ПРОЕКТ «Эбру-терапия как инновационная технология развития социально-личностного потенциала детей, попавших в трудную жизненную ситуацию»
ГУДО «Забайкальский детско-юношеский центр»
ПРОЕКТ
«Эбру-терапия как инновационная технология
развития социально-личностного потенциала детей,
попавших в трудную жизненную ситуацию»
Составитель:
Минина Татьяна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Чита 2020 г.
Эбру-терапия как инновационная технология
развития социально-личностного потенциала детей,
попавших в трудную жизненную ситуацию
«Творческое самовыражение личности
ребенка в арт-терапевтическом процессе
является золотым ключиком, помощью
которого маленький человек открывает
дверь в большую взрослую жизнь»
(Савенков А.И.)
Актуальность проекта. На территории Черновского административного района городского округа «Город Чита» находятся государственные учреждения социального облуживания ГУСО ЧКЦСОН «Берегиня», ГУ ЦПППН «Доверие» и библиотека №19. Деятельность учреждений, направленна на помощь семьям, нуждающихся в социальной поддержке, призвана оказывать полноценное социальное обслуживание разных категорий граждан.
Для повышения качества социальных услуг возникает необходимость поиска и применения новых методов и методик работы с социально-незащищенными слоями населения.
В настоящее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и коррекционной работы с детьми, попавших в трудную неблагоприятную социальную среду.
У социально-незащищенных детей в большинстве своем наблюдается незрелость эмоциональной сферы, нарушения личностного развития такие как: пониженная самооценка, высокая тревожность, агрессивность, инфантилизм, пассивность либо чрезмерная активность, плохая концентрация внимания, низкий коммуникативный статус. Такие дети чаще всего имеют истощенную нервную систему, они стрессово и эмоционально неустойчивы, раздражительны, подвержены быстрому утомлению. Эти дети не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.
Рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. Эбру – терапия помогает справиться со многими проблемами и активно используется в развитии и подготовке ребёнка к современной жизни.
Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами.
Методика позволяет детям преодолеть трудности, выплеснуть отрицательные эмоции, расслабиться и получить много положительных эмоций. Эбру–терапия также позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжение, происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации, коррекция неврозов и неврозоподобных состояний.
Идея проекта заключается в том, что бы использовать эбру-терапию как инновационную технологию развития социально-личностного потенциала детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для психологической разгрузки детей, попавших в трудную неблагоприятную социальную среду с помощью эбру – артерапии.
Задачи:
1. Информирование о проекте в учреждениях ГУСО ЧКЦСОН «Берегиня», ГУ ЦПППН «Доверие», библиотека №19.
2. Пропаганда творческой деятельности среди социально-незащищенных семей.
3. Разработать буклеты и методические рекомендации о эбру, как вида творческой деятельности направленной на психоэмоциональную разгрузку личности.
4. Организовать занятия для детей, попавших в неблагоприятную социальную среду через обучение рисованию на воде.
5. Создание в ГУСО «Берегиня», ГУ ЦПППН «Доверие», библиотека №19 общественного семейного творческого клуба «Эбру».
Целевая аудитория проекта
Проект направлен на детей, попавших в трудную неблагоприятную социальную среду.
Планируется активно привлечь в мероприятия проекта не менее 200 детей подростков.
Команда проекта
Руководители: Игумнова Екатерина Александровна
Минина Татьяна Сергеевна
Астахова Наталья Владимировна
Волонтеры: учащиеся объединений «Лесная мастерская» и «Природа и фантазия» МБУ ДО «Станция юных натуралистов №1». Волонтеры помогают организаторам в мероприятии.
Партнеры:
Партнеры предоставляют помещение для реализации проекта (ГУСО «Берегиня», ГУ ЦПППН «Доверие», библиотека №19).
Описание и план-график реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Суть мероприятия (кратко) | Сроки проведения |
1. | Разработка идеи проекта | Январь 2020 | |
2. | Планирование проектной деятельности | | Февраль 2020 |
3. | Реализация проекта | | Февраль- 2020 |
4. | Знакомство с Эбру. | История возникновения Эбру. Что это такое? Как применяется эта техника? | март 2020 г. |
5. | Фантазеры. Мы экспериментируем. | Где применяется техника. | Апрель 2020 |
6. | Жизнь в мире цветов. | Значение цветов. Первоцветы. Рисуем цветы. | Май 2020 |
7. | Я рисую животных. | Значение животных в природе. Разноцветный мир бабочек. Птицы. Черепашка. | Июнь 2020 |
8. | Мир глазами животных. | Разнообразие техник эбру. | Август 2020 |
9. | Подводный мир | Значение рыб в природе. Красота подводного мира. Рисуем рыбку. | Сентябрь 2020 |
10. | Фруктовый сад | Значение деревьев и кустарников в природе. Яблоня. | Октябрь 2020 |
11. | Загадки природы | Времена года. Рисование пейзажей. | Ноябрь 2020 |
12. | Зимняя поляна | Значение зимы. Снежинки. | Декабрь 2020 |
13. | Сценарий сказки «Приключение цветной капельки в воде» | | Декабрь 2020 |
14. | Выставка детских рисунков в библиотеки №19. | | Январь 2020 |
15. | Проведение акции «Спасибо!» | Создание открыток в технике эбру. | Февраль 2020 |
16. | Подведение итогов. Оформление результатов проектов. | | Март 2020 |
Характеристика этапов и уровней реализации проекта
На подготовительном этапе данного проекта определялись социально значимые проблема, цель и тема проекта.
Результативно-аналитический этап включает в себя подбор и изучение методической литературы по теме для реализации проекта. Разработка комплексно – тематического планирования по теме проекта.
Деятельностный этап включает в себя организацию мероприятий «Знакомство с эбру», «Фантазеры», «Жизнь в мире цветов», «Подводный мир» и другие.
Отчетно-презентационный этап состоит из проведения акции «Спасибо!» и сказки «Приключение цветной капельки в воде».
В заключительный этапе проводится выставка детских работ в библиотеке №19 и анализ проделанной работы. Познакомить родителей с результатом проекта.
Ожидаемые результаты проекта
о проекте проинформировано не менее 1000 человек;
выпуск и размещение рекламного баннера в поселке Текстильщиков Черновского района;
изготовление и размещение информации стендов в ГУ ЦПППН «Доверие», ГУСО «Берегиня», библиотека №19, МБУСОШ №26, МБУСОШ №52 г. Читы;
выпуск буклетов о содержании проекта, распространение среди детей, взрослого населения поселка Текстильщика Черновского района;
размещение новостей на сайтах: комитета образования, МБУДО СЮН№1, ГУ ЦПППН «Доверие», ГУСО «Берегиня», библиотека №19;
анализ воздействия арт-терапии на психологическое состояние детей путем тестирования;
фотоотчет о деятельности клуба
стабилизация эмоционального состояния детей, формирование положительных взаимоотношений детей, усвоение ими норм и правил поведения, развития мышления, моторики и других функций;
социальная адаптация, проявляющая в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремление к самовыражению, позитивное отношение к себе;
повышение качеств жизни детей и их семей.
Что дальше? Возможное продолжение развития проекта
Дальнейшая разработка проекта предполагает проведение разнообразных акций и интеграция с другими видами арт-терапии, такими как например, сказка-терапия. Так же создание мультфильмов и видеороликов с применением работ по эбру на базе ГУ ЦПППН «Доверие», ГУСО «Берегиня», библиотека №19.
Список литературы:
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева - СПб: «Речь», 2003.
3. Лучкина Т.В., Новоселова Г.А., Игумнова Е.А. Технология разработки социально значимых проектов: Учебно-методическое пособие. – Чита, 2012. – С. 128.
4. Медведева, Е. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2001.
5. Никитина А.В Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010
6. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру. [Текст]// Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.