Проект по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 180» (МБДОУ «Детский сад 180»)
Проект по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»
Выполнила:
Гусевская Виктория Вячеславовна
Барнаул 2024
Тип проекта: познавательно - творческий
Вид проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст участников: 5-6 лет.
Актуальность проекта:
В мире остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей. Любовь к Родине – одна из основных основ современных педагогических принципов. Родина в первый раз перед ребенком предстает в образе, звуке, краске, игре. Современным детям мало знакома народная культура своего государства. Именно детство дошкольного возраста – это период, когда ребенку нужно погрузиться в исторические истоки национальных культур. Русский народ способствует глубокому влиянию на жизнь ребенка, имеет нравственную, эстетическую, познавательную ценность, является воплощением исторических опытов многих столетий и считается частью материальных культур. Поэтому нужно уделять особенное внимание приобщению детей к древней народной культуре: старинному празднику, традиции, фольклору, игре, художественному промыслу, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самые ценные наши культурные достижения.
Таким образом, мы с детьми, родителями старшей группы решили организовать проект «Культура народа» для того, чтобы детям было известно о культуре, истории, традициях и привычках своего государства.
Проблема:
Сейчас у детей слабо развит интерес к народным культурам и их традициям, народным игрушкам, к истории их возникновения. И если ребенка в дошкольное время не знакомить с народным творчеством, то он не будет полностью ознакомлен с историей и культурой своего народа, что впоследствии приведет к обострению его нравственно-патриотических чувств.
Цель:
Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.
Задачи:
1. Познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
3. Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
4. Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
5. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
6. Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
7. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
8. Развивать интерес к изучению русского народного творчества.
Предполагаемые результаты:
1. Получение знаний об истории русского жилища – избы, об ее быте.
2. Обогащение и расширение словарного запаса.
3. Умение налаживать и регулировать контакты в совместной народной русской игре: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.
4. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.
5. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры.
6. Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками по теме.
7. Получение положительных эмоций и взаимоотношений в группе.
8. Получение знаний, характерных для каждого вида росписи и умение самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
Формулирование цели и определение задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
Подбор материалов по теме проекта.
Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.
2 этап – основной
Содержание проекта:
Образовательная область | Вид деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | НОД Беседа с детьми: «Традиции Россиян» (русские народные праздники). Цель: познакомить с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание названий праздников. |
Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных Масленице: В. И. Суриков «Взятие снежного города». Н. Серракаприола «Катальные горы на большой Неве», С. Кожин «Масленица. Проводы». | |
Сюжетно-ролевые игры: «К нам гости пришли»; «Ярмарка». | |
Настольные театры: «Теремок», «Репка», Заюшкина избушка», «Колобок» | |
Игры-драматизации: русская народная сказка «Заюшкина избушка», потешки «Как петух в печи пироги печет», «Как у бабушки Варвары». | |
Познавательное развитие | НОД Беседа с детьми "Русская изба". Цель: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.); познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар; развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту; обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами; воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. |
Рассматривание картинок по теме: «Обычаи и традиции русского народа» | |
Дидактическая игра – «Найди вещь», «Что сначала - что потом», «Составь картинку», «Угадай игрушку», «Что изменилось?», «Обед для матрешек» | |
Беседа на тему «Русские народные инструменты». Обогащать словарный запас новыми словами: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка. | |
Познакомить детей с русским декоративно - прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке). | |
Речевое развитие | Беседа: «Русский народный костюм», «Какие народные праздники вы знаете». |
Загадки о народных праздниках России. | |
Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк». | |
Чтение русских народных сказок: «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят». | |
Чтение потешек, пословиц и поговорок Цель: использовать фольклор как источник познавательного и нравственного развития детей. | |
НОД Викторина «По сказочным дорожкам» | |
Художественно-эстетическое развитие | НОД Рисование на тему: «Русская матрешка». Цель: познакомить детей с историей создания русской матрешки; - вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки; - развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны; - развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки; - воспитывать любовь к народному искусству. |
Раскрашивание узора. «Посуда и хохлома». Цель: приобщать детей к народным промыслам. Учить выделять простейшие элементы росписи. | |
НОД Лепка на тему: «Дымковская лошадка». Цель: формировать умение лепить лошадку по мотивам дымковской игрушки; развивать желание лепить игрушки своими руками; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к народно - прикладному творчеству. | |
Прослушивание русской народной песни «Ах, вы, сени…» с использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа. | |
Музыка. Разучивание русских народных песен: «Во поле береза стояла», «На горе – то калина», «Лапти». | |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит». |
Хороводые игры: «Ровным кругом»; «Вставай, вставай Иванушка». «Колпачок». | |
Физкультминутки на народную тематику | |
Утренняя гимнастика: «Как котик в гости ходил»; «Матрешки». | |
Игра малой подвижности «Камешек». Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Воспитывать интерес к народному творчеству. | |
Работа с родителями | Выставка – музей предметов народного быта и культуры. |
Консультации: «Русская народная культура, как средство патриотического воспитания дошкольного возраста», «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников», «О значимости фольклора в развитии дошкольников», «Патриотическое воспитание в семье». | |
Ширма «Русские забавы на Руси» | |
Памятка для родителей «Нравственное воспитание детей в семье» |
3 этап – заключительный
Итоговое занятие:
Организация в группе выставки – музея «Предметы народного быта».
Цель: приобщение детей к народной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
1. Дети познакомились с русской избой, с предметами старинного русского быта;
2. Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть; народными пословицами и поговорками.
3. Расширили словарный запас по теме.
4. Расширились понятия о народном искусстве.
Список литературы:
1. Батурина, Г. И, Кузина, Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
2. Гришина, Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. – С. 67-73.
3. Дергач, Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников [Текст] / Л. Н. Дергач // Дошкольная педагогика. – 2013 – N 2 – С. 21-26.
4. Детям – о традициях народного творчества. Осень [Текст] // под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012 Ч. 2 – 272 с.
5. Князева, О. А., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
6. Коротаева, Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине: насколько готовы педагоги к решению этой задачи ? [Текст] / Е. Коротаева // Дошкольное воспитание. – 2015 – № 4 – С. 90-94.
7. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор [Текст] / М. Н. Мельников. – М : Академия, 2013 – 240 с.