Проектная работа «Развитие творческих способностей у учащихся 7 классов в процессе выполнения реалистичного натюрморта на уроках изобразительного искусства»

5
0
Материал опубликован 17 January







Проектная работа

«Развитие творческих способностей у учащихся 7 классов в процессе выполнения реалистичного натюрморта на уроках изобразительного искусства»


t1705442083aa.jpg


Выполнил: педагог дополнительного образования

Лыкова Дарья Викторовна









2024 годt1705442083ab.gif

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3

Глава 1. Паспорт проекта………………………………………………………5

Актуальность проекта……………………………………………………...…5

Проблемы проекта…………………………………………………………….6

Цели и задачи проекта…..……………………………………………….……7

Ожидаемые результаты……………………………………………………….8

Сроки разработки и реализации проекта……………………………………8

Ресурсы……………………………………………………………………...…8

Целевая аудитория…………………………………………………………….9

Глава 2. Реализация проекта………………..……………………………….10

2.1 Реалистичный натюрморт как вид изобразительного искусства…………10

2.2 История возникновения реалистичного натюрморта……………………..10

Заключение……………………………………………………………………...11

Список использованной литературы……..………………………………....16

Приложения……………………………………………………………………..17















Введение

На уроках изобразительного искусства мы делаем первые шаги в удивительный мир красок. Учебники знакомят нас с произведениями художников. Постараемся продолжить своё знакомство с искусством в залах музеев нашей Родины: Одинцовского краеведческого музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея и др.

Опрос о художественных выставках одноклассников, учеников из других классов нашей школы, знакомых, просмотр отзывов на интернет-форумах (например, о выставке фламандского художника Яна Фабра которая проходила в Эрмитаже) показал, что «неумелых» зрителей среди нас большинство. В. В. Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» писал о таких зрителях: «…они принимают живопись за умелый фокус, восхищаются мастерством художника, как мастерством канатного плясуна». Очевидно, чтобы включиться в мировую культуру и не прослыть «неумелыми» зрителями, необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний. Например, что мы знаем о натюрморте?

В натюрморте предметы, сохраняя свои внешние качества, образуют свой необычный мир. Особенно это характерно для классических натюрмортов. Изображение на картинах зритель мог «читать», т.е. понимать, словно скрытое послание, наполненное религиозным или философским смыслом. В этом удивительном жанре живописи изображаются обычные предметы, которые имеют символическое значение. Символы (от греческого слова — «знак») обозначают какие-либо понятия или идеи, позволяют кратко и образно выразить сложную мысль. Они составляют непонятный язык для зрителей, не включенных в художественную культуру. Традиционная символика в натюрмортах в значительной степени забылась, однако, чтобы приблизиться к пониманию классического натюрморта, необходимо вспомнить её смысл.


Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. 
Изобразительная деятельность школьников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. 
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. 
Одним из видов изобразительного искусства является натюрморт - «мертвая природа», изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. 












Глава 1. Паспорт проекта

1.1 Актуальность проекта

Художественное образование и эстетическое воспитание гармонизирует и развивает способности человека, необходимые в различных областях творчества. В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, лабильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим, развитие творческих способностей школьников становится очень актуальным. Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.

Предмет «Изобразительное искусство» преследует цель эстетического, художественного, эмоционального развития детей, учит видеть красоту окружающего мира. Красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Поэтому проблема эстетического образования и воспитания детей является актуальной и значимой для современного учителя.

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлены задачи значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Особое внимание уделяется необходимости развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Решить данные задачи помогают уроки изобразительного искусства.

Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие в детях способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и окружающем мире. Изобразительное искусство в школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности. Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках ИЗО ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения.

Творческие способности детей развиваются в ходе разнообразной художественной деятельности - рисования (графического, живописного, декоративного), работы с бумагой (аппликация, конструирование), лепки (из пластилина), создания коллективных работ. Основным же направлением эстетического развития детей является работа с натуры, данный вид работы позволяет ребенку познавать окружающий мир, развивать глазомер, умение сравнивать предметы, изучать формы и цвет предметов, а также решать проблемы светотеневых и тональных отношений в художественной работе. Натюрмортная живопись является важным компонентом процесса активизации творческого развития и способностей учащегося. При изучении данной темы повышается качество образовательного процесса в художественной сфере деятельности, у учащихся проявляется более профессиональный подход к творчеству, более детальное изучение предметов, а также они учатся грамотно использовать художественные материалы. В дополнительном образовании работа с натуры -это неотъемлемая часть обучения и является одним из самых главных направлений в обучении. Практическая работа над натюрмортом может быть вполне разнообразной и выполнять ряд разных задач, к примеру если создать две постановки разных по колориту, то учащиеся могут с помощью наблюдений и смешения оттенков изучать теплые и холодные цвета. Если поставить натюрморт на сближенные тона, то задача для учащихся будет совершенно другая, искать разные оттенки в похожих предметах по цвету. При работе над натюрмортом простым карандашом задачи также могут быть совершенно разные, начиная от линейного решения постановки, до тонального решения штриховкой данных предметов. Также для реалистичного изображения натюрморта могут использоваться разные материалы. Для живописи это может быть гуашь, акварель, масляные краски или акрил. Для графики- это простой карандаш, уголь, сангина, соус, сухая пастель или тушь. Для маленьких детей в возрасте от 6-10 лет тема натюрморта довольна сложная, но чтобы заинтересовать учащихся нужен особый подход при работе с натурными постановками. Начинать нужно с малых форм, таких как фрукты, овощи и постепенно переходить к более сложным предметам. Не стоит забывать о геометрических телах, ведь если учащийся сможет построить эти предметы в объёме, то в дальнейшем у него не будет возникать никаких сложностей при любых других постановках.


1.2 Проблемы проекта

Не уменьшается количество учеников, имеющих пробелы в знании

культурного наследия.

1.3 Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для формирования изобразительных умений учащихся школьного возраста в процессе выполнения реалистичного натюрморта.


Задачи проекта:

Определит участников проектов, распределить обязанности и наметать сроки.

Изучить особенности формирования умений у школьников.

Проанализировать виды натюрморта.

Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности выполнения натюрморта в формировании изобразительных умений.


1.4 Ожидаемые результаты проекта

От результатов проекта ожидаем:

Повышение активности каждого ребенка – участника в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.

Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей группы.

Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.

Ознакомление с историей натюрморта.

Формирование у детей патриотических чувств.

1.5 Сроки разработки и реализации проекта

Практические результаты реализации плана определяются в соответствии с целями и задачами каждого этапа в течение 5 уроков.



Этапы

Наименование этапов

Сроки реализации

1 этап

Подготовительный

1 урок

2 этап

Рабочий

3 урока

3 этап

Заключительный

1 урок


1.6 Ресурсы

Материально-техническая база образовательной организации. Школа располагает современной материально-технической базой. Кабинет изобразительного искусства обеспечен полным комплектом оборудования для реализации предметной области и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а так же мебелью, офисным оснащением и необходимым инвентарем.

1.7 Целевая аудитория

Педагогический коллектив и обучающиеся 7 класса.





























Глава 2. Содержание проектной деятельности

2.1 Реалистичный натюрморт как вид изобразительного искусства

Натюрморт (мертвая, неодушевленная натура) - художественное изображение различных предметов быта.
В XV-XVI веках натюрморт рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
В качестве самостоятельного жанра живописи натюрморт сформировался в XVII веке в творчестве голландских и фламандских художников.
Термин nature morte (мертвая натура) появился в XVIII веке и отразил пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, которые отдавали предпочтение "высоким" жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический, батальный, аллегорический, религиозный, мифологический). До конца XIX века натюрморт рассматривался в качестве "низшего" жанра.
Расцвет натюрмортной живописи связан с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок и появлением пленерной живописи.

2.2 История возникновения реалистичного натюрморта

Люди изображали окружающие предметы на протяжении тысяч лет. Древние египтяне расписывали гробницы и храмы сюжетами подношений богам. Египтян не интересовала точность передачи перспективы, светотеневые переходы. Они не стремились, чтобы вещи выглядели реалистично, их целью было показать каждый предмет в его наиболее узнаваемой форме, и обозначить, что каждый из этих предметов был. Греческие и римские художники рисовали предметы более реалистично чем египтяне. В музеях и архитектурных памятниках можно встретить мозаики и настенную роспись на которых художники стараются передать светотеневой рисунок и оттенки объектов. Такие сюжеты имели исключительно декоративное значение – ими оформляли ниши в домах, цветочными герляндами обрамляли живописные полотна. Становление натюрморта, как самостоятельного жанра начинается в 1500-х годах в Северной Европе. В средние 16 века искусство служило христианству, иллюстрируя сцены из Библии. Художники в 1500-х и 1600-х годах, такие как Ян Ван Эйк и Караваджо, включали композиции предметов как часть христианских сцен.

Расцвет жанра приходится на XVII век в среде Голландских и Фламандских живописцев. В это время популярными стали картины «Vanitas». Идея заключалась в том, что люди любят мирские удовольствия, то, что заставляет их чувствовать себя важными или богатыми, и все же это ничего не значит, потому что время скоротечно, и человек уйдет из этого мира как и пришел – ни с чем.
Натюрморты «Vanitas» были призваны напомнить, что люди не должны слишком привязываться к имуществу. Во всяком случае, художники всегда изображали дорогие и причудливые предметы, музыкальные инструменты и бокалы для вина, предметы для удовольствия. В сюжеты включались предметы напоминающие о времени, такие как свеча или песочные часы, или о смерти, обычно черепа.

Художники продолжали писать натюрморты, но считались менее важными, чем сцены из Библии. Предметная живопись служила для тренировки технических навыков художника.
Это изменилось в XIX веке с появлением импрессионистов. Теперь художники не были заинтересованы в создании фотореалистичной живописи – после изобретения фотографии в этом не было никакого смысла. Вместо этого начались эксперименты с цветом, формой и способом нанесения краски на холст, чтобы создавать прекрасные произведения сами по себе, в визуальной эстетике – не из-за символизма или сюжета. Величайшим из этих художников был Поль Сезанн. Он в одиночку поднял натюрморт к уважаемой художественной форме.


Наименование этапов

Наименование мероприятий

1 этап – подготовительный

Подборка фотографий, иллюстраций, альбомов, изображений реалистичного натюрморта.

Подбор методической литературы для знакомства детей с реалистичным натюрмортом.

Оформление информации для родителей о начинающемся проекте.

- этап рабочий

(практический)


Учебное занятие 1 «Натюрморт-жанр изобразительного искусства»

Учебное занятие 2 «Натюрморт с фруктами. Правила композиции»

Учебное занятие 3 «Натюрморт с цветами. Правила цветоведения»

Учебное занятие 4 «Тематический натюрморт. Выполнение аппликации»

Учебное занятие 5 «Натюрморт по представлению с элементами стилизации»

3 этап - заключительный

Изготовить рабочую тетрадь.

Разработать дидактические игры, с целью закрепления знаний о натюрморте.

Выставка работ учащихся «Чудесный натюрморт».

2.3 План мероприятий и реализации проекта


Серия учебных занятий:

1. «Натюрморт-жанр изобразительного искусства».

Программное содержание:

-Ознакомить детей с данным жанром;

-Дать представление о видах натюрморта, способах изображения;

-Продемонстрировать репродукции картин художников с изображением натюрморта;

-Выполнить задание: дополнить представленный натюрморт фруктами, цветами, предметами быта.

2. «Натюрморт с фруктами. Правила композиции».

- Представить детям изображения и картины с натюрмортом из фруктов;

- Ознакомить с правилами композиции в натюрморте;

- Продемонстрировать виды компоновок предметов натюрморта вживую, показать, чем можно дополнить натюрморт;

- Выполнить задание: составить натюрморт из вырезанных из бумаги

предметов, составить грамотную композицию, после чего выполнить рисунок натюрморта при помощи акварельных красок.

3. «Натюрморт с цветами. Правила цветоведения».

- Представить детям изображения и картины натюрморта с цветами;

- Ознакомить учащихся с правилами цветоведения, рассказать об особенностях наложения цвета.

- Показать различие картин с теплым колоритом и холодным колоритом;

- Выполнить рисунок натюрморта с цветами гуашью, используя губку, ватные палочки и трубочки для коктейля.

4. «Тематический натюрморт. Выполнение аппликации».

- Продемонстрировать учащимся изображения и картины с видами натюрморта.

-Ознакомить с выдающимися художниками.

- Показать в виде наглядного материала готовые работы в виде аппликации, объяснить выполнение работы.

- Выполнить задание: сделать аппликацию представленного натюрморта при помощи картона, гофрированной и бархатной бумаги.

5. «Натюрморт по представлению с элементами стилизации».

- Обобщить, вспомнить и закрепить пройденный на предыдущих уроках материал с помощью викторины;

- Показать в качестве примера изображения предметов со стилизацией.

- Представить детям узоры и орнаменты, которыми можно дополнить и усложнить натюрморт.

- Выполнить задание: нарисовать натюрморт по представлению при помощи акварельных красок, после задекорировать предметы натюрморта при помощи фломастеров и гелиевых ручек. (изобразить узоры и орнаменты).

Продукт проектной деятельности.

Проведение викторины « Мои знания о натюрморте».

Разработка творческой тетради «Мир искусства».

Оформление стенда «Натюрморт-жанр изобразительного искусства».

Выставка работ учащихся «Чудесный натюрморт».
















Заключение

Полноценное творческое развитие средствами изобразительного искусства на посильном для ребенка уровне в дошкольном образовательном учреждении будет значительно влиять на качество общего развития ребенка. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию в дошкольном возрасте, способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию ребенка. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. Сравнение знаний на этапе контрольного эксперимента показало повышение уровня умений и навыков в изображении натюрморта.

Таким образом, поставленные задачи решены, цель данного исследования достигнута.














Список используемых источников


1. Валькова Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н. А. Валькова. - М.: Просвещение, 2010 – 117 с. 2. Шпиренко Т.Я. , Ершова Л.В. Изобразительное искусство, 1 класс / Т.Я. Шпиренко, Л.В. Ершова. – М.: Просвещение, 2012 – 53 с.

3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Методическое пособие / Л. А. Неменская. - М.: Просвещение, 2011 – 91 с.

4.Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 для учителя / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева – М.: Просвещение, 2010 – 34 с.

5. Кузин В.С., Кубышкина Э.И Учебник для 1 класса «Изобразительное искусство» / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина – М.: Дрофа, 2011 – 98 с.

6. Коротеева Е.И. Изобразительно искусство. Искусство и ты. 1 класс / Е.И. Коротеева – М.: Просвещение, 2012 – 68 с. 7. Шпикалова Т.Я. , Ершова Л.В.Изобразительное искусство, 1 класс / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. – М.: Просвещение, 2012 – 117 с.

8. Горяева К.А., Первые шаги в мир искусства / К.А. Горяева. - М.: Просвещение, 2001 – 44 с.

9. Чурина С. В., Обучение ИЗО / С.В. Чурина. - СПб.: Каро, 2004 – 167 с.











Приложение 1

Виды натюрморта


t1705442083ac.jpgt1705442083ad.jpg

t1705442083ae.gift1705442083af.jpgt1705442083ag.jpg

t1705442083ah.jpgt1705442083ai.jpg

17


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации