12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина174
В школе работаю 25 лет.Люблю читать,выращивать цветы,путешествовать.
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «ФГОС ООО История Обществознание»

     Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к жизни, к исторической науке.

Практическое  использование методики проблемного обучения в курсе истории включает в себя несколько этапов.

1.     Разработка проблемных вопросов. Из опыта работы в этом направлении следует, что проблемный вопрос должен быть:

- сложным, сопряжённым с противоречиями;

- увлекательным, но соответствующим логике науке;

- ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;

- предполагающим научный спор на базе различных истолкований;

- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

 

2.     Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

- через углубление проблемного вопроса;

- через поиск разных граней его решения;

- через сопоставление разных вариантов ответов.

 

3.     Формы решения проблемных ситуаций:

-  дискуссия;

- научный спор;

- проблемная лекция;

- проблемные задачи и задания;

- задачи исследовательского характера;

- исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

 

4.     Определение факторов создания проблемных ситуаций:

- уровень развития учащихся;

- характер исторического материала;

- педагогические цели;

- творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности;

- организация поисковой работы;

- стимуляция личной заинтересованности учащихся в решении проблемной ситуации;

- выявление причинно-следственных связей.

 5. Создание блоков проблемных уроков.

6. Подготовка проблемных домашних заданий.

7. Разработка проблемного дидактического и контрольного материала.

 

Проблемные задания к урокам истории

 

5 класс (история древнего мира)

Историческое лото «Путешествие по мифам»

- Какому мифу посвящён рисунок?

- В какой древней стране возник миф?

- Как отражена в мифе природа страны?

- Какая мечта людей нашла своё выражение в мифе?

- За что люди почитали героя этого мифа?

 

  -В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью 150-200 кв. метров. Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?

- В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?

 

6 класс ( история средних веков)

Тема «Образование централизованных государств в Западной Европе»

1.     Что общего в причинах образования централизованных государств во Франции и Англии? Чем вы объясните, что в Англии раньше и быстрее, чем во Франции, образовалось централизованное государство?

2.     Какие группы населения во Франции и Англии поддерживали короля в его борьбе с крупными феодалами? Почему? Объясните, как Генеральные штаты и парламент усиливали королевскую власть?

 

Тема «Гуситские войны»

1.     Против каких врагов чешского народа выступал Ян Гус?

2.     Обоснуйте историческое значение гуситских войн.

 Тема «Российское государство во времена Ивана Грозного»

Проблемный вопрос к теме: Россия на перепутье – парламентский путь или самодержавие?

Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности. Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран или…? Проблемное домашнее задание: каково влияние среды на становление личности Ивана 4?.

 

Урок 2.Реформы 50-х г.г. Проблемный вопрос: была ли Россия сословно-представительной монархией? Проблемное домашнее задание: в чём сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и генеральных штатов во Франции?

 

Урок 3. Опричнина. Проблемный вопрос: зачем понадобилось создавать опричнину? Проблемное домашнее задание: была ли жестокость Ивана Грозного абсолютно бессмысленной?

 

Урок 4. Внешняя политика России при Иване 4. Проблемный вопрос: почему Россия победила на Востоке и потерпела поражение на Западе и Юге? Проблемное домашнее задание: какие внутренние и внешние изменения произошли в развитии России во времена Ивана Грозного?

 

Урок 5. (семинар). Иван Грозный и его время. Оценки современников, историков. Разрешение проблемного вопроса к теме.

Вопросы

1.     Как оценивают деятельность и личность Ивана Грозного историки?

2.     Ваше отношение к личности Ивана 4.

3.     Альтернативные пути развития России при Иване Грозном.

 

 

 

7 класс (история России)

Тема «Древнерусское государство в 10-12вв.»

1.     В трудах каких авторов появились первые сообщения о славянах, руссах и Руси?

2.     Обоснуйте причины образования Древнерусского государства.

3.     Кого в Древнерусском государстве называли смердами, рядовичами, закупами, холопами?

4.     Докажите, что князь Игорь был не очень удачливым воином и алчным правителем.

5.     Когда дружина князя Игоря отправилась в Древлянскую землю?

6.     Какие уроки извлекла княгиня Ольга из убийства князя Игоря?

 

 - Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки?

 

8 класс (история России)

Тема «Крымская война»

- Постройте логическую цепочку для рассказа о Крымской войне из следующих слов и словосочетаний: Синоп, В.А.Корнилов, Э.И. Тотлебен, П. Кошка, Дарья Севастопольская, Севастополь, 1853-1856г.г., брандеры, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, восточный вопрос, Малахов курган, Парижский мирный договор.

 

9 класс (история России)

 - П.А. Столынин: консерватор или великий реформатор?

 

 11 классе при изучении темы «Великая Отечественная война» предлагаю учащимся ряд  таких заданий:

-  Некоторые зарубежные историки утверждали, что первопричиной развязывания Второй мировой войны был советско-германский пакт о ненападении, заключенный 23 августа 1939 г. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения. Каковы главные причины войны?

- Некоторые американские историки полагают, что гитлеровский план «Барбаросса» провалился по трем причинам: из-за военных и политических ошибок А. Гитлера, неблагоприятных климатических условий и обширной территории СССР, а также помощи Советскому Союзу со стороны западных держав. Считаете ли вы этот перечень полным и объективным? Почему? Как вы сформулируете причины провала блицкрига?

- На переговорах между СССР, США и Великобританией в мае-июне 1942 г. была достигнута «полная договоренность в отношении неотложных задач создания Второго фронта в Европе в 1942 году». Когда был открыт Второй фронт в Европе? Чем объяснялось то, что он не был открыт в 1942 г.? В американской литературе утверждается, что причина в отсутствии у США и Великобритании необходимых сил и средств. Считаете ли вы это убедительным? Почему? Как вы думаете, почему силы и средства появились у союзников к лету 1944 г.?

Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в названии тем уроков:

- «Разоблачение   культа   личности   -   ликвидация   тоталитарного режима?»

- «М.С.  Горбачев:  великий реформатор XX    века или человек, разваливший СССР?»  

- «НЭП: это «всерьез и надолго» или временное отступление?»

 - «Февральская революция: это воплощение вековой мечты о воле или национальная катастрофа?»

 

Опубликовано в группе «ФГОС ООО История Обществознание»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.