходя из жизненного опыта и особенностей каждого конкретного человека.
Также важно отметить, что одиночество не всегда является отрицательным явлением. Некоторые люди могут наслаждаться временами, проведенными в одиночестве, и искренне ощущать удовольствие от своего общества и свободы. Поэтому, при обсуждении понятия одиночества необходимо учитывать контекст и особенности личного опыта каждого человека.
В целом, одиночество - это сложное и многоплановое понятие, которое невозможно охарактеризовать исключительно на базе категорий социальных и психологических факторов. Его понимание должно базироваться на всестороннем анализе не только социальной, но и биологической, медицинской и иных аспектов, а также на учете индивидуальных особенностей и контекста жизненного опыта каждого человека.
У человека, пишет Ялом, есть два способа ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» - частичное принятие этой данности и отношения. Несмотря на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции». [23] Это созвучно М.Буберу, который считал, что «великие отношения пробивают брешь в барьерах возвышенного уединения, смягчая его суровый закон и перебрасывая мост от одного самостоятельного существа к другому через пропасть страха вселенной». [8]
Научные исследования показывают, что люди, которые чувствуют сильное одиночество, часто страдают от психических расстройств и имеют менее качественную жизнь, чем те, кто чувствует гармонию в своих отношениях и окружении. Некоторые из этих социальных и психологических последствий одиночества могут включать депрессию, тревогу, изоляцию, стресс, напряжение, пониженную самооценку и ощущение недостатка смысла в жизни.
Одиночество может проявляться в разных формах. Часто одиночество бывает временным, в то время как постоянное одиночество может быть признаком серьезной психической проблемы. Генетические и эндокринные факторы также могут способствовать более частому появлению одиночества у людей.
Одиночество как предмет исследования представляет интерес не только для психологии, но также для философии, социологии. Резюмируя сказанное выше, мы можем выделить те аспекты, в которых этот феномен рассматривается в философии [2]:
одиночество-«бездомность» – это неопределенность роли и смысла человеческого пребывания в мире; неприкаянность человека в бесконечности; отсутствие предустановленной гармонии человека с миром (Паскаль, Киркегор, Ницше, Бубер, экзистенциалисты);
одиночество-неслиянность – это изначальная и неодолимая обособленность существования «я» от других существований (феноменология, экзистенциализм);
одиночество-ответственность – это «обреченность» каждого человека на самостоятельный выбор образа действия, невозможность переложить ответственность за свой выбор на другого (Сартр и другие экзистенциалисты);
одиночество-уединение – это добровольное избегание контактов с другими людьми, преследующее цель сосредоточиться на каком-то деле, предмете, самом себе (Торо и др.).
Чем отличаются подходы других научных дисциплин к явлению одиночества от философского подхода?
Психологи и социологи особое значение придают изучению эмпирических закономерностей этого явления; например, проводят опросы, выявляют степени подверженности одиночеству людей, принадлежащих различным возрастным, профессиональным категориям, определяют факторы, способствующие усилению или ослаблению чувства одиночества. Философию же интересуют не особенности переживаний чувства одиночества у тех или иных индивидов, не случайные и преходящие причины данного явления (которые могут быть, а могут и не быть), а те общие глубинные «бытийные» и духовные основания, из которых произрастают эти чувства.
Вместе с тем понятно, что философский, психологический и социологический подходы дополняют друг друга и дают отображение феномена одиночества в его многомерности. Исходя из обобщенной картины, мы можем выделить четыре его модуса: космическое, культурное, социальное и межличностное одиночество.
Согласно теориям, разделяющим одиночество на разные виды, одно из таких делений предложила Луиза Хоукс, специалист в области психологии одиночества. Она выделяет четыре типа одиночества: новичок, ситуативный, хронический и выборочный.
"Новички" появляются после значительного изменения в жизни, например, после переезда или развода, когда у них еще нет надежной социальной сети. "Ситуативное" одиночество происходит тогда, когда человек оказывается на короткий период времени в новом месте, где ему незнакомы все люди, или когда он испытывает затруднения или неуверенность в общении. "Хроническое" одиночество - это состояние, которое длится длительное время, может быть вызвано нарушениями личности или какой-либо травмой в детстве. "Выборочное" одиночество - это объективная жизненная ситуация, когда человек имеет друзей и близких, но их недостаточно для того, чтобы удовлетворить его потребности в отношениях.
К счастью, одиночество - это преодолимое состояние. Существует много способов борьбы и избавления от него. Некоторые из этих способов включают в себя поиск новых общественных кругов, изучение новых увлечений и хобби, участие в деятельности, которая приносит удовольствие, и терапевтические методики, такие как психотерапия и групповые занятия.
Одиночество является распространенной проблемой в подростковом возрасте. Согласно исследованию "Международного обзора психологии одиночества" (International Review of Psychology of Loneliness), по данным 2017 года, в 21-26% случаев подростки страдают от одиночества. Хотя в причинах возникновения этого явления существует много различных теорий, все они сходятся в том, что подростки испытывают нехватку близости и общения, и это влияет на их психологическое и эмоциональное благополучие.
В данной главе детально описаны современные теории, объясняющие причины возникновения одиночества у подростков.
1. Социально-психологическая теория
В социально-психологической теории основным фактором, обуславливающим одиночество у подростков, считается нехватка социальной поддержки, понимания и принятия. Этот дефицит может возникнуть в результате различных причин: переезда в новый город, вывода из школы, проблем в отношениях с друзьями или семьей. У молодых людей также может страдать недоверие к окружающим, что ведет к еще большей изоляции от других. Кроме того, социально-психологические теории указывают на то, что качество и количество друзей также играют большую роль в появлении одиночества.
2. Психологическая теория
Теория, основанная на понимании психологических причин возникновения одиночества, считает его результатом негативной оценки со стороны подростков и, как следствие, стремления избегать общения с другими людьми. Ощущения неприятия, неудовлетворенность личной жизнью, неспособность достичь социального признания, низкая самооценка и депрессивные состояния могут стать триггером возникновения одиночества. Эта теория также подчеркивает роль психологических факторов, таких как страх неудачи и нежелание проявлять инициативу в общении.
3. Биологическая теория
Биологические теории объясняют одиночество у подростков, как следствие психофизиологических изменений, происходящих в организме на данном этапе развития. Уровень гормонов и некоторые физические изменения могут влиять на уровень тревожности и появление чувства одиночества. Это также может быть связано с биологическими стрессовыми реакциями на кризисные периоды в жизни, такие как болезнь, развод родителей, переезд и переход от одной стадии жизни к другой.
4. Культурная теория
Представители этой теории выделяют культурный контекст как фактор, влияющий на появление одиночества. Европейская рядом с американской культурой придает непомерную ценность индивидуализму и автономии, что может привести к отдаленным отношениям, затруднениям в общении и в итоге к чувству одиночества. Эту теорию поддерживает отчет Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization), согласно которому одиночество более распространено в странах с высоким уровнем индивидуализма.
5. Теория социального сравнения
Согласно теории социального сравнения, подростки могут испытывать одиночество из-за постоянного сравнения себя с другими людьми. Они часто сравнивают свои достижения, внешний вид, социальный статус и отношения с другими, и если они видят, что другие люди лучше или имеют больше, то это может вызвать чувство недостаточности и одиночества. Также возможны ситуации, когда подростки сравнивают себя с идеализированными образами, которых они видят на ТВ или в социальных сетях, что также может привести к чувству одиночества.
6. Теория переживания потерь
Эта теория утверждает, что одиночество может быть следствием переживания потерь, таких как смерть близкого человека, разрыв отношений либо затруднения в общении с другими людьми из-за психических и физических барьеров. Подростки могут чувствовать боль, грусть и потерю, что может привести к их изоляции и появлению одиночества.
7. Теория социокультурного диссонанса
Эта теория связывает одиночество с диссонансом между социальной культурой и индивидуальным опытом. Подростки могут чувствовать себя одинокими из-за несоответствия между тем, как они видят себя и тем, как они считают, что должны быть согласно общепринятых стереотипов. Например, если общество считает, что определенный тип поведения или внешнего вида является "нормой", то подростки, которые не соответствуют этой норме, могут чувствовать себя одинокими и неуютно в обществе.
С учетом вышеперечисленных теорий, можно сделать вывод, что одиночество - это многоплановый и комплексный процесс, состоящий из психологических, социальных, биологических и культурных факторов. Эти теории могут помочь в понимании проблемы одиночества у подростков и обеспечении эффективных методик для борьбы с этим явлением, таких как профессиональная помощь врача-психотерапевта либо включение в общество и разнообразные способы социализации.Все эти теории имеют свои преимущества и недостатки, и не существует единого механизма, приводящего к появлению одиночества у подростков. Однако, понимание этих теорий может помочь психологам, врачам и родителям развивать эффективные методики для борьбы с одиночеством, которые будут основаны на учете социальных, психологических, биологических и культурных факторов.
Одиночество является одной из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются подростки. Однако, помимо социальных и эмоциональных последствий, одиночество также может оказывать негативное влияние на психологическое здоровье подростков. В этой главе будет рассмотрена взаимосвязь между одиночеством и психологическим здоровьем подростков.
Одиночество и депрессия у подростков
Одним из самых распространенных психологических последствий одиночества у подростков является депрессия. Исследования показывают, что у подростков, которые испытывают чувство одиночества, выше риск развития депрессии, чем у тех, у кого нет таких проблем. Одиночество может привести к чувству беспомощности, бессмысленности и отчаяния, что усиливает расстройства настроения и может способствовать развитию депрессии.
Одиночество и тревога у подростков
Одиночество также может быть связано с проявлением тревоги у подростков. Ощущение одиночества может вызывать беспокойство и неуверенность в своих возможностях и способностях, что может привести к росту уровня тревожности. Исследования показали, что подростки, испытывающие одиночество, более подвержены тревожным расстройствам, чем те, кто не имеют проблем социальной изоляции.
Одиночество и снижение самооценки у подростков
Другим негативным психологическим последствием одиночества является снижение самооценки. Чувство одиночества может приводить к развитию негативного образа себя, а также снижению уверенности и самооценки. У подростков, которые испытывают одиночество, может проявляться повышенная чувствительность к критике со стороны окружающих, что еще более усиливает уровень снижения самооценки.
Одиночество и нарушения поведения у подростков
Одиночество также может привести к развитию нарушений поведения у подростков. Некоторые подростки могут попытаться заполнить пустоту, вызванную одиночеством, через неправильные способы, такие как употребление алкоголя и наркотиков, проблемы в поведении, снижение успеваемости и пропуск занятий в школе.
Одиночество и проблемы адаптации у подростков
Одиночество также может вызывать проблемы в адаптации подростков в новых средах, таких как новая школа или старт в колледже. Некоторые исследования показывают, что подростки, которые испытывают одиночество, более склонны к проблемам адаптации в новых ситуациях, и им может быть сложнее находить новых друзей и установить контакты со своими сверстниками, что может привести к ухудшению их эмоционального и психического здоровья.
В заключение, одиночество у подростков может оказывать значительное отрицательное влияние на их психологическое здоровье. Испытывая чувство одиночества, подростки могут быть подвержены депрессии, тревожности, снижению самооценки и нарушениям поведения. Психологические последствия одиночества у подростков могут быть серьезными, и поэтому необходимо разработать усиленные меры помощи для подростков, испытывающих одиночество.
Одиночество в подростковом возрасте может быть вызвано различными факторами, создающими препятствия к социальной адаптации и эффективной коммуникации. В этой главе рассмотрим факторы, способствующие увеличению уровня одиночества в подростковом возрасте
Изменение социальной среды – один из ключевых факторов, вызывающих увеличение уровня одиночества в подростковом возрасте. Переезд в новый город или же смена школы могут легко вызвать сильный дискомфорт и ощущение изоляции. Другие примеры изменений в социальнойсреде, могущие повлиять на уровень одиночества, это смерть близкого человека, развод родителей, потеря работы одного из родителей.
Низкий социально-экономический статус также может быть фактором, способствующим увеличению уровня одиночества в подростковом возрасте. Подростки, выросшие в семьях, испытывающих финансовые трудности, могут иметь ограниченный доступ к социальным мероприятиям и опыту общения с разнообразными людьми.
Индивидуальные особенности могут также быть фактором увеличения уровня одиночества. Это могут быть неразрешенные проблемы социальной адаптации, низкая эмоциональная устойчивость, социальная тревожность и другие проявления, которые делают подростков трудно приспособиться к условиям современного мира и коммуницировать с окружающими.
Одним из главных факторов, способствующих увеличению уровня одиночества у подростков, является отсутствие родительской поддержки. Родители играют важную роль в жизни подростков, и отсутствие поддержки, общения и внимания может привести к возникновению чувства одиночества.
Интернет и социальные сети могут влиять на уровень одиночества у подростков. На первый взгляд казалось бы, что социальные сети должны улучшать коммуникацию и помогать создавать новые связи. Однако, использование с технических средств общения может привести к уменьшению реального общения с другими людьми, и в итоге привести к увеличению чувства одиночества.
Несмотря на то, что факторов, способствующих увеличению уровня одиночества у подростков, может быть несколько, разные факторы в разной степени могут быть присущи для каждого конкретного человека. Подростки могут испытывать одиночество из-за различных причин, в том числе из-за личных особенностей, изменений социальной среды, низкого дохода семьи и других. Понимание этих факторов может помочь родителям и специалистам более эффективно помогать подросткам в их социальной адаптации, а также в уменьшении уровня одиночества.
Одиночество может иметь серьезные последствия для подростков и их будущего развития. В этой главе мы рассмотрим основные последствия, которые могут возникнуть из-за длительного периода одиночества в подростковом возрасте
Психологические проблемы
Длительное одиночество может вызывать серьезные психологические проблемы у подростков, такие как депрессия, тревожность и повышенный уровень стресса. Подростки, чувствующие себя одиноко, могут начать переживать негативные эмоции, такие как беспокойство, страх, отчаяние и разочарование. Они могут также иметь более низкий уровень самооценки и отчаянно пытаться найти способы, чтобы привлечь внимание к себе
Недостаток социальной поддержки
Одиночество также означает, что подростки не имеют достаточной меры социальной поддержки. Они могут столкнуться с проблемой, когда им нужна помощь, совет или просто кто-то, кто сможет выслушать. Отсутствие эмоциональной и физической поддержки может приводить к развитию различных здоровьесберегающих проблем, таких как психосоматические заболевания и нарушения сна.
Социальная изоляция
Подростки, чувствующие себя одиноко, могут оказаться социально изолированными, что может привести к проблемам в их социальной адаптации. Они могут начать избегать участия в социальных мероприятиях, отказываться от общения с друзьями и родными, и это может привести к проблемам в их развитии и социализации.
Поведенческие проблемы
Молодые люди, часто чувствующие себя одиноко, могут проявлять агрессивное или рискованное поведение, поскольку они могут считать, что у них нет ничего, что имеет значение, и что им в общем-то не повезло с жизнью. Также они могут чаще пользоваться алкоголем и наркотиками.
Научиться разговаривать о своих чувствах
У подростков, испытывающих чувство одиночества, может быть важно научиться говорить о своих чувствах. Это может помочь им разобраться в ситуации, найти поддержку, если ее по-настоящему нет, и получить совет от профессионала.
Одиночество может привести к серьезным последствиям для подростков и их будущего развития. Психологические проблемы, недостаток социальной поддержки, социальная изоляция и поведенческие проблемы - только некоторые из них. К счастью, взрослые могут в значительной степени помочь своим детям, которые чувствуют себя одиноко, начав говорить о проблеме и помогая подросткам развиваться социально.
В данной главе была проведена теоретический анализ проблемы одиночества в подростковом возрасте. Были рассмотрены основные аспекты одиночества, его причины и последствия для подростков. Одиночество может вызвать серьезные психологические, социальные и поведенческие проблемы, которые могут влиять на дальнейшее развитие подростков. Также было отмечено, что взрослые могут существенно помочь своим детям, которые чувствуют себя одиноко, начав говорить о проблеме и помогая подросткам развиваться социально. В целом, данная глава позволяет понимать, что одиночество в подростковом возрасте является серьезной проблемой, которая требует внимания и нахождения решений, как помочь молодежи справиться с этим состоянием.
Другими возможными решениями являются проведение социальных программ и мероприятий для подростков, которые могут помочь им находить новые друзья и сократить время, проводимое в одиночестве. Кроме того, школы и учреждения для подростков должны обеспечивать социальный и психологический подход к молодежи, чтобы помочь им справиться с трудностями и установить новые связи с окружающим миром. В результате, при определенных усилиях со стороны общества, одиночество в подростковом возрасте может быть успешно преодолено и не нанести существенных вреда развитию молодежи.
Одним из основных выводов данной главы было то, что родители и взрослые должны обратить внимание на своих детей и помочь им в социализации. Это может помочь подросткам справиться с чувством одиночества и научить их проявлять более позитивное поведение в социальных ситуациях. Другим важным аспектом является то, что подростки должны научиться говорить о своих чувствах и проблемах, чтобы получить социальную и эмоциональную поддержку. Это может быть значимым шагом, который позволит предотвратить многие негативные последствия одиночества, которые могут возникнуть в подростковом возрасте.
Таким образом, можно заключить, что одиночество является серьезной проблемой в подростковом возрасте, которая может привести к различным негативным последствиям. Однако, существуют пути, которые позволяют справиться с данной проблемой, такие как обеспечение социальной поддержки, проведение социальных программ и мероприятий, обеспечение психологической поддержки и продвижение здорового поведения в социальных ситуациях.
Коррекционные программы являются одним из способов преодоления чувства одиночества в подростковом возрасте. Такие программы помогают молодым людям установить новые отношения, научиться эффективно общаться и принимать участие в различных социальных мероприятиях.
Одна из таких коррекционных программ - «Коррекционная программа как способ преодоления чувства одиночества в подростковом возрасте» (Приложение 1) - была разработана для подростков, которые испытывают чувство одиночества. Программа включает в себя серию встреч с психологом, с целью помочь подросткам разобраться с их будущими перспективами и перспективами их жизни, а также научиться справляться с любыми трудностями, которые могут возникнуть.
Эта программа имеет несколько этапов. Первый этап - это диагностика. Психолог проводит социально-психологическое обследование, в ходе которого выявляются факторы, которые могут привести к одиночеству у подростков. Второй этап – это работа в группе. Подростки собираются в группу, где обсуждаются проблемы, которые связаны с чувством одиночества, и находят пути их решения. Третий этап – это индивидуальная работа с психологом, который помогает подростку разобраться в своих проблемах и научиться эффективно справляться с ними.
Эта программа имеет несколько преимуществ. Во-первых, это позволяет установить более тесные связи между участниками группы, что помогает им преодолеть чувство одиночества. Во-вторых, благодаря как психологической, так и социальной поддержке, подростки могут поделиться своими чувствами и проблемами, и получить поддержку, что также повышает уровень их самоуважения и уверенности.
Несомненно, коррекционные программы являются эффективными способом предотвращения и преодоления чувства одиночества у подростков. Они позволяют улучшить социальную и эмоциональную сферу жизни молодых людей и уменьшить риск возникновения различных проблем с психическим и физическим здоровьем.
Однако, необходимо учитывать, что успех коррекционной программы может зависеть от различных факторов, включая правильный выбор методов и подходов, профессионализм психолога, доступность и удобство для участников, а также длительность и регулярность проведения занятий.
Кроме того, эффективность коррекционной программы может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого подростка. Некоторые молодые люди могут оказаться более открытыми и готовыми к общению, в то время как другие могут испытывать больше трудностей в этой области. Поэтому, важно подходить к каждому участнику индивидуально и предоставлять ему персонализированные методы и подходы.
Важно также учитывать, что коррекционные программы могут быть только одним из инструментов в решении проблемы чувства одиночества у подростков. Дополнительно могут потребоваться другие меры, такие как обучение социальным навыкам, проведение культурно-развлекательных мероприятий, обеспечение доступности молодежных центров, и другие. Кроме того, часто причина чувства одиночества может быть связана с более глубокими проблемами, такими как депрессия, тревожность или травматические события, и в таких случаях может потребоваться более интенсивная помощь специалистов.
В целом, коррекционные программы могут сыграть важную роль в борьбе с чувством одиночества у подростков, однако результаты могут быть различными и зависят от многих факторов. Поэтому, важно подходить к данной проблеме комплексно, с использованием различных инструментов, а также с учетом индивидуальных потребностей каждого участника.
2.2. Рекомендации для родителей и педагогов по профилактике проблемы одиночества в подростковом возрастеВ данной главе рассмотрим рекомендации для родителей и педагогов по профилактике проблемы одиночества у детей в подростковом возрасте.
Родители играют важную роль в жизни своих детей и могут помочь предотвратить возникновение проблемы одиночества. Рассмотрим основные рекомендации для родителей:
1. Общение с ребенком. Важно не только общаться с ребенком, но и слушать его. Узнайте об его интересах и хобби, интересуйтесь его жизнью. Можете проводить совместное время, заниматься любимым делом вместе и т.д.
2. Помощь в социализации. Помогите ребенку наладить отношения со сверстниками и друзьями. Проинформируйте его о молодежных центрах, кружках, секциях, где можно найти единомышленников и увлечение.
3. Гармоничное воспитание. Важно создать условия для полноценного развития ребенка. Поощряйте интересы ребенка, помогайте развивать его таланты, при этом не ограничивая его свободу.
4. Ограничение времени на технику. Современные дети проводят много времени за компьютером, смартфоном и т.д. Необходимо контролировать это время и ограничивать его, а также способствовать развитию интересов вне экрана.
5. Установление границ. Разумные границы и структура помогают детям чувствовать себя увереннее и защищеннее, что ограничивает количество стрессовых ситуаций.
Педагоги также могут сыграть важную роль в профилактике проблемы одиночества у подростков. Рассмотрим основные рекомендации для педагогов:
1. Создание доброжелательного окружения. Создание дружеской, доброжелательной атмосферы в классе способствует формированию положительных отношений между учениками.
2. Создание пространства для общения. Обеспечить детям места для общения вне уроков, где они могут заниматься любимыми делами вместе.
3. Работа с родителями. Как правило, родители знают своих детей лучше, поэтому сотрудничество с ними может помочь разрешить проблемы и обеспечить максимальную эффективность профилактических мероприятий.
4. Обучение социальным навыкам. Важно обучать детей социальным навыкам, таким как уважение, толерантность и способность сотрудничать. Школа - это идеальное место для этого.
5. Выстраивание партнерских отношений с учениками. Необходимо строить партнерские отношения с учениками, уважая их мнение и предоставляя им возможность взаимодействовать в рамках принятия решений.
Таким образом, профилактика проблемы одиночества у подростков потребует совместных усилий родителей, педагогов и общества в целом. Родители должны уделять внимание эмоциональному и социальному развитию своих детей, а педагоги - создавать условия для формирования положительных отношений и социальных навыков. Это поможет сформировать уверенность и уважение к себе и окружающим, что способствует преодолению ощущения одиночества.
Выводы по главе 2В данной главе были проанализированы программы по предотвращению одиночества в подростковом возрасте. В ходе анализа были выявлены основные направления деятельности программ, такие как развитие социальных навыков, установление отношений, создание дружественной атмосферы, обучение навыкам управления своими эмоциями и прочее.
Большинство программ сосредоточены на работе с конкретной целевой группой подростков, таких как школьники из социально не защищенных семей, страдающие депрессией и тревожностью, часто переезжающие или имеющие ограниченные возможности для общения и т.д.
В ходе анализа было выявлено, что программы, которые включают в себя различные методы работы и формы, достигают лучших результатов. Кроме того, эффективность программ будет значительно увеличена, если они будут рассчитаны на длительный период времени и будут включать в себя работу с родителями.
Кроме того, важно отметить, что в процессе реализации программы необходимо учитывать культурные и социальные особенности целевой аудитории. Также важно создать доверительные отношения между участниками программы и ее организаторами. Для этого необходимо обеспечить полную конфиденциальность информации, а также учитывать психологические особенности подростков.
Интенсивное использование современных технологий, таких как мобильные приложения и онлайн-площадки, также является эффективным методом предотвращения одиночества. Эти технологии могут использоваться для общения, установления контактов и поиска единомышленников.
Таким образом, предотвращение проблемы одиночества в подростковом возрасте требует комплексного подхода с использованием различных методов и форм работы, учета культурных и социальных особенностей аудитории и создания доверительных отношений. Программы, ориентированные на длительный период времени и включающие в себя работу с родителями, могут стать эффективным инструментом в борьбе с проблемой одиночества в подростковом возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕОдиночество является серьезной проблемой в подростковом (юношеском) возрасте и может привести к различным негативным последствиям. В данной курсовой работе были рассмотрены причины возникновения проблемы одиночества, ее последствия и методы профилактики.
В результате исследования было выявлено, что одиночество может возникать из-за различных причин, таких как низкая самооценка, социальная изоляция, трудности в общении и т.д. В свою очередь, это может приводить к тяжелым последствиям, таким как депрессия, тревожность, повышение уровня агрессии, нарушение психического здоровья и т.д.
Для решения проблемы одиночества необходим комплексный подход, с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного случая. В качестве мер профилактики могут быть использованы различные методы, такие как создание дружественной атмосферы, обучение социальным навыкам, работа с родителями и многое другое.
Важно отметить, что профилактика одиночества должна осуществляться не только в семье, но и в школе и обществе в целом. Необходимо создавать условия для общения и развития интересов подростков, а также обеспечивать доступ к различным молодежным центрам, где можно найти единомышленников.
Кроме того, важно обратить внимание на роль новых технологий в борьбе с проблемой одиночества. Различные онлайн-ресурсы и социальные сети могут помочь подросткам установить контакт с единомышленниками и расширить круг общения. Однако необходимо помнить о возможных опасностях, связанных с использованием интернета, и обеспечивать безопасность подростков при работе с онлайн-ресурсами.
Также важно учитывать культурные и социальные особенности подростковой аудитории при разработке программ профилактики одиночества. Программы должны быть адаптированы к местным условиям и учитывать особенности социокультурной среды, в которой живут подростки.
В целом, проблема одиночества в подростковом (юношеском) возрасте является актуальной и требует внимания со стороны общества. Совместные усилия родителей, учителей, психологов и молодежных организаций могут помочь подросткам избежать негативных последствий одиночества и обрести новых друзей и единомышленников.
Наконец, особо следует отметить, что подростковый возраст - это сложный период, когда происходят значительные изменения в физическом и психологическом развитии подростков. В связи с этим, особое внимание должно быть уделено их здоровью и укреплению психологической стабильности.
Предотвращение проблемы одиночества в подростковом (юношеском) возрасте требует совместных усилий со стороны семьи, школы, общества. Применение комплексных и целенаправленных программ может уменьшить количество подростков, страдающих от одиночества, и помочь им преодолеть данную проблему.
Таким образом, изложенные в курсовой работе методы профилактики одиночества и решения проблемы, могут лечь в основу комплексной и успешной стратегии борьбы с этой социальной проблемой. Важно помнить, что сообщества должны активно работать вместе, чтобы обеспечить максимальную эффективность данных мероприятий. Мы не должны оставлять наших подростков в одиночестве, но вместо этого мы должны создавать для них более поддерживающую среду и помогать им находить своих друзей, поддержку и вдохновение в жизни.
1. Возрастная и педагогическая психология: Словарь. - М.: Ред. МГОПУ,1999. - 93с
2. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Глава 5. Понятие одиночества в философии и психологии/ А.Б. Демидов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/demid01/index.htm
3. Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена/ О.Б. Долгинова. – Прикладная психология, 2000. - №4. – с. 28-36.
4. Кон И.С. Многоликое одиночество/ И.С. Кон - Знание – сила, 1986 - №12. – с. 15-42
5. Лабиринты одиночества: пер. с англ./ сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – 624 с.
6. Методики социально-психологической диагностики личности и группы : [сб. науч. тр.] / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. - М.: Ин-т психологии, 1990. - 219 с.
7. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии/ С. Милграм. - СПб.: Питер, 2000. - 285с.
8. Миноскович Б. Одиночество – междисциплинарный подход/ Б. Миноскович. – Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989
9. Пантилеев Р.С. Методика исследования самоотношения/ Р.С. Пантилеев. - М.: Смысл, 1993. - 36с.
10. Перлман Д., Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству/ Д. Перлман, Л.Э. Пепло. – Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989.
11. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга/ Л.А. Петровская. – М.: 1982. – с. 30-37
12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 189с.
13. Психологический словарь/ под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. - М.: Педагогика - Пресс, 1997. - 285с.
14. Психологические тесты. /под ред. А.А. Карелина. В 2 т. (Т.1) - М.:
Владос, 2000.
15. Пузько В.И. Экзистенциональный невроз как бегство от одиночества/ В.И. Пузько – Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества».- Владивосток: 1995.
16. Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества – к аномии/ У.А. Садлер, Т.Б. Джонсон – Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989.
17. Сартр Ж.-П. Сумерки богов/ Ж.-П. Сартр. – М.: 1991. - С. 319-344
18. Словарь практического психолога/ сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест,1998. – 799с.
19. Трубникова С.Г. Проблема психологии одиночество в философской и психологической литературе XX века/ С.Г. Трубникова. – М.: 1998. – 20с.
20. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер с англ. / Э. Фромм – М.: Прогресс, 1989- 272 с.
21. Фромм Э.. Искусство любить/ Э. Фромм. — СПб.: Азбука-классика, 2004. ISBN 5-352-00758-8.
22. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы/ Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. – Киев: 1991. – 270 с.
23. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия/ И. Ялом. – М.:2000. – 576с.
ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1
Описание программы: «Коррекционная программа для работы с подростками, испытывающими чувство одиночества».
Пояснительная записка к коррекционной программе
Подростковый возраст - время изменений, время формирования нового человека, где происходит установка ценностей, новых идей, становление характера. В этот период подростку необходима помощь для того чтобы узнать и понять себя, а потом и других, преодолеть чувство одиночества.
В качестве помощи может быть использована система социально - психологических тренингов, направленных на преодоление дискомфорта, напряженности, тревожности и других негативных состояний и процессов.
Необходимо учитывать, что одиночество, как внутреннее состояние, является следствием негативных обще коммуникативных и обще личностных процессов. Поэтому при составлении этой программы мы опирались не только на собственно тематику решения проблемы одиночества, но и на факторы, предшествующие этому состоянию: дефицит общения, не возможности установления контактов, тревожность, закомплексованность и другие. Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.
Цель коррекционной работы: помощь участникам в преодолении чувства одиночества и обучение способам противостояния ему.
Задачи коррекционной работы:
1. Определение особенностей личности каждого участника группы.
2. Дать возможность участникам осознать причины своего одиночества и возможные пути его преодоления.
3. Помочь участникам развивать свои умения адекватно воспринимать других людей, их поведение, ситуации, возникающие и процессе общения.
4. Предоставить участникам возможность увидеть себя глазами других людей.
5. Помочь каждому участнику осознать основные способы и приемы взаимодействия с другими людьми,
6. Сформировать индивидуальные способы эффективного общения.
7. Развивать умения конструктивно выражать свои эмоции, адекватно определять эмоции партнеров по общению.
8. Помочь в усвоении детьми обычных навыков саморегуляции.
9. Развитие умений управлять внутриличностными и межличностными конфликтами.
10. Формирование уверенности в себе.
11. Создать условия для самостоятельной работы по самосовершенствованию.
Режим работы группы:
Программа состоит из 13 занятий, которые длятся 60 - 80 минут. Встречи проводятся два раза в неделю в течение 7 недель.
Особенности проведения коррекционной работы:
Данная программа предполагает гуманистическую позицию тренера и направлена на осознание участниками себя, причин своего одиночества и возможные пути его преодоления.
Программа основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего. Благодаря «этому человек постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для продуктивного общения.
В ходе коррекционного взаимодействия будут использованы следующие принципы работы:
1. Принцип единства теории практики.
2. Принцип «от простого к сложному»
3. Принцип единства диагностики и коррекции.
4. Деятельностный принцип.
5. Принцип системности.
6. Принцип активности.
Методы работы:
1. Телесно ориентированная терапия
2. Игровая терапия
3. Релаксация
4. Элементы психодрамы.
Краткое содержание занятий:
Таблица
№ | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Знакомство | создание условий для знакомства и атмосферы психологической безопасности, установление принципов работы в группе. | Упражнение 1. «Круг знакомств» Упражнение 2. Правила работы в группе Упражнение 3. Ассоциация. | |
Мир во мне | Определение особенностей личности каждого участника группы. | Упражнение 1. Испорченный телефон Упражнение 2. Из пункта «А» в пункт «Б» Упражнение 3. Принятие себя. Упражнение 4. Комиссионный магазин | |
Кто Я? | Дать возможность участникам осознать причины своего одиночества и возможные пути его преодоления. | Упражнение 1. «Прогноз погоды» Упражнение 2. «Мифы об одиночестве». Упражнение 3. «Нарисуйте свое одиночество» Упражнение 4. «Аукцион» Упражнение 5. «Водопад» Упражнение 6. «Прогноз погоды» | |
Мир вокруг меня | Помочь участникам развивать свои умения адекватно воспринимать других людей, их поведение, ситуации, возникающие и процессе общения. | Упражнение 1. «Мимика и жесты» Упражнение 2. «Диалог руками» Упражнение 3. «Ошибочное мнение» Упражнение 4. «Мой сосед справа». | |
Я глазами мира | Предоставить участникам возможность увидеть себя глазами других людей. | Упражнение 1. «Я настоящий и Я идеальный» Упражнение 2. «Рекламный ролик» Упражнение 3. «Ассоциации» Упражнение 4. «Ходьба» | |
Обратная связь в общении | Осознание значимости обратной связи в общении и развитие умений и навыков ее использования. | Упражнение 1. «Ответы за другого» Упражнение 2. «Мнение» Упражнение 3. «Плюс и минус» Упражнение 4. «Кто тормоз?» | |
Виды слушания | Развитие умений и навыков эффективного слушания. | Упражнение 1. «Инопланетяне» Упражнение 2. «Хороший слушатель» Упражнение 3. «Эмпатическое слушание» Упражнение 4. «Угадай, кто слушает» | |
Встреча двух миров | Помочь каждому участнику осознать основные способы и приемы взаимодействия с другими людьми, способы реагирования в сложных ситуациях, сформировать индивидуальные способы эффективного общения. | Упражнение 1. «Созвучие» Упражнение 2. «Ролевая игра» Упражнение 3. «Ролевая гимнастика» | |
Эмоции и чувства в общении | Развивать умения конструктивно выражать свои эмоции, адекватно определять эмоции партнеров по общению. | Упражнение 1. Назови чувства Упражнение 2. Эмоциональное состояние соседа Упражнение 3. Скульптура чувства (эмоции) Упражнение 4. Передача чувств | |
Стресс. Релаксация. Концентрация | Помочь в усвоении детьми обычных навыков саморегуляции. | Упражнение 1. «Поза кучера» Упражнение 2. «Полное дыхание» Упражнение 3. «Ритмичное дыхание» Упражнение 4. «Волшебное слово». Упражнение 5. «Положительные утверждения». | |
Проблемы в общении | Выявить представления участников о конфликте и развитие умений управлять внутриличностными и межличностными конфликтами. | Упражнение 1. «Моя картина конфликта» Упражнение 2. Две стороны моего «Я» Упражнение 3. «Не урони!». | |
Проблемы в общении | Выявить представления участников о конфликте и развитие умений управлять внутриличностными и межличностными конфликтами. | Упражнение 1. Скульптура конфликта Упражнение 2. Зебра Упражнение 3. Поведение в конфликте Упражнение 4. «Крокодил» | |
Уверенное и неуверенное поведение | Обучение тому, как отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного; формирование уверенности в себе. | Упражнение 1. «Воспроизведение» Упражнение 2. «Мое поведение» Упражнение 3. «Город уверенности» Упражнение 4. «Я - хозяин» | |
Заглянем в будущее | Создание условия для самостоятельной работы по самосовершенствованию. | Упражнение 1. «Древо цели» Упражнение 2. «Коллаж» Упражнение 3. «Чемодан» |
Пример проведения занятия:
Занятие 1.
Тема: Знакомство
Цель: создание условий для знакомства и атмосферы психологической безопасности, установление принципов работы в группе.
Ход занятия:
Информирование.
В возрасте 13-14 лет определить свое место в мире - значит, в первую очередь определить свои отношения с самим собой и с окружающими людьми: сверстниками, сверстницами, взрослыми.
Ваше участие в тренинге может, прежде всего, помочь каждому из вас осознать свои взаимоотношения с миром, разобраться в волнующих вас вопросам; понять себя и найти способы личностного развития; снять внутренние конфликты и напряжения, познать свои сильные и слабые стороны во взаимодействии с другими людьми. Тренинг поможет сформировать умения оптимальной организации общения, конструктивного разрешения конфликтов, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа своей личности, других людей, ситуации. Иными словами, участие в групповой работе позволит вам:
- лучше разбираться в том, что с вами происходит, почему так, а не иначе складывается ваша жизнь, чем вызвано то или иное отношение к вам окружающих и ваше отношение к ним;
- определять, что вы можете, а чего нет, на что вы способны, на что можете претендовать в жизни - сегодня и завтра;
- определять свои сильные и слабые стороны и целенаправленно развивать первые и компенсировать вторые;
- строить самого себя, а в конечном итоге, влиять на свою собственную жизнь.
Упражнение 1. «Круг знакомств»
Цель: Знакомство членов группы.
Эта игра дает каждому участнику занятий возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность в максимально защищенной, шутливо-ироничной ситуации, а главное - сделать это без слов, на языке тела, который во многом выразительнее и заразительнее словесных рассуждений.
Инструкция: Все становятся в широкий круг, и ведущий одновременно показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов:
1. один из игроков делает шаг к центру круга;
2. называет свое имя или псевдоним, которым он (она) хотел (а) бы называться в этой группе;
3. демонстрирует какие-то движения и жесты приветствия остальным;
4. назвав и показав себя, игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг;
5. все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение. После этого всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий и так до конца круга.
Упражнение 2. Правила работы в группе
Цель: установление принципов работы в группе и создание традиций группы.
Инструкция: Давайте решим и выберем ритуал приветствия, т.е. как мы будем приветствовать друг друга? Отлично, а теперь обсудим правила работы в группе. Я предлагаю следующие правила:
1. Активность, ответственность, каждого за результаты работы группы. Это правило подразумевает зависимость эффективности групповой работы от вклада каждого ее члена и необходимость работы не только для себя, на решение собственных проблем, но и на других, т.к. помощь другому является способом познания себя.
2. Постоянство участия в работе. Правило определяет обязательность участия каждого члена группа в работе в течение всего времени, без перерывов.
3. Закрытость группы. Имеется в виду, что все происходящее в группе не должно выноситься за ее пределы. Все, что проговаривается членами группы вне круга, должно привноситься в круг.
4. Откровенность и искренность. Подразумевается, что члены группы должны попытаться отбросить все роли и быть самими собой, попробовать говорить то, что думают, и проявлять то, что чувствуют. Понятно, что в реальной жизни это не всегда получается, да в этом и нет необходимости. т.к. такая полная откровенность и искренность не является культурной нормой.
5. Правило «Стоп!». Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-то игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности к откровенности, имеет право сказать «Стоп!» и тем самым исключить себя из участия в процедуре. Это правило желательно использовать возможно реже, т.к. оно ограничивает человека в познании себя.
Упражнение 3. Ассоциация.
Цель: Создание условий для сплочения группы.
Инструкция: Давай выберем водящего. Он выходит за дверь, а оставшиеся в комнате договариваются между собой, кого из присутствующих они задумывают. Водящий заходит в комнату и спрашивает, например: «Если бы этот человек был деревом, то каким?». Вопросы могут быть различны, главное, чтобы они задавались опосредовано, в описательной форме.
Вопросы для рефлексии:
1. Было ли сложно отгадать человека?
2. Понравилось ли вам это упражнение?
Рефлексия:
1. С каким настроением вы уходите?
2. Изменилось ли ваше самочувствие, настроение к концу тренинга?
3. Что вам дал сегодняшний тренинг?
Ритуал прощания.