Программа кружка по ИЗО «Акварель»
Комитет образования Администрации МР «Карымский район» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом творчества п. Карымское» | ||
Принята на заседании педагогического совета от «___» _____________ 20____г. Протокол № __________________ | Утверждаю: Директор Дома творчества п. Карымское _____________________ /ФИО/ «___» ________________ 20____г. | |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Акварель» Возраст обучающихся: 7 – 14 лет Срок реализации: 1 год | ||
| Автор-составитель: Зайнтдинова Наталья Юрьевна, педагог дополнительного образования | |
п. Карымское, 2023 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» | |
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………. | 3 |
1.2. Цели и задачи программы……………………………………………………. | 4 |
1.3. Содержание программы……………………………………………………… | 5 |
1.4. Планируемые результаты обучения………………………………………… | 11 |
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» | |
2.1. Календарный учебный график обучения…………………………………… | 13 |
2.2. Условия реализации программы…………………………………….............. | 18 |
2.3. Формы аттестации……………………………………………………………. | 18 |
2.4. Оценочные материалы………………………………………………............. | 18 |
2.5. Методические материалы……………………………………………………. | 19 |
2.6. Список литературы…………………………………………………………… | 25 |
Приложение №1…………………………………………………………………… | 28 |
Приложение №2…………………………………………………………………… | 30 |
Приложение №3…………………………………………………………………… | 35 |
РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1 Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварель» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Приказом Минпросвещения России от от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным проектом «Успех каждого ребёнка» (утв. 7 декабря 2018 г.); Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (01.03.2023 г);, Санитарными правилами 2.43648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р; Образовательной программой и Уставом Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом творчества п. Карымское».
Направленность программы. Программа относится к художественной направленности; по функциональному предназначению является общекультурной (базовой); по специфике организации —групповой, по сроку реализации – годичной.
Программа является модифицированной. Составлена на основе программы «Я рисую», автор составитель: Аюпова Евгения Фаниловна, педагог дополнительного образования.
В ходе освоения программы обучающиеся приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает обучающимся базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественно-творческой и практико-ориентированной.
В целом занятия декоративно-прикладным и изобразительным искусством в рамках данной программы помогают обучающимся осознать связь искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Обучающиеся овладевают языком искусства, учатся работать с различными доступными материалами, что развивает их творческие способности. Актуальность программы заключается в использовании традиционных и нетрадиционных методов и способов развития детского творчества, направленных не только на формирование нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры, но и на интеллектуальное развитие, а также коммуникативные навыки обучающихся в процессе рисования.
Отличительная особенность программы заключается в совместном творчестве педагога с обучающимися. Педагог должен не столько передать определенную совокупность знаний, сколько помочь обучающимся сделать самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную ситуацию, умело управляя ею, педагог своими вопросами подводит обучающегося к рождению нового знания. Этот подход не предусматривает установления однозначных оценок «правильно» и «неправильно», эталонов и идеальных ответов. Обучающиеся могут обсуждать друг с другом разные варианты ответов, деятельности и оценивать их.
Адресат программы – обучающиеся в возрасте 7-14 лет.
Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 учебных часа.
Форма обучения – очная.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы – обучение основам изобразительной грамоты обучающихся и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого обучающегося посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи:
Предметные:
обучить элементарным навыкам и умениям изобразительной деятельности;
учить правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
учить пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
учить использовать в работе основы цветоведения;
учить рисовать предмет с натуры и по представлению;
учить изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги;
познакомить с основными жанрами изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
Метапредметные:
формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца;
воспитывать культуру поведения;
Личностные:
развивать мелкую моторику;
развивать творческую активность;
развивать художественный вкус;
развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ | Название раздела/ темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
| |||||
1 | Т.Б. Вводная беседа «Мир вокруг меня» | 1 | 1 | - | Творческая работа |
2 | Волшебные краски: три основных цвета | 1 | - | 1 | Анализ творческой деятельности |
3 | Наварили мы компот | 1 | - | 1 | Анализ творческой деятельности |
4 | Знакомство с искусством | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
5 | Рисование с натуры предметов быта | 2 | 1 | 1 | Анализ творческой деятельности |
6 | Объемные декоративные работы | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
7 | Такие разные птицы | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
8 | Осенняя листва | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
9 | Ниткография и кляксография | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
10 | Осенний портрет | 2 | 1 | 1 | Анализ творческой деятельности |
| |||||
11 | Удивительный орнамент | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
12 | Рисуем животных | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
13 | Русские народные сказки о животных | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
14 | Снежинка | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
15 | Новогодние открытки | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
16 | Зимний пейзаж | 2 | 1 | 1 | Творческая работа. Анализ творческой деятельности |
17 | Зимние деревья | 2 | 1 | 1 | Зачет |
| |||||
18 | Архитектурные постройки | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
19 | Рисование человека по представлению. Портрет | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
20 | Открытка папе | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
21 | Моя мама | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
22 | По - морям, по - волнам | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
23 | Веселая картинка | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
24 | Ваза с цветами | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
25 | Сказочный лев | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
26 | Портрет кота | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
27 | Натюрморт из бытовых предметов | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
28 | Ветка сирени | 2 | 1 | 1 | Зачет |
| |||||
29 | Сказочные деревья | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
30 | Знакомство с «народной игрушкой». История промысла. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
31 | Времена года | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
32 | Пасхальные мотивы | 1 | - | 1 | Творческая работа |
33 | Тёплая гамма | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
34 | Холодная гамма | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
35 | Война глазами детей | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
36 | Рисование растительных форм | 2 | 1 | 1 | Творческая работа |
37 | Городской пейзаж | 2 | 1 | 1 | Творческая работа. Анализ творческой деятельности |
38 | Космическое путешествие | 1 | - | 1 | Творческая работа |
39 | Здравствуй, лето! | 1 | - | 1 | Зачет. Анализ творческой деятельности |
| Итого | 72 | 34 | 38 | |
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводная беседа «Мир вокруг меня»
Теория: Знакомство с группой. Сообщение обучающимся цели, задач и содержания программы обучения. Ознакомление с оснащением учебного кабинета. Правила техники безопасности. Правила поведения в коллективе.
Практика: Свободная тема (рисунок).
Тема 2. Волшебные краски: три основных цвета
Теория: Понятие об основных и составных цветах. Знакомство с цветовым кругом. Правила создания составных цветов путем смешения двух основных. Основные сочетания в природе. Воздействие цвета на человека.
Практика: Работа с палитрой (Смешивание цветов). Создание образных работ с использованием знаний по цветоведению.
Тема 3. Наварили мы компот
Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «штамповка».
Практика: Выполнение открытки в виде банки компота.
Тема 4. Знакомство с искусством
Теория: Способы работы с пластилином. Составление сюжетной композиции. Конструктивный способ лепки. Работа в коллективе.
Практика: Рисование животных, лепка грибов, птиц, декоративное рисование. Коллективная работа «Деревенский пейзаж».
Тема 5. Рисование с натуры предметов быта
Теория: Правила работы с карандашами, средства выразительности. Изучение натуры и выделение в ней особенностей.
Практика: Отдельные зарисовки посуды, бытового инвентаря (веник, совок, ведро). Беседа о форме предмета и о фактуре.
Тема 6. Объемные декоративные работы
Теория: Приёмы работы с бумагой, правила безопасности при работе с ножницами и клеем. Работа в технике оригами. Работа в коллективе.
Практика: Создание коллективной работы «Хочу на море».
Тема 7. Такие разные птицы
Теория: Геометрические формы. Способы изображения с помощью геометрических форм птиц.
Практика: Выполнение работы в нетрадиционной технике «рисование мятой бумагой».
Тема 8. Осенняя листва
Теория: Основные краски осени. Способы изображения деревьев, листьев у деревьев. Теплые и холодные цвета. Знакомство с пейзажем и произведениями пейзажистов И.Репина, И.Шишкина.
Практика: Рисование разноцветных листьев и деревьев.
Тема 9. Ниткография и кляксография
Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «ниткография» и «кляксография».
Практика: Рисование в техниках «ниткография» и «кляксография».
Тема 10. Осенний портрет
Теория: Пропорции человека, правила работы с акварелью.
Практика: Выполнение работы по представлению акварельными красками и гербарием.
Тема 11. Удивительный орнамент
Теория: Понятие орнамент, виды орнамента. Создание интересных рисунков при помощи орнамента.
Практика: Рисование иллюстрации с помощью элементов орнамента.
Тема 12. Рисуем животных
Теория: Части животных. Сходства животных и их отличия.
Практика: Отдельные зарисовки домашних животных по памяти и по иллюстративному материалу.
Тема 13. Русские народные сказки о животных
Теория: Содержание сказки, этапы работы над иллюстрацией. Выделение главного в содержании и составление композиции.
Практика: Работа с текстом. Выбор сюжета, работа над эскизами. Иллюстрация к сказке.
Тема 14. Снежинка
Теория: Форма предмета. Закон симметрии. Центральная ось. Ритм. Орнамент в круге.
Практика: Рисование снежинки с помощью восковой свечи.
Тема 15. Новогодние открытки
Теория: Приёмы работы с бумагой, правила безопасности при работе с ножницами и клеем.
Практика: Выполнение аппликации из салфеток.
Тема 16. Зимний пейзаж
Теория: Пейзаж. Виды пейзажа. Изображение зимнего пейзажа при помощи восковых мелков и гуаши.
Практика: Работа в холодной гамме. Выражение эмоций с помощью цвета, пластики линий и формы цветовых пятен при прослушивании грустной мелодии. Изображение снежных деревьев.
Тема 17. Зимние деревья
Теория: Пейзаж зимнего леса. Способы изображения деревьев. Сухая кисть и губка. Рисование деревьев
Практика: Работа в холодной гамме. Выражение эмоций с помощью цвета, пластики линий и формы цветовых пятен при прослушивании грустной мелодии. Изображение снежных деревьев.
Тема 18. Архитектурные постройки
Теория: Способы работы с пластилином. Геометрические тела и архитектурные формы.
Практика: Архитектура – вид искусства. Коллективная работа по предварительным эскизам. Геометрические тела и архитектурные формы. Пластилин.
Тема 19. Рисование человека по представлению. Портрет
Теория: Пропорции лица. Знакомство с жанром портрета.
Практика: Выполнение работы по теме «Мой друг» или «Автопортрет». Тема 20. Открытка папе
Теория: Рисование гвоздики в разной технике.
Практика: Выполнение открытки к 23 февраля.
Тема 21. Моя мама
Теория: Портретный жанр. Понятия: организм, тело, пропорции, симметрия, эмоции.
Практика: Выполнение работы по теме «Моя мама» или «Моя бабушка», «Я и подруга». Изображение портрета в смешанной технике: живопись, графика, коллаж.
Тема 22. По - морям, по - волнам
Теория: Морской пейзаж. Работы Айвазовского.
Практика: Рисование акварелью по мокрой бумаге.
Тема 23. Веселая картинка
Теория: Жанр Карикатура. Передача настроения в рисунке.
Практика: Выполнение коллажа из вырезок газет, журналов.
Тема 24. Ваза с цветами
Теория: Рисование на мятой бумаге. Натюрморт.
Практика: Составление натюрморта. Рисование акварелью на мятой бумаге. Тема 25. Сказочный лев
Теория: Способы передачи образа льва акварелью. Изображение льва. Пропорции животного, его особенности.
Практика: Изображение льва в смешанной технике.
Тема 26. Портрет кота
Теория: Знакомство с техникой рисования ватными палочками. Различие понятий "тень" и "свет", цветовосприятие.
Практика: Рисование кота в нетрадиционной технике «тычкование».
Тема 27. Натюрморт из бытовых предметов
Теория: Правила работы с карандашами, средства выразительности. Изучение натуры и выделение в ней особенностей. Составление композиции.
Практика: Составление натюрморта. Создание композиции в смешанной технике, графитовый карандаш и цветная бумага.
Тема 28. Ветка сирени
Теория: Приёмы работы с бумагой, правила безопасности при работе с ножницами и клеем.
Практика: Выполнение аппликации из мятой бумаги.
Тема 29. Сказочные деревья
Теория: Пейзаж. Виды пейзажа. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».
Практика: Рисование пейзажа нетрадиционной техникой.
Тема 30. Знакомство с «народной игрушкой». История промысла.
Теория: Беседа об истории народного промысла: «Народная игрушка». Праздничное восприятие мира – источник творческого народного мастерства. Смысловая, декоративная, эмоциональная роль узора «народной игрушки».
Практика: Изображение народной игрушки по представлению или по эскизу.
Тема 31. Времена года
Теория: Особенности времен года. Понятие пейзаж.
Практика: Создание коллективной, декоративной композиции.
Материалы и инструменты по выбору.
Тема 32. Пасхальные мотивы
Теория: Пасха. Работа с инструкционными картами.
Практика: Праздник Пасхи. Пасхальные мотивы. Украшение яиц в разной технике.
Тема 33. Тёплая гамма
Теория: Сказочные персонажи.
Практика: Выполнение работы «Жар птица».
Тема 34: Холодная гамма
Теория: Коллаж из необычных вещей.
Практика: Изображение и фантазия. Выполнение работы «СОН».
Тема 35: Война глазами детей
Теория: Этапы работы над картиной. Выделение главного и составление композиции.
Практика: День Победы – праздник со слезами на глазах. Разработка композиции по темам: «День победы», «Праздничный салют», «У обелиска». Тема 36. Рисование растительных форм
Теория: Правила работы карандашами, средства выразительности. Изучение натуры и выделение в ней особенностей.
Практика: Рисование растительных форм: лист, ветки, бутоны, цветы. Правила работы карандашами.
Тема 37. Городской пейзаж
Теория: «Город» — цветовой фон в технике монотипии. Дома — линиями, штрихами. Люди — силуэты. Цвет как выразитель настроения.
Практика: Рисование пейзажа простыми элементами: линия, штрих, пятно. Тема 38. Космическое путешествие
Теория: Обобщение знаний детей о космосе: планеты солнечной системы и другие небесные тела. Значение солнца, воды, кислорода в жизни, на Земле. Освоение космоса человечеством.
Практика: Изображение космоса и млечного пути с помощью техники «набрызг».
Тема 39. Здравствуй, лето!
Теория: Пейзаж. Виды пейзажа. Особенности времен года.
Практика: Выполнение летнего пейзажа в технике коллаж.
1.4. Планируемые результаты обучения
К концу обучения по программе обучающиеся должны уметь:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
рисовать предмет с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги;
К концу обучения по программе обучающиеся должны знать:
. специальную терминологию, виды и жанры искусства;
названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
название материалов, инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены
РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1 Календарный учебный график
№ п/п | Количество учебных недель | Количество учебных часов по периодам или модулям | Начало учебного года | Окончание учебного года | Каникулярное время |
1 | 36 | 1 полугодие – 32, 2 полугодие – 40 часов | Сентябрь | Май | Июнь-август |
(Приложение 1)
№ п/п | Месяц | Число, время проведения занятия | Форма проведения занятия | Количество час | Тема | Место проведения | Форма контроля | ||||
1 четверть | |||||||||||
1 | сентябрь | | Беседа и творческая работа | 1 | Т.Б. Вводная беседа «Мир вокруг меня» | Кабинет | Просмотр работ | ||||
2 | сентябрь | | Рассказ Практическая работа | 1 | Волшебные краски: три основных цвета | Кабинет | Опрос | ||||
3 | сентябрь | | Беседа Практическая работа | 1 | Наварили мы компот | кабинет | Опрос | ||||
4 | сентябрь | | Лекция практика | 2 | Знакомство с искусством | кабинет | Опрос | ||||
5 | Октябрь | | Беседа Практическая работа | 2 | Рисование с натуры предметов быта | кабинет | опрос | ||||
6 | Октябрь | | Беседа Практическая работа | 2 | Объемные декоративные работы | кабинет | опрос | ||||
7 | Октябрь | | Рассказ практика | 2 | Такие разные птицы | кабинет | наблюдениеопрос | ||||
8 | Октябрь | | Беседа практика | 2 | Осенняя листва | кабинет | опрос | ||||
9 | Октябрь | | Теория практика | 2 | Ниткография и кляксография | кабинет | наблюдение | ||||
10 | Октябрь | | Теория практика | 2 | Осенний портрет | кабинет | устный опрос, проверка выполненных рисунков | ||||
| | ||||||||||
11 | Ноябрь | | Теория практика | 2 | Удивительный орнамент | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
12 | Ноябрь | | Теория практика | 2 | Рисуем животных | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
13 | Ноябрь | | Теория практика | 2 | Русские народные сказки о животных | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
14 | Декабрь | | Теория практика | 2 | Снежинка | кабинет | Наблюдение | ||||
15 | Декабрь | | Теория практика | 2 | Новогодние открытки | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
16 | Декабрь | | Теория практика | 2 | Зимний пейзаж | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
17 | Декабрь | | Теория практика | 2 | Зимние деревья | кабинет | | ||||
18 | Январь | | Теория практика | 2 | Архитектурные постройки | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
19 | Январь | | Теория практика | 2 | Рисование человека по представлению. Портрет | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
20 | Январь | | Теория практика | 2 | Открытка папе | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
21 | Февраль | | Теория практика | 2 | Моя мама | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
22 | Февраль | | Теория практика | 2 | По - морям, по - волнам | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
23 | Февраль | | Теория практика | 2 | Веселая картинка | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
24 | Февраль | | Теория практика | 2 | Ваза с цветами | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
25 | Март | | Теория практика | 2 | Сказочный лев | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
26 | Март | | Теория практика | 2 | Портрет кота | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
27 | Март | | Теория практика | 2 | Натюрморт из бытовых предметов, графика | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
28 | Март Апрель | | Теория практика | 2 | Ветка сирени | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
29 | Апрель | | Теория практика | 2 | Сказочные деревья | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
30 | Апрель | | Теория практика | 2 | Знакомство с «народной игрушкой». История промысла. | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
31 | Апрель | | Теория практика | 1 | «Времена года». | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
32 | Апрель | | Теория практика | 2 | Пасхальные мотивы. | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
33 | Апрель | | Теория практика | 2 | Тёплая гамма. | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
34 | Май | | Теория практика | 2 | Холодная гамма. | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
35 | Май | | Теория практика | 2 | Война глазами детей. | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
36 | Май | | Теория практика | 2 | Рисование растительных форм. | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
37 | Май | | Теория практика | 1 | Городской пейзаж. | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
38 | Май | | Теория практика | 1 | Космическое путешествие | кабинет | Наблюдение, опрос | ||||
39 | Май | | Теория практика | 1 | Здравствуй, лето! | кабинет | Проверка выполненных рисунков | ||||
| Итого | | | 72 | | | |
2.2 Условия реализации программы
Основные художественные материалы и инструменты изобразительного искусства: краски: акварель, гуашь, кисти - щетина, синтетика, плоские, пластилин, салфетки, клей, бумага.
Игровые, коммуникативные, проектные технологии.
Занятия проводятся в кабинете. Проводит занятия педагог дополнительного образования.
2.3 Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: видеозапись, грамота, готовая работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, готовое изделие, демонстрация моделей.
2.4 Оценочные материалы
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.
Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии оценки выполнения творческой работы.
№ | Ф.И.О. ребёнка | Название работы | Техника исполнения | Аккуратность | Самостоятельность | Завершенность |
| | | | | | |
«Высокий уровень» - работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
«Средний уровень» - работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
«Низкий уровень» - работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:
— определение задачи;
— ее обсуждение;
— воплощение в материале;
— анализ работы.
Итоговый контроль в форме выставки детского творчества.
2.5 Методические материалы
Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Техническое оснащение программы | Формы подведения итогов |
| |||||
Т.Б. Вводная беседа «Мир вокруг меня» | Беседа и творческая работа | Объяснение, беседа, выполнение творческого задания | Правила техники безопасности. Правила поведения в коллективе. | Компьютер | Просмотр работ |
Волшебные краски: три основных цвета | Рассказ Практическая работа | Объяснение, рассказ, выполнение упражнения | Таблица цветового круга | Компьютер | Просмотр работ |
Наварили мы компот | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа Выполнение открытки | Загадки, стихи | Компьютер | Просмотр работ |
Знакомство с искусством | Беседа Практическая работа | Объяснение, выполнение упражнения | Правила работы с карандашами. Таблица: линия, штрих и пятно | Компьютер | Просмотр работ |
Рисование с натуры предметов быта | Беседа Практическая работа | Объяснение, выполнение упражнения | Бумага, клей, ножницы | Компьютер | Просмотр работ |
Объёмные декоративные работы | Лекция практика | Беседа, рассказ | Лекция | Компьютер | Устный опрос |
Такие разные птицы | Рассказ практика | Беседа, рассказ | Загадки, картинки птиц | Компьютер | Просмотр работ |
Осенняя листва | Беседа практика | Беседа | Произведения пейзажистов И.Репина, И.Шишкина | Компьютер | Просмотр работ |
Ниткография и кляксография | Беседа Практическая работа | Практическая работа | Картинки с ниткографией и кляксографией | Компьютер | Просмотр работ |
Осенний портрет | Беседа Практическая работа | Практическая работа | Таблица пропорции человека | Компьютер | Просмотр работ |
| |||||
Удивительный орнамент | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Орнамент | Компьютер | Устный опрос |
Рисуем животных | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Картинки животных | Компьютер | Устный опрос |
Русские народные сказки о животных | Беседа Практическая работа | Беседа, рассказ | Иллюстрации сказок о животных | Компьютер | Устный опрос |
Снежинка | Беседа Практическая работа | Объяснение | Восковые свечи | Компьютер | Устный опрос |
Новогодние открытки | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа выполнение открытки | Цветная бумага | Компьютер | Устный опрос |
Зимний пейзаж | Беседа Практическая работа | Беседа, рассказ | Картинки зимы | Компьютер | Просмотр работ |
Зимние деревья | Творческая работа | Беседа, рассказ | Картинки зимы | Компьютер | Просмотр работ |
Архитектурные постройки | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Картинки архитектуры | Компьютер | Просмотр работ |
Рисование человека по представлению. Портрет | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Картинки о пропорциях лица | Компьютер | Просмотр работ |
Открытка папе | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Загадки | Компьютер | Просмотр работ |
Моя мама | Беседа Практическая работа | Беседа, рассказ | Стихи | Компьютер | Просмотр работ |
По - морям, по - волнам | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Работы Айвазовского | Компьютер | Просмотр работ |
Веселая картинка | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Стихи | Компьютер | Просмотр работ |
Ваза с цветами | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Картинки с натюрмортом | Компьютер | Просмотр работ |
Сказочный лев | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Изображение сказочного льва | Компьютер | Просмотр работ |
Портрет кота | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Картинки кота | Компьютер | Просмотр работ |
Натюрморт из бытовых предметов, графика | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Бытовые предметы | Компьютер | Просмотр работ |
Натюрморт из бытовых предметов, живопись | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Бытовые предметы | Компьютер | Просмотр работ |
| |||||
Ветка сирени | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Бумага, картинки сирени | Компьютер | Просмотр работ |
Сказочные деревья | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Картинки пейзажа | Компьютер | Просмотр работ |
Знакомство с «народной игрушкой». История промысла | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Народная игрушка | Компьютер | Просмотр работ |
Времена года | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Времена года | Компьютер | Просмотр работ |
Пасхальные мотивы. | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Карточки | Компьютер | Просмотр работ |
Тёплая гамма | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Таблица | Компьютер | Просмотр работ |
Холодная гамма | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Таблица | Компьютер | Просмотр работ |
Война глазами детей | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Фильм | Компьютер | Просмотр работ |
Рисование растительных форм | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Таблица растительные формы | Компьютер | Просмотр работ |
Городской пейзаж | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Картинки города | Компьютер | Просмотр работ |
Космическое путешествие | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Картинки космос | Компьютер | Просмотр работ |
Здравствуй, лето! | Беседа Практическая работа | Объяснение, беседа | Пейзаж | Компьютер | Просмотр работ |
2.6 Список литературы
Нормативно-правовые документы:
Закон Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ – [Электронный ресурс] / http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf
Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 №196 – [Электронный ресурс] / https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/prikaz-minprosveshcheniya-rossii-ot-09-11-2018-196-ob-utverzhdenii-poryadka-organizatsii-i-osushchestvleniya-obrazovatelnoj-d.html
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования от 04.07.2014 г. №41 – [Электронный ресурс] / http://docs.cntd.ru/document/420207400
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» – [Электронный ресурс] / https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/3242-ot-18-11-2015-trebovaniya-k-programmav-dop.html
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 – [Электронный ресурс] / https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-4-sentyabrya-2014-g-n-1726-r.html
Образовательная программа Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом творчества п. Карымское»
Устав Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом творчества п. Карымское»
Психолого-педагогическая литература:
1.Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. — М.: Институт практической психологии, 1998. – 136 с. – ISBN 5-89112-026-7.
2.Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования. — М: Просвещение, 1996. – 74 с.
3.Соколова Г.М. Воспитание чувств. — Ставрополь: КД, 1992. - 62 с.
4.Сонин В.А. Психологический практикум. — М.: Флинта, 1998. - 272 с.
5.Шамова Т.Н., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. — М.: Просвещение, 2001. - 320 с.
Учебно-методическая литература:
1. Алеексеевская Н. А. Карандашик озорной. Учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1999. – 144 с.
2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.: ил. – ISBN 5-09-000998-8
3. Громов Е. С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя / Е. С. Громов. - М.: Просвещение, 1986. - 237 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа / Н. В. Дубровская. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 125 с.
5. Кириченко М. А. Альбом по изобразительному искусству. – Киев: Вече, 1990. - 80 с.
6. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изо деятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 192 c.
7. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М.: Просвещение, 1991. - 256с.
8. Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно -экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. - М.: Сфера, 2006. – 35 с.
Литература для обучающихся:
1. Королёва И.А. Профераисова М. Ф. Давай учиться рисовать. Учебное пособие - М.: Сфера, 2008. – 208 с.
2. Литвиненко В.М. Учимся рисовать. Учебное пособие - СПб.: Кристалл, 2001. – 159 с.
3. Большой самоучитель рисования. – М.: РОСМЭН, 2005. – 192 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей;
-тычок жесткой кистью;
-рисование на камне;
-тычок ватной палочкой;
-оттиск штампа картофеля;
-оттиск поролоном;
-восковые мелки и акварель;
-свеча и акварель;
-отпечатки листьев;
-рисунки из ладошек;
-кляксография;
-монотопия;
-печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, восковыми мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Словарь терминов
АКВАРЕЛЬ - (франц. aquarelle, от лат. aqua — вода), краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.
Восковые мелки имеют насыщенные мягкие яркие цвета, в их состав входит воск. Мелками можно быстро закрасить большую поверхность, особенно если положить мелок плашмя. Воск дает широкую фактурную линию с небольшими просветами. Изменяя нажим, можно получать разные тона одного и того же цвета. Восковые мелки при смешивании не дают плавных переходов. Мелки довольно твердые, но во время рисования при слишком сильном нажиме могут сломаться. Используются для рисования по бумаге и картону. Подходят для изображения неоднородно окрашенных поверхностей: стен, травы, деревьев, деревянных предметов.
Гуашь – водная краска, обладающая большими красящими возможностями. Краски после высыхания быстро светлеют и необходимо умение предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, работы имеют матовую бархатистую поверхность.
Декоративное искусство - создание и художественное оформление изделий, применяемых в общественном и частном быту (посуда, мебель, одежда, ковры и т. д.).
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.
Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий многообразное многоцветие окружающего мира. По технике исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. По жанрам различают живопись станковую, монументальную, декоративную, театрально-декоративную, миниатюрную.
Изобразительное искусство — искусство, связанное со зрительным восприятием и создающее изображения видимого мира на плоскости и в пространстве; таковы живопись, графика, скульптура.
Иллюстрация — наглядное изображение, поясняющее текст.
Карандаш — в технологии рисунка — материал и инструмент для рисования в виде палочки и специальных красящих веществ, обычно оправленных в дерево. Современные графитные К., состоящие из минерала графита и примеси глины, выпускаются разной степени твердости (М — мягкие и Т — твердые). К., изготовленные из порошка жженой кости с растительным клеем, известны под названием итальянские К. (угольные).
Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению. Картины различаются по жанрам. В отличие от этюда картина может отразить действительность с наибольшей глубиной, в законченной и продуманной в целом и в деталях форме.
Квадрат - (от лат. quadratus — четырехугольный), прямоугольник с равными сторонами.
Кисть - основной инструмент в живописи и многих видах графики. Изготовляются из обезжиренного волоса или шерсти; Кисти бывают жесткие (щетинные) и мягкие (колонковые, беличьи). В гравюре употребляют стеклянные и проволочные кисти.
Композиция (сочинение, составление, расположение) — целенаправленное построение художественного произведения, делающее замысел художника более доходчивым и впечатляющим.
Основные принципы построения К.— это подчеркивание, выделение основного через связь с второстепенным и изъятие незначительного. Основной
закономерностью построения К. является борьба противоположностей: большого — малого, светлого — темного, холодного — теплого, статичного — динамичного.
Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст – сопоставление светлого и темного. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.
Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.
Набросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картины.
Натура (в изобразительном искусстве) – объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Непосредственно с натуры выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто – портрет, пейзаж, натюрморт.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающего человека мира вещей, композиционно организованных в одну группу. Кроме неодушевленных предметов в натюрморте могут изображаться объекты природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещи (рыба на столе, цветы в вазе и т.д.).
Овал (от лат. ovum — яйцо) - выпуклая замкнутая плоская кривая без угловых точек. При этом под выпуклостью понимают свойство кривой иметь с любой прямой не более двух (действительных) общих точек. Примером овала может служить эллипс.
Окружность - замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от ее центра
Основные цвета — три цвета, смешением которых в разных пропорциях можно получить любой цвет. Набор основных цветов образует трехмерную колориметрическую систему. Число возможных систем основных цветов бесконечно, хотя не любые три произвольно выбранных различных цвета могут служить основными цветами — ограничением является условие, чтобы ни один из них не мог быть представлен в виде суммы оттенков двух других. На практике основными цветами являются красный, зеленый и синий; в многоцветной печати и в цветной фотографии, где для воспроизведения цветов используется более сложный процесс субтрактивного их синтеза — пурпурный (синевато-красный), голубой (зеленовато-синий) и желтый. Понятие «основные цвета» и основанные на нем соотношения используются в теоретической и практической колориметрии. Однако аппарат трехмерных систем недостаточен для решения ряда тонких и сложных проблем, связанных с измерением и количественным выражением цвета.
Пейзаж – вид, изображение какой-либо местности; в живописи, графике – жанр и отдельное произведение, в котором основной предмет изображения – природа.
Портрет – жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное изображению определенного человека или нескольких людей (парный, групповой портрет и т.д.).
Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органичным использованием разных цветов.
Светотень – градация светлого и темного, соотношение света на форме. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря светотени зрительно воспринимаются и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и материала предмета. В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.
Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция чаще всего встречается в декоративно-прикладном искусстве. Нарушение симметрического строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрией.
Треугольник - часть плоскости, ограниченная тремя отрезками прямых (сторонами треугольника)
Фломастеры заправлены специальными чернилами. Фломастер дает равномерный цвет без оттенков. Детям легче рисовать фломастерами, чем карандашами, потому что они легко оставляют след на бумаге. Следует напоминать детям закрывать фломастеры колпачками, иначе они быстро засохнут. Желательно использовать фломастеры для рисования на гладкой бумаге. Если цветом требуется залить большую поверхность, используется штриховка. Фломастеры подходят для рисования мелких ярких деталей и контурной обводки предметов. Один из главных плюсов фломастеров по сравнению с карандашами состоит в том, что ребенок не может стереть линию и нарисовать другую, ему приходиться сразу продумывать свой рисунок.
Фон (в натуре и в произведениях искусства) – любая среда, находящаяся за объектом, расположенным ближе, задний план изображения. В произведениях изобразительного искусства фон может быть нейтральным, лишенным изображений или включать изображение (изобразительный фон).
Штрих – одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки. Приемы работы штрихом разнообразны. Используются штрихи разной длины, силы и частоты, положенные в различных направлениях. При этом в зависимости от характера работы штрихи могут выглядеть как отдельные линии или сливаться в сплошное пятно.
| | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Календарно-тематический план 1 группа
| |
12