Проблемы защиты информации в ИНТЕРНЕТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Лесогорское
Углегорского городского округа
Сахалинской области
ЕСТЕСТВЕННО – МАТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ТЕМА НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
«Проблемы защиты информации в сети INTERNET»
Автор:
Пухарев Дмитрий Иванович
5 класс
Научный руководитель:
Кузнецова Альбина Викторовна
учитель математики
МБОУ СОШ с. Лесогорское
Содержание
Введение…………………………………………………………...стр. 3
1. Информационная безопасность ..............................………...стр. 5
1.1.Основные понятия информационной безопасности……..стр. 5
1.2. Вирусы интернета…………………………………………стр. 5
1.3. Компьютерные преступления…………………………….стр. 5
2. Защита информации………………………………………….стр. 7
2.1. Обзор методов защиты информации………………………..стр. 7
2.2. Меры информационной защиты………………………..…...стр. 7
3. Результаты статистического опроса……………………….стр. 10
Заключение………………………………………………………стр. 12
Литература…………………………………………………....….стр. 13
Приложение………………………………………………………стр. 14
Введение
Сеть интернет дает всем нам огромные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Но с использованием Интернета также связаны и риски. Например, он представляет собой пространство, которое принадлежит и детям, и взрослым и содержит материалы, не подходящие для детей. Все больше и больше времени мы проводим на знаменитых сайтах - соцсетях. Мы сами не замечаем, как уже автоматически кликаем на очередную ссылку, регистрируемся на новом сайте и придумываем логин для нового форума. Получить новые знания, помочь в учебе, занять досуг – во всем этом нам помогает друг-интернет. Но как же обезопасить себя и свою личную (конфиденциальную) информацию в Интернете?
Я решил провести исследование и выяснить, как повысить свою информационную безопасность, какие средства использовать для «киберзащиты». Разработать памятки ученикам и родителям по безопасному поведению в сети.
Информация – это разнообразные сведения независимо от формы их представления.
Объект исследования: информационные системы и их безопасность.
Цель работы: рассмотреть уязвимые места информационной безопасности, и возможные современные методы и средства защиты информации.
Задачи работы:
1. Изучить статьи, сайты, книги (литературу) по компьютерной безопасности.
2. Выявить проблемы информационной безопасности.
3. Проанализировав пути решения этих проблем, разработать памятки для защиты детей и взрослых в сети интернет.
Гипотеза:
Я предполагаю, что наличие некоторых знаний в области информационной безопасности поможет прекратить инциденты, ошибки и конфликты, обеспечить эффективное применение мер защиты, предотвратить интернет-преступления или своевременно обнаружить подозреваемого.
Основными методами исследования являются:
теоретический анализ научной и методической литературы, информации;
анкетирование и опрос;
наблюдения;
подведение итогов исследования.
1. Информационная безопасность
1.1. Основные понятия информационной безопасности.
Информационная среда — это совокупность условий, средств и методов, предназначенных для создания и использования информационных ресурсов.
Информационная безопасность — совокупность мер по защите информационной среды общества и человека.
1.2. Вирусы Интернета
Компьютерный вирус — это специально написанная (небольшая по размерам программа), которая может записывать (внедрять) свои копии (возможно, измененные) в компьютерные программы, системных областях дисков, драйверах, документах и т.д., причем эти копии сохраняют возможность к «размножению».
Единой классификации вирусов не существует, но обычно вирусы классифицируют по следующим признакам:
деструктивному воздействию (безвредные, опасные, очень опасные)
способу заражения (резидентные (оставляют в памяти компьютера свою резидентную часть), нерезидентные)
среде обитания (файловые, загрузочные, макровирусы, сетевые)
особенностям алгоритма (простейшие, стелс-вирусы, полиморфные, троянский конь).
1.3. Компьютерные преступления.
Если ограбили банк, потери в среднем составляют 19 тысяч долларов, а при интернет-ограблении - 560 тысяч долларов.
По оценке специалистов США, ущерб от компьютерных преступлений увеличивается на 35 процентов в год и составляет около 3.5 миллиардов долларов.
Быть пойманным у компьютерного преступника гораздо меньше шансов, чем у грабителя банка - и даже если поймают, у него меньше шансов попасть в тюрьму.
Раскрывается в среднем 1 процент компьютерных преступлений. А вот вероятность того, что за интернет - мошенничество преступник попадет в тюрьму, меньше 10 процентов.
Виды несанкционированного доступа к информации, хранящейся в компьютере:
- взлом информации;
- подключение с удаленного терминала;
- проникновение в систему под видом законного пользователя;
- системная поломка.
Подделка компьютерной информации.
Этот вид является разновидностью несанкционированного доступа. Но, только, пользоваться им может, чаще всего, не посторонний пользователь, а сам разработчик, причем обладающий достаточно высокой квалификацией.
Идея преступления состоит в подделке выходной информации компьютеров с целью имитации работоспособности больших систем, составной частью которых является компьютер.
При достаточно ловко выполненной подделке зачастую удается сдать заказчику заведомо неисправную продукцию.
2. Защита информации
2.1. Обзор методов защиты информации
Направления информационной безопасности
правовые;
организационные;
технические.
Технические средства защиты можно разделить на два вида:
1. Средства аппаратной защиты:
защита от сбоев в электропитании;
защита от сбоев серверов, рабочих станций и локальных компьютеров.
2. Программные средства защиты:
архивация информации;
криптографические методы защиты;
шифрование информации;
электронная подпись;
антивирусные программы.
2.2. Меры информационной защиты
Идентификация пользователей.
Аутентификация пользователей.
Пароли – информация для входа в систему, имеющая уникальные характеристики пользователя.
Защищайте свой пароль
не сообщайте свой паролем никому
выбирайте пароль трудно угадываемым.
попробуйте использовать строчные и прописные буквы, цифры, или выберите знаменитое изречение и возьмите оттуда каждую четвертую букву. А еще лучше позвольте компьютеру самому сгенерировать ваш пароль.
не используйте пароль, который является вашим адресом, псевдонимом, телефонным номером или чем-либо очевидным.
используйте длинные пароли, так как они более безопасны, лучше всего от 6 до 8 символов.
не показывайте пароль на экране компьютера при его вводе.
Держите пароли в памяти, не записывайте его.
Как администрировать пароли?
Меняйте пароли, но не создавайте графика смены;
шифруйте файлы, содержащие пароли, хранящиеся в компьютере, для защиты их от неавторизованного доступа;
назначайте на должность администратора паролей только самого надежного человека (себя);
не используйте один и тот же пароль для всех сотрудников в группе;
Защита файлов
используйте внешние и внутренние метки файлов для указания типа информации, который они содержат, и требуемого уровня безопасности.
ограничьте доступ в помещения, в которых хранятся файлы данных, такие как архивы и библиотеки данных.
используйте организационные меры и программно-аппаратные средства для ограничения доступа к файлам только авторизованных пользователей.
Предосторожности при работе
разворачивайте экраны компьютеров так, чтобы они не были видны со стороны двери, окон и тех мест в помещениях, которые не контролируются.
установите специальное оборудование, такое как устройства, ограничивающие число неудачных попыток доступа, или делающие обратный звонок для проверки личности пользователей, использующих телефоны для доступа к компьютеру.
программируйте компьютер отключаться после определенного периода неиспользования.
3. Результаты статистического опроса
Мной было проведено анкетирование по вопросам интернет безопасности по следующим вопросам выборочно по всей школе от 5 до 11 класса:
У вас на домашнем компьютере установлен Интернет?
Да – 82 % Нет – 18 %
У вас на домашнем компьютере установлена антивирусная или другая программа для защиты от вирусов?
Да – 85 % Нет – 15 %
Знаете ли вы об интернет - угрозах, подстерегающих вас в сети?
Да – 92% Нет – 8%
Что вам больше всего нравится в Интернете?
Искать новую информацию – 10%
Заводить новых друзей, общаться с разными людьми – 20%
Просматривать видео-, фото-, музыкальные файлы- 49%
Играть в игры- 15%
Участвовать в конкурсах – 1%
Рассматривать географические карты; и т.д. - 5%
Как ваши родители воспринимают ваши занятия в Интернете? Почему?
Хорошо, считают что это полезно – 10%
Плохо, считают, что это небезопасно-50%
Ничего не говорят-40%
Как видно из диаграммы многие школьники защищают свой компьютер: (установкой паролей на ПК и папки, используют антивирусы и т.д.), но большое количество учащихся не защищают свою информацию от постороннего проникновения. Использование современных информационных технологий, несомненно, полезно, но не всегда безопасно. Естественно родители должны быть в курсе того, чем интересуется ребенок, какие сайты в Интернете он посещает и что делает. Но далеко не всегда дети делятся этой информацией со взрослыми, и зачастую не говорят правду.
4. Заключение
Выполняйте всего три правила и обезопасите себя от интернет – угроз:
1. Защищайте свой компьютер
Скачивайте информацию только с проверенных сайтов. Пользуйтесь антивирусной программой. Создавайте резервные копии важных файлов.
2. Защищайте себя в Интернете
Как можно меньше разглашайте личную информацию. Думайте о том, с кем разговариваете. Помните, что в Интернете не вся информация достоверна и не все пользователи доброжелательны.
3. Соблюдайте правила
Закону необходимо подчиняться даже в Интернете. При работе в Интернете не забывайте заботиться об остальных так же, как о себе.
Таким образом, цели и задачи, поставленные в исследовательской работе:
рассмотреть уязвимые места информационной безопасности, и возможные современные методы и средства защиты информации.
Изучить статьи, сайты, книги (литературу) по компьютерной безопасности.
Выявить проблемы информационной безопасности
Проанализировав пути решения этих проблем, разработать памятки для защиты детей и взрослых в сети интернет – были достигнуты.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрены виды интернет - угроз, а также выявлены возможные меры борьбы с интернет-угрозами.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций - памяток родителям и учащимся по мерам безопасного нахождения в сети Интернет дома.
5. Литература
Белкин П.Ю., Женова Н.А. Основы интернет - технологий для учителя. -М.Федерация Интернет Образования,2003.
Энциклопедия для детей.Т.22Информатика/Глав. ред. Е. Хлебалина; вед. науч. ред. А.Леонов.- М.: Аванта+,2016.
Интернет - ресурсы:
Безопасное использование сети Интернет. http://www.friendlyrunet.ru/
Безопасный Интернет. http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
Интернет – СМИ «Ваш личный Интернет».
http://content-filtering.ru/Eduandinet/goodlink/
Ловушки интернета – примеры и методы защиты от них. http://www.securrity.ru/articles/571-lovushki-interneta-primery-i-metody-zashhity-ot.html
Правила безопасного использования Интернета. http://www.gym075.edusite.ru/bezopasnostinet.html
Защитим ребенка от информационного яда. http://www.ug.ru/archive/48232
http://www.i-gnom.ru/materials/Internet_dlya_detey_polza_ili_vred/
http://www.katolik.ru/novosti-kompanij/item/3432-v-chem-polza-internete-dlya-detey?.html
http://mamanyam.ru/2012/04/22/vred-i-polza-interneta-dlya-detej.html
http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
http://shperk.ru/sovety/kak-sdelat-internet-dlya-detej-bolee-bezopasnym.html
http://www.microsoft.com/rus/protect/athome/children/default.mspx
http://content-filtering.ru/Eduandinet/goodlink/
http://www.securrity.ru/articles/571-lovushki-interneta-primery-i-metody-zashhity
ot.htmlhttp://www.alcogolu-net.ru/content/view/45/38/
http://obuchonok.ru
Приложение 1.
Бланк анкеты для опроса учащихся
У вас на домашнем компьютере имеется доступ к сети Интернет?
Да Нет
У вас на домашнем компьютере установлен антивирус или другая программа для защиты от вирусов?
Да Нет
Знаете ли вы об интернет - угрозах, подстерегающих вас в сети?
Да Нет
Что вам больше всего нравится в Интернете?
Искать новую информацию
Заводить новых друзей, общаться с разными людьми
Просматривать видео-, фото-, музыкальные файлы
Играть в игры
Участвовать в конкурсах
Рассматривать географические карты; и т.д.
5. Как ваши родители воспринимают ваши занятия в Интернете?
Почему?
Хорошо, считают, что это полезно
Плохо, считают, что это небезопасно
Ничего не говорят
Приложение 2.