Проект: Подарок «Символ года 2018»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
основная общеобразовательная школа с.Васильевка
муниципального района Безенчукский Самарской области
Тема проекта: Подарок «Символ года 2018»
Номинация: декоративно – прикладное искусство
Автор проекта: Гусакова Ксения
ученица 4 класса
ГБОУ ООШ с.Васильевка
Руководитель проекта:
Иноземцева Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей категории
ГБОУ ООШ с.Васильевка
2018г.
п.г.т.Безенчук
Проблема проекта: Мне очень интересно изготавливать различные вещи своими руками. За время учёбы в школе я научилась многим вещам: вышиванию, оригами, различной технике аппликации, изготовлению цветов из бумаги. В этот раз я решила попробовать свои силы в этом интересном виде творчества, тем более, что он даёт огромный простор для фантазии. Вытынанки интересны тем, что можно получить красивое изделие за достаточно короткое время, хотя сложные требуют, конечно, более длительного времени.
Изделие можно наклеить на окно (новогоднее украшение), а можно поместить в рамку для фото (подарок, украшение).
Цель проекта: изучить историю возникновения вытынки;
изучить опыт применения вытынанки в современном творчестве.
Задачи проекта:
Узнать как можно больше информации об истории создания вытынанки.
Освоить приёмы выполнения ажурного вырезания из бумаги.
Овладеть приёмами и способами работы по технологии вырезания изделий из бумаги.
Используя основные приёмы техники вырезания, придумать новые варианты рисунком и составить с ними разные композиции.
Продукт проекта панно «Символ 2018года»
Способ подготовки и защиты проекта:
Проект - индивидуальный
Форма защиты проекта:
1. Презентация «Подарок «Символ года 2018»
2. Демонстрация панно «Символ 2018 года»
Метод проекта:
исследовательский , информационный, творческий
Краткая справка из истории
Существуют разные жанры декоративно - прикладного творчества. И один из них – «Вытынанка». Искусство вырезания в нашей стране почти не исследовано. «Вытынанка» – это древнейший вид славянской культуры. Кочевые племена скифов украшали свои сёдла и одежду специальным орнаментом: из кожи вырезался узор, накладывался на другой кусок кожи и прижигался горячим плоским камнем. Получался орнамент, который и можно назвать прототипом вытынанки.
История вырезания из бумаги насчитывает много столетий и началась она с момента изобретения бумаги в Китае предположительно во ll веке н. э.. Хорошо известны вырезки из Японии, Вьетнама, Мексики, Дании, Финляндии, Германии, Чехии, Украины, Литвы, Белоруссии и других стран. В каждой из них сложились свои художественные особенности вырезания. Первоначально, из–за дороговизны бумаги, вырезание было прерогативой состоятельных людей, и занимались им в домах знати. С развитием технологии производства и удешевления бумаги, вырезание распространилось среди всех слоев населения. И самое большое свое распространение в России, вытынанки получили в 19 -начале 20 века.
Вырезать ажурные узоры из бумаги никто специально не учился. Делали это главным образом женщины. Когда в деревне были посиделки, девушки наблюдали, как вырезают наиболее искусные мастерицы, старались им подражать. Девушку, которая умела вырезать из бумаги, ценили и уважали не меньше, чем кружевницу или вышивальщицу, но одного старания и навыка здесь мало. Как во всяком мастерстве нужен талант.
Людей, чье искусство вырезания из бумаги из глубины веков, не так уж много. Одним из таких людей, был русский самородок, крестьянин Капитон Иванович Воробьев. Всю свою жизнь этот талантливый человек прожил странником, и выплескивал все богатство своей души в удивительные бумажные вырезки. Что только не вырезал Капитон Иванович - церкви, часовни, виденные им в дороге, церковное убранство, деревенские избы с резными наличниками, сказочные дворцы и терема, фантастические деревья, мифологические птицы - фениксы. Много вырезал сюжетов, связанных с деревенским бытом: домашнюю птицу, скот, людей. Все это бумажное богатство могло бы не сохраниться и быть для нас навсегда потерянными, если бы на пути народного художника не встретился академик Н.Н. Харламов, который сумел не только разглядеть в незатейливых бумажках настоящее искусство, но стал хранителем и коллекционером его творчества. Сейчас картины Капитона Воробьева можно увидеть в Государственном музее палехского искусства.
Вырезанием из бумаги интересовались многие деятели искусства: Иоганн Вольфганг Гете, Ханс Христиан Андерсен, Илья Репин, Анри Матисс.
Россия всегда была богата талантами, и народные ее умельцы творили и создавали превеликое множество всевозможных предметов народного искусства.
Использование вытынанок в жизни.
Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством взрослых и детей. Работа с ножницами, шаблонами, канцелярскими ножами способствуют коррекции и развитию речемыслительной деятельности учащихся (внимания, мышления, памяти, фантазии), развитию мелкой моторики рук; воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса.
Готовые вытынанки использовались для украшения крестьянского быта. Они могли служить украшением домашнего иконостаса, стен, полок, печей, потолочных балок, праздничного стола. Их использовали вместо вязанных салфеток. Они могли висеть на окнах в качестве ажурных бумажных занавесок. При этом они служили обычно не долго из-за недолговечности материала и перед Велики праздниками, такие как Пасха, или Рождество старые снимались и безжалостно выбрасывались, чтобы быть замененными на новые. Они выполняли как декоративную, так и обереговую функцию. Это стало одной из главных причин, почему до нашего времени старинных русских вырезанок дошло крайне мало.
У вырезанок очень большое жанрово-тематическое разнообразие: растительные (листочки, травка, цветы, ягода), геометрические узоры, зооморфные и антропоморфные. Народные умельцы переносили в бумажное искусство то, что видели вокруг, либо использовали глубокую славянскую символику, которая уходит своими корнями в языческое, до христианское прошлое Руси. Один из часто встречающихся сюжетов - Древо жизни, которое отражало сущность представления о мироздании. Древо изображается условно: ствол, ветки, листья, плоды и птицы. Птицы воспринимались как связующие между миром живых и мертвых. Как посланцы неба, а то и души предков.
Один их популярных ажурных мотивов – это всевозможные розетки и сказочно-мифологические сюжеты. На Рождество и Пасху вырезали ангелов, свечи, куриное яйцо, кресты, колокольчики. Отдельно находятся знаки стихий - воды, ветра, земли, плодородного поля. Также сохранилась в вытынанке магия древних символов. Ромб – означает урожайность, плодовитость. Крест символизирует огонь, солнце, центр всей вселенной. Использовались вырезанные узоры в религиозных ритуалах. Без них не обходились ни свадьбы, ни похороны.
После вытынанка попала в полиграфические продукции, в организацию сценического пространства театрального спектакля, изготавливались открытки, закладки для книг, новогодние маски, валентинки, календари. К ним можно отнести даже всем известные для нас снежинки. Не смотря на распространенность такого традиционного вырезания, мало кто знает, что в его основе лежит техника изготовления бумажных изделий с многолетней историей, под названием «вытинанка».
Вытынанка - это полет фантазии, очень увлекательное занятие, красиво, необычно, потрясающе. В настоящее время вытынанка широко применяется в школе и внешкольных учреждениях образования и культуры для детского творчества. Дизайнеры и оформители оценили выразительные художественные особенности вытынанки и используют ее в своем творчестве. Сегодня вытынанка становиться все популярней. Она начинает притягивать внимание отдельных народных мастеров, любителей рукоделия, самодеятельных и профессиональных художников
Отчет о выполнении проекта
ученицы 4 класса
Гусаковой Ксении
1. Название проекта: «Подарок «Символ года 2018»»
2. Почему я начала работу над проектом? (проблема) В поиске новой идеи, я наткнулась в интернете на изумительные поделки, сделанные из простой бумаги.
Мне очень захотелось узнать, что это за уникальное искусство, как оно называется. А также научиться азам этой незнакомой техники - «Вытынанка».
3. Для чего я работала над проектом? (цель)
Сделать подарок своими руками в новой технике работы с бумагой – вытынанке.
4. Какой продукт я хочу получить?
Панно «Символ 2018 года»
5. Как я работал над продуктом:
дата |
что делал |
затраченное время |
вопрос/ затруднение |
консультант |
помощь |
16.01 – 17.01 |
Дома и в школе работала с Интернет – ресурсами |
2 дня по часу в день |
Старшая сестра – Гусакова Алина руководитель проекта – Иноземцева Т.А. |
||
18.01 |
Проанализировала полученную информацию |
1 час |
руководитель проекта – Иноземцева Т.А. |
||
19.01 |
Анкетирование учащихся 3-4 классов: Знаете ли вы технику вытынанка? Откуда вы узнали об этой техники? Хотели ли вы заниматься в этой технике? |
1 час |
все ребята с удовольствием приняли участие в опросе |
кл. руководитель 4 класса |
|
22.01 |
Подбирала шаблоны будущего панно (в интернете) |
1 час |
руководитель проекта – Иноземцева Т.А. |
||
23. 01 |
Распечатала шаблоны на листы бумаги |
0,5 час |
руководитель проекта – Иноземцева Т.А. |
||
24.01- 26.01, 29.01, 30.01 |
Вырезала собачек по шаблону |
4дня по 1,5 часа |
руководитель проекта Иноземцева Т.А. |
||
31.01- 01.02 |
Оформляла панно для подарка |
2 дня по 1 часу |
руководитель проекта Иноземцева Т.А. |
||
02.02 |
Показала свои работы ребятам в классе |
руководитель проекта Иноземцева Т.А. |
|||
05.02 |
Провела с ребятами мастер-класс « Вытынанка – ажурное вырезание из бумаги» |
1,5 часа |
руководитель проекта Иноземцева Т.А. |
6.Какой продукт я получила в результате работы над проектом?
Продуктом моего проекта является панно «Символ 2018 года»
7.Что нового я узнала, чему научилась?
При выполнении этой работы я научилась различным приемам работы с бумагой; создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «Вытынанки». С помощью этой техники развивается внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; творческие способности и фантазия; научилась аккуратно выполнять работу, развивала свой эстетический вкус. Вырезание развивает и художественный вкус. Создавая свои маленькие шедевры, мы учимся творить и фантазировать, а значит, постигаем прекрасное.
8.Мои впечатления от работы над проектом.
Я воспользовалась возможностью прикоснуться к истокам традиций изготовления бумажного кружева, обучаясь искусству вытынанки. Мне нравиться мое увлечение. Я люблю общаться с бумагой. Такая работа завораживает, вызывает восхищение. Изображение, вырезанное из белой бумаги - нежное, как бы тающее в воздухе.